Сценарий ООД "От ракушки до купюры"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ерёмина Ирина Александровна

Сенарий организованной образовательной деятельности по формированию представлений об основах финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_od_ot_rakushki_do_kupyury.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

организованной образовательной деятельности

в группе старшего дошкольного возраста

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема «От ракушки до купюры»

Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«От ракушки до купюры»

2.

Методы и приёмы реализации содержания занятия

Наглядный, практический; демонстрация, вопросы, обсуждение, сравнение, наблюдение, проблемная ситуация

3.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

4.

Возрастная группа

Старшая группа (5-6 лет)

5.

Цель:

Создать условия для знакомства с деньгами, их историей

6.

Задачи:

6.1

Образовательные:

Познакомить с деньгами; расширять представление об элементах экономики (деньги и их история);

формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы);

уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации)

6.2

Развивающие:

развитие способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы;

формировать представление о весе предметов путём взвешивания на весах. 

6.3

Воспитательные:

воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;

воспитывать уважение к труду;

бережное отношение к деньгам.

7.

Планируемые результаты

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;

способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения в познавательной  деятельности;

интересуется причинно-следственными связями; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

8.

Организация среды для проведения занятия

Презентация «История возникновения денег», монеты, ракушка, бумажные деньги, конверты, весы, контейнеры с водой, бланк для фиксации результатов исследований, банковская карта, картинки с изображением различной продукции (одежда, обувь, мебель, продукты питания), иллюстрации на тему «Дружба», «Жизнь», «Здоровье».

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание иллюстраций, беседы, сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

2 мин

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации), организационный момент

Организационный момент. Дети заходят, здороваются с гостями. Педагог звенит в колокольчик    «Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок».

Сюрпризный момент. Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Коробочка)

Воспитатель: Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясёт коробочку, даёт детям потрясти)

Дети: (Слушают, предполагают) Деньги, деньги!

Воспитатель: Надо проверить. Открываю. Действительно, денежки.

Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Дети: Пять рублей, 10 рублей, 5 копеек.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

Дети: Да.

Воспитатель: А где вы сталкивались? (ответы детей). Ребята, как вы думаете, почему среди денег оказалась ракушка? (ответы детей)

Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?

Дети: Да.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Мне тоже интересно - почему ракушка здесь? Как же мы узнаем?

1.3.

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Давайте мы с вами побудем  настоящими исследователями, больше узнаем о деньгах и сможем узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?

Дети: Да.

II.

Основная часть:

 

10 мин

2.1

Актуализация ранее приобретённых знаний

Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги? Трудный вопрос, правда? Когда нам могут понадобиться деньги? Где мы используем деньги?

Дети размышляют.

2.2

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Воспитатель: А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?

Дети размышляют.

Воспитатель: Если что-то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?

Дети: В газете, книгах …

Воспитатель: Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги. «Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы»

Воспитатель: Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?

Дети размышляют.

Воспитатель: Ребята, мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?

Дети: Нет.

Воспитатель: А я слышала, что были. Знаете, какие? А где мы можем узнать?

Дети: Из интернета.

Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр наших исследований. Усаживаемся удобно у экрана. Всем удобно?

Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей. Давайте посмотрим.

(слайд 1) Перед нами - первобытный человек.

(слайд 2) У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

(слайд 3) Двигаемся во времени дальше. Люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое.

(слайд 4) Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.

(слайд 5) Но обменивать товары было очень сложно. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина.

(слайд 6) Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, даже сушеную рыбу.

(слайд 7) Такие деньги были не удобны. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Чем же были они удобны? Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

(слайд 8) Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.

(слайд 9) Затем появились деньги, похожие на современные.

(слайд 10) После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история

Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие они были?

Дети: Кости, брусочки, ракушки.

Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Дети: Металлические.

Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?

Дети: Нет.

Воспитатель: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры. (Закрепление)

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Дети высказывают своё мнение.

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте. Может, мы это проверим?

У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Вот на мольберте у нас бланк для исследований. В него мы будем записывать результаты наших опытов как настоящие исследователи.  

Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Дети: Бумага – купюры.

1 эксперимент:

- бумага мнётся, рвется; монета нет.

ВЫВОД.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель: На  бланке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2 эксперимент:

Дети: Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети: Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети: Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Андрей, отметь в нашем бланке. ВЫВОД

3 эксперимент:

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети предполагают.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Положите на весы монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД: что выигрывает? Ставим плюсик.

4 эксперимент:

Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. ВЫВОД.

Воспитатель: Посмотрите в бланк исследований. Кто выигрывает?

Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры.

Ребята, а какое средство оплаты ещё может быть в кошельке? Что, кроме денег, можно использовать при оплате?

Дети: Банковская карта.

Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?

Уважаемые гости, поднимите руку, если считаете, что картой удобно пользоваться.

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Ответы детей.

А вы делали покупки самостоятельно?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?» Перед вами картинки, отберите те из них, на которых изображено, что можно купить за деньги. (Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купит).

Воспитатель: А почему 4 картинки остались. А что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы. (Дружбу, жизнь, здоровье)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

10 мин

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»

3 мин

3.2

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

         

Содержание организованной деятельности

Организационный момент. Дети заходят, здороваются с гостями. Педагог звенит в колокольчик    «Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок».

Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Коробочка)

Воспитатель: Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясёт коробочку, даёт детям потрясти)

Дети: (Слушают, предполагают) Деньги, деньги!

Воспитатель: Надо проверить. Открываю. Действительно, денежки.

Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Дети: Пять рублей, 10 рублей, 5 копеек.

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

Дети: Да.

Воспитатель: А где вы сталкивались? (ответы детей). Ребята, как вы думаете, почему среди денег оказалась ракушка? (ответы детей)

Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?

Дети: Да.

Воспитатель: Мне тоже интересно - почему ракушка здесь? Давайте мы с вами побудем  настоящими исследователями, больше узнаем о деньгах и сможем узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?

Дети: Да.

Основная часть.

Воспитатель: Согласны. Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги? Трудный вопрос, правда? Когда нам могут понадобиться деньги? Где мы используем деньги?

Дети размышляют.

Воспитатель: А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?

Дети размышляют.

Воспитатель: Если что-то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?

Дети: В газете, книгах …

Воспитатель: Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги. «Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы»

Воспитатель: Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?

Дети размышляют.

Воспитатель: Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?

Дети: Нет.

Воспитатель: А я слышала, что были. Знаете, какие? А где мы можем узнать?

Дети: Из интернета.

Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр наших исследований. Усаживаемся удобно у экрана. Всем удобно? Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей. Давайте посмотрим.

(слайд 1) Перед нами - первобытный человек.

(слайд 2) У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

(слайд 3) Двигаемся во времени дальше. Люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое.

(слайд 4) Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.

(слайд 5) Но обменивать товары было очень сложно. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина.

(слайд 6) Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, даже сушеную рыбу.

(слайд 7) Такие деньги были не удобны. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Чем же были они удобны? Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

(слайд 8) Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.

(слайд 9) Затем появились деньги, похожие на современные.

(слайд 10) После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история.

Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие они были?

Дети: Кости, брусочки, ракушки.

Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Дети: Металлические.

Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?

Дети: Нет.

Воспитатель: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры. (Закрепление)

Физминутка

Дружно, весело шагаем …Марш

В магазин мы попадаем

Я скакалку….Прыжки

Ты – часы…Наклоны

Покупаем от души

Мне монетка так нужна… .Руки в стороны

В магазине она важна…

Воспитатель: А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Дети: Высказывают своё мнение.

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте.  Может, мы это проверим?

У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Вот на мольберте у нас бланк для исследований. В него мы будем записывать результаты наших опытов, как настоящие исследователи.  

 Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Дети: Бумага – купюры.

1 эксперимент:

- бумага мнётся, рвется; монета нет.

ВЫВОД.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель: На бланке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2 эксперимент:

Дети: Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети: Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети: Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Андрей, отметь в нашем бланке. ВЫВОД

3 эксперимент:

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети: Предполагают.

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети предполагают.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Положите на весы монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД: что выигрывает? Ставим плюсик.

4 эксперимент:

Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. ВЫВОД.

Воспитатель: Посмотрите в бланк для исследований. Кто выигрывает?

Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры.

Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети: Банковская карта.

Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?

Уважаемые гости поднимите руку, если считаете, что картой удобно пользоваться.

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Ответы детей.

А вы делали покупки самостоятельно?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?» Перед вами картинки, отберите те из них, на которых изображено, что можно купить за деньги. (Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купит).

Воспитатель: А почему 4 картинки остались. А что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы. (Дружбу, жизнь, здоровье)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

Рефлексия

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД «ДЕНЬГИ: ДОСТОИНСТВО МОНЕТ И КУПЮР»

КОНСПЕКТ НОД «ДЕНЬГИ: ДОСТОИНСТВО МОНЕТ И КУПЮР»Программные задачи:Закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета»;Дать детям...

Дидактическая игра "Найди купюру страны"

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»Цель: знакомство с денежными знаками.Задачи...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»Цель: ознакомление с достоинством монет ...

Познание(Ребёнок и окружающий мир) на тему «От ракушки до купюры»

Содержание организованной деятельности Организационный момент. Дети заходят, здороваются с гостями. Педагог звенит в колокольчик «Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок». Воспитатель: Я п...

Дидактическая игра на основе кругов «Луллия» «Размен купюр»

Данное пособие предназначено для реализации детям от 5 до 7 лет....