Практикум для педагогов «Создание игровых ситуаций при формировании финансовой грамотности»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Вишнякова Светлана Леонидовна

Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_finansovoy_gramotnosti_oktyabr_2021.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

                

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

дошкольное отделение детский сад № 62

Практикум для педагогов

«Создание игровых ситуаций при формировании финансовой грамотности»

                                                                                        Подготовила

 воспитатель

Вишнякова С.Л.

г. Голицыно

17.11.2021

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в создании игровых ситуаций по финансовой грамотности в дошкольном образовании.

Задачи:

  1. Актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности;
  2. Познакомить с формами работы и средствами развития у детей навыков по финансовой грамотности с использованием игровых ситуаций в дошкольном образовании;
  3. Расширить использование игровых ситуаций в работе ДОУ.

    Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха.

Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком был запущен проект, целью которого является - повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным образованием и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

                                                                                                Максим Горький

Для достижения образовательных результатов необходимо использование образовательных технологий, активного и интерактивного обучения. Активные или практические методы обучения направлены на активацию мышления и обеспечивают:

  • устойчивую вовлеченность в процесс познания;
  • стимулирование познавательной деятельности;
  • взаимодействие между дошкольниками и воспитателем;
  • самостоятельное принятие воспитанниками решений, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций, при успешно выполненной деятельности;
  • помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиции «Я сам», «Я сделаю».

Данные игровые ситуации направлены на обучение азам экономики, формирование у детей экономических представлений и экономического сознания. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Игровые ситуации разработаны с помощью рабочей программы по финансовой грамотности.

Цели игровых ситуаций: 

- формирование у детей доступных экономических понятий;

-воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;

- воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них;

- воспитание уважения к тому, что даёт им различные природные блага.

Некоторые игровые ситуации 

Моя семья

Цель: ознакомление детей с семейной экономикой.

Решаются педагогические задачи:

- формируются понятия о бюджете семьи (доход и расходы);

- даётся представление о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе;

-ребёнок учится выделять первоочередные потребности своей семьи, делать выбор;

- поясняется причина существования ограниченности;

-формируется умение сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить с потребностями и возможностями семьи.

В играх дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством ведения домашнего хозяйства. Используются игры «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники».

 

Мир денег

Цель: ознакомление с деньгами, ценами; получение представления о производстве денежных знаков, их покупательской силы.

Решаются педагогические задачи:

- формируется правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;

- воспитывается начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

- даётся представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

В играх устанавливаются зависимость между качеством товара и прибылью при продаже; дети узнают, что деньги служат средством обмена товара между людьми. Используются игры «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Универсам».

 

Мой город

Цель: познакомить детей  с экономикой города, производством товаров, основными и современными профессиями.

Решаются педагогические задачи:

-формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;

- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

-поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

-стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Это учит детей уважать людей, которые честно трудятся и зарабатывают деньги. Используются игры «Фермер», «Ателье», «Шофер». 

 

Мир товаров

Цель: познакомить детей с азами маркетинга и рекламы. 

Решаются педагогические задачи:

- дать представление о рекламе, о ее назначении;

- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;

-учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);

- воспитывать разумные потребности.

Дети узнают о разных формах сбыта продукции: рынки, магазины, ярмарки. А также узнают о специфике купли – продажи, учатся бережно относиться к вещам. Используются игры: «Рынок», «Ярмарка», «Реклама», «Агентство», «Магазин», «Дом книги», «Детская лотерея».

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

1.Раздел «Труд»

ИОС «Магазин стройматериалов» (ИОС с литературным персонажем)

Материалы:

карточки «Деньги», стройматериалы и инструменты, ценники, вывеска на магазин.

Цель:

закреплять представления детей о разных видах труда и профессий.

Игровые правила:

дети делятся на две команды и выполняют задания.

Предварительная работа: 

Чтение сказки «Теремок», просмотр мультфильма.

Ход ИОС: 

Воспитатель в роли литературного героя Медведя из сказки «Теремок» вводит детей в ИОС: Медведь так хотел подружиться с животными, которые жили в теремке, что после его визита теремок развалился. Пришлось строить новый дом, поехать в магазин стройматериалов. Дети делятся на две команды. Первая команда помогает Медведю (воспитателю) выбирать инструменты и материалы, вспоминают профессии (продавец, дизайнер, строитель, инженер, прораб и т.д.) и инструменты (лопата, шпатель, дрель, пила и т.д.). Вторая команда перевозит стройматериалы на место постройки (профессии: шофер, грузчик, каменщик, маляр и т.д.) и строят новый теремок

Рефлексивное обсуждение. После игры дети обсуждают, какие виды труда и профессии они освоили, закрепили понятия: товар, услуги. Дают нравственную оценку жителям теремка, хорошо ли они поступили.

Результат:

у детей закрепились знания о различных видах труда и профессий.

2.Раздел «Деньги»

ИОС «Назови монету» (ИОС путешествие)

Оборудование: 

Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Цель: 

Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Игровые правила: 

дети делятся на две команды и выполняют задания.

Предварительная работа: 

Чтение сказок «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али - Баба и сорок разбойников», просмотр видеофильмов

Ход ИОС:

Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют названия денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.

Результат: 

дети расширили представления о разнообразии названий денег.

3.Раздел «Покупаем – продаем»

ИОС «Поход в магазин «Фрукты и овощи» (ИОС с игрушками-аналогами)

Материалы:

вывеска, игрушки-аналоги «деньги», игрушки-аналоги, карточки «список покупок».

Цель:

формировать умение у детей составлять список покупок и совершать покупки, закреплять у детей представления о товаре.

Игровые правила:

дети делятся на подгруппы и получают задание соотнести количество имеющихся «денег» со стоимостью товара.

Предварительная работа: 

беседа об овощах и фруктах, чтение стихов, просмотр видеофильмов

Ход ИОС:                                                                                                           Воспитатель-Копатыч - открывает магазин «Фрукты и овощи» и просит помочь детей продать продукты.

Дети делятся на две команды.

1 команда – дети помогают Копатычу в продаже продукции в его магазине. Дети раскладывают овощи и фрукты на витрины магазина.

2 команда–дети-покупатели. Воспитатель предлагает детям составить список покупок из игрушек-аналогов «Товар» и раздает аналоги «Деньги». Дети совершают покупки в магазине, согласно своим спискам, но у одного мальчика не хватило денег на покупку винограда, и он попросил в долг у друга.

После похода в магазин и совершения покупок дети садятся на стульчики и обсуждают, какие они сделали покупки, всем ли хватило денег, можно ли взять в долг?

Результат: у детей сформировано умение совершать покупки по списку, расширить представление о понятие «долг».

4.Раздел «Реклама»

ИОС «Где лучше провести отпуск: на курорте или в Простоквашино?» (ИОС с литературными персонажами)

Материалы:

картинки и открытки курортов и пейзажей деревни

Цель:

расширить у детей представление о рекламе и умение создавать рекламу (рекламный слоган)

Игровые правила: 

дети делятся на 2 команды и выполняют задания.

Предварительная работа: 

просмотр мультфильма «Простоквашино», показ видеофильма о видах рекламы, знакомство с рекламными слоганами.

Ход ИОС:

Воспитатель – почтальон Печкин - просит помощи определиться, где лучше провести отпуск. На курорте или в деревне «Простоквашино». Дети делятся на 2 команды. Воспитатель по жеребьёвке предлагает каждой команде картинки и открытки, на которых изображен курорт или деревня, дети должны прорекламировать места для отпуска. Воспитатель помогает, (даёт пример). После обсуждения команды представляют по очереди свои варианты слоганов.

По окончании игры дети садятся на стульчики и обсуждают какие варианты рекламы им понравились, приходят к выводу, что очень много зависит от рекламы. Помогают выбрать место отдыха для почтальона Печкина.

Результат:

сформировано представление о рекламе и умение рекламировать товар.

Примеры.

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Игровые обучающие ситуации

1.Раздел «Труд»

ИОС «Овощная лавка» (ИОС с литературным персонажем)

Материалы:

карточки «Деньги», овощи, ценники, вывеска.

Цель:

закреплять представления детей о разных видах труда и профессий.

Игровые правила:

дети делятся на три команды и выполняют задания.

Предварительная работа: 

Чтение сказки «Репка», просмотр мультфильма.

Ход ИОС:

Воспитатель в роли литературного героя Деда из сказки «Репка» вводит детей в ИОС: вся семья Деда уехала на отдых, нужно помочь Деду вырастить овощи, отправить на рынок и продать. Дети делятся на три команды. Первая команда помогает деду (воспитатель) выращивать овощи, вспоминают профессии (овощевод, агроном, тракторист и т.д.). Вторая команда перевозит овощи на рынок (профессии: шофер, грузчик, продавец, контролер, директор рынка и т.д.) и продает их. Третья команда – покупатели.

Рефлексивное обсуждение. 

После игры дети обсуждают, какие виды труда и профессии они освоили, закрепили понятия: товар, услуги. Дают нравственную оценку членам семьи, хорошо ли они поступили.

Результат:

у детей закрепились знания о различных видах труда и профессий.

2.Раздел «Деньги»

ИОС «Мини-банк» (ИОС путешествие)

Оборудование: 

Макет банкомата, карточки «Деньги»

Цель: 

знакомство детей с основными функциями банка и иностранными валютами.

Игровые правила:

дети делятся на две команды и совершают экскурсию по банку.

Предварительная работа: 

беседа-диалог о видах денег, просмотр видеофильма.

Ход ИОС: 

Воспитатель берет на себя роль директора банка и предлагает детям выбрать между собой Управляющего банка. Первая команда совершает экскурсию по банку вместе с директором и знакомится с основными функциями банка. Управляющий знакомит вторую команду с иностранной валютой (доллар, евро, рубли). Потом команды меняются, первая команда идёт к директору, а вторая к управляющему. По окончанию игры дети садятся в круг и высказывают своё мнение о работе банка и об иностранной валюте.

Результат:

дети закрепили знания и расширили представления о функциях банка и его валюте.

3.Раздел «Покупаем – продаем»

ИОС «Поход в магазин» (ИОС с игрушками-аналогами)

Материалы:

вывеска, игрушки-аналоги «деньги», игрушки-аналоги, карточки «список покупок».

Цель:

формировать умение у детей составлять список покупок и совершать покупки, закреплять у детей представления о товаре.

Игровые правила: 

дети делятся на подгруппы и получают задание соотнести количество имеющихся «денег» со стоимостью товара.

Предварительная работа:

 беседа о молочных продуктах, просмотр видеофильма.

Ход ИОС:

Воспитатель-Кот Матроскин - открывает магазин молочной продукции и просит помочь детей продать продукты.

Дети делятся на две команды.

1 команда – дети помогают Коту Матроскину в продаже молочной продукции в его магазине. Дети раскладывают молочную продукцию на витрины магазина.

2 команда–дети-покупатели. Воспитатель предлагает детям составить список покупок из игрушек-аналогов «Товар» и раздает аналоги «Деньги». Дети совершают покупки в магазине, согласно своим спискам, но у одного мальчика не хватило денег на покупку йогурта, и он попросил в долг у друга.

После похода в магазин и совершения покупок дети садятся на стульчики и обсуждают, какие они сделали покупки, всем ли хватило денег, можно ли взять в долг?

Результат: 

у детей сформировано умение совершать покупки по списку, расширено представление о понятие «долг».

4.Раздел «Реклама»

ИОС «В чём нести пирожки Красной шапочке?» (ИОС с литературными персонажами)

Материалы:

стол, корзина, картинки: контейнер, рюкзак, сумка-холодильник; муляжи пирожков.

Цель:

расширить у детей представление о рекламе и умение создавать рекламу (рекламный слоган).

Игровые правила: 

дети делятся на 3 команды и выполняют задания.

Предварительная работа: 

чтение сказки «Красная шапочка», показ видеофильма о видах рекламы, знакомство с рекламными слоганами

Ход ИОС:

Воспитатель - Красная шапочка - просит помощи, в чём лучше (кроме корзины) отнести пирожки бабушке. Дети делятся на 3 команды. Воспитатель по жеребьёвке предлагает каждой команде предметы, в которых можно нести пирожки (рюкзак, контейнер, сумка-холодильник), который они должны прорекламировать. Каждая команда получает предмет, задание и придумывает слоган. Воспитатель помогает, (даёт пример). После обсуждения команды представляют по очереди свои варианты слоганов.

По окончании игры дети садятся на стульчики и обсуждают, какие варианты рекламы им понравились, приходят к выводу, что очень много зависит от рекламы. Помогают выбрать товар Красной шапочке.

Результат:

сформировано представление о рекламе и умение рекламировать товар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник проблемных ситуаций по формированию финансовой грамотности детей

Материал псодержит проблемные ситуации по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

сборник проблемных ситуаций по формированию финансовой грамотности.

Финансовые задачи для детей старшего дошкольного возраста....

Практикум для педагогов "Создание игровых ситуаций при формировании финансовой грамотности"

Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать.Финансовая грамотность дает возможность упр...

Развивающая образовательная ситуация по формированию финансовой грамотности через чтение художественной сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха»

Цели:продолжать развивать у старших дошкольников экономические компетенции.Задачи:• Формировать первоначальные экономические знания у детей;• Способствовать развитию экономического...

Методическая разработка «Дидактические игры и игровые ситуации по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.Задачи:Сформировать у детей представление о потребностях че...

«Использование игровых технологий для формирование финансовой грамотности у детей 5-7 лет»

Формирование финансовой грамотности через использование игровых технологий....