"Путешествие в страну Экономику"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Надежда Алексеевна Сотникова

Обучение детей финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_ekonomiku_2.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

Конспект НОД

по познавательному развитию

в интеграции образовательных областей в рамках «ФГОС ДО»

«Путешествие в страну Экономику» для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Н.А.Сотникова

Г.Донецк РО

2022г.

НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему:

«Путешествие в страну Экономику»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие: формировать первичные экономические понятия: финансы, экономия, зарплата, банк, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.

Воспитывающие: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Форма организации: групповая.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.

Словарная работа: бюджет, банкнота, экономика, доход, расход.

Материалы и оборудование: телевизор, видеозапись «монетки», кувшин, зёрна кофе, пшеница, фрукты, копилка, мяч, стаканчики с водой, бумажные кошельки, монеты по три штуки, банкноты.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Как появились первые деньги», с.р.и. «Магазин».

Ход НОД:

1 часть Вводная

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель:

У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Я вас приглашаю в очень необычную страну, а чтобы произошло перемещение нужно закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 0.

А путешествовать мы будем с моей знакомой, а кто она отгадайте

«Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет»

(на мониторе появляется изображение монетки)

Монетка:

- Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я приглашаю вас в страну Экономику. А вы знаете, что такое экономика?

Воспитатель

Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Что же такое экономика? Это наука о том, как правильно вести хозяйство. Она учит разумно тратить деньги, экономить их.

Ну, а мы с вами отправляемся в путешествие.

Станция «Историческая»

«Монетка» сообщает что на станции «Исторической» ребята узнают как появились первые деньги. Чем рассчитывались люди, когда не было денег, удобно ли было это.

Воспитатель: -Посмотрите вокруг внимательно и найдите необычные предметы.

(Находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.

Воспитатель:

Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой

цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.

А нас ждёт впереди следующая станция

Станция «Бюджетная»

Монетка:

- На этой станции вы узнаете, что такое доход, расход, бюджет. Удачи ребята!

Воспитатель:

(Воспитатель показывает копилку)
- Ребята, что это такое?
- Для чего нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги.

Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей

Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?

Ответы детей
Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье?
Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет) 

 Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

Когда мы получаем деньги это доход, а когда тратим это расход.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход - расход»:

Я буду вам называть действие, а вы мне будете отвечать доход это или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Воспитатель:

Становитесь все в кружок, продолжаем мы играть

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно все пересчитать (ходьба с выставлением указательного пальца вперед)

Сколько в комнате углов? (показать на углы с поворотами туловища)

Сколько ног у воробьев? (приподнимать поочередно ноги)

Сколько пальцев на руках? (раскрыть пальцы рук)

Сколько пальцев на ногах?(присесть, коснуться носков ног)

Сколько в садике скамеек? (полуприседания)

Сколько в пятачке копеек?

Отправляемся дальше

Станция «Экспериментальная»

Монетка:

-Приглашаю вас на станцию «Экспериментальная»

На этой станции вы узнаете всё о монетах и купюрах.

Воспитатель. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?

Ответы детей

Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?

Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Ответы детей ( металлические)

Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?

Ответы детей (монета)

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Ответы детей

Воспитатель: А может мы это проверим? Но прежде чем отправиться в лабораторию я вам раздам жетоны

А теперь найдите себе пару по цифре, они у вас на жетонах, и такую же цифру на столе, это и будут ваши места.

 Напомните мне Правило – как надо вести себя в лаборатории?  Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать выводы на доске.

- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?

Ответы детей

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? (ответы детей)

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?

Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).

 

Монета круглая, а банкнота…..

Банкнота бумажная, а монета…

Монета звенит, а банкнота…

Монета металлическая, а банкнота…

1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)

ВЫВОД

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

У всех вас есть и монета и купюра

2. Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Ответы детей

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

- Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик банкноте.

3. Эксперимент

Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки.(банкнты в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. ВЫВОД. Банкноты удобнее хранить в кошельке. Ставим плюс.

4. Эксперимент: 

Воспитатель: 

Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Ответы детей

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметим на карте.

ВЫВОД плюс монетке.

Воспитатель: Посмотрите . Кто выигрывает?

Ответы детей

Воспитатель: А что значит ничья?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Ответы детей

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и банкнота. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Ответы детей

Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?

(Дети спрашиваю гостей удобно ли им пользоваться картой.)

Монетка

-Молодцы ребята справились со всеми заданиями. До скорых встреч в магазине.

Станция «Экономная»

А вот и наш магазин.

Сначала рассмотрите товар, что бы вам хотелось купить. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в нашем магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (два яблока красное яблоко 5 рублей, зелёное 2) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.

Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?
Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?
Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги).
Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада.


Монетка:

-Дорогие ребята, вы достойно прошли все задания, и я надеюсь вы будете очень бережливыми, научитесь считать свои траты и будете помогать в этом родителям.

Ребята нам пора возвращаться обратно в группу, беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.

Итог. Рефлексия.
Вам понравилось в школе «Экономики»? Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну-Экономика!"

   Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со  сказкой и её героями. Программные задачи: 1.      Образов...

Примерный конспект интегрированного занятия: "Путешествие в страну Экономика" Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Задачи: Учить детей  действовать согласно предложенной ситуации общения, делать обобщения  и выводы, решая экономические задачи; понимать значение  экономических пословиц, поговорок; да...

Путешествие в страну экономика

Программное содержание Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (о...

Полезное путешествие по стране Экономика

Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного пове...

Путешествие в страну Экономика

Формирование зачатков экономического мышления детей старшего дошкольного возраста через игровые методы для воспитания социально - адаптированной личности....

Проект "Путешествие в страну Экономика"

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней....

Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"

Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"...