«Экскурсия в банк»
проект по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»
Проект
сюжетно-ролевой игры
в старшей группе
«Экскурсия в банк»
Подготовили воспитатели:
Бердинских Н.Г.
2021г
Проект сюжетно – ролевой игры «Экскурсия в банк»
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.
Сроки проекта: 5 дней (краткосрочный).
Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных и игровых маршрутов».
Актуальность: Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни.
В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.
Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали дошкольника. Однако сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы воспитанник уже в дошкольном возрасте знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.
Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам.
Дети могут наблюдать за востребованностью услуг банка, но не имеют достаточно знаний в данной области. Отсюда важность и актуальность применения сюжетно-ролевой игры «Экскурсия в банк». В основу сюжета игры легла деятельность банка как учреждения, выдающего денежные кредиты для организации собственного дела, принимающий деньги на хранение, выдающий деньги вкладчикам, предоставляющий деньги в долг.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Игровой сюжет, развертываемый детьми способствует формированию коммуникативных навыков, появлению умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими. Дошкольники учатся комментировать свои игровые действия и действия партнеров.
Цель проекта: формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Экскурсия в банк»; расширение знаний детей о банке и проводимых в нем операциях; формирование коммуникативных навыков.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
- расширять представления детей о профессиях, связанных с банком (управляющий, консультант, кассир, охранник);
- развивать и обогащать сюжет игры в «банк»;
- подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
- учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
- обогащать словарный запас по теме «банк»;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей честность, доброту, ответственность, эмпатию;
- воспитывать способность к самоограничению и привычку тратить деньги разумно.
Оздоровительные задачи:
- охранять и укреплять здоровье детей;
- формировать умение рационально использовать финансы для гармоничного развития личности.
Личностная активность:
- возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги, какую фирму открыть, как организовать собственное дело, чтобы оно приносило прибыль и т. д.);
- нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим).
Творческая активность:
• выдвижение собственных творческих идей;
• создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры;
• придумывание разнообразных сюжетов игры.
Формы реализации проекта:
• организованная игра.
• свободная игровая деятельность детей.
Формы работы:
- познавательные занятия с определенным экономическим содержанием.
- беседа, обсуждение, дискуссия;
- дидактические игры;
- просмотр слайд-презентации «Банк», мультфильмов «Уроки тетушки Совы»- «Азбука денег», «Три кота», «Смешарики» - «Азбука финансовой грамотности», «Фиксики»;
• прослушивание звукозаписей сказок, загадывание загадок;
• игровые ситуации;
• решение проблемных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, фотографий, книг;
- тематические сюжетно-ролевые игры;
- работа с родителями;
• продуктивная деятельность.
Ресурсное обеспечение:
муляжи банковских реквизитов; компьютер (ноутбук, папка с документами, бланки для записей, ручки, печати, касса, рация, игрушечная, бейджики, галстуки для сотрудников «Банка», атрибут банкомат);
Денежные знаки, книжки по оплате за коммунальные услуги.
Предметное наполнение игровых зон:
•рабочее место банкира: стол, стул, телефон, компьютер, папка с документами;
•рабочее место кассира: касса, сейф, папка для документации;
•охрана: стол, стул, телефон – рация.
Ожидаемые результаты реализации игры:
• Получение знаний о «банке».
• Знание основных операций с наличными средствами.
• Расширение границ изображаемого в игре «Экскурсия в банк», через проигрывание ситуаций по определенным (тематическим) сюжетам.
• Овладение детьми норм и правил социального поведения, определенных умений и навыков.
• Умение детей самостоятельно придумывать разнообразные сюжеты игр, игровых действий, правил, оригинальных замыслов.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный (01.03. 21 – 02.03.21) .
- Знакомство детей с профессией банкир, функциями работников банка.
Виртуальная экскурсия в банк.
Просмотр мультфильмов по выбранной тематике.
2) Подготовка информации о работе банка и его служащих.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Сюжетно-ролевой игры «Экскурсия в банк».
Изготовление родителями атрибутов для игр.
3)Организация игрового пространства.
Изучение художественной литературы для детей по выбранной тематике.
4) Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
II этап – практический (03.03.21.-04.03.21).
Реализация проектных мероприятий
• беседы;
• дидактические игры;
• сюжетно-ролевая игра;
• работа с родителями;
образовательное событие по финансовой грамотности «Дом, где хранятся деньги » (Приложение 1).
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателя, детей, родителей по реализации проекта.
III этап – итоговый (05. 03.21). Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Экскурсия в банк». (Приложение 4)
Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов.
Предполагаемые результаты: По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
4. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
5. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Критерии и показатели эффективности проекта:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
I этап – подготовительный:
1. Работа с детьми. Опрос детей. Цель: выявление знаний детей о деньгах, введение в проблему.
2.Взаимодействие с родителями. Ознакомление родителей с темой, целью и задачами проекта. Подборка материала, иллюстраций, изготовление атрибутов, консультации.
3. Изучение педагогической литературы.
Изучение интернет – ресурсов. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта. Планирование мероприятий по реализации проекта. Проведение педагогического обследования (игровая деятельность дошкольников). Подборка информационного материала для родителей.
II этап - практический:
Сроки мероприятий | Формы работы | |||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | Предметно-развивающая среда | ||
Понедельник 01.03. 21г. | Мотивация. Обьявление о начале проекта. Занятие «Дом, где хранятся деньги». Цель: познакомить детей с «банком», как с учреждением, где хранятся деньги и производимых им операциях. | Ситуативная игра «Для чего нужен банк». Видео экскурсия на Московский монетный двор. | Мини-музей «Денег», копилки, кошельки. | Информация о начале проекта. Консультации для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Финансовая грамотность детей». |
Вторник, 02.03.21г | Беседа: «Что такое деньги». Цель: уточнить представление детей о том, как взрослые зарабатывают деньги и для чего нужны человеку деньги. Рассматривание денежных знаков Российской Федерации. Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы. Что такое деньги» «Безналичный расчет» Конструирование-оригами «Кошелек». | Видео-экскурсия в. Санкт - Петербургский музей денег. Придумывание с детьми денег их название, форма «Лучшее изображение денег». Отгадывание загадок по теме «Финансы». Физкультминутка «Будем денежки считать». | Рисование детских денег для сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» с использованием игрушечных денег. | Помощь в изготовлении пособий для игры банк. Изготовить сейф. |
Среда, 03.03. 21г | Занятие «Виртуальная экскурсия в банк. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»-10 серия. Цель: познакомить с работой банка.
| Дидактическая игра «Для чего нам нужны деньги». Рисование денег в технике «Фроттаж». Загадывание загадок о деньгах. | Рассматривание иллюстраций к сказкам по финансовой грамотности.
| Экскурсия детей с родителями в банк. |
Четверг, 04.03. 21г | Беседа «Кто работает в банке». Цель: расширить знания детей о работниках банка. Просмотр мультфильма «Фиксики в банке». | Дидактическая игра «Орудия труда банкира». Рисование денег в технике «Фроттаж». | Изготовление кошелька в технике оригами. Сочинение рассказа на тему: «Если я буду банкиром». | Практические советы родителям по экономическому воспитанию. |
Пятница, 05.03. 21г | Презентация: «Познавательный маршрут «Банкомат».
Чтение сказки «Как сорока карту потеряла». | Раскраска книжки-сказки «Как сорока карту потеряла». | Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в банк». | Экскурсия детей с родителями к банкомату. |
III этап – итоговый:
1. Работа с детьми: Проведение педагогического обследования работы с детьми.
2. Взаимодействие с родителями: анкетирование родителей, консультации.
3. Работа педагогов: Презентация опыта работы по данной теме.
- Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- Получение знаний о «банке».
- Формирование коммуникативных навыков.
- Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
- Комментирование игровых действий и действий партнеров.
Работа педагога по подготовке и реализации проекта:
Изучение литературы, поиск информации в интернете, разработка презентаций, составление конспекта, подбор иллюстраций.
Литература:
1. «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
3.Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
6.Интернет ресурсы:
https://www.google.com/url?q=http://ollforkids.ru/skazkart/1556-muha-cokotuha-skazka-s-kartinkami.html&sa=D&ust=1459266865338000&usg=AFQjCNHyU6HVD_ZZWYzFnv4vGgHQa74MVA
https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg
7. Е.Н.Табих, Дошкольникам об экономике, 2007, Минск
8.А.Д.Шатова, Деньги, энциклопедия для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в банк
Банки играют центральную роль в денежных отношениях и выполняют большинство функций финансового посредничества. Благодаря банкам возможны такие операции как ведение счетов, проведение платежей и выдач...
Экскурсия в банк.
Конспект. Цель: ознакомление детей с работой банка. Фотоотчет. С/Р "Банк"...
Экскурсия в банк.
Консультация.Фотоотчет....
Виртуальная экскурсия в банк
Тема: «Виртуальная экскурсия в РНКБ банк»Программное содержание: познакомить детей с работой банка; дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках...
Виртуальная экскурсия в банк "Дом, где живут деньги"
Виртуальная экскурсия в банк...
Конспект развлечения по финансовой грамотности "Экскурсия в банк"
Конспект зянятия "Экскурсия в банк" позволяет воспитанникам более подробно познакомится с работой банка, его специфическими особенностями, узнать, откуда к потребителю попадают д...
Презентация к проекту «Экскурсия в банк»
Презентация к проекту «Экскурсия в банк»...