«Экскурсия в банк»
проект по основам финансовой грамотности

Бердинских Наталья Геннадьевна

 Проект сюжетно – ролевой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_bank_proekt.docx195.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

Проект

сюжетно-ролевой игры

в старшей группе

«Экскурсия в банк» 

C:\Users\Любовь\Desktop\сбер.jpg

                                     

Подготовили воспитатели:

                                                                                                      Бердинских Н.Г.

                                                                                                     

         

2021г

              Проект сюжетно – ролевой  игры «Экскурсия в банк»

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.    

Сроки проекта: 5 дней  (краткосрочный).

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных  и игровых  маршрутов».

Актуальность:  Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни.

В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.

Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали дошкольника. Однако  сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы воспитанник уже в дошкольном возрасте знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам.

Дети могут наблюдать за востребованностью услуг банка, но не имеют достаточно знаний в данной области. Отсюда важность и актуальность применения сюжетно-ролевой игры «Экскурсия в банк». В основу сюжета игры легла деятельность банка как учреждения, выдающего денежные кредиты для организации собственного дела, принимающий деньги на хранение, выдающий деньги вкладчикампредоставляющий  деньги в долг.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Игровой сюжет, развертываемый детьми способствует формированию коммуникативных навыков, появлению умения слушать партнеров, соединять их замыслы  со своими. Дошкольники учатся комментировать свои игровые действия и действия партнеров.

Цель проекта:   формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Экскурсия в банк»; расширение знаний детей о  банке  и проводимых в нем операциях;    формирование коммуникативных навыков.

 

 Задачи проекта:

Образовательные задачи: 

  • расширять представления детей о профессиях, связанных с банком  (управляющий,  консультант, кассир, охранник);
  • развивать и обогащать сюжет игры в «банк»;
  • подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
  • учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
  • учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
  • обогащать словарный запас по теме «банк»;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей честность, доброту, ответственность, эмпатию;
  • воспитывать способность к самоограничению и привычку тратить деньги разумно.

 Оздоровительные задачи:

  • охранять и укреплять здоровье детей;
  • формировать умение рационально использовать финансы для гармоничного развития личности.

Личностная активность:

  • возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги, какую фирму открыть, как организовать собственное дело, чтобы оно приносило прибыль и т. д.);
  • нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим).

Творческая активность:

• выдвижение собственных творческих идей;

• создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры;

• придумывание разнообразных сюжетов игры.

Формы реализации проекта:

• организованная игра.

• свободная игровая деятельность детей.

Формы работы:

  • познавательные занятия с определенным экономическим содержанием.
  • беседа, обсуждение, дискуссия;
  • дидактические игры;
  • просмотр слайд-презентации «Банк», мультфильмов «Уроки тетушки Совы»- «Азбука денег»,   «Три кота», «Смешарики» - «Азбука финансовой грамотности», «Фиксики»;

• прослушивание звукозаписей   сказок, загадывание загадок;

• игровые ситуации;

• решение проблемных ситуаций;

• рассматривание иллюстраций, фотографий, книг;

  • тематические сюжетно-ролевые игры;
  • работа с родителями;

• продуктивная деятельность.

 

Ресурсное обеспечение: 

муляжи банковских реквизитов; компьютер (ноутбук, папка с документами,   бланки для записей, ручки, печати, касса, рация,  игрушечная, бейджики, галстуки для сотрудников «Банка», атрибут банкомат);

 Денежные знаки,   книжки по оплате за коммунальные услуги.  

 Предметное наполнение игровых зон:

•рабочее место банкира: стол, стул, телефон, компьютер, папка с документами;

•рабочее место кассира: касса, сейф, папка для документации;

•охрана: стол, стул, телефон – рация.

 Ожидаемые результаты реализации игры:

• Получение знаний о «банке».

• Знание основных операций с наличными средствами.

• Расширение границ изображаемого в игре «Экскурсия в банк», через проигрывание ситуаций по определенным (тематическим) сюжетам.

• Овладение детьми норм и правил социального поведения, определенных умений и навыков.

• Умение детей самостоятельно придумывать разнообразные сюжеты игр, игровых действий, правил, оригинальных замыслов.

 

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный  (01.03. 21 – 02.03.21) .

  1.  Знакомство детей с профессией банкир, функциями работников банка.

    Виртуальная экскурсия в банк.

         Просмотр мультфильмов по выбранной тематике.

2) Подготовка информации о работе банка и его служащих.

          Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Сюжетно-ролевой игры  «Экскурсия в банк».

          Изготовление родителями атрибутов для игр.

     3)Организация игрового пространства.

          Изучение художественной литературы для детей по выбранной тематике.

    4) Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

II этап – практический (03.03.21.-04.03.21).

 Реализация проектных мероприятий

• беседы;

• дидактические игры;

• сюжетно-ролевая игра;

• работа с родителями;

 образовательное событие по финансовой грамотности  «Дом, где хранятся деньги  » (Приложение 1).

Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателя, детей, родителей по реализации проекта.

III этап – итоговый  (05. 03.21). Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Экскурсия в банк». (Приложение 4)

Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов.

Предполагаемые результаты: По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

4. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

5. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Критерии и показатели эффективности проекта:

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

 I этап – подготовительный:

1. Работа с детьми. Опрос детей. Цель: выявление знаний детей о деньгах, введение в проблему.

2.Взаимодействие с родителями. Ознакомление родителей с темой, целью  и задачами проекта. Подборка материала, иллюстраций, изготовление  атрибутов, консультации.

3. Изучение педагогической литературы.

Изучение интернет – ресурсов. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта. Планирование мероприятий по реализации проекта. Проведение педагогического обследования (игровая деятельность дошкольников). Подборка информационного материала для родителей.

II этап - практический:

Сроки мероприятий

Формы работы

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Образовательная деятельность

Режимные моменты

Предметно-развивающая среда

Понедельник

01.03. 21г.

Мотивация. Обьявление  о начале проекта. Занятие  «Дом, где хранятся деньги».

 Цель: познакомить детей с «банком», как с  учреждением, где хранятся деньги и производимых им операциях.

Ситуативная игра «Для чего нужен банк».

   Видео экскурсия на Московский монетный двор.

Мини-музей «Денег», копилки, кошельки.

Информация   о начале проекта. Консультации для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Финансовая грамотность детей».

Вторник, 02.03.21г

Беседа: «Что такое деньги».

 Цель: уточнить представление детей о том, как взрослые зарабатывают деньги и для чего нужны человеку деньги. Рассматривание денежных знаков Российской Федерации.

Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы. Что такое деньги» «Безналичный расчет»

Конструирование-оригами «Кошелек».

Видео-экскурсия в. Санкт - Петербургский музей денег.

Придумывание с детьми денег их название, форма  «Лучшее изображение денег».

Отгадывание загадок по теме «Финансы».  

Физкультминутка «Будем денежки считать».  

Рисование детских денег для сюжетно-ролевых игр.  Сюжетно-ролевая игра «Магазин» с использованием игрушечных денег.

 Помощь в изготовлении пособий для игры банк.

Изготовить сейф.

Среда, 03.03. 21г

Занятие «Виртуальная экскурсия в банк.  

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»-10 серия. Цель: познакомить с работой банка.

 

Дидактическая игра «Для чего нам нужны деньги». Рисование денег в технике «Фроттаж». Загадывание загадок о деньгах.      

Рассматривание иллюстраций к сказкам по финансовой грамотности.

 

Экскурсия детей с родителями в банк.

Четверг, 04.03. 21г

Беседа «Кто работает в банке». Цель: расширить знания детей о работниках банка. Просмотр мультфильма «Фиксики в банке».

Дидактическая игра «Орудия труда банкира».        Рисование денег в технике «Фроттаж».

Изготовление  кошелька в технике оригами.

Сочинение рассказа на тему: «Если я буду банкиром».

Практические советы родителям по экономическому воспитанию.

Пятница, 05.03. 21г

Презентация: «Познавательный маршрут «Банкомат».

 

Чтение сказки «Как сорока карту потеряла».

Раскраска книжки-сказки «Как сорока карту потеряла».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в банк».

Экскурсия детей с родителями к банкомату.

III этап – итоговый:

1. Работа с детьми: Проведение педагогического обследования работы с детьми.

2. Взаимодействие с родителями: анкетирование родителей, консультации.

3. Работа педагогов: Презентация опыта работы по данной теме.

  • Ожидаемые результаты от реализации проекта: 
  • Получение знаний о «банке».
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
  • Комментирование игровых действий и действий партнеров.

 

Работа педагога по подготовке и реализации проекта:

Изучение литературы, поиск информации в интернете, разработка презентаций, составление конспекта, подбор иллюстраций.


Литература:

1. «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

3.Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

6.Интернет ресурсы:

https://www.google.com/url?q=http://ollforkids.ru/skazkart/1556-muha-cokotuha-skazka-s-kartinkami.html&sa=D&ust=1459266865338000&usg=AFQjCNHyU6HVD_ZZWYzFnv4vGgHQa74MVA

https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg

7. Е.Н.Табих, Дошкольникам об экономике, 2007, Минск

8.А.Д.Шатова, Деньги, энциклопедия для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в банк

Банки играют центральную роль в денежных отношениях и выполняют большинство функций финансового посредничества. Благодаря банкам возможны такие операции как ведение счетов, проведение платежей и выдач...

Экскурсия в банк.

Конспект. Цель: ознакомление детей с работой банка. Фотоотчет. С/Р "Банк"...

Экскурсия в банк.

Консультация.Фотоотчет....

Виртуальная экскурсия в банк

Тема: «Виртуальная экскурсия в РНКБ банк»Программное содержание: познакомить детей с работой банка; дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках...

Конспект развлечения по финансовой грамотности "Экскурсия в банк"

Конспект зянятия  "Экскурсия в банк" позволяет воспитанникам более подробно познакомится с работой банка, его специфическими особенностями, узнать, откуда к потребителю попадают д...

Презентация к проекту «Экскурсия в банк»

Презентация к проекту   «Экскурсия в банк»...