Семинар-практикум для родителей старших дошкольников по финансовой грамотности
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
данный семинар состоит из заданий экономической направленности и памяяток родителям, целью которого является повышение компетентности родителей в вопросах экономического воспитания дошколят
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_finans_gramotnosti_dlya_roditeley.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Номинация: «Лучшая методическая разработка учебного мероприятия (цикла мероприятий) по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций»
Семинар-практикум для родителей старших дошкольников
«Финансовая грамотность для дошколят и не только»
Авторы: Аллаева Д.А
Пентюрина О.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Югорск, 2021
Введение
Актуальность. В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности дошкольника. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие самостоятельной личности. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать азы финансовой грамотности.
Новизна состоит в том , что ребёнок – дошкольник сам, без поддержки взрослых, совместной работы с семьей, не освоит азы экономического воспитания. Необходимо обращать внимание родителей на преемственность экономического образования в детском саду и дома.
Цель: повысить уровень компетентности родителей в вопросах экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Привлечь родителей к важности экономического воспитания в семье.
Познакомить родителей с формами и приемами обучения экономики дома.
Актуализировать проблему отношения детей и денег.
Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье.
Обратить внимание родителей на преемственность экономического образования в детском саду и дома.
Данная методическая разработка рекомендована педагогам при организации работы с родителями в дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности.
Семинар-практикум для родителей старших дошкольников
«Финансовая грамотность для дошколят и не только»
Цель: повысить уровень компетентности родителей в вопросах экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Привлечь родителей к важности экономического воспитания в семье.
Познакомить родителей с формами и приемами обучения экономики дома.
Актуализировать проблему отношения детей и денег.
Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье.
Обратить внимание родителей на преемственность экономического образования в детском саду и дома.
Ход мероприятия
- Здравствуйте, уважаемые родители! Рады Вас приветствовать на нашем мероприятии. Сегодня мы хотим поговорить о формировании экономической культуры у детей дошкольного возраста.
-Как вы думаете, с чего и когда лучше начинать обучение экономике дома? (выслушиваем варианты родителей). Да, совершенно верно, изучать экономику можно и нужно уже с малых лет.
Для того, чтобы нам найти ответы на эти вопросы, давайте побеседуем.
-Ходят ли дети вместе с вами в магазин?
- Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- Знают ли ваши дети, откуда у вас появляются деньги?
- Надо ли дошкольникам давать карманные деньги?
- Есть ли у вашего ребенка копилка?
- Знают ли дети, как вы зарабатываете?
- Всегда ли вы покупаете то, то просит ребенок?
- На сколько важно учить экономить и бережно тратить?
- Обсуждаете ли вы с ребенком предстоящие покупки?
Родители высказывают свои мнения и приходят к выводу, что следует знакомить ребенка с деньгами, необходимо заниматься повышением финансовой грамотности детей уже с дошкольного возраста.
С чего нужно начать повышение финансовой грамотности вашего ребенка?
Ни для кого ни секрет, что ведущим видом деятельности дошколенка является игра. Сегодня доступно достаточное количество игр экономического содержания «Монополия», «Банк», «Магазин» и другие настольные и сюжетно-ролевые игры.
На формирование у детей правильного экономического мышления так же влияет просмотр обучающих мультфильмов и чтение сказок экономического содержания.
Уважаемые родители, предлагаем вам ответить на следующий вопрос: Какие жизненные ситуации способствуют ознакомлению детей дошкольного возраста с деньгами? Какой опыт эти ситуации могут сформировать в глазах детей?
( покупки, посещение парикмахерской, платные услуги, денежные подарки, посещение различных мероприятий, поездки и т.д.)
То есть дети видят, как мы тратим деньги, сколько и куда.
- А сейчас предлагаем вам побыть детьми и поиграть с нами.
Первое задание - « Составь анаграммы» составьте правильные слова из представленных на экране.
КОНЫР (рынок)
РАПЛАТАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
ГИНЬЕД (деньги)
ТДРУ ( труд)
СИЯПЕН (пенсия)
БОТАРА (работа)
ТОКДОСТА (достаток)
КУППОКА (покупка)
КЕТМАРПЕРСУ (супермаркет)
Второе задание – вспомните пословицы и поговорки на тему «Труд. Деньги»
Копейка рубль бережет
Терпение и труд все перетрут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Денег куры не клюют.
Бросать деньги на ветер.
Не в деньгах счастье.
Деньги счет любят.
Деньги - дело наживное.
Третье задание - обсуждение ситуаций экономической тематики.
Мама с детьми пришли в супермаркет. Дети попросили у мамы денег купить понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала им 10 рублей. Должны ли дети принести сдачу? (дети должны принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не их деньги, не ими заработанные). Ребенок не обращает на номинал денег внимания, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек.
- Ребенку на день рождения подарили 2000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые сапожки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
- Родители с ребенком пришли в аптеку за лекарствами, ребенок попросил купить витамины, но родители не смогли купить их, потому то денег хватило только на лекарства. Правильно ли они поступили? Какой вывод надо сделать с ребенком?
Четвертое задание - вспомните сказки и мультфильмы экономического содержания.
- «Золотой ключик или приключения Буратино»
- «Муха-Цокотуха»
- «Как старик корову продавал»
- «Незнайка на луне»
- «Три поросенка»
- «Кот в сапогах»….
Пятое задание - обмен опытом между родителями по обучению экономическому воспитанию в семье.
В конце мероприятия родителям дается памятка-напутствие и подводится итог встречи.
Первый опыт в отношении денег дети получают в семье, слушая разговоры родителей и наблюдая, как родители расплачиваются в магазинах за покупки наличными деньгами или банковской картой. Родители во всем пример для своего ребенка. Он как губка впитывает понятия, образ мышления, манеру поведения.
Памятка для родителей «Как дети могут научиться обращению с деньгами?»
1. Привлекайте детей к участию в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.
2. Не бойтесь брать детей с собой в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.
3. Учите детей ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет большую ценность, чем получение просто так.
4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека.
5. Обсуждайте с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.
6. Читайте сказки, смотрите мультфильмы, играйте в игры дома, обсуждайте ситуации и тогда ваш ребенок будет ориентироваться в экономике страны.
Вывод:
-Уважаемые родители, благодарим вас за сегодняшнюю встречу и за тот опыт, которым вы поделились. Хочется надеяться, что наша информация была вам полезной. И завершить хочется такой фразой – «Недостаточно просто иметь деньги, надо еще уметь их тратить!»
Список источников:
1. Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2002.
2. Мартынова О., статья «Цена денег», газета «Школьный психолог» №7, 1998 г.
3. Меньшикова О. И., Кнышова Л. В., Попова Т. Л. «Экономика – детям, большим и маленьким» 8 вып. / - М. : Просвещение, 1994М. 2004г.
4.Епанешникова Т.П. «Дошкольник в мире экономики»
5.Л .В.Кнышева «Экономика для детей»
6. Методические рекомендации для педагогич. работников по реализации основной образовательной программы дошкольног7о образования в части экономического воспитания., М.2019
7.А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику»
8.Сборник методических разработок. Составители О.А. Блохина, О.В. Терешова- Калининград КОИРО, 2017
9. Сборник методических материалов для детей 5-7 лет.( приложение к программе)
Приложение №1
Памятка для родителей
«Как дети могут научиться обращению с деньгами?»
1. Привлекайте детей к участию в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.
2. Не бойтесь брать детей с собой в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.
3. Учите детей ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет большую ценность, чем получение просто так.
4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека.
5. Обсуждайте с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.
6. Читайте сказки, смотрите мультфильмы, играйте в игры дома, обсуждайте ситуации и тогда ваш ребенок будет ориентироваться в экономике страны.
Памятка№2
« Составь анаграммы» составьте правильные слова из представленных на экране.
КОНЫР (рынок)
РАПЛАТАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
ГИНЬЕД (деньги)
ТДРУ ( труд)
СИЯПЕН (пенсия)
БОТАРА (работа)
ТОКДОСТА (достаток)
КУППОКА (покупка)
КЕТМАРПЕРСУ (супермаркет)
ТАРКА (карта)
НЕМОТА (монета)
РАКУПЮ (купюра)
ЗИНМАГА (магазин)
ЛАКМЕРА(реклама)
Приложение №3
Вспомните пословицы и поговорки на тему «Труд. Деньги»
Копейка рубль бережет.
Терпение и труд все перетрут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Денег куры не клюют.
Бросать деньги на ветер.
Не в деньгах счастье.
Деньги счет любят.
Деньги - дело наживное.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда нет добра.
Считай деньги в своем кармане.
На деньги ума не купишь.
Богатый бедному не брат.
Чужие деньги считать – не разбогатеть.
Без копейки рубля нет.
Приложение № 4
«Сказки и мультфильмы экономического содержания»
«Золотой ключик или приключения Буратино»
«Муха-Цокотуха»
«Как старик корову продавал»
«Незнайка на луне»
«Три поросенка»
«Кот в сапогах»
«Заколдованная чашка»
«Бедняк и богач»
«Потерянный кошелек»
«Жадный мельник»
«Золотая антилопа»
«Али-Баба и сорок разбойников»
«Курочка Ряба»
«Жили-были деньги»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Составление диафильма со старшими дошкольниками».
+Очень часто в практике, в том числе и в нашем детском саду, педагоги используют традиционные приемы и методы обучения рассказыванию: вопросы, образец рассказа (он может быть эффективен лишь на ...
Семинар – практикум для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
В данной презентации представлен семинар – практикум для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»....
Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....
Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....
Семинар-практикум "Развитие познавательной активности старших дошкольников при организации образовательной деятельности по ФЭМП"
Семинар- практикум для педагогов дошкольных учреждений по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников....
Семинар – лекция для родителей старших дошкольников «Уроки финансовой грамотности»
Повысить компетентность родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста...
Проекты с родителями старших дошкольников по финансовой грамотности
В статье раскрывается сущность финансовой грамотности для дошкольников, предлагаются темы детско- родительских проектов по данной теме....