Статья "Главные "проектировщики, конструкторы и строители" детской личности
статья по основам финансовой грамотности
В статье рассказываю, как по-моему, решается глобальная социальная проблема в дошкольном детстве. Работа по экономическому воспитанию невозможна без участия родителей: именно мама с папой дают первичные представления о таких экономических категориях, как бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать; именно в семье учат осуждать жадность... Постоянно разъясняем родителям необходимость беседовать о бережном отношении к продуктам питания, игрушкам..., ко всему, что создано неутомимыми руками человека. Интерактивная доска "банкомат" вызывает у детей глубокий познавательный неугасающий интерес...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_proektirovshchiki_konstruktory_i_stroiteli_detskoy_lichnosti.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.
Воспитатель ВК Тумашева М.П. МБДОУ д/сад №77 г.Иркутска.
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от детей с самых ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важной проблемы, так как только в тесном сотрудничестве: педагог-ребенок-родитель решаются задачи воспитания личности. Объединение двух форм экономического воспитания – и дома, и в детском саду – дают хороший результат в приобщении детей к основам финансовой грамотности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах, таких как бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Обучение основам экономических знаний мы начали в старшей группе, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться именно в дошкольном возрасте. Для игры нужна соответствующая атрибутика, которую нам помогали создавать родители, так как в группе работает мастерская «Вместе с папой и мамой»: это и «банкомат», и монеты, и купюры, и книжки-малышки, и кошельки и многое другое…Зная, что в сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации, мы с родителями подготовили необходимое для осознания детьми понятий «труд-продукты-деньги», чтобы они смогли достойно участвовать в «операциях купли-продажи», «производства и сбыта готовой продукции», «работая в магазинах, пекарнях, кафе…». Для обогащения и развития сюжетов игр я со своей стороны проводила дидактические игры: «Где мы были?», «Для чего нужны предметы», «Четвертый лишний»; и игры-имитации: « Официант несет заказ»; игры-диалоги: «У меня зазвонил телефон», «Знакомства», «Встреча с друзьями», настольные игры… Бутафорские блюда, эмблемы, названия вывесок магазинов нам помогли сделать наши мамы и папы. Современная торговля использует рекламу, как двигатель торговли. В рекламных слайдах для ролевых игр активное участие приняли родители, выполняя красочные листки реклам, подбирали с детьми картинки или игрушки, музыкальные заставки. В общении обогащался словарь детей, улучшались коммуникативные навыки в семьях, дети стали более доброжелательны друг к другу… Знакомя детей с понятиями «потребности» и « возможности», использую знакомые сказки, например: «Дюймовочка». Детям предлагала вопросы: почему ласточки улетают в теплые края? Почему Дюймовочка захотела улететь на юг вместе с Ласточкой? Каким «золотым правилом» следовала Ласточка, когда согласилась взять с собой Дюймовочку?/Всегда помогай тем, кто нуждается в твоей помощи/. Какие потребности были у Крота и почему Дюймовочке было с ним плохо? А в сказке «Кошкин дом» выяснили, какая возможность была у тети Кошки, и какое правило она нарушила. Русская народная сказка «Колобок» нам помогла выяснить: можно ли назвать побег Колобка удовлетворением потребности и какой? Повышая качество воспитательно-образовательного процесса, использую для работы с родителями и метод проектов. Метод проектов способствует развитию самостоятельной, инициативной, творческой личности ребенка, формирует способность к исследовательскому типу мышления и повышает компетенции по основам финансовой грамотности, как детей, так и родителей. В ООД привлекаю родителей к совместной образовательной деятельности, и мои родители активно учатся творить ради развития собственных детей, наполняют себя и их любовью, чтобы приносить в этот мир что-то новое…Беседы, консультации, задания для обсуждения с детьми дома, памятки, буклеты, информационные стенды, выставки детских работ для родителей по экономическому воспитанию, анкетирование - всё это практикуется в моей работе. У меня есть консультации: «Семья - начальная школа экономики для детей», «Зачем ребенку финансовая грамотность», «Дайте ребенку знания о деньгах», «Тратим разумно, сберегаем и экономим», «Потребности и желания» и другие. Создавая презентации о своих профессиях, родители раскрывают значимость и ценность своего честного и добросовестного труда для людей, города, страны… В презентациях родители проявляют заинтересованность в развитии познавательной сферы ребенка по проблемам экономического образования, приобщают своих детей к экономике семьи…Мы постоянно разъясняем родителям необходимость беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. С помощью игровых занятий ребенок учится договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам. Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка. Я, как воспитатель, стараюсь доброжелательно донести до родителей, чтобы они поняли, что выполнять свой родительский долг: кормить, поить, одевать – мало, ребенка надо искренне любить, тогда он будет любить не только маму с папой, но и окружающих и всё, что создано руками человека. И в этом нам нужна помощь пап и мам: привить любовь к труду своему чаду, чтобы никогда не исполнилась японская пословица: «Когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню». Всё в наших руках для доброго и ответственного сотрудничества. Давайте будем добросовестно трудиться. Родители воспитывают ребенка по собственным правилам. Они исходят из своих представлений о развитии детей, семейных ценностей и уровня психолого-педагогической компетентности. У воспитателя, как представителя образовательной системы, свои представления. Задача обеих сторон – выработать общую стратегию воспитания. Достичь этой цели возможно и нужно, к чему и стремимся. Ещё раз скажу о направлениях и формах работы с родителями:
информационное/ это тематические стенды, консультации, библиотечка интересных и полезных книг/, познавательное/ создана предметно-познавательная среда, семейные проекты, папки-передвижки, совместные с родителями оод, благодаря заботам нашего руководителя Волковой С.В. в группе установлен инновационный развивающий проект с 10 интерактивными программами «Финансовая грамотность»…/, досуговое/ выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми по финансовым профессиям/, аналитическое/ анкетирование, личные беседы, различные тесты…/.
Итак, наша задача: помочь каждому ребенку поверить в свои силы и научить его ценить себя как личность, чтобы сформировалось правильное отношение к себе и к другим. так как финансово-экономическое воспитание дошкольников - это сложный процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Литература: Шатова А.Д. «Дошкольник и экономика», Подболотова М.И. «Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи». Вестник Российского университета дружбы народов. Материалы Интернет-ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструктор - полезная игра, как выбрать своему ребёнку конструктор
В этой консультации описывается о том, как правильно выбирать конструктор, какого ыида они бывают и как им пользоваться.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13875656","attributes":{"alt"...
Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?
Лего-конструирование....
Буклет для родителей " «Необычный конструктор» конструкторы LEGO Duplo для родителей (законных представителей)
Едва ли на свете существует много игрушек, способных принести столько пользы сразу. Но дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. И можно без сомнения сказать, что LEGO ― одна из...
Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели подъемного крана из деталей конструктора LEGO DUPLO и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).
Непосредственно образовательная деятельность по лего-конструированию в средней группе. Целью занятия является формирование конструктивных способностей и технического мышления детей 4-5 лет с испо...
Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели космической ракеты, космонавтов из деталей конструктора LEGO DUPLO, LEGO DACTA и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).
НОД по конструированию разных моделей космических ракет, космонавтов с использованием реальных конструкторов LEGO DUPLO, LEGO DACTA и цифрового конструктора LEGO Digital Designer для детей 4...
Консультация для родителей «Современные конструкторы: конструкторы с суставным соединением, модели для сборки, решетчатый конструктор».
Каждого ребёнка с детства окружают игрушки. Игра является одним из способов познания окружающего мира. Хорошая игрушка должна не только приносить удовольствие, но и развивать. Различные разновидности ...
Детский конструктор: в чем его польза и какой конструктор выбрать? В чем польза конструктора?
Описание разного вида конструктора.какой на каком этапе взросления выбрать ребенку конструктор....