"Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
статья по основам финансовой грамотности (средняя, старшая группа)

Ольга Владимировна Ковалевская

Начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_statya.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

 

Ковалевская Ольга Владимировна

воспитатель первой квалификационной категории

 

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Поэтому одной из задач детского сада это дать детям простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать. Финансовая грамотность формируется с самого малого возраста. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение). Основная цель финансовой грамотности дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Почему я выбрала эту тему, объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Поэтому цель моей работы – сформировать основы финансовой грамотности у детей, начиная со среднего дошкольного возраста.

На уровне развития каждого ребенка мною были определены следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;

- обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- способствовать формированию разумных экономических потребностей;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- положить начало формированию финансово-экономического мышления;

- способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

Через игру можно решить задачи в образовательных областях. В области познавательного развития- знакомство с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними. А именно: Что же такое финансы?

Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.

Следующая образовательная область – Познавательное развитие (ФЭМП)

На занятиях по формированию математических представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах (в зависимости от возраста).

Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото, как их эквивалент, или обмен товаром.

Игровая технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки). Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.

Целью игровой технологии является формирование мотивации к обучению. Основная задача - сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний и умений через свою активность. Или дать понимание, что для получения новых знаний необходимо действовать. Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи - в нашем случае все, что касается нашей темы финансовой грамотности. Необходимо отметить, что педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала). Это и является отличительной чертой игровой технологии.

Существует множество разнообразных игр, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности можно донести до детей представления о том, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

С детьми играем в дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», «Кафе «Вкусно и полезно» и т.д.

Мной изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Кафе», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Детский мир».

Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

Работа в данном направлении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.

Наиболее популярными сегодня являются квест-игры.

На мой взгляд, такие игры – это достаточно интересный инструмент, позволяющий воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка формируется инициатива как часть творческой личности. Также улучшается физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию. Это позволяет полностью реализовать требования Федерального стандарта дошкольного образования.

В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью в своей работе я использую различные формы работы с детьми, при этом учитывая особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала.

Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:

- В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.

После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.

-В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений.

Начальный этап в обучении дошкольника начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.

-В возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

В настоящее время, вряд ли найдется ребёнок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них в силу возрастных особенностей ребенка. То ли не считают, что это важно. Но именно на родителях лежит ответственность — научить ребенка быть финансово грамотным. Почему? Да потому что только в семье можно получить столь бесценный опыт.

Попробуем разобраться, что означает для ребенка быть финансово грамотным?

Финансовая грамотность помогает понять, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от достижения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:

  • рассказывать, откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы, что они не приходят ниоткуда и не даются просто так;
  • разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не только;
  • учить его понимать ценность денег, что к деньгам нужно относиться уважительно и бережно;
  • учить экономить деньги;
  • принимать решение — потратить деньги сейчас или сохранить их «на мечту»;
  • распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;
  • учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны соизмеряться с возможностями, а потребности отличаются от просто «хочу»; и т.п.

Это только самая необходимая часть этой науки, которую необходимо преподать своим детям, для того, чтобы они росли в уверенности о своем финансовом состоянии.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

На это есть несколько причин:

  • чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами;
  • чтобы мог позволить себе жить самостоятельно, когда станет взрослым;
  • и просто был финансово благополучным.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Как бы абсурдно это не звучало, но именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления финансово грамотного человека. Уже с младшего дошкольного возраста стоит начинать учить ребенка знаниям о деньгах. Именно в этом возрасте он знакомится с деньгами. А уже в пятилетнем возрасте у детей появляются финансовые привычки, поэтому задача родителей — учить его обращению с деньгами.

В дошкольном возрасте можно познакомить ребенка с самой концепцией денег — то есть, дать ребенку понимание «Что такое деньги?»«Где их взять?» и «Зачем нужны деньги?». Можно побеседовать с ними о значении различных монет и бумажных денег. Рассказать им о том, что деньги используются для того, чтобы покупать вещи. А расходы могут быть «умными» и «неумными»«полезными» и «бесполезными». Самым простым и доступным способом преподавания концепции денег для детей дошкольного возраста является игра в «Магазин». Но не только в игре, а и в реальной жизни дети также могут участвовать в принятии финансовых решений, например, помочь с походом в продуктовый магазин. В этом возрасте можно познакомить ребенка с понятием «копилка».

Как стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка финансовой грамотности, это гораздо больше, чем один разговор. Здесь стоит прибегнуть к реальным жизненным ситуациям и примерам, которые помогут понять все на практике. Они будут учиться не только со слов, но и через свои действия. Вот несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах:

  • Когда он получает подарок деньгами.

Например, от бабушек или дедушек, что происходит довольно часто. Родители могут помочь ребенку принять решение — потратить деньги сейчас, например, на сладости и «хотелки», или сохранить, отложить их для последующих покупок, например, велосипед, о котором он так мечтает.

  • Когда взрослые пользуются банкоматом.

Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое банкомат и как он работает.

  • В магазине.

Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ему, что различные вещи стоят различные суммы. Можно даже попросить ребенка помочь сравнить цены и найти вариант подешевле.

  • Оплата счетов и квитанций.

Это вероятно, не то, что обычно родители делают вместе с ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых расходах в каждый месяц. Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег. Например, можно рассказать о том, что нужно выключать свет, когда в нем нет необходимости. Или открывать кран тоненькой струйкой, так как это приводит к экономии денег, которые можно потратить во время семейного отпуска.

Во время пандемии, когда мы работали с родителями и детьми дистанционно, мною  была проведена работа по созданию видеофильма-сказки «Муха  Цокотуха на новый финансовый лад», где приняли участие мои воспитанники.

Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» (режиссёрские новинки) по проекту: «Финансовая грамотность у дошкольников среднего возраста».

Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста первичных экономических представлений, развитие художественно-исполнительских навыков ,активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и активизировать словарный запас дошкольников (профессия, товар, цена ,бюджет, банк, коробейник, дёшево, торг)
  • расширять представления о профессиях
  • закреплять умение классифицировать предметы по их признакам
  • закреплять математические представления о числе и его количественном составе
  • побуждать детей к сравнению, анализу, составлению своего бюджета, соотносить потребности с возможностями (хочу и надо)

применять первичные экономические знания на практике

Развивающие:

  • развивать память, воображение, мышление
  • развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности
  • расширять представления о труде и его значимости в жизни человека
  • способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа
  • закреплять умение исполнять средства выразительности (позы, жесты, мимика, интонации, движения)
  • развивать отчётливое произношение, согласовывать диалоги персонажей
  • закреплять умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разным характером музыки
  • воспитывать умение действовать в коллективе

Предварительная работа:

Чтение и просмотр сказки К.И.Чуковского  «Муха-Цокотуха», обсуждение образов персонажей, знакомство с профессиями (продавец, строитель),с предметами труда, разыгрывание сюжетно-ролевой игры «Супермаркет», заучивание стихотворных текстов, изготовление кошельков из бумаги в технике «Оригами», подготовка декораций и костюмов.

Необходимо отметить, что задания необходимо постепенно усложнять, чтобы у детей возникала необходимость поиска решений самостоятельно. В таком случае дети начинают проявлять инициативу, высказывая свои предположения к выполнению заданий. Важно не забывать о проблемных ситуациях во время игры.

Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры. Нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями. Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.

Игровое развивающее пространство направлено на так называемую «зону ближайшего развития», связанную со всеми ближайшими объектами, предметами и другими структурами, создать центры, где ребенку можно будет использовать полученные знания по основам экономического воспитания.

Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин», «Банк», «Салон красоты». В развивающую предметно-пространственную экономическую среду можно включить следующие центры:

1.Информационный центр, куда помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг;

2.Занимательно-экономический центр, в котором представлены кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.;

3.Деятельностно-экономический центр, наполняемый игрушками-предметами для организации экономических сюжетно-ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой работников разных профессий и пр.

Игровой экономический центр: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», «Экономическое древо», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами», иллюстрированные альбомы о нумизматике, мини - «мастерская добрых дел».

Организация игрового экономического центра предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.

Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными участниками.

Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.

Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.

Финансового благополучия вам и вашим детям!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...

Статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в семье»

Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном...

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношени...

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...