Методическая разработка мероприятия по обучению финансовой грамотности старших дошкольников 5-6 лет
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Тема: «Умная копилка»
Форма проведения: беседа, дидактическая игра, мастер-класс, развивающие игры.
Цель: познакомить старших дошкольников с понятием «экономия», воспитать финансовую грамотность и бережливость.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать у дошкольников начальные навыки обращения с деньгами;
- заложить у дошкольников основы ответственного отношения к деньгам, их накоплению и полезным тратам.
Развивающие:
- содействовать формированию финансовой экономии, накоплению денег;
- развивать мышление, внимание и память;
- активизировать коммуникативное развитие дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать бережливое и ответственное отношение к деньгам и финансам;
- формировать финансовую культуру и финансовую грамотность у дошкольников;
- воспитывать стремление вести накопления.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_po_finasovoy_gramotnosti_5-7_let_1.docx | 456.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия по обучению финансовой
грамотности старших дошкольников 5-6 лет
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тема: «Умная копилка»
Форма проведения: беседа, дидактическая игра, мастер-класс, развивающие игры.
Цель: познакомить старших дошкольников с понятием «экономия», воспитать финансовую грамотность и бережливость.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать у дошкольников начальные навыки обращения с деньгами;
- заложить у дошкольников основы ответственного отношения к деньгам, их накоплению и полезным тратам.
Развивающие:
- содействовать формированию финансовой экономии, накоплению денег;
- развивать мышление, внимание и память;
- активизировать коммуникативное развитие дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать бережливое и ответственное отношение к деньгам и финансам;
- формировать финансовую культуру и финансовую грамотность у дошкольников;
- воспитывать стремление вести накопления.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Предварительная работа: Дети играли в разнообразные дидактические финансовые игры, раскрасили коробки из-под молока в разные цвета, на протяжении недели по утрам им читалась сказка «Буратино».
Оборудование для детей: картинки, изображающие деньги, картинки с изображением копилок, картонные заготовки копилок.
Оборудование педагога: план-конспект занятия, дидактические пособия.
Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.
Ход совместной образовательной деятельности:
Ребята у нас сегодня с вами необычное занятие. А о чём мы будем говорить, вы попробуйте догадаться сами. Ребята, я вас приглашаю в увлекательное путешествие. Как вы думаете для чего нам важно знать, что такое деньги, сбережения, траты? (ответы)
Как по-вашему, о чем мы будем говорить на занятии? (о деньгах). Где хранятся деньги? (кошелёк, банк, касса, …). Оказывается, деньги-то спрятаны и во мне, и в тебе, и в тебе, и в каждом из нас. На деньги родители покупают вам продукты, вещи, игрушки, оплачивают развлечения. Поэтому каждый человек должен знать откуда берутся деньги, как их правильно распределять, тратить и накапливать.
Послушайте и отгадайте загадки:
Для всех они в обилии рождаются на свет
У одних людей их много, у других людей их нет (деньги).
***
Одно брюшко, четыре ушка.
Что это? (кошелёк).
***
Из большого аппарата мама с папой получают зарплату.
Что за чудо-аппарат по выдаче заплат (банкомат)
***
Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы
Штучка требуется мне, та, что с дырочкой на спине (копилка).
***
Кто продукты покупает и деньги продавцу вручает (покупатель)
***
Сахар, чай и огурцы продают нам …. (продавцы)
***
Всё, что в магазине продаётся,
Одинаково зовётся: макароны и кальмар называются …. (товар)
***
Деньги являются важным финансовым инструментом в современном мире. На деньги мы покупаем товары, продукты, мебель. На деньги родители покупают путёвки в отпуск на море, билеты на самолет или поезд. На деньги родители покупают подарки. Благодаря накоплениям родителей на деньги можно купить и крупные дорогостоящие товары: смартфон, планшет, ноутбук, автомобиль, квартиру и многое другое.
А что вы слышали про накопления? (ответы детей).
У вас есть желание? Игрушка? На которую требуются накопления (ответы детей).
Сколько вы планируете накопить? (ответы детей).
Ребята, а у кого из вас уже есть копилка? Расскажите, какая она? (ответы детей).
Копилки являются неизменным атрибутом многих людей на протяжении всей истории человечества. С древних времен копилки используют для сохранения и накопления денег, копилки дарят друзьям, знакомым, родственникам. С древности копилки были различных форм и цветов. На картинках вы можете увидеть копилки в виде животных, геометрических предметов, и др. Даже современный сейф – тоже своего рода копилка для денег. (Воспитатель показывает детям картинки с разнообразными копилками).
Давайте сделаем с вами копилку.
Мастер-класс «Копилка-копилочка»
Сейчас мы с вами сделаем вот такую чудную копилку из пакетов молока, которые вы принесли из дома. Помните, на прошлом занятии мы с вами их покрасили в однотонный цвет?! Кто-то из вас раскрасил коробку в зеленый цвет, кто-то в жёлтый, синий, красный и т.д.
Я приготовила для вас разные украшения для ваших копилок: изображения машинок, кукол, игрушек, денежные к\знаки разных стран, блестки, … Сейчас мы с вами приклеим на ваши копилки картинки, которые изображают ваши цели. Цели, для которых вы делаете свою копилку. А с обратной стороны вы можете написать свою цель. Глядя на надпись, вы будете чаще отправлять в копилку монеты и тем самым, быстро накопите на свою цель.
Можете написать сумму, которую хотите накопить или приклеить табличку, на которой каждый раз, когда будете кидать монетку, будете отмечать сколько положили.
(на выполнение мастер-класса отводится 20-25 минут)
Ребята, посмотрите, какие чудесные копилки получились у вас!
Мы что-то засиделись. Пора размяться.
Физкультминутки
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы).
***
Мы игрушки бережем, (потираем плечи обеих рук)
В них играть не устаем. (крутим ладонями, при этом подушечки больших пальцев соприкасаются друг с другом, остальные широко расставлены)
Если что-то поломалось, (вскользь хлопаем правой о левую руку и наоборот)
То приклеим и пришьем. (кладут ладонь правой руки на левую и наоборот)
Глазки, ушки, лапки, хвост (показать на себе)
У зверюшек наших. (хлопать в ладоши в ритм)
И колеса, и мотор (обеими руками нарисовать в воздухе колеса, затем покрутить мотор перед собой)
Для игрушек разных. (развести руками)
Что бы маме помогать, (потереть ладошки)
Нужно бережливым стать! (погрозить указательным пальчиком)
Продолжим наше занятие.
Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Советы покупателю»
Цель игры: научить старших дошкольников находить выход из экономической ситуации, сформировать основы экономической культуры.
Сейчас я расскажу вам несколько финансовых ситуаций, а вы поможете мне их решить. Вместе с вами мы найдем правильное решение.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему? (ответы детей)
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, но сладкие и ароматные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее? (ответы детей)
Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 120 рублей за килограмм, а на рынке – 109 рублей за килограмм. Где Миша купит бананы? Почему? (ответы детей)
Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него? (ответы детей)
Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему? (ответы детей)
Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на самолет? (ответы детей)
Ответьте мне пожалуйста, на вопрос: Экономить деньги – это полезная привычка? (ответы детей)
Как вы считаете, ваши родители экономят? (ответы детей)
А как вы помогаете вашим родителям экономить? (ответы детей)
Сейчас я вам помогу, подскажу как вы можете помочь своим родителям сэкономить деньги:
- не оставляйте открытым кран с водой зря,
- выключайте свет в комнатах, если он вам не нужен,
- не включайте электроприборы в квартире без необходимости,
- берегите свое здоровье, чтобы родителям не приходилось покупать лекарства,
- бережно относитесь к своим вещам, игрушкам. Ухаживайте за ними,
- старайтесь просить у родителей полезные вещи и игрушки, которыми вы будете пользоваться долгое время.
Сейчас я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости:
Слову – вера, хлебу – мера, а деньгам – счет.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Деньги счет любят.
Копейка рубль бережет.
Считай деньги в своем кармане!
Запасливый лучше богатого.
Подрасту – свое наживу.
Из копеек рубли вырастают.
Не деньги богатство – бережливость да разум.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!
Наше с вами занятие подходит к концу. Что вы сегодня нового для себя узнали?
Каждому из вас необходимо научиться самостоятельно заботится о своих деньгах и сбережениях, делать копилки, не тратить деньги попусту, помогать родителям экономить деньги и самим быть экономными.
О каких правилах вы сегодня узнали? А какое из них самое главное?
Ребята, сегодня мы с вами обсудили очень важную тему. Эти знания помогут вам накопить и приумножить ваши сбережения и сбережения ваших родителей. Поэтому нужно заботиться о своих денежных сбережениях и сохранять их.
Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня активно работали. Ваши копилки можете забрать домой и показать родителям.
Список используемой литературы:
- Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения // Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.
- Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации / Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно – методическое пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2015. – 254 с.
- Экономика для дошкольников: Сборник дидактических игр по развитию экономических представлений детей дошкольного возраста / авт.-сост. В. А. Панфилова. – Армавир: РИО АГПУ, 2018. – 36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к обзорной экскурсии для старших дошкольников «Памятники города».
Патриотическое воспитание – процесс воздействия на детей с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях русского народа, его героической борьбе, подвигах, знание сим...
Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...
Методическая разработка на тему патриотического воспитания старших дошкольников: "Никто не забыт и ни что не забыто".
Мы, педагоги, воспитывающие новое поколения, не должны, и не можем забывать историческое прошлое нашей Родины. Что такое БЛОКАДА - для дошкольников. Как им объяснить, что такое один кусочек...
Методическая разработка по речевому развитию для старших дошкольников " Что за чудо эти сказки"
Развитие речи и познавательной активности детей посредством театрализованной деятельности....
Методическая разработка По теме: «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей ПДД несомненна.Ежегод...
Методическая разработка для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»
Пояснительная запискаОдной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, чело...
Методическая разработка По теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилами дорожного движения"
Цель: Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на дорогах через ознакомление с БДД. Задачи...