Дидактические игры на развитие финансовой грамотности
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Игры на развитие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста могу быть использованы педагогами в средних, старших и подготовительных к школе группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350 тел. 8(34940)2-09-50, raduga-taz@mail.ru.
Игры на формирование экономической грамотности
у детей дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель Мельникова М.Н.
2021г.
«Труд и продукт труда»
Игра «Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудовые действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги и др.)
Ход игры: ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант: дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на картинках.
Игра «Назови профессии»
Цель: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека; воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал: цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Ход игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной профессии.
Игра «Знаю все профессии»
Цель: выявление знаний детей о различных профессиях и предметах труда, характерных для данной профессии.
Ход игры: Ребенку предлагается картинка с изображением человека определённой профессии и картинки с изображением различных предметов трудовой деятельности. Ребёнку необходимо сопоставить, к какой профессии относятся предметы труда.
Игра «Кто кем работает?»
Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал: рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Ход игры:
Нужно показать детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив картинки с изображениями сказочных героев, воспитатель просит отгадать их профессии.
Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам – с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Игра «Кто как работает?»
Цель: расширить представление, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.
Материал: Лесенка, нарисованная на ватмане, из пяти ступеней; черный ящик; сказочные герои: Золушка, Буратино, Кот в сапогах, Маугли, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка сестричка и др.
Ход игры
Показать черный ящик, солнышко и облако. Попросить помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?
Предложить каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Правила игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры можно устроить дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания воспитанников о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1. Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и т.п.
Задание 2. Сгруппировать картинки. Не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо – молоко», «Фрукты – овощи» и т.п.
Игра «Товарный поезд»
Цель: закрепить знания детей о месте изготовления товара. Классифицировать по месту производства.
Материал: карточки с изображением товара, изображение товарного поезда с вагонами.
Ход игры:
Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, посуда, игрушки, одежда и т.д.
Игра «Что продается в магазине?».
Цель: Формирование у детей представления о товаре. Познакомить детей с понятием «товар».
Ход игры:
Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить, и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).
Игра «Давай положим в корзинку…»
Цель: закрепление у детей представления о товаре.
Ход игры:
Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине… (продукты для завтрака, подарок на день рождения другу, продукты для супа и т.п.).
Игра «Какой товар лишний?»
Цель: закрепление у детей понятия «товар».
Ход игры:
Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?
Игра «Что забыли положить в корзинку?»
Цель: формирование представления у детей о «категории товара».
Ход игры:
У каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.
Игра «Все по полочкам»
Цель: закрепление понятия «категория товара», формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).
Ход игры:
Предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара. Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.
Игра «Путаница»
Цель: закрепление понятия «категория товара», формировать умение определять «категорию товара».
Ход игры:
Пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.
«Деньги и цена (стоимость)»
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Ход игры:
Выдать детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставить несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Сдача»
Цель: формирование умения делать первичные экономические расчеты; учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки; формировать умение давать сдачу.
Ход игры:
У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее. Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Материалы: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
Игра «Что и когда лучше продавать?»
Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года; мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Ход игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном.
Игра «Магазин игрушек»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар (материал, место производства, цену).
Материалы: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Ход игры:
Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань и т.д.), место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
Игра «Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям разделиться на 3 семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения на карточке не указана, дети её определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше.
Варианты семейного бюджета могут быть разными. Например, 1 вариант: папа – юрист, зарплата…, мама – продавец, зарплата…, сын – студент, стипендия…. Вариант 2: папа – водитель, зарплата…, мама – учитель, зарплата…, дочь – ученица.
«Реклама»
Дидактическая игра «Современный город»
Цель: закрепить представления детей об истории возникновения рекламы.
Основные экономические категории: реклама, услуги, товар, вывеска.
Материал: карточки-символы, изображающие разные виды деятельности людей.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям вспомнить, каким образом люди раньше узнавали о различных видах товаров. Для этого дети отправляются в путешествие в современный город. Взрослый развешивает карточки с изображением товаров и услуг (вывески) и обозначает несколько ситуаций:
- Путешествуя по нашему городу современного времени, мы сильно проголодались. Куда можно заглянуть и перекусить?
- Долго гуляя по городу, наши ботинки порвались. Поэтому надо найти…(сапожника).
«Играем в рекламу»
Цель: развитие связной речи дети посредством придумывания рекламы по образцу воспитателя; развитие памяти, внимания, коммуникативных навыков, умений классифицировать товар по характерным признакам.
Материал: предметные картинки для рекламы товара (мебель, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы и др.); игрушка, которую дети по очереди передают друг другу, при последовательном создании рекламного рассказа.
Ход игры:
В игре участвует подгруппа детей (6 человек и ведущий, которые рассаживаются по кругу на ковре, выбирается ведущий (как правило, педагог, в дальнейшем ребенок).
Игра «Отгадай товар»
Цель: закрепить знания детей о телевизионной рекламе, обогащать их словарь.
Основные экономические категории: реклама, товар, продукт, качество.
Материал: стихотворные строчки из различных телевизионных реклам.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение и отгадать какой продукт питания или предмет рекламируется. Для игры лучше останавливаться на тех рекламных роликах, в которых раскрываются наиболее характерные признаки предметов, вещей и продуктов. Например:
- Зимняя свежесть и защита от кариеса (жевательная резинка «Орбит»);
- Белая нуга, темный шоколад, чудесное превращение (шоколад «Марс»).
Игра «Чья реклама лучше»
Цель: учить детей создавать рекламу для любого продукта; подводить детей к правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.
Основные экономические категории: реклама, рекламный агент.
Материал: альбомные листы, карточки (10х10, фломастеры).
Ход игры:
В эту игру можно играть всей группой. Группа делится на две команды. Одна команда – рекламные агенты, другая – покупатели.
Рекламные агенты за ограниченное время создают на альбомных листах рекламу тому или иному предмету (мыло, зубная паста, конфета и т. д.).
Каждый покупатель в это время готовит личную карточку: оформляет ее, пишет свое имя. Когда рекламные агенты подготовят рекламу, покупатели ее оценивают и отдают свою карточку тому рекламному агенту, чья реклама им больше понравилась. Лучшим рекламным агентом считается тот, кто больше всех набрал карточек. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Угадай, что рекламируют»
Цель: закрепить знания детей о понятии «реклама»; активизировать словарь детей; учить их работать в коллективе.
Основные экономические категории: реклама, услуги, товар.
Материал: карточки с изображением товаров и услуг.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. Взрослый предлагает каждой команде выбрать карточку, расположить ее на столе изображением вниз, и прорекламировать ее изображение. Рекламировать может каждый член команды. Остальные называют предмет, о котором идет речь в рекламе. За правильную отгадку команда получает карточку. Команда, которая наберет большее количество карточек – выигрывает.
Игра «Дерево объявлений»
Цель: показать детям основные различия понятий «реклама» и «объявление».
Основные экономические категории: реклама, объявление.
Материал: дерево с объявлениями и рекламой, различные игрушки – животные.
Ход игры:
1 вариант.
Взрослый предлагает детям побывать в сказочном лесу, в котором на дереве «Объявлений» животные развешивают свои рекламы и объявления. Дети должны определить, кто из животных дал то или иное объявление или рекламу.
Например, так выглядит реклама:
- Чтоб здоровыми вы были
Ешьте овощи сырые
И капусту, и морковку
Будешь сильный ты и ловкий.
Сладкая, хрустящая,
Вкусная, свежайшая!
А так – объявление: «За морковкой и капустой обращайтесь по адресу: Улица Грибная, норка 5, Зайчик-попрыгайчик».
2 вариант.
Дети разбиваются на команды. Каждая команда должна придумать свое объявление и повесить его на дерево. Члены другой команды должны определить, кто из зверей заинтересуется подобной рекламой.
Например, «Продается свежий, душистый медок. Он и лакомство, и лекарство. Покупайте себе и детишкам на радость!»
«Полезные экономические навыки»
Игра «Потребность – возможность»
Цель: дать представление детям о понятии «ресурсы» и «возможности», дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Ход игры:
Перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках.
Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки».
Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.
Игра «Оцени поступок»
Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.
Ход игры
Ведущий предлагает детям послушать рассказ, который предусматривает ошибку объективно неоправданную для любого героя.
Задачи: найти ошибку в действиях; обосновать свой ответ; дать оценку действиям.
Рано утром заглянуло солнышко в окошко Вовиной комнаты. Проснулся мальчик, сладко зевнул, потянулся, включил свет и начал делать гимнастику.
Решила Маша постирать платье своей куклы. Выбрала она самую большую чашку, налила в нее воды доверху, взяла мыло и начала стирать. Очень старалась Машенька, и платьице стало чистым и красивым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»
Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...
Дидактическая игра по формированию финансовой грамотности у детей 5-7 лет "Магазин игрушек"
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники совершая большое коли...
Дидактические игры по развитию финансовой грамотности
Уточнение представлений ребенка об окруающем мире....
Дидактические игры по теме "Финансовая грамотность"
laquo;Кто что делает?»Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.Материал: карточки с изображением про...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры мо...
Дидактические игры по развитию финансовой грамотности
Дидактические игры...
Дидактические игры по развитию финансовой грамотности
Цель:Формировать у детей экономические представления о торгово- денежных отношениях....