Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности
Статья о формировании финансовой грамотности у детей в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника. Она характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах, таких как бережливость, сообразительность, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности.
Таким образом, одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.
Ребенок- свидетель всех экономических проблем, которые решает семья, он наблюдает, что родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Различные исследования показывают, что ребенок имеющий в своем распоряжении денежные средства, опыт приобретений товаров и услуг - раньше, и успешнее своих сверстников проходит процесс усвоения экономических понятий, и формирования стиля потребления товара.
Поэтому одной из задач детского сада это дать детям простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Родители, должны научить ребёнка обращаться с деньгами с самого раннего возраста.
Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.
Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.
В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью необходимо использовать различные формы работы с детьми, при этом учитывая особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала.
Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:
1. В возрасте 4 лет приходит понимание операций обмена.
2. В возрасте 5 лет дети уже осознают идею сбережений.
Начальный этап в обучении дошкольника начинается с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
3. В возрасте 6-7 лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
С детьми дошкольного возраста можно проигрывать различные ситуации «Если тебе в магазине понравилась игрушка. Как быть?», «Нужен подарок другу на день рождения», «Как можно заработать деньги», «Ты хочешь сходить в парк аттракционов». При обсуждении данных ситуаций, дети высказали свои суждения, что необходимо зарабатывать деньги, и для этого следует овладеть профессией и трудиться.
Дети учатся понимать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Следует проводить беседы с детьми «Что такое деньги», «Зачем нужны деньги», «Как можно заработать деньги», «Почему нельзя сразу потратить всё заработанное» и др.
Дошкольникам доступны эти знания, когда они передаются в сюжетно-ролевых играх («Супермаркет», «Кафе», «Ярмарка», «Сбербанк, «Турфирма»); играх – квестах; через совместное создание лепбуков и пособий. Также можно использовать дидактические игры «Наши покупки», «Интернет-магазин», «Семейный бюджет», игры-драматизации «Два жадных медвежонка», « Буратино», «Муха-Цокотуха»
В формировании у детей финансовой грамотности также необходимо участие родителей. Педагоги знакомят родителей с данной темой с помощью бесед, консультаций. Также родителям интересно будет знакомиться с результатами работы педагогов с детьми с помощью фото и видеоотчетов.
Организованные родительские встречи в рамках «Родительской гостиной» помогут родителям понять о необходимости объяснить ребёнку, чтобы приобрести что-то, надо потрудиться и заработать деньги. Большинство родителей хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами.
Полезно будет участие родителей в проектах: «Профессии родителей», «Путешествие в страну денег», «Покупки нашей семьи», «Что такое бизнес? », «Семейный бюджет» и др.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.
Используемая литература:
- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013г. -26 с.
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
- Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...

Статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в семье»
Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном...
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношени...

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для родителей...

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста Формируйте у детей разумные потребности
Расширить представление родителей о финансовой грамотности для дошкольников...

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...