Консультация для воспитателей « Формирование основ финансовой культуры у ребенка».
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Консультация для воспитателей « Формирование основ финансовой культуры у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fins_kult_svoya.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей « Формирование основ финансовой культуры у ребенка».
Подготовила воспитатель: Чаганова О.Н
Консультация для воспитателей « Формирование основ финансовой культуры у ребенка.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его
к главной реалии современного рынка – товарно–денежным отношениям.
Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых
центрах, магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как
деньги, продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить и т.д. Поэтому
проблема финансового воспитания детей становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально– психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово –грамотного человека. Так же следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребенка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а так же заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний навыков. Важно помнить, что сегодняшние дети –это
налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Надо закладывать основы финансовой культуры в дошкольном возрасте русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям, понимание о взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали, этически – культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Но прежде чем формировать основы финансовой грамотности надо поставить перед собой и детьми цель и задачи. Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных к школе групп детского сада. Чтобы добиться поставленной цели надо решить ряд задач:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (как результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и
контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным
тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогащать словарный запас и познакомить с понятиями – трудиться, работать,
зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, откладывать,
копить, сберегать, одалживать, занимать, отдавать, возвращать, планировать,
экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и
ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений
между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные
(личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
-
Формировать у детей положительную мотивацию к формированиюфинансовой культуры и овладению финансовой грамотности;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств,
необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры
ребенка.
Вся работа по формированию финансовой культуры и овладению
финансовой грамотности у детей дошкольного возраста строиться по
направлениям развития или образовательным областям:
«социально коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие»,
«художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».
Так же нужно предусмотреть следующие формы и методы работы с
детьми в направлении формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности:
- игровые (игры, игровые упражнения, ситуативные игры, игровые приемы,
интерактивные театральные мини - постановки); словесные (беседы, объяснения,
рассуждения, обсуждением прочитанного, пояснения);
- наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр фильмов, рассматривание
предметов, плакатов, картин и иллюстраций);
- практические (исследования, экспериментирование, опыты, моделирование).
Но базовой формой и методом является игра. Ребенок осваивает и познает
мир через игру, поэтому обучение, осуществляется с помощью игры. В целях
достижения оптимального результата рекомендуется использовать различные
игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные,
семейные, дидактические. В совместной игровой деятельности происходит
активное общение детей друг с другом и взрослыми, которое заряжает
положительными эмоциями, стимулирует познавательную способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь. Знания и навыки,
приобретенные в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому
развитию дошкольников, которое окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Для формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности детей
Дошкольного возраста изучение таких тем:
1 Без труда нет жизни на земле:
∙ Труд – основа жизни,
∙ Работать и зарабатывать,
∙ Все работы хороши - выбирай на вкус,
∙ Трудолюбие и лень,
Для достижения единства целей и задач воспитания детей старшего
дошкольного возраста надо предусмотреть взаимодействие детского сада и
семьи. Нужно активно приобщать родителей к образовательной деятельности
по формированию финансовой культуры и овладения финансовой грамотности
детей через организацию различных форм взаимодействия:
- Единое образовательное пространство (родительский клуб, лекции, семинары, беседы, папки – передвижки, проекты, пособия для родителей, семейные
конкурсы, встречи с интересными людьми, выставки, ярмарки);
- Широкое информационное поле (консультации, тематические памятки,
альбомы, стенды, создание странички на сайте ДОУ);
- Создание условий (помощь родителей в создании развивающей предметно –
пространственной среды);
Наблюдение и контроль (анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская поста).
Прежде чем формировать основы финансовой грамотности необходимо
понять, какие знания и умения на начальном этапе есть у детей дошкольного возраста. Для этого надо провести оценку знаний основ финансовой грамотности детей. В связи с этим разрабатывается для детей ряд заданий:
- Задание 1 Выбери, что тебе больше нравится. Цель: выявить интерес детей к экономике.
-Задание 2Расскажи, что случилось? Цель: Определить интерес экономическим знаниямих осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.
- Задание 3 Продолжи предложение. Цель: проверить умение детей завершать
предложение по смыслу, используя термины экономики.
- Задание 4 Что необходимо человеку для жизни? Цель: определить уровень
понимания понятия «потребности».
- Задание 5 Что означают цифры рядом с товаром? Цель: определить уровень
элементарных знаний о товарно-денежных отношениях.
- Задание 6 Расскажи, откуда появился хлеб? Цель: выявить представления у
детей о производстве товара.
- Задание 7 Расскажи, кто такой экономный? Цель: выявить уровень
понимания понятия «экономия в быту».
И на заключительном этапе провести итоговый мониторинг знаний и
Умений детей для определения динамики развития и дальнейшего планирования работы с детьми в направлении формирования основ финансовой грамотности.
Ожидаемые результаты по окончании реализации проекта «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»:
Личностные результаты:
Дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;
- четко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо –
сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,
универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к
расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных
целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае
острой необходимости прийти на помощь
ближнему, делиться своими
сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества
того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость
грамотно и бережно относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно
расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно
мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно,
бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать
свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.);
- заложить нравственно – эстетические привычки (возвращать долги, уважать
свой и чужой труд, сопереживать, делиться), которые в будущем будут
способствовать управлению личными финансами.
Работая по данной теме, можно с уверенностью сказать, что тема
актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Практическая апробация
этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой
грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не
стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может
определить его будущее. Это позволит подготовить ребенка к реалиям
современного рынка – товарно – денежных отношений, сформирует у него
правильные ориентиры в экономических явлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Воспитание культуры поведения"
Данный материал предназначен для воспитателей всех возрастных групп...
Консультация для воспитателей «Формирование культуры трапезы»
К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания....
Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста»
Воспитание культуры общения это одна из основных социальных потребностей, свойственная ребенку с младенческого возраста. В общении со сверстниками развиваясь интеллектуально, обогащаясь информацией ре...
Консультация для воспитателей "Корпоративная культура в ДОУ"
В консультации освещается понятие о корпоративной культуре, о миссии организации, о соблюдении требований рабочей этики....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Консультация для воспитателей ДОУ: "Культура поведения".
Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения....