Финансовая грамотность дошкольников
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
финансовая грамотность и игры по экономическому развитию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_finansovoy_gramotnosti_doshkolnikov.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В работе используются следующие методы и приемы:
- комплексно-тематические занятия,
- сюжетно-ролевые,
- дидактические, настольные игры,
- интеллектуальные игры,
- развлечения,
- экскурсии,
- беседы,
- чтение художественной литературы.
Использование разнообразных форм дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», через
- игры: интеллектуальные, сюжетно-ролевые , дидактические,
Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Салон красоты», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Банк», «Стройка», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
В дидактических играх «Кем быть?», «Профессии», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проводится в ходе игры- путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.
Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»), включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.
На мой взгляд, именно через игру эффективнее, ненавязчиво, приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Приобщение детей к финансовой грамотности через игру поможет им:
-Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и др.).
-Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
-Понимать , что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
-Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
-Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
-Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"
Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...
Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...
Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"
Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...
Финансовая грамотность дошкольников (статья)
Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....
Выступление на форумах, конференциях по финансовой грамотности дошкольников
Сообщения из опыта работы по финансовой грамотности...