Дидактическая игра " Составь семейный бюджет"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Семкина Наталья Анатольевна

Конспект организации и проведения игровой деятельности с приоритетными задачами по основам финансовой грамотности в старшей группе детского сада.

Составь семейный бюджет (баланс) Вид игры: дидактическая игра.

Цель: закрепить и дополнить знания о доходах и расходах семьи, семейном бюджете. Развивать навык устного счета, использования палочек Кюизенера для сложения нескольких чисел. Развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_sostav_byudzhet.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организации и проведения игровой деятельности с приоритетными задачами по основам финансовой грамотности в старшей группе детского сада.

Составь семейный бюджет (баланс)

Вид игры: дидактическая игра.

Цель: закрепить и дополнить знания о доходах и расходах семьи, семейном бюджете. Развивать навык устного счета, использования палочек Кюизенера для сложения нескольких чисел. Развивать логическое мышление.

Задачи: закрепить знания детей

об источниках доходов в семье;

о том, что расходы семьи зависят от потребностей членов семьи;

о видах расходов в семье:

о том, что такое бюджет семьи.

Развивать навык

формировать причина следственные связи между событиями;

устного счета в пределах дести.

Материал и оборудование:  

  • карточки с цифрами (первая цифра показывает сколько взрослых в семье, вторая- сколько детей, третья цифр-домашних питомцев) (см.табл.1)
  • карточки с изображением членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, дети разных возрастов, домашние животные),
  • карточки с изображением источников дохода семь (заработная плата, пенсия, детское пособие, стипендия, доход от сдачи имущества в аренду, доход от банковских вложений.),
  • карточки с видами расходов семьи (коммунальные платежи, питание, одежда, лекарства, образование, развлечения и отдых, уход за домашними животными и т.п.).  
  • Лист разделанный на две части (см.табл.2) 
  • Палочки Кюизенера.
  • Кубик для игр.

Чем больше вам нужно вариантов, тем больше понадобится карточек.

Таблица1

 Взрослые 2

Дети 1

 Питомцы 0

 

Таблица2

Семейный бюджет

Доходы +

Расходы-

БЮДЖЕТ/ БАЛАНС

+

-

Подготовка: два игровых стола на каждом из которых лежат таблица 2 «Семейный бюджет», комплект карточек с видами доходов и расходов семьи, комплект палочек Кюизенера, игровой кубик. Еще один стол на котором разложены карточки с вариантами семьи текстом вниз, карточки с изображением взрослых членов семьи, детей рисунками вниз, питомцами рисунками вниз.

Предварительная работа Ознакомление детей с понятиями потребности, доходы и расходы семьи, семейный бюджет. Дидактические игры «Доходы семьи», «Виды доходов», «Потребности». «Хочу-надо», «Расходы семьи»

Рассматривание и анализ геометрических фигур, предметов окружающей обстановки

Цель: активизировать представления о знакомых геометрических фигурах; развивать умение узнавать и называть в окружающем форму знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Ход и методические приемы.

Мотивация:

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? 

Дети: Да.

Воспитатель: А загадки отгадывать?

Дети: Да.

Воспитатель: Отлично, ребята! Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко».

Дети: давайте поиграем.

Воспитатель: Я напомню вам правила. Я говорю стишок-загадку, а вы должны подсказать словечко-отгадку. Не забываем отгадка должна быть в рифму.

Дети: Хорошо.  Нам все понятно.

Воспитатель:

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким…(доход).

Дети: Доход.

Воспитатель: Молодцы! Правильный ответ.

Воспитатель:

Папа тратит на заправке.

Мама - в продуктовой лавке.

Эта тратит, тратит тот.

 У семьи растет …(расход)

Дети: Расход.

Воспитатель: Верно!

Воспитатель:

На что потратить деньги, на что их у нас нет

Так формируется семейный наш…(бюджет)

Дети: бюджет.

Основанная часть

Воспитатель: Дети, назовите слова-отгадки, которые вы сейчас называли.

Дети: доход, расход, бюджет

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как вы думаете, что объединяет эти понятия: доход, расход, бюджет?

Дети: Доходы расходы — вместе-это бюджет.

Воспитатель: Молодцы! Правильно!

У каждой семьи есть свой бюджет: свои доходы и расходы.

Ребята, давайте поиграем и попробуем составить семейный бюджет.

Дети: Давайте поиграем.

Воспитатель. Нам нужно поделиться на 2 группы-семьи. Для этого давайте построимся в шеренгу и рассчитаемся на первый и второй. Первые участник первой группы, вторые-второй.

Дети строятся в шеренгу, рассчитываются, распределяются по группам.

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте придумаем названия нашим командам. Я предлагаю выбрать фамилии в качестве названия групп, ведь мы будем составлять семейный бюджет.

Первая семья будет Антоновы. вторая Борисовы. Дети с помощью обсуждение или считалку выбирают командира команды. Они выбирают карточку с вариантом состава семьи, членов семьи.

Дети садятся за столы. На столах лежит необходимое оборудование.

 Воспитатель: И так начнем нашу игру. У вас на столах лежит таблица у нее две колонки одна со знаком «+» -это доходы, другая со знаком «-» это расходы.

Давайте выложим на столе карточки с изображение членов семьи, они нам помогут определить какие у семьи будут доходы.

Семья Антоновых (С.А.) у нас в семье папа, мама и один ребенок. (Раскладываю карточки на столе)

Семья Борисовых (С.Б.) у нас папа, мама, бабушка и один ребенок (девушка)

(Раскладываю карточки на столе)

Воспитатель: Теперь давайте решим какие доходы у ваших семей.

С.А. – мама получает зарплату, и папа получает зарплату

Воспитатель: Молодцы! Все правильно.

С.Б. –мама и папа получают зарплату, бабушка –пенсию, а дочь-стипендию.

Воспитатель: Верно! Молодцы!

Воспитатель: С помощью игрового кубика узнаем какой доход у кого.

Один из игроков каждой команды бросает игровой кубик и определяет величину дохода одного из членов семьи. (При определении дохода кубик бросают дважды и выкладывают две палочки Кюизенера, если сумма за оба броска от 2 до 3 кубик бросаю 3 раза)

Затем рядом с карточкой дохода кладем полочку Кюизенера соответствующую этому числу. Так делают для всех вариантов дохода.

(Дети выполняют все действия под контролем воспитателя)

Воспитатель: Молодцы все справились! Мы узнали доходы каждой семьи.

Теперь давайте определим расходы семей.

Воспитатель: Ребята, какие расходы есть у всех семей?

Дети: расходы на жилье, свет (электричество), тепло, воду, газ.

Воспитатель: Совершено верно! Эти расходы есть у всех семей.

Выберите картинку с изображением этих расходов и положите в столбик над которым стоит знак «-».

Дети выполняют действие.

Воспитатель: Теперь с помощью кубика узнаем величину расхода за коммунальные услуги (так же, как и с доходами подбирается палочка Кюизенера)

Дети выполняют игровое действие.

Воспитатель: Какие еще обязательные траты есть у всех семей?

Дети: расходы на питание, одежду, образование,

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте узнаем сколько каждая семья тратит на эти нужды.  (Все действия выполняются в том же порядке, как и с коммунальными доходами)

Воспитатель: Дети, посмотрите на таблицу. В каждом столбике у вас расположены палочки Кюизенера. Вам нужно взять все палочки из левого столбика и выложить в ряд в последней сроке со знаком «+».

Дети выполняют действие.

Теперь берем все палочки из правого столбика и выкладываем в строку со знаком «-»

Дети выполняют действие.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какая из получившихся линий длиннее, а какая короче.

Если длиннее верхняя линия длиннее, как вы думаете, что это значит?

Дети: Доход семьи больше, чем расходы.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, хорошо для семьи ели доходы больше расходов?

Дети, а если верхняя линяя короче нижней, что это значит?

Дети: Расходов в семье больше чем доходов.

Воспитатель: Ребята, а какой результат получился у ваших семей.

Ответы детей.

В том случае если получается отрицательный бюджет воспитатель предлагает детям обсудить как можно решить эту проблему. Если решение этого вопроса вызывает затруднения у детей, то можно порекомендовать детям обсудить эту проблему вместе с родителями.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня и поиграли и много узнали, и многому научились. Как настоящие бухгалтера рассчитывали бюджет. Теперь вы знаете, что нужно очень внимательно относиться к расходам. Стараться, чтобы они были меньше доходов или равны им. Сейчас, когда вам родители говорят, что не могут потратить деньги на, что-то не очень нужное, вы беде знать, что они хотят соблюсти баланс между доходами и расходами.

Вам понравилась эта игра? Что вам показалось сложным?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Составь свой герб"

В игре закрепляются знания детей о создании герба, его связи с историей, природой, интересами людей....

Дидактическая игра "Составь букет" для старшего дошкольного возраста (способ изготовления и варианты игровых заданий) .

Игра "Сотавь букет" придумана и изготовлена мною для  решения  задач, направленных на формирование и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного в...

Разработка дидактической игры "Составь герб"

Формирование представлений о гербах, как об  эмблемах городов России....

Дидактическая игра "Составь предложение"

Цель игры :научить детей  определять количество слов в предложении,правильно подбирать глаголы,закреплять знания о том,что в конце предложения ставим точку,развивать связную речь детей.Можно испо...

Дидактическая игра "Составь словечко"

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, для обучения грамоте и чтению....

Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Составь слово"

В этой игре дети упражняются в составе слов из заданных букв. На слайде даны буквы из которых нужно составить слово. Если кликнуть мышкой, буквы становятся в нужном порядке и появляется картинка с изо...

Дидактическая игра «Составь натюрморт» «Составь пейзаж» для старшего дошкольного возраста

Дидактическая иградля старшего дошкольного возраста «Составь натюрморт»Цель игры – расширение представлений у детей о жанре натюрморта, об изображаемых предметах, об особенностя...