Дидактическая игра " Составь семейный бюджет"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Конспект организации и проведения игровой деятельности с приоритетными задачами по основам финансовой грамотности в старшей группе детского сада.
Составь семейный бюджет (баланс) Вид игры: дидактическая игра.
Цель: закрепить и дополнить знания о доходах и расходах семьи, семейном бюджете. Развивать навык устного счета, использования палочек Кюизенера для сложения нескольких чисел. Развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_sostav_byudzhet.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организации и проведения игровой деятельности с приоритетными задачами по основам финансовой грамотности в старшей группе детского сада.
Составь семейный бюджет (баланс)
Вид игры: дидактическая игра.
Цель: закрепить и дополнить знания о доходах и расходах семьи, семейном бюджете. Развивать навык устного счета, использования палочек Кюизенера для сложения нескольких чисел. Развивать логическое мышление.
Задачи: закрепить знания детей
об источниках доходов в семье;
о том, что расходы семьи зависят от потребностей членов семьи;
о видах расходов в семье:
о том, что такое бюджет семьи.
Развивать навык
формировать причина следственные связи между событиями;
устного счета в пределах дести.
Материал и оборудование:
- карточки с цифрами (первая цифра показывает сколько взрослых в семье, вторая- сколько детей, третья цифр-домашних питомцев) (см.табл.1)
- карточки с изображением членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, дети разных возрастов, домашние животные),
- карточки с изображением источников дохода семь (заработная плата, пенсия, детское пособие, стипендия, доход от сдачи имущества в аренду, доход от банковских вложений.),
- карточки с видами расходов семьи (коммунальные платежи, питание, одежда, лекарства, образование, развлечения и отдых, уход за домашними животными и т.п.).
- Лист разделанный на две части (см.табл.2)
- Палочки Кюизенера.
- Кубик для игр.
Чем больше вам нужно вариантов, тем больше понадобится карточек.
Таблица1
Взрослые 2 | Дети 1 | Питомцы 0 |
Таблица2
Семейный бюджет | ||
Доходы + | Расходы- | |
БЮДЖЕТ/ БАЛАНС | ||
+ | ||
- |
Подготовка: два игровых стола на каждом из которых лежат таблица 2 «Семейный бюджет», комплект карточек с видами доходов и расходов семьи, комплект палочек Кюизенера, игровой кубик. Еще один стол на котором разложены карточки с вариантами семьи текстом вниз, карточки с изображением взрослых членов семьи, детей рисунками вниз, питомцами рисунками вниз.
Предварительная работа Ознакомление детей с понятиями потребности, доходы и расходы семьи, семейный бюджет. Дидактические игры «Доходы семьи», «Виды доходов», «Потребности». «Хочу-надо», «Расходы семьи»
Рассматривание и анализ геометрических фигур, предметов окружающей обстановки
Цель: активизировать представления о знакомых геометрических фигурах; развивать умение узнавать и называть в окружающем форму знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Ход и методические приемы.
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да.
Воспитатель: А загадки отгадывать?
Дети: Да.
Воспитатель: Отлично, ребята! Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко».
Дети: давайте поиграем.
Воспитатель: Я напомню вам правила. Я говорю стишок-загадку, а вы должны подсказать словечко-отгадку. Не забываем отгадка должна быть в рифму.
Дети: Хорошо. Нам все понятно.
Воспитатель:
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…(доход).
Дети: Доход.
Воспитатель: Молодцы! Правильный ответ.
Воспитатель:
Папа тратит на заправке.
Мама - в продуктовой лавке.
Эта тратит, тратит тот.
У семьи растет …(расход)
Дети: Расход.
Воспитатель: Верно!
Воспитатель:
На что потратить деньги, на что их у нас нет
Так формируется семейный наш…(бюджет)
Дети: бюджет.
Основанная часть
Воспитатель: Дети, назовите слова-отгадки, которые вы сейчас называли.
Дети: доход, расход, бюджет
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как вы думаете, что объединяет эти понятия: доход, расход, бюджет?
Дети: Доходы расходы — вместе-это бюджет.
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
У каждой семьи есть свой бюджет: свои доходы и расходы.
Ребята, давайте поиграем и попробуем составить семейный бюджет.
Дети: Давайте поиграем.
Воспитатель. Нам нужно поделиться на 2 группы-семьи. Для этого давайте построимся в шеренгу и рассчитаемся на первый и второй. Первые участник первой группы, вторые-второй.
Дети строятся в шеренгу, рассчитываются, распределяются по группам.
Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте придумаем названия нашим командам. Я предлагаю выбрать фамилии в качестве названия групп, ведь мы будем составлять семейный бюджет.
Первая семья будет Антоновы. вторая Борисовы. Дети с помощью обсуждение или считалку выбирают командира команды. Они выбирают карточку с вариантом состава семьи, членов семьи.
Дети садятся за столы. На столах лежит необходимое оборудование.
Воспитатель: И так начнем нашу игру. У вас на столах лежит таблица у нее две колонки одна со знаком «+» -это доходы, другая со знаком «-» это расходы.
Давайте выложим на столе карточки с изображение членов семьи, они нам помогут определить какие у семьи будут доходы.
Семья Антоновых (С.А.) у нас в семье папа, мама и один ребенок. (Раскладываю карточки на столе)
Семья Борисовых (С.Б.) у нас папа, мама, бабушка и один ребенок (девушка)
(Раскладываю карточки на столе)
Воспитатель: Теперь давайте решим какие доходы у ваших семей.
С.А. – мама получает зарплату, и папа получает зарплату
Воспитатель: Молодцы! Все правильно.
С.Б. –мама и папа получают зарплату, бабушка –пенсию, а дочь-стипендию.
Воспитатель: Верно! Молодцы!
Воспитатель: С помощью игрового кубика узнаем какой доход у кого.
Один из игроков каждой команды бросает игровой кубик и определяет величину дохода одного из членов семьи. (При определении дохода кубик бросают дважды и выкладывают две палочки Кюизенера, если сумма за оба броска от 2 до 3 кубик бросаю 3 раза)
Затем рядом с карточкой дохода кладем полочку Кюизенера соответствующую этому числу. Так делают для всех вариантов дохода.
(Дети выполняют все действия под контролем воспитателя)
Воспитатель: Молодцы все справились! Мы узнали доходы каждой семьи.
Теперь давайте определим расходы семей.
Воспитатель: Ребята, какие расходы есть у всех семей?
Дети: расходы на жилье, свет (электричество), тепло, воду, газ.
Воспитатель: Совершено верно! Эти расходы есть у всех семей.
Выберите картинку с изображением этих расходов и положите в столбик над которым стоит знак «-».
Дети выполняют действие.
Воспитатель: Теперь с помощью кубика узнаем величину расхода за коммунальные услуги (так же, как и с доходами подбирается палочка Кюизенера)
Дети выполняют игровое действие.
Воспитатель: Какие еще обязательные траты есть у всех семей?
Дети: расходы на питание, одежду, образование,
Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте узнаем сколько каждая семья тратит на эти нужды. (Все действия выполняются в том же порядке, как и с коммунальными доходами)
Воспитатель: Дети, посмотрите на таблицу. В каждом столбике у вас расположены палочки Кюизенера. Вам нужно взять все палочки из левого столбика и выложить в ряд в последней сроке со знаком «+».
Дети выполняют действие.
Теперь берем все палочки из правого столбика и выкладываем в строку со знаком «-»
Дети выполняют действие.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какая из получившихся линий длиннее, а какая короче.
Если длиннее верхняя линия длиннее, как вы думаете, что это значит?
Дети: Доход семьи больше, чем расходы.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, хорошо для семьи ели доходы больше расходов?
Дети, а если верхняя линяя короче нижней, что это значит?
Дети: Расходов в семье больше чем доходов.
Воспитатель: Ребята, а какой результат получился у ваших семей.
Ответы детей.
В том случае если получается отрицательный бюджет воспитатель предлагает детям обсудить как можно решить эту проблему. Если решение этого вопроса вызывает затруднения у детей, то можно порекомендовать детям обсудить эту проблему вместе с родителями.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня и поиграли и много узнали, и многому научились. Как настоящие бухгалтера рассчитывали бюджет. Теперь вы знаете, что нужно очень внимательно относиться к расходам. Стараться, чтобы они были меньше доходов или равны им. Сейчас, когда вам родители говорят, что не могут потратить деньги на, что-то не очень нужное, вы беде знать, что они хотят соблюсти баланс между доходами и расходами.
Вам понравилась эта игра? Что вам показалось сложным?
Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Составь свой герб"
В игре закрепляются знания детей о создании герба, его связи с историей, природой, интересами людей....
Дидактическая игра "Составь букет" для старшего дошкольного возраста (способ изготовления и варианты игровых заданий) .
Игра "Сотавь букет" придумана и изготовлена мною для решения задач, направленных на формирование и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного в...
Разработка дидактической игры "Составь герб"
Формирование представлений о гербах, как об эмблемах городов России....
Дидактическая игра "Составь предложение"
Цель игры :научить детей определять количество слов в предложении,правильно подбирать глаголы,закреплять знания о том,что в конце предложения ставим точку,развивать связную речь детей.Можно испо...
Дидактическая игра "Составь словечко"
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, для обучения грамоте и чтению....
Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Составь слово"
В этой игре дети упражняются в составе слов из заданных букв. На слайде даны буквы из которых нужно составить слово. Если кликнуть мышкой, буквы становятся в нужном порядке и появляется картинка с изо...
Дидактическая игра «Составь натюрморт» «Составь пейзаж» для старшего дошкольного возраста
Дидактическая иградля старшего дошкольного возраста «Составь натюрморт»Цель игры – расширение представлений у детей о жанре натюрморта, об изображаемых предметах, об особенностя...