Годовой цикл событий по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Чапочкина Ольга Сергеевна

     Очень коротко,  зачем и почему мы решили создать именно цикл событий  и для чего вообще это нужно. Мы считаем ,что неверно полагаться только на стихийное усвоение знаний о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и многие другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта и трудолюбие. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Разработка данного цикла может обеспечить формирование представлений о нормах финансового поведения на основе определенных видов детской деятельности.

           В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок». Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Здравствуйте, сегодня мы хотим представить  вам  цикл событий по формированию финансовой грамотности дошкольников старшей группы.

     Очень коротко,  зачем и почему мы решили создать именно цикл событий  и для чего вообще это нужно. Мы считаем ,что неверно полагаться только на стихийное усвоение знаний о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и многие другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта и трудолюбие. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Разработка данного цикла может обеспечить формирование представлений о нормах финансового поведения на основе определенных видов детской деятельности.

           В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок». Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

     Цель данного цикла – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи цикла:  -Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у воспитанников.

-Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

-Помочь учащимся осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».

-Развивать эмоциональную сферу учащихся, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

-Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

-Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях

-Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.  

     Методы и приемы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки и т.д.

     Прогнозируемые результаты:

Дошкольник должен:

- знать основные финансово-экономические понятия и категории,

- иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них,

- обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий,

- воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша,

- развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца,

- иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»,

- уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом,

- уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях,

- понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей,

- уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги,

- осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

     Цикл событий по Финансовой грамотности мы разделили на 5 блоков.

I блок  Потребности человека

Содержание:

      Разнообразие потребностей человека. Основные жизненнонеобходимые потребности человека. Схема потребностей, работа со схемой, рассматривание иллюстраций. Формирование у детей понимания, что такое потребность, в чем она выражается. Дидактическая игра «Различие в потребностях». Потребности в пище, воде, воздухе, тепле (формировать у детей умение беречь хлеб, воду, тепло, свет. Дидактическая игра на тему «Одежда людей», символы-знаки: как беречь хлеб, воду, свет, тепло». Закрепляем на сказках С.Я. Маршак «Кошкин дом», русская народная сказка «Колобок», К.И. Чуковский «Мойдодыр».

     Потребности в общении и уважении: формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, уяснить понятия: «можно, нужно, нельзя». Обсуждаем пословицы : «Вместе тесно, а врозь скучно», «От приветливых слов язык не отсохнет». Рассматривание иллюстраций из книги В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Оригами «Подарок для друга».

     Потребности человека и животных. Анализировать потребности человека, развивать представления о потребностях растений и животных. Могут ли они быть одинаковыми, чем отличаются? Просмотр видео по произведению К. Чуковского «Телефон». Рисование потребностей животных и растений. Дидактическая игра «Кому что нужно».

     Предметы, необходимые для жизни. Проигрывание проблемной ситуации «На необитаемом острове». Учить выбирать детей предметы, необходимые для жизни на необитаемом острове. Воспитывать бережное отношение к вещам. Рисование с детьми вещей, необходимых на необитаемом острове.

     Загадки:

   Она короче, чем пальто, удобно бегать в ней зато (куртка),

   Вот начнутся холода, их обуем мы тогда, даже в лужах н адороге не промокнут наши ноги (сапоги),

   Без него невкусным кажется обед, это наш любимый мягкий белый (хлеб),

   Варят его из мяса, картошки и круп, это душистый, наваристый (суп). И т.д.

   II блок Деньги

Основные понятия блока: деньги, валюта, монеты, купюры, цена, дороже, дешевле, покупать, продавать, накопить, потратить, выгодно, невыгодно, обмен, бартер, товар, реклама.

     «Что такое деньги. Какие бывают деньги. Монеты и купюры России.» Игры «Супермаркет», «Парикмахерская», «Кафе» (касса, деньги, товар). Формировать первичные представления о назначении денег (приобретение товаров), упражнять в умении при помощи взрослого осуществлять элементарные игровые действия в приобретении товара. Расширять у детей представления о товарно-денежных отношениях, формировать представления детей о том, что деньги зарабатываются и что ими оплачивают результаты труда людей. Закреплять понятия: «мало-много, дороже-дешевле». Актуализировать представления детей о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран). Как печатают купюры и чеканят монеты (просмотр короткого видео). Госзнак.  Содействовать расширению представлений детей о российских городах, изображенных на современных банкнотах.  Монета (аверс, реверс, решка, орел)

     «Я путешествую по миру. Деньги разных стран» . Дидактическая игра «Экономическое домино». . Содействовать развитию умения детей отличать российские деньги от зарубежной валюты. Что такое валюта? Игра «В какой стране какая валюта?»

     «Где живут деньги». Расширять представление детей о хранении денег. Кошелек, копилка, банк, карта. Упражнять детей в умении изготавливать кошелек – оригами, копилка – из теста. Познакомить детей с понятием «безналичные деньги». Мультипликационных фильмов «Азбука денег тетушки Совы», «Фиксики. Копилка»

     «История появления денег. Что было когда не было денег».  Понятие «бартер – ты мне, я тебе. Элементарный товарообмен». Дети знакомятся с краткой историей происхождения денег, представление о том, что раньше люди обходились без денег, их устраивал обмен товарами, но когда товаров стало слишком много, люди изобрели деньги. Детям обьясняют, что вещи можно обменивать только в том случае, если меняемый предмет равнозначен по стоимости, значимости и т.д. (например, нельзя менять игрушку на живого котенка, но можно поменять игрушку на книжку) Сюжетно-ролевая игра «Обмен», мультипликационные фильмы «Фиксики. Деньги», детская телепередача «АБВГДейка. Что такое деньги».

Загадки:

Я кладу их не в платок, я кладу их в кошелек (деньги), На них я подарок подруге куплю, потому что их каждый день коплю , У меня игрушка есть, и монеток в ней не счесть, моя игрушка – свинка, дырка у нее на спинке, монетки в дырку я кладу, когда их станет много, жду, что же это за игрушка?

Сюжетно-ролевая игра «Найди и обменяй».

Пословицы и поговорки:

Не в деньгах счастье. Чужие деньги дешево стоят, а свои – трудом дались. Считай деньги в своем кармане.

III блок «Профессии».

Расширять представления о содержании деятельности людей разных профессий, связанных с производством товаров, профессий родителей. Воспитывать стремление и желание созидать. Формировать понимание значимости труда, где нет осязаемого продукта. Сюжетно-ролевые игры: «Службы города», «Почта», «Фабрика», «Пекарня», «Ателье». Подборка мультипликационных и учебных фильмов о значимости профессий и ценности труда человека. Чтение художественной литературы: С. Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Маршак «Откуда стол пришел», «Как печатали книгу». Дидактические игры: «Подбери спецодежду», «Подбери инструмент», «Кто что производит».

Загадки про профессии, разучивание стихотворений и потешек о профессиях. Пословицы и поговорки: «Каков работник, такова ему и плата», «Пока ленивый проснется, усердный с работы вернется».

IV блок «Семейный бюджет. Азы домашней бухгалтерии»

Что такое бюджет, доходы-расходы, накопления, пенсия, стипендия, зарплата.

Формировать понятия: заработная плата – оплата труда». Из чего формируется доход семьи, что такое доход. Формировать представление, что есть группы людей с очень маленьким доходом – пенсионеры, инвалиды. Как можно им помочь? (деньгами, вещами, продуктами, добрыми делами)

Что такое расход. Доход – все деньги, которые получают все члены семьи. Учить планировать расходы и расставлять приоритеты в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, что в следующий раз (приоритетность, планирование). Формируем понятия постоянных расходов: ЖКХ, детский сад, питание, одежда, транспорт, культурно-бытовые нужды. Сюжетно-ролевая игра «Семья» - учимся планировать расходы и копить.

     Подбор пословиц о бережливости. Дидактическая игра «Хочу-надо». Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма «Простоквашино». Загадки.

V блок «Культура и рациональность в быту»

Закреплять навыки и привычки экономически рационального поведения в быту. Закреплять желание и стремление детей быть полезными, рациональными, осознавать свою пользу и важность. Закреплять разумно-рациональное отношение к деньгам, проявляя бережливость в повседневной практической деятельности, учить планировать покупки», составляя «Карту покупок» и управлять желаниями и возможностями. Учить детей участвовать в домашних делах, важных для благополучия семьи.

     Закреплять правила поведения и экономии в быту. Совместное составление тематического альбома «Правила ресурсосбережения в быту» (закрывать воду до конца, выключать свет, экономить бумагу, .

     Создание мастерских «Лечим книжки» и «Отходы в доходы»(поделки из бросового материала). Дидактическая игра «Хорошо-плохо».

        

Подведение итогов: игра-квест «Путешествие Буратино в страну Финансовой Грамотности».

Приключения Буратино в стране Финансовой грамотности.

Главные герои: Буратино, Феечка-копеечка (проводник и помощник в стране Финансовой грамотности, Гном Эконом (хранитель кошелька «Бюджет»)

    - Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости. БУРАТИНО. Он пришел не просто так. Папа Карло и Волшебный Сверчок отправили учиться Буратино в Страну Финансовой грамотности. Но ему не обойтись без Вашей помощи. Давайте отправимся  вместе с Буратино?

Звучит веселая музыка из Буратино

В Стране Финансовой Грамотности Буратино и ребят встречают Гном Эконом и Феечка копеечка. Буратино на каждый вопрос отвечает не совсем правильно, подводя тем самым детей к рассуждению и к правильному ответу.

В дорогу в Страну Финансовой грамотности с собой каждая команда что должна взять? Как вы думаете?

Феечка Копеечка - отгадайте что: Послушайте загадку.

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

- Что это?

Дети: Деньги, монеты, купюры.

Феечка Копеечка: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

Ответы детей.

Феечка Копеечка: Вы правы. Деньги нужны  в современном мире, без них прожить невозможно!

- В дорогу каждая команда (Буратино – 1 команда и дети другая) взял кошелек с монетками.  На каждом кошельке написано БЮДЖЕТ. Кошельки помещаются рядом с Гномом Экономом.

Посмотрите, сколько монеток в каждом кошельке? Сравните…..

Феечка Копеечка: Деньги нужны  для удовлетворения потребностей.

- Что такое потребности?

Ответы детей.

Феечка Копеечка: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

     Перед вами картинки  каждая команда должна среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье - картинки).

 (в зависимости  от ответов детей порассуждать, если еда, вода, короче вывести к жилью.) Вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.

Феечка Копеечка : а сейчас мое первое задание

Вешаем картинки изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).

Просим выбрать ребят и Буратино домик и купить. Деньги они опускают в специальную волшебную копилку. Буратино все время должен выбирать неправильно. Порассуждать с ними -

     Буратино, например, взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.  В этом домике может быть  очень холодно, крыша протекала, и им пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт ( 2 монетки в волшебную копилку).

Если взять самый большой  дом за 3 монетки? Он слишком большой и дорогой.

Если взять домик за две монетки? Лучше за 2, порассуждать почему

 (Ответы детей)

А теперь давайте попросим Гнома Эконома помочь нам посчитать монетки каждой группы. У кого сколько.

Вдруг звучит сильный ветер

Феечка Копеечка: Ой, как холодно. И давайте  вспомним ещё про одну важную потребность.

Какую? (Одежда).

И купили её, потратив по одной монетке.

- Откладывают из их кошелёчков по одной монетке за одежду (картинки одежды). Посмотреть, что выбрали, Буратино выбирает что-то красивое, но не теплое, и потом ему приходится покупать еще и теплое еще и кидают монетки. Буратино и здесь все не то выбирает

Считаем монетки.

Звук бульканья

Феечка Копеечка: Ой, что это? У ребят забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?

(Потребность в еде)

Идем в магазин.

Команды идут в магазин и набирают продукты.

Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».

Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность. Если много сладкого, то можно пойти лечить зубы платно. Опять минус монеты.

     Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом,  (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить,   (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить   (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока  ( шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Феечка Копеечка: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А что такое бюджет?

Ответы……

Феечка Копеечка:

Бюджет – это когда мы с вами считаем доходы и расходы.

Доход - это то, что вы получили в начале игры по кошельку с монетами. Обсуждаем из чего складывается семейный бюджет.

Расход - это то, что Вы потратили на оплату услуг и на покупку вещей.

Феечка Копеечка: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Феечка Копеечка  Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо»

Феечка Копеечка: Перед вами схема потребностей и пять монет (какой-то плакат и большие картонные монеты) . Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают,  сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,

купить одежду – 1 монета,

на продукты – 1 монета.

Феечка Копеечка: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. А давайте посчитаем сколько монет осталось у каждой команды.  Можно обсудить или сейчас, или во время каждой игры что было потрачено зря и сколько можно было бы сэкономить. Буратино вдруг становится умным и сам рассказывает, что он не правильно делал.

Чтобы вы сделали с оставшимися монетами? Слушаем ответы.

Феечка копеечка: Ребята, а давайте вспомним какие новые слова мы сегодня узнали: потребности, бюджет, монеты, купюры.

Чему мы сегодня научились:

1. Что деньгами нужно распоряжаться экономно.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Бережно относиться к деньгам.

6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».

Проводим  Можно  мастер-класс по изготовлению или более простой вариант – сделать кошельки оригами. Или самим заранее сделать копилки или кошельки, а дети их разукрашивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...

Статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в семье»

Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном...

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношени...

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...

Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА. Возраст: 5-7 лет.

3. Содержание игры.Игра состоит из двух основных этапов: театрализованного представления и заданий квеста. Группа детей представляет собой единую команду. Столы сдвинуты так, чтобы все были едины и в ...