«Юные экономисты»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.

Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки.

Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых.

          Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и               т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Юные экономисты» Проект по формированию основ финансовой грамотности в подготовительной группе

Слайд 2

Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.

Слайд 3

Актуальность: Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки. Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых. Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д.

Слайд 4

Тематическое планирование составлялось на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Слайд 5

Программа состоит из четырех блоков, связанных между собой задачами и содержанием.

Слайд 6

Тематическое планирование по месяцам (Старшая / подготовительная группа. В подготовительной группе происходит расширение ранее приобретенных знаний. ) Месяц Тема Сентябрь Труд и продукт труда . Профессии . Октябрь Понятие «Деньги» Ноябрь Цена (стоимость). Потребности и желания Декабрь Торговля и торг Бюджет (на примере бюджета семьи) Январь Источники дохода.Планирование Февраль Что такое реклама. Сочиняем рекламу Март Рукотворный мир. Представления о своем, чужом и общем Апрель Что же важнее денег? Май Финансовая грамотность (обобщение)

Слайд 7

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы; воспитатели группы;

Слайд 8

З адачи : -Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; -Совершенствовать коммуникативные качества детей; -Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. -Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. -Сформировать первичные экономические понятия; -Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; -Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за билет и т. д.) . -Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги . Расширять представление о том,, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных

Слайд 9

Дианостический инструментарий Формирование финансово –экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и,соответсвенно , должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой и В.И. Логиновой выделены следующие уовни сформированности экономических знаний у дошкольников: I уровень-низкий II уровень-средний III уровень высокий

Слайд 10

Диагностика содержит несколько серий заданий по 6 заданий в каждой. Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики: Знания в области социально-экономической сферы; Знания в области товарно-денежных отношений: Знания в области производства и связанных с ним вопросов; Знания в области нравственно-этической сферы; Знания в области государственно-юридической сферы. За каждую серию начисляется от 0 до 3 баллов. Далее они складываются. I уровень(низкий )– от 3 баллов II уровень(средний) от 9 баллов III уровень (высокий) от 14 баллов

Слайд 11

Мониторинг Оценка сформированности финансовой грамотности у группы детей в начале реализации проекта (Декабрь 2020)

Слайд 12

Познавательное развитие Просмотр презентаций «Деньги. Денежные знаки», «Как изготавливают деньги», НОД «Профессии» , « Труд,Продукт труда» «Какими они были – первые деньги?» Обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками »),

Слайд 13

Познавательное развитие Просмотр презентаций «Деньги. Денежные знаки», «Как изготавливают деньги» НОД «Профессии» , « Труд,Продукт труда» «Какими они были – первые деньги?» Обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками »), «История денег»

Слайд 14

Познавательное развитие Беседы: «Бюджет семьи , доход,расход », «Мои потребности и желания(хочу и надо)», «Цена(покупка-продажа)», «Юбилейные(тематические) купюры и монеты» Использование рабочих листов

Слайд 15

Исследовательская деятельность(экспериментирование) «Монета. Банкнота. Банковская карта» Отгадывание ребусов

Слайд 16

Настольно-печатные игры Игра-ходилка «Семейный бюджет» « Можно-нельзя купить» Игра « Продукт-професии »

Слайд 17

Настольно-печатные игры Лото «Экономические сказки» Игра «Размен денег»(Круги Лулия ) «Бюджет моей семьи»

Слайд 18

Настольно-печатные игры «Кому что подарим» «Кому что нужно» Разрезные картинки

Слайд 19

Речевое развитие -) Чтение художественной литературы: Сказки, отражающие труд людей ( А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде », К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский « Федорино горе»); Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. (народные: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и козел», «Мальчик с пальчик», авторские: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ш.Перро «Кот в сапогах») Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения (народные: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила», авторские: А.С.Пушкин «Сказка и рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон) Картотека сказок Составление описательного рассказа о профессиях по алгоритму

Слайд 20

-)Создание словарика -)Обсуждение пословиц,поговорок

Слайд 21

Речевое развитие --) Отгадывание / придумывание загадок по теме -)Обсуждение проблемных ситуаций «Я кладу туда деньги, но достать не могу» «В нем много денег, но выдает не всем» «Он работает в банке» «Он приносит деньги домой» «Дают в магазине» «Нужно отдать за проезд»

Слайд 22

Речевое развитие -) Составление синквейна (слова «Деньги», «Профессии», «Товар и т.д.»). Синквейн (в переводе нерифмованное стихотворение из 5 строк). Синквейн это не способ проверки знаний, это способ на любом этапе изучения темы проверить , что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Задачи: Обогащение словарного запаса,развитие образной речи, создание ситуации успеха. -

Слайд 23

Деньги (1слово, существительное) Бумажные, металлические (2 слова – прилагатальные (описание)) Накапливают, зарабатывают, отдают (3 слова глаголы(действия)) Не в деньгах счастье ( 4 и более слов, пословицы, поговорки, своё отношение и т.д..)(деньги необходимы для жизни) Торговля(1 слово -синоним) Товар Полезный ,вкусный. Покупать,продавать,делать . У нас товар, у вас купец….. Труд Профессия Экстримальная,утомительная Уважать,защищать,лечить Без труда не выловишь и рыбку из пруда Больница

Слайд 24

Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Профессии», «Продукт труда» «Денежные знаки группы Ландыш», «Монеты»(в технике фронтаж ), «Магазин посуды», Раскраски по теме Оригами «Кошелек»

Слайд 25

Социально-коммуникативное развитие Ситуативные игры: «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», «Выгодное ли предложение», Формирование финансовой грамотности в сюжетно-ролевых играх. (Цены на билет в цирк,зоопарк , театр; Стоимость ветеринарных услуг; оплата проезда, оплата в магазине и т.д.

Слайд 27

Ожидаемые результаты - дети должны понять, что… 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. 2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести . 4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). 5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде). 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). 7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь). 8. Финансы – это интересно и увлекательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по теме: "Мы юные экономисты"

Научиться понимать и ценить окружающий предметный мир. Увожать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Осознать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий "Труд-продукт-...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "ВИКТОРИНА "ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ"

В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Образовательный проект «Юный экономист»

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существов...

«Мы юные экономисты»

Расширить представление детей о жизни в современном обществе; формировать экономическое сознание детей; экономическое мышление; закрепить основные правила экономики; напомнить необходимость их вып...

Рабочая программа кружка "Юный экономист"

Представлена рабочая программа кружка по экономическому воспитанию старших дошкольников...

ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ лепбук

Развивающие дидактические игры по финансовой грамотности и математике...

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...