Конспект НОД по финансовой грамотности «Пять монет для Буратино» в форме игры-квеста
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности

Туркова Елена Владимировна

для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по финансовой грамотности «Пять монет для Буратино» для детей старшей группы в форме игры-квеста

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие

- социально – коммуникативное развитие

Виды деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- коммуникативная;

- игровая.

Формы работы:

- решение проблемной ситуации;

- дидактические игры.

Цель: расширение знаний дошкольников по финансовой грамотности

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления детей о деньгах, их назначении, упражнять детей в выявлении различных свойств монеты и купюры;

- систематизировать представления детей о видах доходов и расходов в семье;

-дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость или цену, деньги зарабатываются трудом, их ограниченное количество, поэтому к ним надо относиться бережно, приобретая только самые важные товары;

- закреплять элементарные представления о рациональном использовании ресурсов в целях экономии семейного бюджета;

- закреплять знания детей о том, что можно купить, а что нельзя, о том, что некоторые вещи не покупаются;

-о способах хранения денег (в банке, на банковской пластиковой карточке, в кошельке);

- совершенствовать элементарные графические умения, необходимые для овладения письмом: рисовать различные линии в ограниченном пространстве.

Развивающие:

- развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание;

- пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, доходы, расходы, пенсия, зарплата, премия, рубли, товар, цена, банк, карта.

Воспитательная:

- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью - трудолюбие, бережливость.

Методы и приемы:

- наглядные (показ, демонстрация);

- словесные (беседа, вопрос-ответ, коммуникативная игра «Монеты – купюры: закончи предложение»);

- игровые (сюрпризный момент, дидактические игры «Доход – расход», круги Луллия «Что сколько стоит?», «Учимся экономить», «Что можно купить, а что нельзя?»);

- использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (видеообращение профессора Эконома).

Педагогические технологии: квест - технология, личностно-ориентированная, игровая.

Материалы и оборудование:

1. Ноутбук и мультимедийный проектор;

2. Презентация «Пять монет для Буратино»;

3. Конверт с письмом от Буратино;

4. Конусы – ограничители со стрелками (для обозначения испытаний) – 5 штук;

5. Конверты с заданиями – 5 штук;

6. Мяч;

7. Карточки-кошельки для игры «Доход – расход» - по 2 штуки на каждого участника;

8. Карточки с изображением товара, который необходимо купить в магазине;

9. Круги Луллия для игры «Что сколько стоит?» - по 1 штуке на каждого участника;

10. Разрезные картинки – копилка для игры «Учимся экономить»– по 1 штуке на каждого участника;

11. Планшет-листы для игры «Что можно купить, а что нельзя?» - 1 рабочий лист на двоих детей (работа в парах).

Ход НОД:

Игра – приветствие «Встанем рядышком, по кругу».

Воспитатель: Ребята, давайте образуем круг, возьмёмся за руки и поприветствует друг друга.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень.

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Мотивация:

Сюрпризный момент «Письмо Буратино».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу почтальон принёс письмо. Хотите узнать от кого оно?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас я его прочту, а вы внимательно послушайте, что же в нём написано.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Буратино. У меня случилась беда. Я потерял свои золотые монеты, которые подарил мне Карабас Барабас. Помогите мне найти их, чтобы я смог купить азбуку. Жду помощи. Ваш друг Буратино».

Постановка цели детьми:

Воспитатель: Ребята, как можно помочь Буратино?

Дети: Можно найти эти 5 монет.

Воспитатель: Как помочь Буратино нам подскажет профессор Эконом. Он прислал нам видеообращение. Давайте послушаем его.

Слайд 2

Профессор Эконом: Добрый день, мои друзья. Чтобы помочь Буратино, вам надо пройти 5 испытаний. Если вы правильно выполните задания, монеты найдутся. Начало испытаний вам укажет флажок на фотографии вашей группы, а путь вы определите по стрелкам. Удачи!

Слайд 3

Совместный поиск способа действия с детьми:

Воспитатель: Ребята, внимание на экран. Это фотография нашей группы. Определите начало пути.

Дети определят начало по флажку на фотографии. Находят первый конверт с заданием. Воспитатель открывает конверт. В конверте монета и купюра.

Слайд 4

Воспитатель: Итак, испытание №1. Сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом, которая называется «Монеты-купюры: закончи предложение»

Я называю признак монеты или купюры, а вы заканчиваете предложение и называете противоположный признак.

1. Купюра бумажная, а монета (металлическая);

2. Монета круглая, а купюра … (прямоугольная);

3. Монета звенит, а купюра … (шуршит);

4. Монета появилась раньше, а купюра (позже);

5. Купюра может порваться, а монета… (нет);

6. Монета маленькая, а купюра … (большая);

7. Купюра разноцветная, а монета (одноцветная);

8. Купюра лёгкая, а монет (особенно если их много) (тяжёлые)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли что-то общее, похожее у монеты и купюры, что их объединяет?

Дети: Это деньги, на них можно что-то купить.

Воспитатель: Всё верно.

Воспитатель: Как называются деньги, которыми мы пользуемся?

Дети: Рубли!

Воспитатель: Правильно, у каждой страны есть свои деньги. В России – это рубли.

Слайд 5

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, пожалуйста. Появилась первая монета! Это значит, что мы успешно прошли первое испытание. Куда нам направляться дальше?

Дети находят направление движения по стрелке.

Испытание №2: «Экономическая игра «Доходы и расходы»

Слайд 6

Воспитатель открывает второй конверт.

Воспитатель: Здесь перечислены разные ситуации, которые происходят с деньгами.

Если в ситуации деньги накапливаются, «приходят» в кошелёк, то это доходы – вы поднимаете красный кошелек, а если деньги расходуются «уходят» из кошелька, то это расходы – вы поднимаете синий кошелёк. Будьте внимательны!

1. Папа получил зарплату;

2. Родители купили продукты питания в супермаркете;

3. Заплатили парикмахеру за стрижку;

4. Сестре купили новый компьютер;

5. Бабушка получила пенсию;

6. Брату купили велосипед;

7. Мама выиграла деньги в лотерею;

8. Заплатили за ремонт машины;

9. Папе выдали премию на работе;

10. Купили лекарства в аптеке.

Слайд 7

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, пожалуйста. Появилась вторая монета!

Это значит, что мы успешно справились с заданием. Куда нам отправляться дальше?

Дети находят направление движения по стрелке.

Слайд 8

Испытание №3: «Что сколько стоит?» (Круги Луллия)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам самостоятельно сходить в магазин и совершить там покупку.

Воспитатель открывает третий конверт, в котором лежат карточки с изображением товара, раскладывает их на столе перед детьми.

Воспитатель: Ребята, выберите, пожалуйста, товар, который вам нужно будет купить в магазине.

Дети выбирают карточку с изображением товара, который им необходимо приобрести в магазине.

Воспитатель: Что нужно сделать покупателю, если он хочет купить какой-либо товар?

Дети: За товар нужно заплатить деньги.

Воспитатель: Всё верно. Каждый товар имеет определённую стоимость или цену. Ваша задача привести в соответствие цену товара, указанную на нём, с количеством монет, которые за него нужно заплатить.

Воспитатель: Научиться тратить деньги грамотно - нелегко. В магазинах много товаров в ярких красивых упаковках, разных коробочек, пакетов.

Хочется купить и то, и другое. Но на всё денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, их ограниченное количество. Поэтому как нужно относиться к деньгам?

Дети: Бережно.

Воспитатель: Верно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас самое нужное и важное.

Слайд 9

Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, посмотрите на экран. Мы заработали третью монетку.

Воспитатель: А теперь мы с вами немного отдохнём.

Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся

Два –нагнулся

Три – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Он монетки не нашёл

Чтоб монетки нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! Куда мы отправимся дальше? Дети ориентируются по стрелке на конусе.

Слайд 10

Испытание №4: «Учимся экономить»

Воспитатель открывает четвёртый конверт, в котором находится картинка с изображением свиньи-копилки.

Воспитатель: Для того, чтобы на всё хватало денег нужно научиться их экономить. А куда мы можем положить сэкономленные деньги?

Дети: В копилку.

Воспитатель: Конечно. Я хочу, чтобы у каждого из вас появилась своя личная свинья-копилка. Для этого вам нужно собрать разрезанную картинку. Собрав картинку, вы получите подсказку, и мы с вами узнаем, на чём можно сэкономить.

Дети собирают картинки.

Воспитатель: Кто из вас уже догадался, на чём можно сэкономить?

Дети: Нужно выключать свет, закрывать кран с водой, ходить пешком, бережно относиться к вещам и давать им вторую жизнь, делать что-то своими руками, покупать только необходимые и не дорогие товары.

Слайд 11

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на экран. Появилась четвёртая монета. А что это значит?

Дети: Это значит, что мы успешно прошли ещё одно испытание.

Воспитатель: Куда мы идём дальше?

Дети ориентируются по стрелке.

Слайд 12

Испытание №5: «Что можно купить, а что нельзя?»

Воспитатель открывает пятый конверт, в котором лежит картинка со знаком вопроса «Всё ли на свете можно купить?».

Дети: Нет, не всё.

Воспитатель: Перед вами карточки с картинками и жетоны с кошельками. На каждую карточку с картинкой положите правильный жетон. Например, "Любовь" - нельзя купить, то следует положить в пустой круг жетон с изображением перечёркнутого кошелька. "Одежда" - можно купить, значит следует положить рядом жетон с изображением кошелька.

Дети выполнят задание, работая в парах.

После выполнения задания, на экране появляются картинки с правильно выполненным заданием.

Слайд 13,14

Воспитатель: Ребята, сравните у всех так, как на экране? Какие товары нельзя купить за деньги? Почему?

Слайд 15

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Появилась пятая монета. Мы прошли успешно все испытания и помогли Буратино вернуть его пять монет. Но давайте расскажем Буратино, где можно хранить деньги?

Слайд 16

Дети: Деньги хранят в кошельке, в банке, на карточке.

Воспитатель: Правильно.

Рефлексия:

Вопросы к воспитанникам:

- Какие испытания мы с вами прошли?

- Какие испытания были трудными для вас?

- С какими испытаниями вы справились легко?

- Довольны ли вы своими результатами?

- Все ли у вас получилось так, как хотелось?

- Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

- Вам понравились задания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта» для детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ НОД по Познавательному развитию в старшей группе на тему:" Пять монет для Буратино" 25.11.2021г.

Непосредственная образовательная деятельность проводилась с детьми 5-6 лет и состояла из нескольких этапов.Началась образовательная деятельность с организационного момента. Игра-приветствие «Вст...

Конспект ООД по финансовой грамотности «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Деньги. Монета. Пластиковая карта"

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей....