Конспект сюжетно-ролевой игры патриотического содержания «Пожарные» для старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)

Соколова Наталия Викторовна

В сюжетно-ролевой игре «Пожарные» ярко выражен патриотизм и стремление принести пользу и добро людям родной страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sri_pozharnye_starshaya_gruppa.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка» п. Малиновский

Конспект сюжетно-ролевой игры патриотического содержания

«Пожарные» для старшей группы

Автор воспитатель:

Соколова Н. В.

2021 г.

Пояснительная записка

В настоящее время патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Результат нравственно-патриотического воспитания проявляется в том, что дошкольники проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою страну, боевые подвиги и трудовые достижения своих соотечественников.

В образовательной программе нашего детского сада выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», содержание которой направлено на воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а в старшем дошкольном возрасте это высшая ее форма – сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре «Пожарные» ярко выражен патриотизм и стремление принести пользу и добро людям родной страны. Это патриотическая и героическая профессия, потому что в опасных для жизни и здоровья условиях пожарные борются с огнем, тушат пожары – лесные, бытовые, когда горят дома или промышленные здания. Пожарные спасают жизни людей, животных. Насколько важна и значима эта профессия мы все убедились летом этого года, когда наши сибирские леса очень сильно горели, и только пожарные смогли остановить это бедствие, которое вредило всему живому на нашей земле.

Цель: показать значимость труда пожарных и развить игровые умения детей по сюжету «Пожарные».

Образовательные задачи:

- расширить представления детей о патриотическом и героическом характере профессии пожарного;

- повторить основные правила пожарной безопасности;

- сформировать положительные взаимоотношения детей в игре.

Развивающие задачи:

- развивать внимание, память, мышление, связную речь (монологическую и диалогическую);

- развить интерес к совместной игре.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей уважение к труду пожарных;

- воспитывать чувство дружбы, сплоченности, умение работать сообща в команде.

Предварительная работа:

1. Беседы о пожарной безопасности по темам «Пожарная безопасность», «Берегись огня»,  «Не играй с огнем», «Героическая профессия – пожарный», «Как себя вести при пожаре».

2.  Просмотр и обсуждение мультфильмов на противопожарную тему.

3. Рисование «Пожарная машина».

4. Показ правильного оказания первой медицинской помощи при ожогах и переломах.

5. Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре и о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электрическими приборами).

6. Изготовление атрибутов к игре: пожарной машины из картонных коробок, одежды, огнетушителей, пожарных шлангов, двухэтажного дома из картона и т.д.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей, предложить им основные или вспомогательные роли в игре, поддерживать их инициативу в игре с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрениями.

Материалы и оборудование:

Пожарная машина построена из больших картонных коробок, соединенных скотчем. Сверху приклеена (или скрепками приделана) красная и белая бумага. Размер машины такой, чтобы вместить 6-8 детей (по количеству детей-пожарных).

Стульчики с одеждой пожарных, разложенных на них – по количеству детей-пожарных (6-8 штук).

Одежда пожарных, которую они надевают, когда выезжают тушить пожар: шлем-маски, куртки, ремни (пояса), рукавицы – по количеству «пожарных» - 6-8 штук.

Место пожара: двухэтажный дом, склеенный из картонных коробок.

Пожарные шланги, изготовленные из ткани, сшитой в форме рукава, и пластиковой бутылочки – по количеству «пожарных» - 6-8 штук.

Огнетушители, изготовленные из 2-х пластиковых бутылочек и пульвелизатора – по количеству «пожарных» - 6-8 штук.

Полоса препятствий: 1ое препятствие: массажный коврик (подойдет любой вариант). 2ое препятствие: кольцеброс (сделан из пластмассовых бутылок). 3е препятствие:  воронки, сделанные из пластмассовых бутылок и мячи, обвязанные шерстяными нитками.

• Аудиозапись сирены пожарной машины.

• Шапочки белые с красным крестом для врача и санитара Скорой помощи – 3 или 6 штук.

• Круглый тент-растяжка для тех, кто прыгает со второго этажа горящего дома (это игрушки).

• Игрушки – жители горящего дома.

ХОД ИГРЫ

1. Мотивационно-организационный этап

Дети находятся в игровой комнате, занимаются своими делами. Воспитатель очень тихо включает аудиозапись сирены пожарной машины. Спрашивает детей:

- Вы слышите этот звук? Что он означает?

- Правильно, это сигнал специальной машины, которая спешит на помощь людям, которые попали в беду.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру. А в какую – вы догадаетесь сами, когда я вам прочитаю стишок, а вы подскажите последнее слово:

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут…

Дети: пожарный.

Восп.: Правильно! Так в какую игру будем играть?

Дети: в пожарных.

Беседа

Воспитатель: быть пожарным – очень важная и нужная профессия. Может быть, кто-нибудь из вас станет пожарным, когда вырастет.

- Ребята! Почему пожарная машина красного цвета?

Дети: Чтобы было хорошо видно эту машину. Красный  цвет – цвет опасности и другие машины на дороге уступают дорогу пожарной машине.

Воспитатель: А как мы узнаем, что пожарная машина спешит тушить пожар?

Дети: В машине есть специальный сигнал – громкая сирена.

Включить аудиозапись сирены пожарной машины.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?

Дети: Смелостью, ловкостью, силой, иметь крепкое здоровье, быть закаленным, не бояться огня, мужеством, добротой.

Воспитатель: Почему работу пожарного называют опасной?

Дети: Потому, что пожарные рискуют жизнью, они идут в огонь и дым. Они могут повредить свое здоровье или даже погибнуть. Вот почему это героическая профессия.

2. Основной этап

Воспитатель: Давайте начнем игру. Нам нужны 6 или 8 пожарных. Кто ими будет?

Дети по своему желанию выбирают роль пожарных.

Воспитатель: еще нам нужны врачи и санитары. Они будут оказывать медицинскую помощь на пожаре.  Кто будет доктором на «Скорой помощи» (1 ребенок) и кто будет санитарами? (2 детей).  Примечание: можно сделать две бригады скорой помощи – это будет 6 детей.

Дети выбирают эти роли.

Воспитатель: Я буду помогать проводить игру. Буду диспетчером в пожарной части. Буду рассказывать, что и где происходит, и что нужно делать в нашей игре. А вы будете играть.  

Итак, мы с вами находимся в пожарной части, где есть пожарная машина. Пожарные (дети) ставят пожарную машину в игровую комнату (или она уже заранее там стоит).

Воспитатель: Слышите, звонок, это значит, что где-то случился пожар. Сейчас узнаем где (слушает телефон).

- Горит на квартира на втором этаже двух этажного дома. Адрес: ул. Лесная, д. 6. Срочно на выезд!!!

(Раздается звуковой сигнал, по которому дети-пожарные быстро одеваются и выезжают на пожар. Одежда пожарных разложена на стульчиках).

Одетые пожарные занимают места в пожарной машине. Один из них садится за руль – он водитель. 20-30 секунд имитируют быструю езду по улицам города к месту пожара.

Воспитатель: Остановите пожарную машину. Пол правилам нашей игры, чтобы попасть на пожар и потушить его, пожарные должны преодолеть полосу препятствий.  Выходите из машины и покажите, как вы умеете справляться с трудностями.

1ое препятствие: массажный коврик.  Дети идут по нему сняв обувь, босиком, друг за другом.

2ое препятствие: кольцеброс. Дети должны набросить на него кольцо. Кидают по очереди. Каждый «пожарный» кидает кольцо до тех пор, пока не попадет на кольцеброс.

3е препятствие:  Разложить мячи по цвету в воронки.

Примечание: «Полоса препятствий» - можно провести как эстафету-соревнование между двумя командами «пожарных» на скорость и правильность выполнения заданий.

Можно добавить еще такие этапы:

Игра «Звони в пожарную». Правила игры. Дети построены в две колонны. По сигналу поочерёдно бегут к телефону, поднимают трубку и говорят номер телефона и адрес детского сада (01, приезжайте на улицу …, дом номер…) Возвращаются назад.

Игра «Тушим пожар». Правила игры. По сигналу дети ведёрком набирают из таза, бегут по скамейке, проходят в обруч, перешагивают кирпичики, выливают воду в пустой таз и возвращаются назад, передавая следующему ведёрко. Следующий ребенок повторяет все эти действия.

Выигрывает та команда, которая быстрее перелило воду из одного тазика в другой.

Правила: черпать воду аккуратно;  бежать, стараясь не разливать воду.

Тушение пожара

Воспитатель: Какие вы молодцы! Справились с полосой препятствий.  Теперь можете приступать к тушению пожара.

Пожарные начинают тушить огонь на втором этаже. Жители второго этажа (это игрушки) «прыгают» (их сбрасывает воспитатель или кто-нибудь из играющих детей) на растянутый пожарными тент. Их санитары кладут на носилки и относят в сторону, где их осматривают врачи, оказывают им первую медицинскую помощь.

Дополнительная роль: Телеведущие разных каналов (2-3 канала) и корреспондент местной газеты приезжают на пожар, снимают на камеры работу пожарных, берут интервью у пожарных.

Командир пожарной бригады сообщает диспетчеру (воспитателю), что пожар потушен. Диспетчер предлагает возвращаться в пожарную часть.

3. Заключительный этап

Подведение итогов. Беседа по вопросам для закрепления знаний детей.

Воспитатель задает вопросы:

- Кто приходит на помощь во время пожара?

- Какая одежда у пожарных?

- С помощью чего они тушат пожар?

- О чем нужно помнить, чтобы не было пожара?

- Как вызвать пожарную команду по телефону?

Рефлексия:

Воспитатель задает вопросы:

- Вам понравилась игра?

- Что больше всего понравилось?

- Будете еще играть в эту игру?

- Почему труд пожарных можно назвать героическим? А самих пожарных – героями?

- Кто из вас захотел быть пожарным?

Воспитатель:

- Вы молодцы, ребята! Много знаете про пожарных и правила пожарной безопасности. Обязательно расскажите об этом родителям, своим друзьям и приятелям!

Список литературы

  1. Белая К.Ю, Зимоника В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. – 96 с.
  2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 64 с.
  3. Волчкова В.Н, Степанова Н.В Конспекты занятий в старшей группе  детского сада. – Воронеж, 2009. – 114 с.
  4. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. ––М.: Детство-Пресс, 2012. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Родной город - Самара»

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста - важнейшего периода становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представ...

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Кузбасс - наш родной край, наша малая Родина»

Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.Образовательные задачи:·...

Конспект сюжетно- ролевой ритмической гимнастики по сказке"Колобок" в младшей группе

Цель: продолжать укреплять здоровье детей дошкольного возраста и совершенствовать основные виды движений через двигательно-игровую деятельность (сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика)...

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Актуальность: Суть статьи заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом. Среди множества источников интереса детей к процессу изучения -...

Семинар - практикум для педагогов по теме «Сюжетно-ролевая игра патриотического содержания «Пожарные»: изготовление атрибутов из подручного материала»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проведению сюжетно-ролевой игры патриотического содержания и изготовлению атрибутов из подручного материала....