Уголок валеологии "Секреты Айболита"
учебно-методический материал по обж (младшая группа)
Описание содержания уголка валеологии во 2-й младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_valeologicheskogo_ugolka_2_ml_gr_22-23.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Управления Делами Президента Российской Федерации
Паспорт валеологического уголка
«Секреты Айболита»
(2-я младшая группа № 7)
Воспитатели:
Чукалова З.М.
Болотенкова О.Е.
Москва, 2022
Паспорт – описание
Речевого уголка «Секреты Айболита»
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. Сухомлинский
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.
Валеология - наука о здоровье.
Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Задачи валеологического воспитания:
Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
Накопление знаний о здоровье.
Становление
валеологической
компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Валеологическая культура дошкольника подразумевает:
– знание о своем здоровье;
– осознанное отношение к здоровью и жизни человека;
– умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;
– валеологическая компетентность.
Исходя из этого, выделяются основные направления работы по валеологии в ДОУ:
Строение человека.
Значение здоровой пищи.
Как поддержать свое здоровье.
Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.
Цель создания уголка: обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью;
- знакомить детей со строением человеческого организма;
- формировать навыки соблюдения правил личной гигиены;
- формировать гармоничную личность.
В центре валеологии выделяются следующие составляющие:
- питание
- гигиенические навыки
- физическая культура (спорт)
1. Питание:
Цель: привитие культуры питания.
Используются такие дидактические игры и упражнения: «Полезно – вредно», «Чудесный мешочек», «Что можно приготовить из этих продуктов?», «Что, где растет?», «Соберем урожай», «Волшебная кастрюля», «Витаминная азбука» и др.
2.Гигиенические навыки.
Схемы «Как правильно чистить зубы», «Последовательность мытья рук», «Правила посещения туалета".
Дидактические игры: «Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.
Также можно организовать «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.
3.Физическая культура.
В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей, различные дидактические игры. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.
Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.
Он оснащается разного вида массажными ковриками, ковриками здоровья, ковриками, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.
Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары и пр.
Помимо этого, в валеологическом уголке находится подборка тематических картинок: «Гигиена и здоровье», «Я и моя безопасность», «Я и мое тело», дидактические карточки: «Азбука здоровья», «Как устроен человек».
В центре представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
Таким образом, валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.
Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».
Наименование учреждения | ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» УДП РФ |
ФИО, должность автора | Воспитатели: Чукалова З.М. Болотенкова О.Е. |
Адресная направленность (возрастная группа, количество пользователей) | 2 – я младшая группа (3-4 года) 21 человек |
Перечень оборудования/количество | Стеллаж напольный |
Перечень ТСО/ количество | Ноутбук – 1 шт., колонка – 1 шт., проектор – 1 шт |
Перечень материалов, пособий | Приложение 1 |
Перечень литературы по жанрам/количество экземпляров книг внутри жанров | Приложение 2 |
Перечень видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми в уголке | Художественная литература и фольклор, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, трудовая, игровая. Организация тематических выставок. |
Всего экземпляров книг | 16 экземпляров книг |
Приложение 1
- Дидактические и настольные игры :
- лото «Машины», «Цвета», «Формы», «Игрушки», «Овощи», «Кто где живет», «Профессии», «Мама и малыш», «Фрукты», «В магазине», «Домашние животные», «Растения, животные», «Для мальчиков», «Для девочек»
-игры: «Где чей домик», «Кто где живет», «Что где растет», «Что из чего», «Мама и малыш», «Семья», «Овощи, фрукты», «Твой дом», «Зверята», «Парочки» «Полезно – вредно», «Чудесный мешочек», «Что можно приготовить из этих продуктов?», «Что, где растет?», «Соберем урожай», «Волшебная кастрюля», «Витаминная азбука», « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась»
-кубики: «Мама и малыш», «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие животные», «Половинки», «Кто как кричит»
-деревянные: «Фрукты, ягоды», «Лесные животные», «Домашние животные», «На ферме», «Мама и малыш», «Цвета», «Игрушки»
-шнуровки
-мозаики
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр : «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница», «Семья»
- Театры:
-настольный:-«Гуси - лебеди», «Репка», «Машенька и медведь»
-деревянный:-«Колобок», «Репка»
-пальчиковый: «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь»
-магнитный: «На ферме»
-теневой: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и козлята», «Репка»
- театр на руку: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и козлята», «Репка», «Лиса и заяц»
- Игрушки резиновые для обыгрывания сюжетов
- Ширма настольная
- Лотки с нестандартным оборудованием
- Оборудование для развития речевого дыхания: листочки, трубочки, ватные шарики
- Шарики Су-Джок
- Цветные карандаши, бумага
- Трафареты
- Предметные картинки
-«Гигиена и здоровье»,
-«Я и моя безопасность»,
-«Я и мое тело»,
-дидактические карточки: «Азбука здоровья», «Как устроен человек»,
-одежда
-посуда
-мебель
-игрушки
-мамы и детки
-грибы и ягоды
-профессии
-транспорт
-дикие животные
-времена года
-птицы
- деревья и др.
- Сюжетные картины и картинки:
-осень
-зима
-весна
- лето
-дикие животные
-домашние животные
-хорошо у нас в саду
-в городе, в деревне
-русские народные сказки
-дорожное движение
- Дидактическая игра: «Знакомимся с одеждой и последовательностью в одевании», «Наши органы чувств», «Вредно-полезно», «Волшебная книжка»
- Библиотечка речевых упражнений:
-Дыхательная гимнастика
-Артикуляционная гимнастика в картинках
-Игры и упражнения на развитие связной речи с использованием нестандартного оборудования
-Картотека пальчиковой гимнастики
- - Книги для рассматривания детьми
- -Схемы «Как правильно чистить зубы», «Последовательность мытья рук», «Правила посещения туалета".
- Ширмы для родителей: «Осторожно-гололед», «Как научить ребенка одеваться самостоятельно», «Вирусные инфекции» и др.
- Спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки.
- Маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.
- Массажные коврики, коврики с шипами, коврики, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей - массаж стопы ног, и развития координации движений.
- Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары и пр.
Приложение 2
Перечень литературы по жанрам
Сказки:
- Русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и козлята», «Репка», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Рукавичка»
- Авторские сказки отечественных авторов: «Маша и Ойка», «Как Маша поссорилась с подушкой» и др, «Мешок яблок», «Яблоко» и др.
- Авторские сказки зарубежных авторов: Д. Биссет «Забытый день рождения», « Все кувырком», Л. Муур «Крошка Енот», «Три поросенка», «Красная шапочка»
Рассказы:
- О животных «Рассказы про Томку», «Большие и маленькие»
- О человеке:«Вежливые слова», «Вечная сказка», «Воспитание на примерах», «Вот так бывает», «Вот какой упрямый», «Вот так погуляли», «Если все не так», «Зайка»(серия), «Кого я люблю», «Круглый год», «Про тебя, про меня», «Про нас с тобой», «Рассказы про меня», «Ты и я», «Цыпленок Пик»
Картотека книг писателей:
- В. Сутеев
- К. Чуковский
- А. Барто
- С. Маршак
- С. Прокофьева
- Е. Чарушин
Литература:
1.Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О.Сизова.: СПб.:Паритет, 2008.
2.Оздоровительные игры. Младшая группа/авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
3.Оздоровительные занятия с детьми 3-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
4.Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
5.Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г.Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.
6.Будь здоров, дошкольник! Т.Токаева Программа физического развития детей 3-7 лет – Сфера, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок и смотр-конкурс на лучший уголок
Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В Положении четко оговариваются цели и задачи смотра, сроки, критерии оценки физкультурных уголков. Материал о смотре со...
положение о смотре-конкурсе на лучший уголок физкультуры и смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок
Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В содержании Положения цели и задачи, сроки проведения, критерии оценки. В материале по смотру также содержатся цель, со...
"Книжный" Уголок + Уголок "Мой город-Миасс"
Книги играют важную роль в формировании эстетических вкусов ребенка, помогают знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей. Именно поэтому в каждом детском саду существуют ...
Уголок ПДД и спортивный уголок.
Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к э...
Консультация "Психологический уголок в группе" + Положение о смотре-конкурсе "Лучший психологический уголок"
Консультация для воспитателей «Психологический уголок в группе»Уголок психологической разгрузки — это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в кото...
«Лучший спортивный уголок» спортивно-оздоровительный уголок «Радуга спорта»
laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»Жан Жак Руссо...
«Положения о смотре конкурсе на лучший экологический уголок» и уголок двигательной активности»
laquo;Положения о смотре конкурсе на лучший экологический уголок»и уголок двигательной активности»...