Авторская программа «Моя безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по обж (старшая группа)

Лукина Ольга Николаевна

Актуальность выбранной мной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев.

Не случайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, чётко выделена образовательная область «Безопасность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_progr._moya_bezopasnost_lukina_o.n._2017.docx71.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 12 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

                   

C:\Users\admin\Desktop\безопасность.jpg

Авторская программа

Картинки по запросу картинка по ОБЖ для детей доу

Воспитатель:

Лукина Ольга Николаевна

                         

Челябинск,  2022

Авторская программа

«Моя безопасность»

для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Актуальность выбранной мной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев.

Не случайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, чётко выделена образовательная область «Безопасность».

ОБЖ - обеспечение безопасности жизнедеятельности в наше время занимает определённые затруднения у детей дошкольного возраста, а также и у их родителей.

Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребёнка навыки безопасного поведения?

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества.

Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности когда пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временим изменились условия жизни человека, стали иными правилами безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Основная цель   работы кружка – подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Сформировать у дошкольника опыт безопасного поведения, который позволит ему предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости – действовать.

С помощью каких приёмов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребёнку и его родителям приходится сталкиваться в жизни?

Если следовать определённым правилам поведения и учить этому ребёнка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

Основными принципами безопасного воспитания является - основные источники опасности:

• Опасности, с которыми ребёнок может столкнуться дома (или бытовые) .

• Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице) .

• Опасности, с которыми ребёнок может столкнуться на улице и на дороге.

• Опасности на природе.

• Опасности со здоровьем.

Данный проект программы «Моя безопасность» разработан на базе:

1. Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией:

Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».

2. Пособия для педагогов и родителей: К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».

3. Пособия для педагогов и родителей: Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» для детей 3-7 лет.

4. Пособия для педагогов: Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности».

Настоящий проект программы по ОБЖ «Моя безопасность» составлен для работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Количество занятий в год- 32

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 15-20 минут.

Осуществляется мониторинг 2 раза в год:

вводный (сентябрь, итоговый (май) .

Программа составлена с учётом реализации образовательных областей:

1) «Познание» – проведение занятий, бесед, наблюдений, игр.

2) «Чтение художественной литературы» - использование по тематике – сказки, рассказы, стихотворения, поговорки, загадки.

3) «Художественное творчество» - использование изобразительной деятельности рисование, лепка, аппликация. Изготовление по тематике: поделки, рисунки, плакаты и т. п.

4) «Музыка» - использование ТСО, разучивание музыкального репертуара по теме, проведение досуговых мероприятий по «ОБЖ» в ДОУ.

5) «Здоровье» - проведение тематических прогулок с подвижными играми, упражнениями.

При реализации данной программы «ОБЖ» в процессе формирования у дошкольников среднего возраста решаются следующие задачи:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудной ситуации, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.

Работа с детьми

Необходимо использовать разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребёнка.

Создать атмосферу заинтересованности каждого ребёнка в группе.

Стимулировать к высказываниям, использованного различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

Поощрять стремление ребёнка находить свой способ решения проблемы, анализировать ситуации, выбирать наиболее рациональные.

Создавать ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания, создать обстановку для естественного самовыражения ребёнка:

• Использовать специально организованные занятия в игровой форме.

• Встречи с людьми профессий: «пожарный», «доктор», «полицейский».

• Проводить ознакомление с основами безопасности жизнедеятельности.

Работа с родителями.

1. Анкетирование 2 раза в год: (сентябрь - май)

2. Консультации по тематике, в уголке «ОБЖ»

3. Проведение «Минуток безопасностей» на родительских собраниях

4. Привлечение родителей принимать участие в различных конкурсах, досугов по «ОБЖ» в ДОУ

Средства обучения

• ТСО. Видеоролики.

• Конспекты занятий, беседы, минутки безопасности.

• Плакаты, картины, наборы карточек по «ОБЖ».

• Демонстрационный материал:

«Наши друзья - дорожные знаки! », «Наша безопасность».

• Альбомы: «Пожарная безопасность», «Правила дорожного

движения», «Опасные ситуации» и др.

• Раскраски по тематике.

• Макет дороги. Рули.

• Строительный конструктор: «Транспорт».

• Дидактические игры. Сюжетно-ролевые.

• Машинки, куклы.

• Пластилин, цветной картон, цветная бумага, цветные карандаши, краски, гуашь, кисти, ножницы, клей.

• Книги. Художественная литература: сказки, рассказы, стихи, загадки.

• Анкеты для родителей.

• Консультации для родителей.

Литература.

1 Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» (Москва – 2007г.)

2. Белая К. Ю. Пособие для педагогов и родителей «Формирование основ безопасности у дошкольников» (Мозаика-Синтез. Москва – 2011г.)

3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (Мозаика – Синтез. Москва – 2016г.)

4. Кобзева Т. Г,  Холодова И. А., Александрова Т. С.  «Правила дорожного движения», Система обучения дошкольников (Волгоград -2010г.)

5. Саулина Т. Ф., «Три сигнала светофора», Пособие для педагогов и родителей для работы с детьми 3-7 лет. (Москва- 2010г.)

6. Фисенко М. Б. «ОБЖ»,   Волгоград «Корифей», средняя и старшая группы, 2008.

7. Г. П. Шалаева «Азбука маленького пешехода» (Москва – 2008г.)

8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения,  №2- 2007г. Стр. 20-36

«Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма».

Приложение:

Тематическое планирование.

Сентябрь.

 Темы:

1-неделя «Знакомство с улицей города»

2-неделя «Наш друг светофор»

3-неделя «Дорожные знаки»

4-неделя «Правила поведения в общественном транспорте»

Октябрь.

Темы:

1-неделя «Мчатся по улице автомобили»

2-неделя «Я грамотный пешеход»

3-неделя «Правила безопасного поведения на дороге»

4-неделя «Где играют дети? »

2. Ребёнок дома

Ноябрь.

Темы:

1-неделя «Бытовые электроприборы»

2-неделя «Огонь – судья беспечности людей»

3-неделя «Пожароопасные предметы»

4-неделя «Правила поведения при пожаре»

Декабрь.

Темы:

1-неделя «Когда ты один дома»

2-неделя «Таблетки детям не игрушки»

3-неделя «Колющиеся – режущиеся предметы»

3. Ребёнок и другие люди

Январь.

Темы:

1-неделя «Незнакомец»

2-неделя «Я потерялся»

3-неделя «Как вызвать полицию? »

Февраль.

Темы:

1-неделя «Скорая помощь»

2-неделя «Кто спасёт от пожара? »

3-неделя «Старший друг»

4-неделя «Врачи – твои помощники»

4. Здоровье ребёнка

Март.

Темы:

1-неделя «Как устроен мой организм»

2-неделя «Режим дня»

3-неделя «Правила доктора Айболита»

4-неделя «О правильном питании и пользе витаминов»

Апрель.

1-неделя «Врачебная помощь»

2-неделя «Правила первой помощи»

3-неделя «Если ты заболел»

4-неделя «Закаливаем наш организм»

5. Ребёнок и природа

Май.

Темы:

1-неделя «Правила поведения на природе»

2-неделя «Опасные насекомые»

3-неделя «Кошка и собака – наши соседи»

4-неделя «Правила поведения при грозе»

Июнь.

Темы:

1-неделя «Ядовитые растения, ягоды»

2-неделя «Не все грибы съедобные»

3-неделя «На воде, на солнце»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Волшебные нити" для детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - шитью и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности....

Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  работы с  детьми   старшего  дошкольного  возраста  (5- 6 лет)  МБДОУ «ЦРР &nda...

Авторская программа по хоровому пению для старшего дошкольного возраста "Поющее детство"

Авторская программа по хоровому пению для старшего дошкольного возраста "Поющее детство"...

Авторская программа по самообразованию для детей младшего дошкольного возраста "Этикет и культура поведения"

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо с раннего дошкол...

Программа методического объединения «Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель – развитие компетентности педагогов в области формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста....

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...