Социальное партнерство ДОУ с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
методическая разработка по обж

Овсянникова Ирина Анатольевна

Материал из опыта работы ДОУ по взаимодействию с семьей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

                                             

Тема: «Социальное партнерство ДОУ с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Номинация: «Системный подход в работе педагогов ДОО с родителями по профилактике ДДТТ

(инновационные методы  в работе  с родителями)»

                                               Автор: старший воспитатель

Овсянникова Ирина Анатольевна

                                                                             

Гусь-Хрустальный

              

Актуальность

Социально значимой проблемой является безопасное поведение детей в окружающем мире: правила безопасного проведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.  Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека; количество ДТП с участием детей существенно увеличивается. 

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должны стать воспитатель детского сада и родители. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых.  Но, как правило, родители, не всегда знают правила дорожного движения, или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде - основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.

Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир - это дороги; быстрое движение машин.  

Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни.    

Родители выступают активными участниками образовательного процесса. Вовлечение родителей в целенаправленный процесс воспитания, обогащает отношения «ребёнок-педагог», «педагог-родитель». Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания. Охрана жизни и здоровья детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого субъекта образовательного процесса (родителя или ребенка) сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.

Цель: Создать единое образовательное пространство - микросреду в ДОУ для проведения профилактической деятельности по ДДТТ.

(Приложение № 1)

Информационная среда является источником взаимодействия   родителей (законных представителей) и ДОУ и позволяет решать следующие задачи:

  • создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнёров образовательного учреждения;
  • повышение компетентности родителей (законных представителей) в знании и соблюдении правил дорожного движения;
  • совершенствование информированности родителей о перечне и качестве проведения профилактической деятельности по ДДТТ в ДОУ, о результатах такой деятельности;
  • развитие устойчивого интереса у   родителей (законных представителей)   к безопасности и здоровью детей, как участников дорожного движения;
  • активизация использования информационно-коммуникативных технологий в работе с родителями.

Основные направления в работе с семьей

 (Приложение № 2)

  • аналитическое (опрос, тестирование, анкетирование, наблюдение, «почтовый ящик», интервью);
  • познавательно-практическое (собрания, мастер-классы, тренинги, открытый просмотр ОД с участием родителей, встречи «Гость группы», портфолио, привлечение родителей к оснащению развивающей среды, проектная деятельность и др.);
  • досуговое (совместные праздники и развлечения, презентации проектов, акции, экскурсии, конкурсы);
  • наглядно-информационное (стенды, информационные папки, листовки, памятки, выпуск газет, фотовыставки, выставки творчества родителей и детей, видео, сайт ДОУ).

Планирование   результатов

Внешние ресурсы: периодическая печать, интернет, использование опыта педагогов других ДОУ города.

Внутренние ресурсы: педагоги и родители воспитанников.

Для успешной реализации задач профилактики ДДТТ использовалось материально-техническое обеспечение - создание предметно-развивающей среды:

  • Пополнение методического обеспечения образовательного процесса;
  • Наличие необходимого дидактического материала;
  • Уголки безопасности в группах;
  •  Обновление совместно с родителями «Дорожной площадки»

Показателем результативности является, также, расширение взаимодействия с социумом.

       

          Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательного процесса. Развитие субъектной позиции родителей к процессу воспитания и обучения детей обеспечивается на основе их активного включения в образовательный процесс.

Родители -  заинтересованные партнеры в обучении и развитии детей.    

Формы сотрудничества:

  • индивидуальные беседы;
  • чтение литературы о культуре поведения на дорогах;
  • приглашение родителей на встречу с участием работников ОГИБДД;
  • проведение открытых ОД, развлечений, досугов с участием родителей (законных представителей);
  • информированность родителей о положительной динамике сфромированности правил безопасного поведения;
  • участие в конкурсах;
  • информационные стенды, папки-передвижки, памятки, буклеты, газеты, сайт ДОУ, в которых родителям (законным представителям) даются рекомендации, как вести себя на улицах города вместе с ребенком с учетом возраста детей;
  • «Почтовый ящик» - «Спрашивайте, мы ответим», где родители задают интересующие их вопросы представителям ОГИБДД МО МВД;
  • семейный проект - один из методов совместного с детьми изучения правил дорожного движения;
  • приглашение на родительские собрания работников ОГИБДД МО МВД, они дают ответы на все интересующие вопросы родителей; проводят беседы с детьми о правилах дорожного движения.

В планировании и разработке системы взаимодействия с семьями воспитанников коллектив детского сада учитывает и интересы ребенка, и потребности родителей. Каждый из родителей должен получать удовольствие от полученной информации, взаимодействия с педагогами и от совместной деятельности со своим ребенком.  

Информационная среда является источником взаимодействия   родителей (законных представителей) и ДОУ и позволяет решать следующие

задачи:

  • совершенствование информированности родителей о перечне и качестве образовательных услуг в учреждении, о результатах   деятельности;
  • создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнёров образовательного учреждения.

Информационная среда в ДОУ обеспечивает предоставление родителям (законным представителям) возможности быть осведомлёнными в вопросах воспитания и развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Информационная среда состоит из 4 блоков:

  • сайт ДОУ;
  • информационные стенды;
  • информация на печатной основе;
  • возможность участия в образовательном процессе или наблюдение за организацией жизнедеятельности в ДОУ.

Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям (законным представителям) возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях.

На сайте ДОУ родители могут получить информацию о правилах дорожного движения: буклеты, консультации, памятки и др.

На сайте ДОУ размещены консультации по теме безопасности для родителей:

  • «Безопасность детей на дороге»,
  • «Использование светоотражающих элементов»,
  • «Ребенок и дорога».

Интересен фотоматериал и комментарии к нему о проведённых мероприятиях в детском саду, ведь не каждый родитель имеет возможность присутствовать на праздниках. Родители (законные представители) вместе с детьми могут участвовать в различных конкурсах и акциях («Будь заметен на дороге – носи фликер!»), играх по правилам дорожного движения (Игра «100:1»), практических занятиях с инспектором ОГИБДД в «Центре дорожных наук» («Знать на отлично ПДД - желает нам ГИБДД»).

В помощь родителям (законным представителям)  размещены рекомендации  и памятки по формированию навыков безопасного поведения на улицах города. Советы родителям на каждый день:

  • «Поведение в автомобиле»,  
  • «Как вырастить внимательного пешехода»,
  • «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»,
  • «Чтобы ребёнок не попал в беду», 
  • консультация «Осторожно – дорога!»,
  • рекомендации при обучении старших дошкольников правилам дорожного движения в семье.

У родителей складывается целостный образ о работе коллектива, мероприятиях, жизни детского сада по предупреждению дорожно-транспортного травматизма посредством получения достаточной информации на сайте ДОУ.

Несмотря на то, что в современных условиях педагоги используют ИКТ, мы не отказываемся от информации на печатной основе. Современные родители имеют возможность в любое время получить интересующую их информацию с помощью мобильных телефонов с выходом в интернет. Но в потоке «свежих новостей» порою трудно определить важное, нужное и полезное.       Это является подтверждением того, что печатная информация просто необходима для родителей.

Следующим блоком информационной среды являются информационные стенды:

общесадовые:

  • «Внимание! Светофор!» - стенд предназначен для ознакомления родителей и детей дошкольного возраста изучению правил дорожного движения и формирования осознанного отношения к безопасности дорожного движения.
  • «Уголок безопасности» - тематический стенд содержит необходимый   объем информации по пропаганде безопасности дорожного движения.

групповые:

  • информационные стенды в раздевальных комнатах каждой возрастной группы.

 Важными компонентами являются:

  • информирование о текущих делах группы,
  • новости о состоявшихся событиях,
  • актуальные сведения;
  • анонс предстоящих дел с приглашением родителей к деятельности.

Групповой уголок для родителей

В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание организованной образовательной деятельности, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

  • материалы информационного характера: правила, рекомендации, советы для родителей; объявления различного характера;
  • материалы, освещающие вопросы обучения детей правилам безопасного поведения и охраны их здоровья в детском саду и семье.

Родители наглядно видят, как изготовить игру по ПДД, как закрепить правила поведения с ребенком в игровой форме, получают ответы на поставленные вопросы, узнают, какие конкурсы будут проводиться в ближайшее время и т.д.

Вариативность содержания родительских уголков

Рубрика «Внимание! Светофор!» - содержит полезную информацию по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Фотоуголок «Летопись нашей группы» - служит визитной карточкой группы. В нем представлены фотографии «Один день из жизни группы».  В период тематической недели «Безопасность» в нем представляется   фотоматериал по организации деятельности по ПДД и проводимых мероприятиях. Этот уголок дает возможность детям совместно с родителями обсудить и проанализировать прошедшие мероприятия и участие в них.

Рубрика «Окно» - очень короткие новости.  Эта рубрика знакомит с новинками литературы, статьями из газет для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: «Зелёный огонёк», «Водитель, помни!», «Календарь водителя» и др.

Рубрика «Наши достижения» - сообщает родителям об успехах детей в конкурсах, выставках.

     В этой рубрике   грамоты победителей городских конкурсов по профилактике ДДТТ:

  • «Зелёный огонёк» (2 место), 

внутрисадовых:

  • конкурс рисунков «В стране дорожных знаков»,
  • семейных проектов «Безопасный маршрут «Дом – детский сад»»,
  • разработок авторских игр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Рубрика «Чем мы сегодня занимались» - содержит информацию о том, что нового узнали дети в детском саду. Способствует осуществлению обратной связи с родителями (законными представителями), т.к. родители, получив информацию о деятельности ребенка в ДОУ, могут закрепить полученные знания с детьми по дороге домой, дома и т.д.

Рубрика «Благодарим» - содержит благодарности родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве своей группы: организации уголков ПДД, изготовление и ремонт атрибутов, костюмов, игрушек - заместителей для сюжетно-ролевых игр, за участие в конкурсах. Главное в оформлении этой рубрики - своевременная похвала, тёплые слова и частое её обновление.

В уголке творчества   оформляются выставки   детских работ, совместных работ детей и родителей:

  • «Веселый светофор»,
  • «В стране дорожных знаков»,
  • «Дорожные знаки - наши друзья».

Основными формами информации на печатной основе являются: тематические газеты, брошюры, буклеты, памятки, рекомендации, информационные листы, которые выпускаются педагогами ДОУ.  

Информационные листы содержат:

  • информацию о деятельности детей (игровой, ОД, опытно-исследовательской, проектной и  т.д.),
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях,
  • просьбы о помощи по созданию предметно-развивающей среды, (изготовление дорожных знаков, макета перекрёстка, дидактических игр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и др.)
  • данные статистики.

Папки-передвижки формируются по тематическому принципу согласно комплексно-тематическому планированию:  

  • «Будьте внимательны на улице»,
  • «Учите соблюдать детей правила дорожного движения»,
  • «Родителям на заметку» и др.

Папки даются во временное пользование родителям (законным представителям). Когда родители познакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на   вопросы, выслушать предложения и т.д. Главное - содержание   должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к ее содержанию. Ещё очень важно не только наполнить папку-передвижку свежей и полезной информацией, но и сделать ее красочной и привлекающей внимание.

Следующая форма информирования родителей -  газеты. Они хороши тем, что здесь нет "принуждения", мешающего восприятию даже интересной и значимой информации. Газету   можно просмотреть и отложить в сторону, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. Каждый номер посвящается определенной теме: «Кто придумал светофор», «Как уберечь ребёнка от опасности?».

  • газета №1о ПДД для детей и родителей «Школа пешеходных наук» посвящена рубрике «Как защитить ребёнка от трагедии?»,  
  • газета №2 «Поговорим о ПДД» в данном номере были предложены игры по ПДД на развитие внимания, памяти, мышления, стихи,   методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге.

Тема номера всегда зависит от актуальных для этого периода проблем воспитания. В период проведения «Недель безопасности» в ДОУ выпускаются газеты и буклеты по вопросам обучения детей правилам безопасного поведения.

Преимущество газеты детского сада в том, что она ориентирована на конкретные проблемы, интересы родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Газета должна не только привлекать внимание своим красочным оформлением, но и быть информативно насыщенной.

В газете несколько рубрик. Первая страница посвящена новостям и мероприятиям детского сада. На последующих страницах расположены рекомендации для    родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.

В газете «Наш детский сад» педагоги ДОУ консультируют читателей по вопросам воспитания безопасного поведения детей в условиях семьи.  

Информационные буклеты   содержат разнообразный практический материал по развитию дошкольников.  Мобильность и красочное оформление буклета привлекает внимание родителей.   Его можно взять домой, обсудить в семье, на работе с коллегами.

Одна из форм информационно-аналитической работы - «Почтовый ящик», который оформляется согласно тематической недели. Через «Почтовый ящик» родители обращаются со своими идеями, советами, предложениями и вопросами к   заведующему или педагогам ДОУ. Такая форма работы помогает взаимодействию, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

На сайте ДОУ существует «Обратная связь», которая носит такие же функции, что и «Почтовый ящик».

Акция - экономична по времени проведения, действует по методу погружения, поднимает настроение детей, родителей и педагогов, сплачивает коллектив, объединяет семью и детский сад.     Цель акции   -  сохранение жизни и здоровья ребенка.

  • «Обращение к водителю»,
  • «Будь заметен на дороге – носи фликер!»,
  • «Я –пешеход, мой папа - водитель».

Флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой дети и родители выполняют заранее оговорённые действия (сценарий) и затем расходятся. Удобно проводить флешмоб в утренние часы, когда родители приводят детей в детский сад и на короткое время становятся участниками общего действия. Это заряжает позитивом взрослых и детей на целый день.

  • Флешмоб по ПДД «За безопасность на дорогах».

Интервьюирование – одна из форм взаимодействия с родителями (законными представителями) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В видеоролике «Родители о правилах дорожного движения» родители рассказывают почему дорогу они с детьми переходят по «зебре», зачем в автомобиле сажают ребенка в автокресло, а путь до детского сада проходит по тротуару за руку с ребенком. Такое пособие полезно показать на родительских собраниях «Дети – территория безопасности».

Взаимодействие с родителями (законными представителями) начинается задолго до прихода ребенка в детский сад. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива дошкольного учреждения. Для более подробного информирования родителей по вопросам сохранения здоровья и безопасности детей существуют родительские собрания,  конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) можно выделить тематические консультации, родительские вечера, тренинги, круглый стол.

 «Школа молодой матери» является одной из форм взаимодействия с родителями (законными представителями), которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами образовательного процесса.   Знакомство с родителями будущих воспитанников мы стараемся наполнить особым содержанием, направленным на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей. Цель - создание наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к детскому саду.   Стремимся показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.    

Традиционной формой взаимодействия родителей (законных представителей) и ДОУ являются родительские собрания.

 Главная цель родительских собраний - взаимное общение педагогов и родителей (законных представителей), обмен необходимой информацией для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении. Становясь активными участниками родительского собрания, родители  делятся   опытом семейного воспитания. Темы родительских собраний разнообразны:

  • «Правила дорожного движения для детей и взрослых»,
  • «Заботливая мама»,
  • «Знатоки правил безопасности. Профилактика ДДТТ».

Активной формой информирования родителей являются мультимедийные презентации и интерактивные игры. Они используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, на родительских собраниях, конкурсах по ПДД.

 Для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:

  •  «Организация деятельности ДОУ   по охране жизни и здоровья детей», представлено на родительском собрании;
  • опыт работы дошкольного учреждения по «Профилактической работе с воспитанниками по предупреждению ДДТТ» (в том числе и семейные проекты) представляется на городских конкурсах «Зеленый огонек»;
  • игра «Викторина для взрослых», представлялась на родительском собрании;
  • игра «Правила движения - знаем без сомнения», представлялась на семинаре для родителей; 
  • игра «100:1», представлялась на неделе дорожной безопасности.

Результат

Хорошо налаженное социально-педагогическое партнёрство ДОУ с семьёй, дает эффективный результат деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Подобное сотрудничество максимально осуществляет поддержку   ребенка и дает уверенность родителям (законным представителям) в том, что   жизнь его ребенка будет в безопасности, а первый социальный опыт будет успешным.

Результатом будут и качественные изменения, происшедшие в ДОУ:

  • активно использовали ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
  • выстроили сотрудничество с родителями (законными представителями) и городскими социальными структурами через ИКТ;
  • обновили и обогатили предметно-развивающую среду ДОУ;
  • усовершенствовали модели взаимодействия детского сада и семьи;
  • обеспечили пропаганду педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями (законными представителями) и общественностью.

В 2019 году в ДОУ дорожных происшествий с участием детей не было.

Достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими.    Необходимо отметить, что при проведённом опросе родителей было выявлено, что серьёзно относятся к проблеме безопасного поведения детей на улице -100%. Стараются сами не нарушать правила - 98%, очень внимательны, когда двигаются по дороге вместе с ребёнком - 98%; обучают ребёнка правилам поведения в транспорте – 78% родителей.

По результатам тренинга «Знает ли ваш ребенок ПДД» 32% - родителей пришли к выводу, что их ребенок внимателен, предусмотрителен, пунктуален и хорошо воспитан.

56% -   считают, что ребенок хорошо знает как себя вести на дорогах, но отсутствие самодисциплины может привести к необдуманным поступкам.

12 % - не уверенны в действиях своего ребенка.

Перспектива

  • Использование новых, интерактивных форм сотрудничества с родителями,
  • Осуществление реализации обратной связи в процессе взаимодействия ДОУ и родителями (законными представителями).

        

Комплексный подход к работе по изучению ПДД позволил получить хорошие результаты: отсутствие случаев травматизма с детьми, а это - одна из важнейших задач нашей работы.

         

Список литературы:

  • Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста.».: Просвещение, 2007.
  • Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  • Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
  • Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волглград: ИТД «Корифей», 2009.
  • Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста: ТЦ Сфера, 2007.     
  •  Информационные технологии в образовании/под ред.И.Г. Захаровой-М., Академия, 2003.         
  •   Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. - М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
  • Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
  • В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М.,   2007

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/proekt-po-pdd-sovmestnaya-rabota-s-roditelyami-po-profilaktike-detskogo-dorozhnotransportnogo-travmatizma-3224210.html 

https://kladraz.ru/metodika/rabota-s-roditeljami-po-pd-v-detskom-sadu.html 

https://www.maam.ru/detskijsad/fleshmob-po-pravilam-dorozhnogo-dvizhenija.html 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/26/fleshmob-po-pdd 

https://infourok.ru/bukleti-dlya-roditeley-po-pdd-3384115.html 


Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад №9»

________Т.В. Данилова

ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ

Месяц

Сотрудничество с родителями

Январь

1. Включение вопросов по ПДД в повестку родительских собраний «Дети - территория безопасности».

2. Анкетирование родителей «Знает ли ваш ребенок ПДД?»

Февраль

1. Ситуации для анализа родителям по ПДД.

2. Конкурс плакатов «Пусть дорога будет безопасной».

Март

1. Спортивный досуг, викторина «Правила движения достойны уважения».

2. Информационный стенд в группе «Красный, желтый, зеленый».

Апрель

1. Информационный лист «Фликеры и безопасность детей на дорогах».

Май

  1. Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».
  2. Родительское собрание «Безопасность детей в летний период»

Июнь

1. Помощь родителей в организации экскурсий и целевых прогулок по ознакомлению детей с дорожной азбукой, участие в акциях совместно с сотрудниками МЧС.

Июль

1. Родительское собрание «Психофизиологические особенности поведения дошкольников на улице».

2. Помощь родителей в организации экскурсии к музею.

Август

1. Индивидуальные консультации с родителями «Соблюдение правил поведения на улице - залог здоровья вашего ребёнка».

2. Газета «Дети и ПДД».

Сентябрь

1.Родительское собрание «Дети вернулись в город! Безопасность на дороге!».

Октябрь

1. Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».

2. Конкурс плакатов «Пусть дорога будет безопасной».

Ноябрь

1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.

Декабрь

  1. Совместное проведение праздника.
  2. Участие в фестивале педагогических идей «Семейные достижения».
  3. Дискуссионный клуб «Опасные ситуации».
  4. Интеллектуальная игра «Безопасное движение» (по типу игры «Сто к одному»).

Образовательный процесс в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма строится на основе программно-методического обеспечения: Авдеева М.А., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Основы безопасности  детей дошкольного возраста». Работа ведется систематически согласно комплексно-тематического планирования   по всем возрастным категориям детей дошкольного возраста, которые содержит образовательная область   «Познавательное развитие».
          В ДОУ
используются модели по формированию безопасного образа жизни,  сценарии музыкальных и спортивных досугов и развлечений,  разработки по организации сюжетно-ролевых игр «Правила дорожного движения», «Мой город», «Автобус», «Регулировщик»    и др.
          Выбор материалов, оборудования, методических приемов при проектировании образовательного процесса происходит в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная образовательная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
          Одной из основных задач предметно - развивающей среды  должно быть обогащение игрового уголка «ПДД» элементами,  которые могли бы стимулировать познавательную активность детей.
Важно чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. С этой целью в уголках «ПДД» разложены разные дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поступи правильно», «Красный, желтый, зеленый», «Светофор» и др.
         Родители воспитанников принимают активное участие в создании уголков «ПДД», как равноправные и равноответственные субъекты образовательного  процесса.


Развивающая среда открытая, динамично изменяемая. 

Зоны ПДД  в группах оснащены:

  • дидактическими играми по правилам уличного движения;
  • учебными макетами, перекрестками;
  • книгами разных авторов на соответствующую тематику;
  • справочной литературой: энциклопедии, справочники;
  • строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
  • транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор и т.д.); сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн);
  • настольно-печатными играми;
  • моделями машин: легковых и грузовых;
  • макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
  • разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
  • «маршрутными листами», где изображен путь до детского сада;
  • художественными произведениями по правилам дорожного движения;
  • альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
  • иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;
  • семейными проектами: «Знаки, которые нам помогают»; «Дорожная азбука», «Правила дорожного движения по дороге в ДОУ» и др.

ДОУ оснащен техническими средствами: телевизор, музыкальный центр, мультимедийный проектор.  Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», сказки: «Буратино в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила дорожного движения; слушать стихи, песни. Музыкальная окрашенность, пение песен создает желание быстрее запоминать правила по основам безопасности.

В помещениях и на территории ДОУ имеются тренировочные учебные площадки, где дети закрепляют навыки безопасного поведения на дороге.

Педагоги знакомят детей с правилами поведения на улицах  города; рассказывают о правилах дорожного движения; объясняют для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток; какие виды транспорта можно увидеть на улицах города; беседуют с детьми о том, часто ли они бывают на улице, название каких улиц знают дети, почему нельзя выходить на улицу без взрослого.  Используют иллюстрации жизненных ситуаций, рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Предлагают детям привести аналогичные  примеры и разыграть ситуации правильного поведения на улице. Педагоги вместе с детьми отрабатывают безопасные маршруты дороги в детский сад с помощью «маршрутных листов», которые дети изготавливают совместно с родителями. Педагоги рассказывают детям о том, как следует переходить дорогу, знакомят с пешеходными переходами: «зебра», светофор. Уже с младшего дошкольного возраста детей учат различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый), а также тому, что они обозначают. Для этого педагоги используют дидактическую игру «Светофор»; подвижные игры «Стоп», «Сигналы светофора»; макет светофора; сюжетно-ролевую игру «Пешеходы», «Шофер».

Детей старшего дошкольного возраста учат различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Дети знакомятся с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход»; запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»; предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо»; информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход». Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета своей улицы.  Для лучшего усвоения нового материала используются приемы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекресток.

В течение года организуются развлечения, праздники, веселые старты: «Мы вместе», «В стране Светофории», «Королевство дорожных знаков», «Веселое путешествие гномиков».  Главным фактором в обучении ребенка правилам дорожного движения является личный пример взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с воспитанниками по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

Содержание 1.    Аннотация2.    Введение3.    Цель4.    Задачи5.    Ожидаемый результат6.    Организация ...

Использование театрализации в работе с воспитанниками по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

                  Цель данной работы - совершенствование методов и форм работы по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактик...

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дети, имеющие нарушение зрения испытывают больше трудностей, чем нормально видящие дети. Дети с нарушением зрения развиваются, особенно, в отличие от здоровых сверстников. Это связано с тем, что недос...

« Социальное партнерство как эффективный механизм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

        В рамках реализации плана взаимодействия ОГИБДД и МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25» АГО 25 апреля 2019 года состоялась очередная встреча...

Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» во второй младшей группе

Родительское собрание по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе  актуально и жизненно необходимо родителям для обучения детей правилам дорожного движения детей....

«Организация социального партнерства как основа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма».

Современный детский сад, по сути, является важнейшим звеном формирования личности 21 века, обеспечивая защиту ребенка от негативных проявлений социальной среды, поскольку дети – самая уязвимая ч...