Проект "Азбука Безопасности"
методическая разработка по обж
Краткосрочный познавательно-игровой проект для детей младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 460.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Самое главное – здоровье и жизнь ребенка.
Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны четко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребенка – быта, игр, движения. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребенка основам безопасного поведения. Ребенок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, в природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтоб дети знали, как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять полученные знания в реальной жизни.
Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребенка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.
Актуальность проекта.
С появлением ребенка на свет мама желает, чтобы он был здоровым и счастливым. Чтоб он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда мамы нет рядом.
Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Проблема.
У детей недостаточно информации о потенциально опасных для человека ситуациях. У малышей не сформированы правила поведения в природе и окружающем мире. Дети не осознают значимости укрепления здоровья. Взрослые мало рассказывают о разностороннем мире и его опасностях.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Эту проблему по праву относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Поэтому мы решили помочь приобрести навыки жизнедеятельности нашим детям.
Цель проекта:
Формировать у младших дошкольников элементарные представления об основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с правилами безопасного поведения дома, на дороге, отдыхе.
- Формировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.
- Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.
- Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.
- Развивать внимание, наблюдательность, память, инстинкт самосохранения, осторожность.
- Привлечь внимание родителей к вопросам безопасности детей в окружающей жизни.
Методы и формы работы:
Практические: подвижные и дидактические игры, игры – ситуации, сюжетно – ролевые игры
Наглядные: демонстрация игрушек, иллюстраций по теме «Опасные ситуации», просмотр мультфильмов, презентаций
Словесные: беседы, ситуативные разговоры, прослушивание
Предполагаемый результат:
Дети должны научиться применять на практике правила безопасного поведения в окружающей действительности. Воспитанники должны знать определенные правила дома. Уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными, ядовитыми растениями.
Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на укрепление и сохранение здоровья.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап: подготовительный (разработка проекта)
Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.
Перед поведением проекта для воспитанников нашей группы мы провели в игровой форме викторину «Безопасность в любой ситуации» для выявления знаний детей о безопасном поведении дома, на улице и в социуме. По окончании проекта проводилась повторная (итоговая) викторина для анализа результатов.
По итогам проведенной викторины мы сделали вывод: дети не знакомы с понятием «Безопасность».
Исходя из сделанных выводов, мы наметили план работы над проектом:
- Сбор информации: изучение необходимой литературы по вопросам безопасности; подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (пожарная безопасность, ПДД, безопасность ребенка дома и т.д.).
- Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Что такое безопасность», «Спички не тронь – в спичках огонь», «Правила поведения на дороге», «Эти предметы могут быть опасны», «Когда мамы нет дома» и др.
- Совместная и самостоятельная деятельность: игры в уголке безопасности, совместные дидактические игры «Опасные предметы - Игрушки», «Съедобное – несъедобное», «Что нужно пожарному?», театрализация «Кошкин Дом», инсценировка «Безопасный переход», творческие работы в техники рисования и аппликации «Светофор», «Опасные предметы дома».
- Работа с родителями: консультации для родителей «Пожарная безопасность», «Ребенок и электричество», памятки «Безопасность детей – забота родителей», «Осторожно, гололед!», папка-передвижка «Правила безопасности в автомобиле», «Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности» и др.
II этап: практический (основной)
Перспективное планирование, реализация проекта.
Дата | Тема | Работа с детьми | Совершенствование предметно-развивающей среды | Работа с родителями |
Понедельник 07.12.2020г. | «Будьте внимательны, милые дети! Твердо запомните правила эти!» Цель: Способствовать созданию комфортной и безопасной атмосферы в группе. Познакомить с основными правилами безопасного поведения в детском саду, на улице, в природе | Игровая ситуация «Расскажем о правилах поведения в группе» Цель: формировать знания детей о правилах безопасного поведения в группе, закреплять эти знания. Просмотр сказки – презентации «Волк и семеро козлят на новый лад» (Основы безопасности для вашего ребенка) Цель: расширять представления о правилах безопасности Беседы о правилах поведения на музыкальных, физкультурных занятиях, на прогулке, во время еды и т.д. НОД по познавательному развитию ФЦКМ «Что я знаю о безопасности» Цель: Расширять представления воспитанников о правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Формировать умения действовать правильно в экстренных ситуациях. Чтение стихотворения Е.Макаровой «Много правил есть на свете!» Цель: познакомить детей с новым стихотворением Дидактическая игра «Разрешено – запрещено» Цель: расширять представления детей о правилах поведения в детском саду Подвижная игра «Поезд» Цель: Учить детей соблюдать правила игры. Развивать зрительное восприятие, координацию движения, двигательную активность детей | Пополнение книжного уголка книгами «Как не попасть в беду», «Эти волшебные правила», «Путаница», «Кошкин дом» и др. Оформление «Сказки по безопасности» | Реклама недели «Азбука Безопасности» Папка – передвижка «Правила безопасности в автомобиле» Предложить родителям принести книги по теме |
Вторник 08.12.2020г. | «Чтоб в дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда!» Цель: Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Формировать умение осторожно обращаться с огнем. Воспитывать в детях уважение к профессии пожарных. | Ситуативный разговор «Спички не тронь! В спичках огонь!» Цель: дать детям представление о том, какой бывает огонь, о том, какое значение он имеет в жизни людей. Развивающая игра с блоками Дьенеша «Сложи пожарную машину» Цель: продолжать учить детей вкладывать блоки по схемам - картинкам НОД по речевому развитию «Тили – бом, тили – бом, загорелся кошкин дом…!» Цель: Формировать знания детей о необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Развивать представление о пользе и вреде огня. Моделирование ситуации «Если вдруг случился пожар…» Инсценировка «Кошкин Дом» Цель: дать возможность почувствовать себя в роли героев произведения Дидактические игры «Что нужно пожарному?» Цель: сформировать у детей интерес к профессии пожарного. «Топаем – хлопаем» Цель: учить детей правильно определять ситуацию Конструирование «Лестница для пожарных» Цель: совершенствовать умение строить по образцу, обыгрывать постройки. Физминутка "Пожарная машина" Чтение С.Маршак «Пожар» Подвижная игра «Пожарные на учениях» Цель: создать условия для формирования знаний у детей про работу пожарных, учить осторожному обращению с огнем. | Пополнение игрового уголка атрибутами для игры «Пожарные» Внесение пожарной машины Оформление папки «Правила пожарной безопасности» Дидактическая игра «Что нужно пожарному?» | Папка – передвижка «Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности» Консультация для родителей «Пожарная безопасность» Предложить родителям сделать маски для игры – драматизации «Кошкин дом» |
Среда 09.12.2020г. | «Правила движения мы узнали – на дороге внимательными стали!» Цель: Развивать и систематизировать знания детей по безопасности на авто – железной дороге. Воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте. | Беседа «Правила поведения на дороге» Цель: познакомить детей с движением транспорта и пешеходов. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения. Просмотр мультфильмов «Смешарики» («Дорожная азбука») Цель: расширять представления о правилах дорожного движения Рассматривание книг, иллюстраций «Улица», «Машины едут», «Светофор» и др. НОД по познавательному развитию ФЭМП «Приключение Колобка в дорожной стране» Цель: систематизация знаний по правилам дорожного движения (ПДД), стимулирование творческой активности. Чтение стихотворений И.Гурина «Правила дорожного движения», Н.Мигунова «Три главных цвета», С. Михалков «Светофор», В Веревка «Пешеходный переход» Конструирование из строительного материала «Гараж для машины» Цель: продолжать формировать умение строить по образцу, обыгрывать постройки Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы» Цель: развивать знания о ПДД, продолжить формировать начальные навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью. Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Светофор» Пальчиковая игра «Правила дорожного движения» Рисование «Веселый светофор» Цель: Развивать знания детей о правилах дорожного движения. Закреплять названия трех основных цветов. | Оформление уголка ПДД Внесение атрибутов для сюжетно – ролевых игр (коврик – макет дороги, жилетки, фуражки, жезл, светофор) Дидактические игры «Светофор», «Собери машину по частям» Оформление картотеки «Пальчиковые игры по ПДД» | Рекомендации для родителей «Правила дорожного движения» Предложить родителям сделать объемный светофор для игр детей Памятка для родителей «Родитель-водитель, помни!» Рекомендовать прогулки по городу, в ходе которых родители показывают пример детям по соблюдению правил дорожного движения, рассказывают о правилах поведения в транспорте, на улице. |
Четверг 10.12.2020г. | «Когда я дома один…» Цель: Продолжать формировать представление детей о безопасном поведении в окружающем их мире, дома, в быту. | Моделирование проблемных ситуаций «Если в дверь стучит незнакомец», «Если звонят незнакомые люди» Дидактическая игра «Раз, два, три – что может быть опасно найди!» Цель: Формировать представления детей об источниках опасности в доме. Развивать сообразительность, внимание. Беседа «Основы безопасности», «Когда мамы нет дома» Цель: Учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни. Сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Прослушивание аудио сказки «Петушок и бобовое зернышко» Цель: совершенствовать правила безопасного поведения во время приёма пищи. НОД «Безопасность нам нужна, безопасность нам важна!» Цель: формирование у детей представлений об опасных предметах, которые встречаются в быту, о необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими. Просмотр мультфильма «Школа тетушки Совы. Уроки безопасности» Цель: формировать знания о безопасном поведении в быту Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Цель: Напомнить сказку, развивать активный словарь детей. Формировать простейшие навыки безопасного поведения. Подвижная игра «Мыши и кот». Цель: упражнять детей действовать в соответствии с правилами игры, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь группы. | Пополнение уголка театрализации настольным театром «Волк и семеро козлят» Дидактическая игра «Опасные предметы - Игрушки» Цель: формировать знания детей об опасных предметах | Памятка для родителей «Безопасность детей – забота родителей» Консультация для родителей «Ребенок и электричество» Рекомендовать обсудить с детьми ситуацию «Если подошёл незнакомец…» (рассказать об опасности общения с незнакомым человеком) |
Пятница 11.12.2020г. | Тема дня «Будьте здоровы!» Цель: формировать представление о понятии здоровья и здорового образа жизни, режима дня. | Ситуативный разговор «Уроки Айболита», «Если хочешь быть здоров – закаляйся» Цель: формировать представления о сохранении и укреплении здоровья НОД по художественному творчеству (рисование) «Наши друзья – витамины!» Цель: Продолжать знакомить детей с «витаминами», их ролью в жизни человека. Формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни. Закреплять понятия «овощи», «фрукты», пользе их употребления. Чтение В. Драгунский «Что полезно для здоровья» Цель: формировать умение слушать произведение и понимать их смысл. Отгадывание загадок «Сундучок Здоровья» Цель: расширять представления о детей о полезных продуктах, учить отгадывать загадки. Самомассаж рук "Поиграем ручками". Цель: способствовать укреплению организма детей. Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Айболита» Цель: Формировать представление о понятиях здоровья и оказания первой медицинской помощи. Развивать навыки ролевого поведения. Дыхательная гимнастика «Вырасти большой» Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье. | Пополнение атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Больница» Стихи о правилах поведения для детей Оформление «Ромашка здоровья» | Папка – передвижка «Если таблетку перепутал» Консультация для родителей «Осторожно, гололед!» |
Оформление уголка безопасности
- Оформление уголка ПДД
«Безопасность на дороге»
- Наглядно – дидактический материал «Сказки по безопасности», «Правила пожарной безопасности», «Стихи о правилах поведения для детей», «Ромашка здоровья», картотека «Пальчиковых игр по ПДД»
- Папки – передвижки «Правила безопасности в автомобиле», «Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности», «Правила дорожного движения», «Ребенок и электричество», «Если таблетку перепутал», «Осторожно, гололед!»
- Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Мы – водители», «Шоферы» (фуражки, жезл, жилетки, объемный светофор, коврик – макет дороги),
«Пожарные», «Больница»; маски для игр – драматизаций «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят»; атрибуты – пожарная машина, машины ДПС, машина скорой помощи.
- Дидактические игры «Что нужно пожарному», «Светофор», «Собери машину по частям», «Опасные предметы – Игрушки»
- Пополнение книжного уголка новыми книгами по безопасности: «Как не попасть в беду», «Эти волшебные правила», «Путаница», «Кошкин дом» и др.
III этап: заключительный
Подведение итогов работы по проекту
В ходе проведения проекта «Азбука безопасности» были получены следующие результаты
Цели:
- Закрепить и обобщить знания, полученные детьми в ходе реализации проекта
- Поделиться полученным опытом
Итоговое мероприятие: развлечение «Мама коза, козлята и серый волк»
В ходе реализации проекта «Азбука безопасности» предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов. Это показало итоговое мероприятие. Дети с увлечением стремятся к познанию объектов окружающего мира, отвечают на вопросы, устанавливают причинно – следственные связи, применяют на практике правила безопасного поведения дома, на улице, в природе.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
- У детей повысились знания о значимости безопасного поведения
- Расширилось представление о работе МЧС, полиции и скорой помощи.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к безопасному поведению в различных ситуациях необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253673-1368272318.jpg)
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873976-1483984233.jpg)
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749489-1454582847.jpg)
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/18/picture-1516955-1710768154.jpg)
Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...