Программа по ПДД
рабочая программа по обж
"Правила дорожные- детям знать положено!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdd_berezka-1-.docx | 90.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Березка»
Программа
по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
«Правила дорожные- детям знать положено!»
(в сокращении)
г. Когалым
2019г.
Паспорт программы
Наименование программы | «Дорожная азбука». |
Программа принята | Решением педагогического совета МБДОУ д/с «Березка» от 02.09.2019г. №1 |
Автор проекта/ авторский коллектив | Заведующий МАДОУ «Березка» Шамсутдинова И.С. Заместитель заведующего МАДОУ «Березка» Литвиненко Ю.В. Старший воспитатель Базарбаева А.Г. |
Наименование учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка» |
Адрес учреждения | 628482 Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г.Когалым, улица Набережная, д.6 т. (34667) 4-73 -22 |
Основные исполнители программы | Педагогический коллектив МАДОУ «Березка», воспитанники, родители воспитанников |
Сроки реализации программы | 2019-2022г.г. |
Проблема | Изменение правил безопасности жизнедеятельности, связанных с интенсивным движением транспорта на городских улицах (количество, скорость, плотность) |
Результативность программы | 1.Разработана и внедрена в практику система работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. 2.Освоены и внедрены в практику работы приемы и технологии работы с детьми по правилам дорожного движения. 3. Создана развивающая предметно-пространственная среда для эффективной реализации программы; 4.Отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма с участием воспитанников МАДОУ «Березка»; 5. Положительная динамика освоения ООП ДО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Безопасность на дорогах» |
Практическая значимость программы | Данная программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма разработана и апробирована на практике, которая может быть использована дошкольными учреждениями города. |
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………4
1. Общие положения программы………………………………………………….5
1.1 Актуальность……………………………………………………………………...5
1.2. Цели и задачи программы……………………………………………………….6
1.3 Предполагаемые результаты…………………………………………………….8
2.Содержание программы………………………………………………………….9
2.1 Сроки и этапы реализации программы………………………………………...9
2.2 Условия реализации программы………………………………………………..12
3. Организация образовательной деятельности по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма…………………………………………18
3.1 Работа с педагогами……………………………………………………………..18
3.2 Работа с детьми…………………………………………………………………..22
3.3 Работа с родителями…………………………………………………………… .31
4.Критерии эффективности программы………………………………………..34
5.Заключение.............................................................................................................39
6.Библиография…………………………………………………………………….40
Приложение…………………………………………………………………………
Введение.
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача — донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
В данной программе представлены материалы, обобщающие опыт работы МАДОУ «Березка» и направленные на решение данной проблемы.
Для эффективности работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется в трех направлениях: работа с детьми, педагогами, родителями.
I Общие положения программы
- Актуальность
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства Образования и науки от 17.10.2013г. №1155) одной из приоритетных задач любого дошкольного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. В этой связи формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в том числе, на улице, трудно переоценить. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей правилам дорожной безопасности. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему зачастую приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно самостоятельно. МАДОУ «Березка» расположено недалеко от шумной магистрали с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам поведения на улице подсказана самой жизнью.
Ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых погибает до ста пятидесяти человек, около тысячи получают ранения или увечья. Почти 40% пострадавших – дети, и эта цифра из года в год растет. Так, в Сургутском районе в 5 раз увеличилось количество ДТП, виновниками которых стали дети, в Когалыме в 4 раза, в Мегионе в 3 раза. По статистике 95% ДТП с участием детей-пешеходов происходят в примерно одинаковых, повторяющихся ситуациях – так называемых «дорожных ловушках» (неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих автомобилей, деревьев, остановок, и т.д.).
Дети сами становятся виновниками ДТП, так как играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Как утверждают врачи-психологи, дети до 8 лет еще плохо распознают источники звука: они слышат только те звуки, которые им интересны. Ориентироваться на дороге им куда труднее, чем взрослым. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Офтальмологи утверждают, что поле зрения детей на 15–20% меньше, чем у взрослых.
У детей до 7 лет, как правило, отсутствует надежная ориентация (влево, направо), у них рассеянное внимание. Реакция у ребенка замедленнее, чем у взрослого, и времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. Такое промедление может оказаться опасным в критический момент. Необходимо иметь в виду еще и то, что у ребенка маленький рост и его может не заметить на дороге водитель.
Проблема: Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Как свидетельствует анализ, большинство несчастных случаев с дошкольниками происходит по причине безнадзорности. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Новизна программы:
Новизна данной программы заключается в создании единого образовательного пространства «ДОУ-семья», обеспечивающего взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители), социальных партнеров (сотрудников ГИБДД, волонтеров) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях современной развивающей предметно-пространственной среды.
Вывод:
С самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие все участники образовательного процесса, которыми являются педагоги, родители, дети (Закон «Об образовании» №273 ФЗ). Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в качестве которых выступает Госавтоинспекция, способствует формированию у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожной безопасности.
1.2 Цели и задачи программы
Цель: создание единого образовательного пространства «ДОУ-семья», обеспечивающего взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители), социальных партнеров (сотрудников ГИБДД, городского волонтерского корпуса клуба «Доброволец») по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях современной развивающей предметно-пространственной среды.
Основные задачи:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма.
2. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию осознанного отношения к необходимости выполнения правил дорожного движения.
3. Создание эффективной системы образовательной деятельности по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, координирующей деятельность воспитателей, специалистов ДОУ.
4. Формирование у дошкольников устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД), развитие внимания через использование материально-технического потенциала ДОУ, современных форм, методов и приемов воспитания и развития.
4.Установление взаимодействия с социальными партнерами (Госавтоинспеция, волонтерами ) в рамках реализации системы образовательной деятельности по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.
5. Установление сотрудничества с семьей через повышение компетентности по обучению детей правилам дорожной безопасности, привлечение к активному участию в совместных мероприятиях.
Объект: процесс обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Предмет: педагогические условия и факторы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.
Гипотеза: формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге будет эффективно:
- если создать единое образовательное пространство «ДОУ-семья», обеспечивающее взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители), социальных партнеров (сотрудников ГИБДД, волонтеров) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- если повысить уровень развития внимания дошкольников в соответствии с Программой для детей 5-9 лет. Диагностика и коррекция внимания Осиповой А.А., Малашинской Л.И.;
- если развить самостоятельность и внутреннюю потребность дошкольников соблюдать правила дорожного движения.
Принцип: системный подход к решению вопроса профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
1.3.Предполагаемые результаты:
- Успешное апробирование программы, подтверждаемое данными педагогической диагностики, отсутствием случаев дорожно – транспортного травматизма с участием воспитанников ДОУ;
- Повышение уровня развития внимания дошкольников в соответствии с Программой для детей 5-9 лет. Диагностика и коррекция внимания Осиповой А.А., Малашинской Л.И.
- Развитие самостоятельности и внутренней потребности дошкольников соблюдать правила дорожного движения.
- Создание единого образовательного пространства «ДОУ-семья», обеспечивающего взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители), социальных партнеров (сотрудников ГИБДД) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Сроки и этапы реализации программы
Данная программа реализуется в течении двух лет в три этапа.
1-ый этап (август-сентябрь 2013г.) – проектировочно-констатирующий: направлен на выявление и проектирование условий для реализации Программы, разработку системы работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма в ДОУ.
2-ой этап – формирующий (октябрь 2013г.- апрель 2015г.): направлен на внедрение системы работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма в ДОУ.
3-ий этап – контрольный (май 2015г.): направлен на анализ результативности внедрения системы работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма в ДОУ.
Поэтапное содержание деятельности
ПЕРВЫЙ ЭТАП | ||
Содержание деятельности | Ответственные | |
Работа с педагогами | ||
| Заведующий МАДОУ Заместитель заведующего, старший воспитатель Воспитатели, ст.воспитатель Авторская группа Старший воспитатель, воспитатели Ст.воспитатель Воспитатели Ст.воспитатель Ст.воспитатель Заместитель заведующего Ст.воспитатель Ст.воспитатель | |
Работа с детьми
| Старший воспитатель Воспитатели | |
Работа с родителями
| Старший воспитатель Воспитатели Воспитатели подготовительных групп Воспитатели, ст.воспитатель | |
Взаимодействие ДОУ с Госавтоинспекцией в организации профилактики дорожно-транспортного травматизма.
| Ст.воспитатель Заместитель заведующего | |
ВТОРОЙ ЭТАП | ||
Работа с педагогами
| Ст.воспитатель Воспитатели Ст.воспитатель Воспитатели | |
Работа с детьми Апробация программы:
Участие в акциях:
|
Воспитатели, Воспитатели Ст.воспитатель Инструктор по труду Воспитатели Клуб «Доброволец» Воспитатели, инструкторы по физ-ре Сотрудник ГИБДД (Славинская В.И.) Воспитатели Воспитатели Ст.воспитатель | |
Работа с родителями
«Влияние на безопасность детей поведения родителей», «Детские удерживающие устройства»
| Воспитатели Сотрудник ГИБДД (Славинская В.И.) Инструкторы по физ-ре Воспитатели Ст.воспитатель Заместитель заведующего | |
Взаимодействие ДОУ с Госавтоинспекцией в организации профилактики дорожно-транспортного травматизма.
| Заместитель заведующего Сотрудник ГИБДД (Славинская В.И.) | |
ТРЕТИЙ ЭТАП | ||
| Воспитатели, Ст.воспитатель Заведующий, заместитель заведующего Заместитель заведующего Ст.воспитатель, заместитель заведующего |
2.2 Условия реализации программы
Нормативно-правовое обеспечение
1 | Конституция РФ |
2 | Закон «Об образовании» №273 ФЗ |
3 | Конвенция ООН о правах ребенка |
4 | Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090 (действующая редакция от 30.06.2015) |
5 | Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» |
6 | Приказ МАДОУ «Березка» от 25.07.2014г. № 148 «О создании творческой группы по разработке программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» |
Организационное обеспечение
1 | Мониторинг профессиональных затруднений педагогов по организации работы по ПДД |
2 | Педагогическая диагностика по разделу «Безопасность на дорогах» |
3 | Мониторинг условий реализации Программы |
4 | Установление сотрудничества с социальными партнерами (Госавтоинспекцией) в рамках годового плана работы |
5 | Установление сотрудничества с семьей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма |
Методическое обеспечение программы
Виды программ | Название программы |
Основные комплексные программы | 1.«От рождения до школы» под ред Н.Веракса; 2.»Три сигнала светофора» Т.Ф.Саулина 3. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения» |
Дополнительные парциальные программы и технологии |
2.Рабочая программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа дорожных наук» О.Ю. под ред. Старцевой 3.Методическое пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников» под ред. К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной 4.Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет и стимульный материал. |
Методические пособия |
|
III Организация образовательной деятельности по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.
3.1. Работа с педагогами.
В Основной образовательной программе МАДОУ «Березка» (раздел «Социально-коммуникативное развитие») выделен подраздел «Формирование основ безопасности», содержание которого направлено, в том числе, на формирование представлений о безопасности на дороге. Ведущая роль в достижении данной цели отведено педагогам ДОУ (старшему воспитателю, воспитателям, узким специалистам), а также администрации детского сада (заместителю заведующего), который осуществляет консультативную помощь совместно со старшим воспитателем, контроль за деятельностью педагогов.
Так, воспитатель должен знать:
- правила дорожного движения, относящиеся к движению пешеходов, велосипедистов, перевозке пассажиров;
- основные дорожные знаки, касающиеся участников дорожного движения;
- сигналы светофора, регулировщика;
В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребенку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего микрорайона.
В своей работе с педагогами по реализации данной программы мы сформулировали следующую цель: разработать модель развития компетентности педагогов по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения, с помощью, которой возможно решить проблему обеспечения общей безопасности дошкольников, а в частности дорожной.
Задачи:
- Повысить теоретическую компетентность педагогов, включающую в себя знание правил безопасного поведения на проезжей части, в транс-
порте и во дворе;
- Развить у педагогов умение и готовность применять диагностические методы для определения уровня сформированности знаний дошкольников по правилам дорожного движения;
- Помочь педагогам совершенствовать формы, методы обучения и воспитания дошкольников правилам дорожного движения;
- Изменить качество развивающей предметно-пространственной среды для осуществления работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма дошкольников.
3.2.2.Практическая работа с детьми.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД) ставит перед педагогическим коллективом несколько целей.
- Обеспечение здоровья дошкольников.
- Развитие ориентировки в пространстве.
- Развитие внимания.
- Формирование ответственности за свое поведение, самостоятельности и уверенности в своих действиях.
На первом этапе было проведено педагогическое и психологическое обследование детей. Применялся следующий диагностический материал:
- Тест на определение сформированности знаний по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 13);
- Методика диагностики внимания - детский вариант корректурной пробы Бурдона (Приложение 14)
Анализ сформированности знаний по ПДД
Уровни | Возрастные группы | |
Старшие (100 детей) % | Подготовительные к школе (50 детей) % | |
Высокий | 14 % (28) | 24% (12) |
Средний | 22% (44) | 28% (14) |
Ниже среднего | 46% (92) | 42% (21) |
Низкий | 18% (36) | 8% (4) |
Таким образом, обследование детей показало, что почти половина детей старших групп (46%) плохо ориентируются в дорожных знаках, дают неполные ответы, в которых наряду с правильными представлениями достаточное количество ошибочных. У 18% детей преобладают неверные представления.
42% детей подготовительных групп затрудняются в определении знака «пешеходный переход», допускают много ошибок в рассказе о форме, цвете, расположении знака, его содержании, значении для водителя и пешехода. Дети испытывают затруднения при рассказывании о том, что видят на картинке, в поиске на картинке детей, нарушающих правила перехода улицы, в умении выделить на картинке ребенка, которому угрожает опасность, в умении правильно раскладывать картинки по двум разноцветным кармашкам. 8% детей дают неполный ответ, у них преобладают неверные представления.
Результаты данного обследования показывают, что работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД), расширению и обобщению знаний детей о правилах дорожного движения должна быть продолжена и углублена. При этом следует учитывать, что:
♦ начиная с 3– 4лет:
– дети могут отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно;
♦ начиная с 6 лет:
– обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые;
– большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
– еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части, может отвлечь их от всего остального);
♦ начиная с 7лет:
– уверенно отличают правую сторону дороги от левой;
♦ начиная с 8лет:
– уже могут реагировать мгновенно, т.е. тут же останавливаться, когда их окликнут;
– начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде: теперь дети постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
– могут определить, откуда доносится шум;
– учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (знают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится);
– могут отказываться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
– но по– прежнему не распознают возможные опасные ситуации.
3.3. Работа с родителями
Создание единого образовательного пространства «ДОУ-семья», направленного на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, осуществляется в три этапа: информационно-аналитический, содержательно-практический и контрольно– оценочный.
Информационно – аналитический этап предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. На этом этапе используются следующие методы: интервьюирование, наблюдение, тестирование (Приложение 18)
Содержательно-практический этап предусматривает проведение мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению сотрудничества педагогов и родителей на этапе проведения работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.
Реализуя комплексный подход к организации взаимодействия ДОУ и семьи, на втором этапе были выделены три взаимосвязанных направления работы: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия ДОУ и семьи; повышение уровня педагогической культуры родителей; образовательная работа с детьми, основанная на реализации личностно-ориентированной модели общения в триаде «педагог – ребенок – родитель».
В контексте экспериментальной деятельности особое значение приобретает реализация второго направления, предусматривающего повышение уровня педагогической культуры родителей. Инновационным компонентом данного направления стала апробация двух экспериментальных форм организации взаимодействия ДОУ и семьи: очного и очно-заочного. Внедрение этих форм обусловлено необходимостью совершенствования традиционных подходов к совместной работе с родителями.
Специфическая особенность очной формы взаимодействия ДОУ и семьи – установление тесного контакта с родителями, которое обеспечивают активные формы работы: «Дни открытых дверей», родительские собрания («Ребенок и правила дорожного движения» – (Приложение 19), заседания родительского клуба «Первоклассные родители», совместные мероприятия с участием детей и родителей (познавательно – игровая программа «Красный, желтый, зеленый»), развлечение «Счастливый случай» (Приложение 20), рекомендации и др.
На родительских собраниях воспитатели доводят до сведения родителей программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращают внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендуют места для игр детей.
Также воспитатели рекомендуют, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избегать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения.
Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать.
В ходе повседневной работы с родителями воспитатели информируют их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и дают им необходимые рекомендации, например:
– прочитать стихотворение («Про одного мальчика» С. Михалкова, «Мяч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина и др.);
– показать ребенку диафильмы («Сказка о трехглазке», «Однажды в городе», «Сигналы светофора»);
– купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, воспитатели рекомендуют использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.
Рекомендуют родителям во время прогулок с детьми следующее:
– понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
– показать знаки, указатель дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Для закрепления программного материала используется и такая форма работы как задания на дом для детей, которые они выполняли под руководством родителей.
Очная форма организации взаимодействия позволяет не только повысить уровень педагогической культуры родителей, но и сформировать у них активную позицию по обучению детей правилам дорожного движения, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Очно – заочная форма сотрудничества ДОУ и семьи предусматривает установление такого взаимодействия педагогов и родителей, которое характеризуется ограниченностью контактного общения его участников и преобладанием дистанционного общения с помощью информационных листков («Как рассказать детям о правилах дорожного движения»), тематических буклетов («Красный, желтый, зеленый», «Это должен знать каждый»), памяток («Внимание – улица!»), видеотеки и т.д. При этом разного рода памятки и рекомендации, предлагаемые родителям, не подменяют содержательного общения с педагогами, а дополняют его.
К преимуществам данной формы сотрудничества с родителями относятся: минимальные затраты времени, наличие у взрослых возможности не спеша осмыслить полученную информацию, предупреждение возможных ситуаций неконструктивного общения участников взаимодействия.
Контрольно-оценочный этап предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами ДОУ. С этой целью использовали опрос, книги отзывов, оценочные листы и другие методы.
Таким образом, в результате проведенной работы родители не только следят за тем, чтобы их дети соблюдали правила дорожного движения, но и сами их выполняют. Выпуская детей в школу, мы знаем, что наши воспитанники умеют ориентироваться в окружающей обстановке. Результативность нашей работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.
IV. Критерии эффективности программы
(результативность)
Отслеживание промежуточных результатов данной работы осуществлялось через систематический контроль над деятельностью детей и педагогов. В течение работы по каждому направлению проводились наблюдения за детьми в группах. Регулярно изучались планы образовательной работы, отслеживалась система тематических мероприятий с детьми через разные виды деятельности и решение задач по формированию у детей знаний по правилам дорожного движения. Анализировались продукты детской деятельности, проводились беседы с детьми.
Отслеживание промежуточных результатов также проводилось на основе данных педагогического обследования детей с помощью теста на определение сфрмированности знаний по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и методики диагностики внимания - детский вариант корректурной пробы Бурдона.
Программа предлагает:
- регулярное планирование и проведение организованной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге (не менее 2 раз в месяц), бесед (не менее 1 раза в неделю);
- разработка безопасного маршрута старшими дошкольниками «Дом — детский сад»;
- ежегодное проведение акций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- консультации для педагогов по проведению профилактических бесед с детьми и родителями по ПДД;
- рекомендации к использованию на занятиях по изучению ПДД метода ситуационного обучения;
- рекомендации к использованию на занятиях различных детских игр на развитие внимания, реакции, умения ориентироваться в окружающей обстановке, игр по усвоению правил безопасности жизнедеятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей;
- проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе (в начале и конце учебного года);
- систематическое проведение тематических родительских собраний и консультаций, распространение буклетов, анкетирование, организация совместной деятельности с детьми и т.д.
Заключение
Разработанная и апробированная на практике программа по организации образовательной деятельности по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения обеспечила :
- повышение теоретической компетентности педагогов, развития у педагогов умения и готовности применять диагностические методы для определения уровня сформированности знаний по ПДД, применения интегрированного подхода при организации основных видов деятельности дошкольников, изменения качества развивающей предметно - пространственной среды для формирования у дошкольников устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).
- повышение уровня сформированности знаний по правилам дорожного движения старшего дошкольного возраста благодаря:
- образовательной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста проводимой в соответствии с пособием Т.Ф. Саулиной «Три сигнала светофора» , Программой для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б., рабочей программой по профилактике дорожно – транспортного травматизма «Школа дорожных наук» О.Ю. Старцевой.;
- созданию системы работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма.
3) повышению уровня развития внимания дошкольников в соответствии с Программой для детей 5-9 лет. Диагностика и коррекция внимания Осиповой А.А., Малашинской Л.И.
5) развитию самостоятельности и ответственности.
6) созданию структурно – функциональной модели взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
7) использованию возможностей ДОУ и материально-технического потенциала для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Работа детского сада с семьей оказалась эффективной, т.к. у родителей появился интерес к содержанию знаний, увеличилось число вопросов к педагогу, касающихся правил дорожного движения, родители стали больше размышлять о правильности используемых ими методов воспитания, личном примере; стали чаще принимать участие в совместных мероприятиях с собственными детьми.
Библиография
1.Пособие Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора». Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения (библиотека «Программы воспитания и обучения под ред. Васильевой М.А.). М., 2010.
3. Программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» под ред. Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. М., 1997.
4. Рабочая программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Школа дорожных наук» О.Ю. под ред. Старцевой. М., 2010.
5. Методическое пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников» под ред. К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной. М., 1998.
6. «Основы безопасности детей 5—8 лет» Т.А.Шорыгина М., 2007.
7. «Развитие познавательных способностей детей» Л.Ф.Тихомирова. Ярославль, 1996
8. «Развитие внимания детей» Л.В. Черемошкина. Ярославль, 1997.
9. Тесты для детей «Готов ли ваш ребенок к школе» М.Н.Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я.Головнева. С- Петербург, 1997.
10.Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» № 6/09
11. Журнал «Управление ДОУ» № 2/09
12.Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет и стимульный материал. М., 2004, 2005.
13.Волков СЮ. Про правила дорожного движения. М., 2006.
14.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5—6 лет. М., 2005.
15.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6—7 лет. М., 2007.
16.Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. М., 2005.
Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах: Учеб.-метод, комплект. М., 2006.
17.Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е.Л. Романовой, А.Б. Малюшкина. М., 2005.
18.Садовская Л. Дорожная азбука в картинках. М., 2005.
19.Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга / Сост. Т.Ф. Саулина. М., 1989.
20.Чего на свете не бывает / Под ред. О.М. Дьяченко. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...