"Формирование пожарной безопасности у дошкольников".
консультация по обж (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья - одна из актуальных задач дошкольного воспитания. Главная цель: формирование у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения в быту, на улице, дорогах, природе; воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozharnaya_bezopasnost.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Формирование пожарной безопасности у дошкольников».
Подготовила и провела воспитатель Коновалова Н.И.
В настоящее время безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальных задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать ребёнка от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
Главная цель - формировать у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыки безопасного поведения в быту, на улицах, дорогах, природе; воспитывать привычки к здоровому образу жизни.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
1. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы).
2. Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).
3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Из объяснений взрослого ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями.
Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.
Система работы по данной теме включает:
- создание развивающей предметно-пространственной среды: художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки. Дорожные знаки, настольно-печатные и дидактические игры, альбом по дорожному движению, номера телефонов служб;
- совместную деятельность взрослого и детей: наблюдение, беседы, дидактические игры, игры-занятия, вечера досуга, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них;
- взаимосвязь с работниками службы на дорогах, пожарной безопасности.
Количество пожаров от детской шалости с огнём не уменьшается. По данным пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Чем это можно объяснить? Тем, что недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.
Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят себе занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например, при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы, т.е. места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Работа по формированию основ пожарной безопасности проводится в три этапа:
1 Этап. Формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого нужно создавать предметную среду, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.
Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками, объяснить их устройство и назначение. Занятие нужно построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек, и, в то же время, не возбудить нездоровый интерес.
2 Этап. Формировать основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»
Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.
Детей нужно знакомить с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров. Так, во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть только со взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом?» Внимание обращается на беспрекословное выполнение правил противопожарной безопасности, а также правила «Нельзя!». «Нельзя»: - брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы; - разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы; - класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
3 Этап. Формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственность к своей безопасности.
Детей 6-7 лет знакомят с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников. Можно проводить экскурсию в пожарную часть, где инспектор детей с пожарной техникой, экипировкой пожарных и средствами тушения пожара. Нужно рассказать, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места, а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно назвать адрес и свое имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.
Взрослым следует помнить о том, что противопожарная пропаганда должна соответствовать возрасту детей и не содержать «шоковой» информации.
Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию поведения в быту.
Игра № 1 «Пожар». Цель: познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара. Материал: цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 1.
Напомните детям наиболее яркие сюжеты из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака) или придуманные самими детьми истории на занятиях по теме «Пожароопасные предметы». Предложите открыть страницу альбома с номером телефона «01». Спросите детей, чей это номер и что изображено на картинке. Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 1). Задание 9. Попросите детей дорисовать ситуацию, в которой действуют пожарные. По окончании работы поинтересуйтесь у детей, почему они изобразили на своих рисунках те или иные объекты. Пусть они расскажут, что они хотели нарисовать и по какой причине, по их мнению, произошел изображенный ими пожар.
На заметку родителям: все вместе обсудите варианты рисунков. Для лучшего запоминания номера телефона предложите ребятам выучить следующее стихотворение:
Сам не справишься с пожаром, этот труд не для детей. Не теряя время даром, «01» звони скорей. Набирай умело, чтоб не всё сгорело! (Л. Зильберг).
Используя различные варианты рисунков детей, постарайтесь дать советы, как следует себя вести при пожаре: - если пожар небольшой — его можно затушить водой или накрыть одеялом; - нельзя тушить водой горящие электроприборы; - нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом — опасен не только огонь, но и дым; - нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых. Спросите детей: - Люди какой профессии борются с пожарами? - Как они это делают и что им для этого нужно? - Как выглядит пожарный? - Кто назовёт предметы, необходимые для тушения пожара?
Игра №2. «Игровая ситуация.»
С помощью игры предложите детям следующий алгоритм поведения:
Если в доме что-то загорелось: быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону «01», маме на работу; позвонить из телефона - автомата по телефону «01» и сказать, что у вас в доме пожар, при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес. Если в квартире (доме) много дыма: низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем; загорелась одежда — падать и, катаясь, сбивать огонь. В свободное время можно почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование знаний о Правилах Пожарной Безопасности старших дошкольников"
Данный проект имеет важное значение в изучении правил пожарной безопасности....
"Формирование знаний о Правилах Пожарной Безопасности старших дошкольников"
Данный проект имеет важное значение в изучении правил пожарной безопасности....
Проект по формированию правил пожарной безопасности у дошкольников "Пожарная безопасность в детском саду"
Проект предусматривает распределение работы по изучению правил пожарной безопасности в детском саду по трем направлениям:Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива.Изучение п...
«Формирование пожарной безопасности у дошкольников»
Данная консультация поможет родителям, о чем конкретно рассказать детям про пожарную безопасность....
Консультация для родителей "Формирование пожарной безопасности у дошкольников"
Формирование пожарной безопасности у дошкольников...
Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников. Краткосрочный педагогический проект: «Пожарная безопасность в детском саду»
Актуальность реализации проекта:Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности. Ведь в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастр...
Консультация для воспитателей " Формирование пожарной безопасности у дошкольников"
В настоящее время безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания...