Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для детей 3-5 лет «Волшебны ладошки»
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя группа)

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prog_netradits_risovanie_sr_gr-1.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №33 «Веснушки»

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для детей 3-5 лет

«Волшебны ладошки»

на 2022-2023 учебный год

Разработчики программы:

воспитатель

Ясинская Вероника

Анатольевна

г. Серов

2022

Пояснительная записка

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Ведь для работы по нетрадиционному рисованию не требуется владение привычными инструментами – не всегда нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.

Создание рисунка нетрадиционным способом (ладошками, пальчиками) является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.

В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.

Время существования кружка-первый год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Цель программы:

- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

развивающие:

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

• Развивать творческие способности детей.

• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

шедевра.

обучающие:

• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

• Формировать умение оценивать созданные изображения.

Особенности программы.

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Основные способы и формы работы с детьми.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -34., время занятий 15-20 мин.

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 4-5лет и рассчитана на один год обучения.

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

 

В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:

словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Месяц

Тема, цель

Дата проведения

1

Сентябрь

Занятие 1

Рисование пальчиками «Падают, падают листья…»

Цель:

1.Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками";

2.Познакомить детей с красками;

3.Развивать чувство цвета и ритма.

Необходимые материалы: раздаточный материал (рисунок с изображением осеннего дерева, гуашь, влажные салфетки).

Занятие 2

Тема: Рисование пальчиками «Злая тучка».

Цель:

1.Знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование пальцами);

2.Познакомить детей с краской синего цвета.

Необходимые материалы: лист А4, гуашь.

Занятие 3

Тема: Рисование пальчиками и одноразовой вилочкой «Мухомор».

Цель:

1.Познакомить детей с техникой рисования пальчиками и одноразовыми вилочками;

2. Воспитание у детей интереса к природе;

3. Создавать условия для развития творческих способностей;

4. Отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

Необходимые материалы: пол листа А4, гуашь зеленого и белого цвета, салфетки.

Занятие 4

Тема: Рисование ватными палочками «Мой любимый дождик».

Цель: 

1.:Формировать познавательную активность детей;

2. Учить рисовать ватными палочками.

Необходимые материал: лист с изображение девочки с зонтиком, гуашь, теплая вода, ватные палочки, салфетки, зонтик для игры.

2

Октябрь

Занятие 5

Тема: Рисование одноразовыми вилочками и отпечатывание крышкой (яблочко)

«Весёлый ёжик с яблоком».

Цель: учить детей рисовать нетрадиционным способом – одноразовыми вилочками, учить дополнять изображение деталями (штампование крышками, рисование пальчиками).развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность.

Необходимые материалы: белый лист бумаги с изображением ёжика без иголочек, гуашь, одноразовые вилочки, крышки, влажные салфетки.

Заянтие 6

Тема: Рисование пальчиками «Бусы для Танюши»

Цели: учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски; учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке; создать радостное настроение – «подарить куколке бусы».

Необходимые материалы: кукла, коробка с бусами, краски, листы бумаги, мисочки, салфетки, клеенки.

Занятие 7

Тема: Рисование пальчиками «Веточка рябины».

Цель: Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Совершенствовать умение работать аккуратно.

Необходимые материалы: Веточка рябины, мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Занятие 8

Тема: Рисование ладошкой и ватными палочками «Зёрнышки для птички»

Цель: Учить детей ладошкой отображать образ птички, а ватными палочками дорисовываем корм птичке.

Необходимые материалы: птичка – игрушка, лист А4, тарелочка для корма, гуашь, кисти, ватные палочки.

3

Ноябрь

Занятие 9

Тема: Рисование манной крупой «Барашек».

Цель: Познакомить с новой техникой – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе; желание помочь барашку.

Необходимые материалы: Лист цветной с изображением барашка без шерсти, манная крупа, клей ПВА, кисточки.

Занятие 10

Тема: Рисования тычком полужесткой кистью «Шубка для зайчика».

Цель: закрепление знаний и представлений детей об изменении окраса зайца в зимний период, освоение техники рисования тычком полужесткой кистью.

Необходимые материалы: слайдовая презентация «Шубка для зайки»; краски (гуашь); кисти с жесткой щетиной; бумага тонированная с силуэтом зайца; шапочки для зайцев; тарелочки под краску.

Занятие 11

Тема: Рисование ладошкой «Петушок».

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения.

Необходимые материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Занятие 12

Тема: Рисование ладошкой «Цыплята» .

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать недостающие детали у цыплят.

Необходимые материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага белого цвета, листы большого формата, салфетки.

4

Декабрь

Занятие 13

Тема: Рисование мятой бумагой и ладошкой «Заснеженное дерево» .

Цель: Учить отпечатком ладошки рисовать крону дерева; из газет скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитывать аккуратность в работе.

Необходимые материалы: бумага синих тонов, гуашь, газета, салфетка для рук, банка с водой, кисть.

Занятие 14

Тема: Рисование ладошкой и пальчиками «Рябина для снегиря».

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать недостающие детали у снегиря ; пальчиками рисовать ягодки рябины. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Необходимые материалы: широкие блюдечки с гуашью красного и чёрного цвета, кисть, листы большого формата, салфетки.

Занятие 15

Тема: Рисование пальчиками и полусухой жёсткой кистью «Ёлочка – красавица» .

Цель: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Необходимые материалы: гуашь, кисти, пол листа А4, иллюстрации с изображением нарядной ёлочки.

Занятие 16

Тема: Рисование манной крупой «Ёлочная игрушка».

Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование крупами; учить создавать изображение с помощью крупы; побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества.

Необходимые материалы: цветной картон; манная крупа; клей ПВА; кисточка для клея; карандаш

5

Январь

Занятие 17

Тема: Рисование ладошкой «Морозко».

Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой.

Необходимые материалы: гуашь, широкие блюдечки с гуашью белого цвета, кисти, лист бумаги цветной.

Занятие 18

Тема: Рисование манной крупой «Снежинка».

Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование крупами; учить создавать изображение с помощью крупы; побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества.

Необходимые материалы: цветной картон; манная крупа; клей ПВА; кисточка для клея; карандаш.

Занятие 19

Тема: Рисование ладошкой «Снегирь и синичка».

Цель: продолжать развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой; развивать восприятие, воображение и память; воспитывать бережное отношение к птицам.

Необходимые материалы: гуашь: белая, красная, жёлтая, черная; кисточки, стакан с водой, влажные салфетки, листы А4 белого цвета.

6

Февраль

Занятие 20

Тема: Рисование восковой свечой «Зимние фантазии»

Цель: рисование рисунка в нетрадиционной технике – восковой свечой; развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы.

Необходимые материалы: альбомный лист, белая свеча, акварель, широкая кисть.

Занятие 21

Тема: Рисование ладошкой «Рыбка в аквариуме».

Цель: Упражнять детей в технике работы с гуашью; продолжать учить рисовать нестандартной техникой; развивать эстетическое восприятие.

Необходимые материалы: демонстрационный материал — игрушки, рыбка в аквариуме; нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, кисточка.

Занятие 22

Тема: Рисование ладошкой «Друзья для осминожки» .

Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей положительными эмоциями. Развивать интерес к нетрадиционному рисованию. Воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук.

Необходимые материалы: пол листа А4, гуашь, фломастеры.

Занятие 23

Тема: Рисование ладошкой «Кораблик для папы».

Цель: Продолжать учить детей рисовать с помощью пальчиков; развивать воображение, самостоятельность; воспитывать аккуратность в работе с красками; закреплять знание основных цветов; развивать эмоциональность – умение радоваться результату.

Необходимые материалы: Листы А4 бледно голубого цвета, рисунки кораблика, гуашь основных цветов, салфетки, штампы – облака, кораблик.

7

Март

Занятие 24

Тема: Рисование ладошкой «Петушок - золотой гребешок».

Цель: формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования- рисование ладошкой; развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук.

Необходимые материалы: лист бумаги формата А4, гуашь, художественная кисть

баночка для воды; небольшая ёмкость для разведения краски.

Занятие 25

Тема: Рисование манной крупой «Тюльпан для мамы».

Цель: изготовление открытки в технике рисования манной крупой; развивать творческое воображение, фантазию, аккуратность; закреплять умение работать с клеем, с манной крупой.

Необходимые материалы: Клей ПВА, кисть, манная крупа, гуашь, шаблон тюльпана.

Занятие 26

Тема: Рисование коктейльными трубочками «Чудесные цветочки» .

Цель: Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования – коктейльной трубочкой; развивать образное мышление, воображение, фантазию, интерес к творческой работе.

Необходимые материалы: коктейльная трубочка, лист А5, гуашь, кисть, баночки для воды.

Занятие 27

Тема: Рисование ладошками «Лебеди»

Цель: закреплять прием рисования ладошкой; развивать самостоятельность, воображение, творческую активность у дошкольников; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Необходимые материалы: лист А4, гуашь белого, чёрного и красного цвета, банки с водой, кисти, черный фломастер.

8

Апрель

Занятие 28

Тема: Рисование пальчиком «Смотрит солнышко в окошко»

Цель: вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца, научить создавать образ солнца с помощью рисования пальчиком; развивать моторику рук, чувство цвета; прививать аккуратность и старание в работе.

Необходимые материалы: готовые вырезанные формы облачков, гуашь жёлтого цвета, баночки с водой, фломастер.

Занятие 29

Тема: Рисование ладошками «Ракета»

Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом рисования- отпечаток ладошкой; учить дорисовывать недостающие детали ракеты; воспитывать аккуратность в работе.

Необходимые материалы: пол листа А4, гуашь, кисти, баночки с водой, иллюстрации с изображением воздушного транспорта.

Занятие 30

Тема: Рисование ватными палочками «Веточка мимозы».

Цель: Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закреплять знания и представления о цвете - жёлтый, форме - круглый; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Необходимые материалы: Листы бумаги А4 с контурным изображением веточки, гуашь на палитре желтого цвета, салфетки, ватные палочки.

9

Май

Занятие 31

Тема; Рисование кулачком «Танк»

Цель: Учить детей изображать рисунок отпечатыванием кулачка; учить дорисовывать недостающие детали танка; развитие мелкой моторики.

Необходимые материалы: Пол листа А4, гуашь, баночки с водой, кисточки.

Занятие 32

Тема: Рисование восковыми мелками и гуашью «Праздничный салют»

Цель: учить детей передавать впечатления о праздничном салюте; рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе; закреплять умение заполнять весь лист изображением; закрашивать акварелью; воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание.

Необходимый материал: восковые мелки, акварель, кисти, фотографии, образцы с изображением салюта в ночном небе, лис А5, грамзапись песни «День Победы».

Занятие 33

Тема: Техника рисования монотопия «Цветочная поляна»

Цель: Учить рисовать цветочную полянку на полиэтиленовом пакете, затем отпечатывать рисунок на лист бумаги; воспитывать аккуратность в работе.

Необходимый материал: полиэтиленовый пакет, гуашь, кисти, лист А4, баночки с водой.

Занятие 34

Тема: Оттиск печати поролона и рисование жёсткой полусухой кистью

«Волшебная страна».

Цель: совершенствовать умения и навыки детей в технике «оттиск» поролоном, тычком жесткой кисти, примакивания кисти к бумаге; воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.

Необходимый материал: поролон, кисти, гуашь, Лист А4 голубого цвета, баночки с водой.

10

Июнь

11

Июль

12

Август

Методическое обеспечение

Литература

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.

4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с

5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.

6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

7. «Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004

8. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003

9. Педагогический опыт,опубликованный в журналах дошкольное воспитание

10. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д

11. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

13. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. : Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

14. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»

Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год

Цель: Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год

Рабочая программакружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"

Рабочая программа кружка по нетрадиционной  технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе

Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани  «Волшебные краски в старшей группе...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования«Волшебные краски» в старшей группе (Срок реализации 1 год) Возраст детей 5-6 лет

Цель программы:Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной техники рисования «Разноцветные ладошки»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...