Программа по ОБЖ
рабочая программа по обж
Программа предназначена для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obzh_starshego_doshkolnika_no1.doc | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Поэтому особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу.
Дети дошкольного возраста очень активны, любознательны, они стремятся к самостоятельности, им нужно постоянно открывать что-то новое. А это часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует та защитная психологическая реакция на различные ситуации, которая свойственна взрослым.
Главная задача взрослых - это не просто дать детям знания, а развивать у них самостоятельность и ответственность. Большое внимание надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь то чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Цель: формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.
Задачи:
- формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
- развитие основ экологической культуры ребёнка и становления у него ценностей бережного отношения к природе;
- формирование у детей ценностей здорового образа жизни;
- формирование у детей навыков безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте;
- воспитывать у детей чувство уверенности в себе и уважение к другим;
. -повысить уровень сформированности у воспитанников знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
-формировать понятия о том, что у каждого ребёнка есть свои права;
- повысить компетентность родителей по вопросам безопасности детей.
Содержание программы.
Содержание программы направленно на развитие познавательной активности дошкольников. При отборе содержания учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний и умений и навыков у детей в сохранении и укреплении здоровья в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в углублении знаний основ безопасности жизнедеятельности.
Подобраны игры направленные на углубление знаний и развивающие такие умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, решение проблемных задач. Включение в программу заданий различного уровня сложности соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и позволяет развить и стимулировать расширение знаний и совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях обучения.
Методы реализации программы :
-методы проблемного и поискового характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.
-словесный (беседа, дискуссия, обсуждение ).
-наглядный (демонстрация макетов, предметов, опытов, картин и т.д.).
-практический (практические действия, опыты и т.д.)
Формы обучения:
-коллективные (беседа, дискуссия, объяснение );
-групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины );
-работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).
-индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль);
Основные средства обучения:
-Дидактические игры.
-Методические пособия.
-Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, картины, иллюстрации, плакаты, брошюры)
Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по разработанному тематическому плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга)
Непосредственно-образовательная деятельность - одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в ДОУ. Содержание конкретного занятия отбирается и структурируется воспитателем на основе требований тематического плана и программы по основам безопасности жизнедеятельности, с учетом уровня сформированности учебно-познавательных умений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Принципы:
- принцип полноты реализации;
- принцип системности;
- принцип сезонности;
- принцип учета социально-культурных условий, интеграции, координации деятельности педагогов;
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Работа в дошкольном образовательном учреждении ведется по трем направлениям:
-Работа с педагогами по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников.
-Профилактическая работа с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
-Разъяснительная работа с родителями по воспитанию безопасного поведения у детей в различных жизненных ситуациях чрезвычайных ситуациях.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, выработку навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, и освоение правил безопасного поведения.
Основное содержание работы по программе строится по направлениям:
1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка
2. Ребенок и другие люди
3. Ребенок и природа
4. Ребенок дома
5. Ребенок на улицах города
6. Права ребёнка
План работы. Средняя группа.
№ | Формы работы | Месяц |
1. | Контроль за отсутствием у детей мелких, острых предметов. лекарств | Ежедневно |
2. | Организация субботника с родителями по благоустройству участка. Проверка инвентаря и игрового оборудования на соответствие требованиям безопасности. | сентябрь |
3. | Чтение художественной литературы: Т.И.Алиева «Ехали медведи», С.Михалков «Моя улица» -беседа по содержанию | октябрь |
4. | Контроль и страховка детей во время скатывания с горки, спрыгивания с возвышенностей, проверка выносного оборудования | Ежедневно |
5. | Консультация для родителей «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма», «Одежда детей осенью» | ноябрь |
7. | «Если чужой стучится в дверь» - игра - учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире Консультация для родителей «Безопасная ёлка» | декабрь |
8. | Беседа с родителями «Катание на санках с горки» -основы безопасности. | январь |
9. | «Спички –причина пожара» - дидактическая игра, «Горит – не горит» - исследование с детьми. «Моя семья» - НОД: познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей. Спортивный праздник «Папа, мама и я - дружная семья» | февраль |
10. | «Дорога и мы» -выставка рисунков по безопасности дорожного движения | март |
11. | «Будем беречь и охранять природу» - развлечение. «Изучаем правила дорожного движения» - беседа с просмотром СД диска Консультация для родителей «Что необходимо знать о COVID19» | апрель |
12. | Санбюллетени для родителей «Азбука витаминов», «Летние инфекции», консультация «Безопасный отдых детей летом» | май |
План работы старшая группа
№ | Формы работы | Месяц |
1. | «Как я провёл лето»- беседа (ребёнок и природа) | Сентябрь |
2. | «Огонь – друг или враг» - выставка рисунков | Сентябрь |
3. | «Мой город» - экскурсия (безопасное поведение на улицах) Субботник по благоустройству территории участка с родителями и детьми в рамках проекта по экологии «Эколята» | Октябрь |
4. | «Овощи и фрукты на нашем столе» -НОД (о пользе витаминов) НОД «Если что а вас болит, вам поможет Айболит» -формировать представление об условиях сохранения и укрепления здоровья каждого ребёнка. | Октябрь |
5. | «Осенины» - развлечение (безопасное поведение в природе) НОД «В гостях у Конвенции» - формирование понятия о правах детей | Ноябрь |
6. | «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» -выставка детских работ. «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» -папка-передвижка для родителей | Ноябрь |
7. | «Зимние забавы» - беседа с детьми «Осторожно гололёд», «Профилактика переломов и вывихов» - выпуск санбюллетеней для родителей. «Здоровый образ жизни» - родительское собрание | Декабрь |
8. | «Профилактика детского травматизма зимой» - папка-передвижка для родителей. «COVID. Меры профилактики. Симптомы заболевания» -консультация для родителей» | Январь |
9. | «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоёма» - создание книги полезных советов Чтение художественной литературы «Кого мы называем добрым» -формирование понятия о том, что никто не имеет права обижать другого человека. | Февраль |
10. | «Здоровье ребёнка в ваших руках» -беседа с родителями Рассматривание плакатов о безопасном поведении с детьми. Обсуждение литературных произведений Экологические игры «Спасатели», «Путаница», Сюжетно-ролевые игры\ «Моя семья» -составление своего генеалогического дерева. | Март |
11. | «Права и обязанности родителей» - беседа с родителями. Заучивание стихотворений по безопасности. Сюжетно-ролевые игры в группе и на участке «пешеход и улица», «Школа светофора», «Поездка на автомобиле». «Дорога не терпит шалости, наказывает без жалости» - папка-передвижка для родителей» | Апрель |
12. | Организация субботника по благоустройству территории с родителями, контроль игровой площадки. Оформление стендов по ОБЖ. | Май |
13. | «Безопасное лето» - консультация для родителей. Июнь-август «Игры с детьми на воде» - беседа с родителями. «Сигналы светофора» -дидактическая игра с детьми. «Пешеход и улица» - сюжетно-ролевая игра. Выпуск санбюллетеней для родителей «Тепловой и солнечный удар. Профилактика и первая помощь». «Укусы насекомых», «Ядовитые растения» | Июнь-август |
План работы. Подготовительная группа.
№ | Формы работы | Месяц |
1. | «Как вести себя в лесу» -беседа о правилах безопасного поведения в природе. «Азбука безопасности» -советы для родителей о выработке навыков безопасного поведения детей на улице и в природе | сентябрь |
2. | «На дороге кататься опасно», «Правила для велосипедистов» - беседы с детьми Благоустройство территории ДОУ с родителями и детьми в рамках проекта «Эколята» | сентябрь |
3. | «Опасные предметы дома» -презентация, «Служба 03» -беседа о здоровье. «Профилактика простудных заболеваний», «Как уберечь детей и себя от COVID» -папки-передвижки для родителей | октябрь |
4. | «Предметы – источники пожара» -беседа с детьми, дидактические игры «Чёрный ящик», «Что необходимо пожарному». «Моя тайна» - беседа: формировать понятие о том, что никто не имеет права без разрешения входить в чужой дом, читать чужие письма | ноябрь |
5. | «Безопасное поведение зимой», «Передвижение по льду» - беседы с детьми, «Переохлаждение и перегревание» - консультация для родителей, советы по организации прогулок на свежем воздухе. | декабрь |
6. | «Правила использования пиротехники», «Оказание первой помощи при травмах» - оформление памяток для родителей «Моё право не подвергаться жестокому и небрежному обращению» -беседа: познакомить детей с правом на защиту от насилия и жестокости | январь |
7. | «Будьте вежливы» - занятие-досуг о правилах поведения в общественном транспорте. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе». НОД «Непосильное задание» -формировать представление, что непосильный труд может нанести вред здоровью. Обсуждение сказок: «Мороз Иванович», «Золушка», «Крошечка-хаврошечка» . | февраль |
8. | «Дорожные знаки»- дидактическая игра. Просмотр диафильмов «Загадки улицы», «Правила дорожного движения». Консультация для родителей «Правила перевозки детей в автотранспорте» | март |
9. | Экологический марафон. Работа по благоустройству и озеленению участка. Оформление стендов по ОБЖ. Просмотр диафильма с детьми «Зебра на асфальте» с последующим проигрыванием опасных ситуаций на дороге. | апрель |
10. | Проведение профилактических мероприятий в рамках недели безопасности. Сюжетно-ролевая игра на территории ДОУ «Путешествие по улицам города» | май |
11. | Выпуск санбюллетеней «Дорога и дети», «Летние инфекции». КВН «Знатоки дорожных правил» -с детьми и родителями | май |
12. | Папки-передвижки «Не дразните животных», «Если ужалила пчела», «Кишечные инфекции», «Ядовитые грибы и растения» | Июнь июль |
13 | «Ваш ребёнок идёт в школу» -консультация для родителей | июнь |
Ожидаемые результаты программы.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:
-Повышение уровня знаний детей о правилах личной безопасности.
- Расширение кругозора детей.
- Сформированность потребности утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
-Повышение уровня ответственности сотрудников по созданию безопасных условий в детском саду.
-Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей.
Конечными результатами реализации Программы должны стать сохранение здоровья, укрепление физического и психического состояния, обеспечение охраны и культуры личной безопасности дошкольника в окружающем мире. Высокие знания, твердая позиция и умелые действия, будут в огромной степени способствовать успешному решению задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Делая первые шаги к осознанному отношению к своему здоровью, дети продолжат это в школе, и во взрослой жизни. А это значит, что заложена основа безопасной личности, и наши дети смогут организовать свое будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие – здоровье на долгие годы.
Педагогический мониторинг уровней освоения знаний программы
Оценка уровня знаний и навыков освоение воспитанниками Программы отслеживается педагогическим мониторингом.
Главная цель мониторинга – получить не только качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Профессиональные умения педагога должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний
Определение уровня знаний, умений и навыков детей осуществляется при помощи бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр, создания проблемных ситуаций, викторин, КВН.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Учебно-методическое пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста» // «Детство – пресс», 2004г.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить
безопасность дошкольников» М. «Просвещение», 2000г.
3. Володин В.А. «Энциклопедия для детей» // Личная безопасность М.:
Аванта +, 2001г.
4. Воронин Д. «Опасные забавы» М.: Аванта +, 2002г.
5. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. «Основы безопасности
жизнедеятельности» М. «Русское слово», 1995г.
6. Гаткин Е.Я. « Безопасность ребенка» М., Лит, 1997г.
7. Дубягин Ю.П., Богачева О.П. «Школа выживания или 56 способов
защитить ребенка» М.: Пихта; М.: Дубль В, 1997г.
8. Дзыбова М.М. «Безопасность жизнедеятельности» М. Издательство
«Дик», 1998г.
9. Каламкарян Р.А. «Правовое обеспечение безопасности человека» //
Государство и право, № 7 – 1999г.
10. Казаков В. «Игры похожи на жизнь» // Основы Безопасности
Жизнедеятельности № 6 – 2000г.
11. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» М.,2004г.
12. Леонтьева М.Р. « О преподавании основ безопасности
жизнедеятельности» // Начальная школа, № 9 - 1999г.
13. Маханев М.Д. «Воспитание здорового образа жизни» М.,1997г.
14. Орловский И. «Как найти Антошку: Руководство к действиям в
чрезвычайных ситуациях» // Народное образование, № 3 - 2004г.
15. Очаров Е.А. «Здоровье населения Российской Федерации: анализ и
оценка» Нижневартовск 1996г.
16. Пономарева О. «Не доглядишь оком – заплатишь боком: использование
фольклора в преподавании ОБЖ» // Основы Безопасности
Жизнедеятельности, № 4 – 2004г.
17. Сапронов В. Что это за предмет – ОБЖ?// Основы Безопасности
Жизнедеятельности № 8 – 2002г.
18. Синьков Занятия ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности
№ 11 – 2002г.
19. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»,
М.2007г.
20. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту»,М 2005г.
21. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. «Здоровьесберегающие
технологии в образовательно-воспитательном процессе» М., 2003г.
22. Фридман Л.М. Психология воспитания. М.,2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...