Программа по ОБЖ
рабочая программа по обж

Денисова Антонина Петровна

Программа предназначена для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obzh_starshego_doshkolnika_no1.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Поэтому особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и  младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным  МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу.

 Дети дошкольного  возраста очень активны,  любознательны, они стремятся к самостоятельности, им нужно постоянно открывать что-то новое. А это часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует  та защитная психологическая реакция  на различные ситуации, которая свойственна взрослым.

Главная задача взрослых - это не просто дать детям знания, а развивать у них самостоятельность и ответственность. Большое внимание надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь то  чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Цель:  формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

 Задачи:

- формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;

- развитие основ экологической культуры ребёнка и становления у него ценностей бережного отношения к природе;

- формирование у детей ценностей здорового образа жизни;

- формирование у детей навыков безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте;

- воспитывать у детей чувство уверенности в себе и уважение к другим;

. -повысить уровень сформированности у воспитанников знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

    -формировать  понятия о том, что у каждого ребёнка есть свои права;

- повысить компетентность родителей по вопросам безопасности детей.

Содержание программы.

Содержание программы направленно на развитие познавательной активности дошкольников. При отборе содержания учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний и умений и навыков у детей  в сохранении и укреплении здоровья в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в углублении знаний  основ безопасности жизнедеятельности.

Подобраны игры направленные на углубление знаний и развивающие такие умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, решение проблемных задач. Включение в программу заданий различного уровня сложности соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и позволяет развить и стимулировать расширение знаний и совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях обучения.

 Методы  реализации  программы :

-методы  проблемного и поискового характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.

-словесный (беседа, дискуссия, обсуждение ).

-наглядный (демонстрация макетов, предметов, опытов, картин и т.д.).

-практический (практические действия, опыты и т.д.)

Формы обучения:

-коллективные (беседа, дискуссия, объяснение );

-групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины );

-работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).

     -индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль);

Основные средства обучения:

-Дидактические игры.

-Методические пособия.

     -Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, картины,  иллюстрации, плакаты, брошюры)

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по  разработанному тематическому  плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга)

Непосредственно-образовательная деятельность  - одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в ДОУ. Содержание конкретного занятия отбирается и структурируется воспитателем на основе требований тематического плана и программы по основам безопасности жизнедеятельности, с учетом уровня сформированности  учебно-познавательных умений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

 Принципы:

- принцип полноты реализации;

- принцип системности;

- принцип сезонности;

- принцип учета социально-культурных условий, интеграции, координации деятельности педагогов;

- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.

Работа в дошкольном образовательном  учреждении ведется по трем направлениям:

-Работа с педагогами по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников.

-Профилактическая работа с детьми  по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

-Разъяснительная работа с родителями по воспитанию безопасного поведения у детей в различных жизненных ситуациях чрезвычайных ситуациях.

Программа  определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, выработку навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, и освоение правил безопасного поведения.

 Основное содержание работы по программе строится по направлениям:

1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка

2. Ребенок и другие люди

3. Ребенок и природа

4. Ребенок дома

5. Ребенок на улицах города

6. Права ребёнка

План работы. Средняя группа.

Формы работы

Месяц

1.

Контроль за отсутствием у детей мелких, острых предметов. лекарств

Ежедневно

2.

Организация субботника с родителями по благоустройству участка. Проверка инвентаря и игрового оборудования на соответствие требованиям безопасности.

сентябрь

3.

Чтение художественной литературы: Т.И.Алиева «Ехали медведи», С.Михалков  «Моя улица» -беседа по содержанию

октябрь

4.

Контроль и страховка детей во время скатывания с горки, спрыгивания с возвышенностей, проверка выносного оборудования

Ежедневно

5.

Консультация для родителей «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма», «Одежда детей осенью»

ноябрь

7.

«Если чужой стучится в дверь» - игра -  учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире

Консультация для родителей «Безопасная ёлка»

декабрь

8.

Беседа с родителями «Катание на санках с горки» -основы безопасности.

январь

9.

«Спички –причина пожара» - дидактическая игра, «Горит – не горит» - исследование с детьми.

«Моя семья» - НОД: познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей.

Спортивный праздник «Папа, мама и я  - дружная семья»

февраль

10.

«Дорога и мы» -выставка рисунков по безопасности дорожного движения

март

11.

«Будем беречь и охранять природу» - развлечение.

«Изучаем правила дорожного движения» - беседа с просмотром СД диска

Консультация для родителей «Что необходимо знать о COVID19»

апрель

12.

Санбюллетени для родителей «Азбука витаминов», «Летние инфекции», консультация «Безопасный отдых детей летом»

май

План работы старшая группа

Формы работы

Месяц

1.

«Как я провёл лето»- беседа (ребёнок и природа)

Сентябрь

2.

«Огонь – друг или враг» - выставка рисунков        

Сентябрь

3.

«Мой город» - экскурсия (безопасное поведение на улицах)

Субботник по благоустройству территории участка с родителями и детьми в рамках проекта по экологии «Эколята»

Октябрь

4.

«Овощи и фрукты на нашем столе» -НОД (о пользе витаминов)

НОД «Если что а вас болит, вам поможет Айболит» -формировать представление об условиях сохранения и укрепления здоровья каждого ребёнка.

Октябрь

5.

«Осенины» - развлечение (безопасное поведение в природе)

НОД «В гостях у Конвенции» - формирование понятия о правах детей

Ноябрь

6.

«Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» -выставка детских работ.

«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» -папка-передвижка для родителей

Ноябрь

7.

«Зимние забавы» - беседа с детьми

«Осторожно гололёд», «Профилактика переломов и вывихов» - выпуск санбюллетеней для родителей.

«Здоровый образ жизни» - родительское собрание

Декабрь

8.

«Профилактика детского травматизма зимой» - папка-передвижка для родителей.

«COVID. Меры профилактики. Симптомы заболевания» -консультация для родителей»

Январь

9.

«Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоёма» - создание книги полезных советов

Чтение художественной литературы

«Кого мы называем добрым» -формирование понятия о том, что никто не имеет права обижать другого человека.

Февраль

10.

«Здоровье ребёнка в ваших руках» -беседа с родителями

Рассматривание плакатов о безопасном поведении с детьми.

Обсуждение литературных произведений

Экологические игры «Спасатели»,  «Путаница»,

Сюжетно-ролевые игры\

«Моя семья» -составление своего генеалогического дерева.

Март

11.

«Права и обязанности родителей» - беседа с родителями.

Заучивание стихотворений по безопасности. Сюжетно-ролевые игры в группе и на участке «пешеход и улица», «Школа светофора», «Поездка на автомобиле».

«Дорога не терпит шалости, наказывает без жалости» - папка-передвижка для родителей»

Апрель

12.

Организация субботника по благоустройству территории с родителями, контроль игровой площадки.

Оформление стендов по ОБЖ.        

Май

13.

«Безопасное лето» - консультация для родителей. Июнь-август

«Игры с детьми на воде» - беседа с родителями.

«Сигналы светофора» -дидактическая игра с детьми.

«Пешеход и улица» - сюжетно-ролевая игра.

Выпуск санбюллетеней для родителей «Тепловой и солнечный удар. Профилактика и первая помощь».

«Укусы насекомых», «Ядовитые растения»

Июнь-август

План работы. Подготовительная группа.

Формы работы

Месяц

1.

«Как вести себя в лесу» -беседа о правилах безопасного поведения в природе.

«Азбука безопасности» -советы для родителей о выработке навыков безопасного поведения детей на улице и в природе

сентябрь

2.

«На дороге кататься опасно», «Правила для велосипедистов» - беседы с детьми

Благоустройство территории ДОУ с родителями и детьми в рамках проекта «Эколята»

сентябрь

3.

«Опасные предметы дома» -презентация, «Служба 03» -беседа о здоровье.

«Профилактика простудных заболеваний», «Как уберечь детей и себя от COVID» -папки-передвижки для родителей

октябрь

4.

«Предметы – источники пожара» -беседа с детьми, дидактические игры «Чёрный ящик», «Что необходимо пожарному».

«Моя тайна» - беседа: формировать понятие о том, что никто не имеет права  без разрешения входить в чужой дом, читать чужие письма

ноябрь

5.

«Безопасное поведение зимой», «Передвижение по льду» - беседы с детьми, «Переохлаждение и перегревание» - консультация для родителей, советы по организации прогулок на свежем воздухе.

декабрь

6.

«Правила использования пиротехники», «Оказание первой помощи при травмах» - оформление памяток для родителей

«Моё право не подвергаться жестокому и небрежному обращению» -беседа: познакомить детей с правом на защиту от насилия и жестокости

январь

7.

«Будьте вежливы»  - занятие-досуг о правилах поведения в общественном транспорте. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе».

НОД «Непосильное задание» -формировать представление, что непосильный труд может нанести вред здоровью. Обсуждение сказок: «Мороз Иванович», «Золушка», «Крошечка-хаврошечка»

.

февраль

8.

«Дорожные знаки»- дидактическая игра. Просмотр диафильмов «Загадки улицы», «Правила дорожного движения».

Консультация для родителей «Правила перевозки детей в автотранспорте»

март

9.

Экологический марафон. Работа по благоустройству и озеленению участка. Оформление стендов по ОБЖ.

Просмотр диафильма с детьми «Зебра на асфальте» с последующим проигрыванием опасных ситуаций на дороге.

апрель

10.

Проведение профилактических мероприятий в рамках недели безопасности. Сюжетно-ролевая игра на территории ДОУ «Путешествие по улицам города»

май

11.

Выпуск санбюллетеней «Дорога и дети», «Летние инфекции».

КВН «Знатоки дорожных правил» -с детьми и родителями

май

12.

Папки-передвижки «Не дразните животных», «Если ужалила пчела», «Кишечные инфекции», «Ядовитые грибы и растения»

Июнь июль

13

«Ваш ребёнок идёт в школу» -консультация для родителей

июнь

Ожидаемые результаты программы.

В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:

-Повышение уровня знаний детей о правилах личной безопасности.

- Расширение кругозора детей.

- Сформированность  потребности утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

-Повышение уровня ответственности сотрудников по созданию безопасных условий в детском саду.

-Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей.

Конечными результатами реализации Программы должны стать сохранение здоровья, укрепление  физического и психического состояния, обеспечение охраны и культуры личной безопасности дошкольника в окружающем мире. Высокие знания, твердая позиция и умелые действия, будут в огромной степени способствовать  успешному решению задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Делая первые шаги к  осознанному отношению к своему здоровью, дети продолжат это в школе, и во взрослой жизни. А это значит, что заложена основа безопасной личности, и наши дети смогут организовать свое будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие – здоровье на долгие годы.

Педагогический мониторинг уровней освоения знаний программы

Оценка уровня знаний и навыков освоение воспитанниками Программы  отслеживается  педагогическим мониторингом.

Главная цель мониторинга – получить не только качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Профессиональные умения педагога должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний

Определение уровня знаний, умений и навыков детей осуществляется при помощи бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр, создания проблемных ситуаций, викторин, КВН.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.  «Учебно-методическое пособие

    по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

    возраста» // «Детство – пресс», 2004г.

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А.  «Как обеспечить

    безопасность  дошкольников» М. «Просвещение», 2000г.

3. Володин В.А.  «Энциклопедия для детей»  // Личная безопасность  М.:

    Аванта +, 2001г.

4. Воронин Д.  «Опасные забавы»  М.:  Аванта +, 2002г.

5. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И.  «Основы безопасности

    жизнедеятельности»  М. «Русское слово», 1995г.

6. Гаткин Е.Я. « Безопасность ребенка» М., Лит, 1997г.

7. Дубягин Ю.П.,  Богачева О.П.   «Школа выживания или 56 способов

   защитить ребенка» М.: Пихта; М.: Дубль В, 1997г.

8. Дзыбова М.М.  «Безопасность жизнедеятельности» М. Издательство

   «Дик», 1998г.

9. Каламкарян Р.А.  «Правовое обеспечение безопасности человека»  //  

    Государство и право, № 7 – 1999г.

10. Казаков В.  «Игры похожи на жизнь»  //  Основы Безопасности

     Жизнедеятельности № 6 – 2000г.

11. Картушина М.Ю.  «Быть здоровыми хотим» М.,2004г.

12. Леонтьева М.Р. « О преподавании основ безопасности

     жизнедеятельности» // Начальная школа, № 9 - 1999г.

13. Маханев М.Д.  «Воспитание здорового образа жизни» М.,1997г.

14. Орловский И.  «Как найти Антошку: Руководство к действиям в

      чрезвычайных  ситуациях» // Народное образование, № 3 - 2004г.

15. Очаров Е.А.  «Здоровье населения Российской Федерации: анализ и

      оценка» Нижневартовск 1996г.

16. Пономарева О.   «Не доглядишь оком – заплатишь боком: использование

      фольклора в преподавании ОБЖ» //  Основы Безопасности

      Жизнедеятельности, № 4 – 2004г.

17. Сапронов В.  Что это за предмет – ОБЖ?// Основы Безопасности

      Жизнедеятельности № 8 – 2002г.

18. Синьков  Занятия ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности

      № 11 – 2002г.

19. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»,

       М.2007г.

20. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту»,М 2005г.

21. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю.  «Здоровьесберегающие

     технологии в образовательно-воспитательном процессе» М., 2003г.

22. Фридман Л.М.  Психология воспитания. М.,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...