Обучающие игры по безопасности детей дошкольного возраста
материал по обж
Доклад:
«Обучающие игры по безопасности детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_bezopasnosti_v_detskom_sadu.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Барвихинская СОШ дошкольное отделение детский сад № 31
Доклад:
«Обучающие игры по безопасности детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Кукина М.В.
п. Барвиха
2021
Содержание:
1. Значение игр по основам безопасности в ДОУ
2. Виды игр для различных групп
3. Возможные игры по безопасности в детском саду
4. Структура и временной план игр
Личность формируется у человека с самого раннего возраста. Очень важно донести до детей главные правила безопасного поведения в любых возможных ситуациях. Различные игры на эту тему являются неотъемлемой частью занятий.
Значение игр по основам безопасности в ДОУ
Опасность может подстерегать любого человека где угодно. У взрослых людей уже сформировалась определённая модель поведения в угрожающих жизни ситуациях. Маленькие же дети наиболее уязвимы в подобных моментах.
Задача взрослых — максимально подробно и доступно рассказать детям о существующих в мире опасностях, как их избежать и как лучше поступить, если всё же они наступили. Дома от родителей ребёнок получает первые знания о возможных угрожающих безопасности ситуациях. Работники детского сада должны расширять эти знания и прививать навыки правильного поведения в непредвиденных ситуациях. К дошкольникам нужен особый подход. Им необходимо донести очень сложные вопросы, показать всю важность знаний правил по безопасности и способствовать их запоминанию.
Основная деятельность детей — игровая. Информацию, преподнесённую в игре, легче донести до ребёнка, а также удобно наглядно показать и разыграть действия по предотвращению или облегчению небезопасных явлений в жизни.
Целями игр будут расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях дома, на природе, в общении с людьми, на улице, в том числе на дороге, привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия в случае появления неблагоприятного случая.
Все возможные опасности можно обобщить в несколько категорий:
- природные опасные явления (укусы животных и насекомых, ядовитые ягоды и грибы, гроза, гололёд и т.п.);
- неприятности, возникающие от человека (грабители, похитители, драки);
- угрозы в домашнем быту (электроприборы, острые предметы);
- пожарная опасность;
- опасности на улице (дорожное движение);
- угроза здоровью (несоблюдение правил личной гигиены, неправильное обращение с лекарствами).
Виды игр для различных групп
Игры, с помощью которых дети будут усваивать основы безопасного поведения, могут быть разных видов:
- Дидактические, к которым относятся:
игры с предметами (игрушками) — основаны на непосредственном контакте детей с предметами, развивают сенсорное восприятие;
настольно-печатные игры, которые разворачиваются на определённом игровом поле (лото, домино и др.);
словесные — предполагают речевые действия детей, это может быть игра закончи фразу, отгадай загадку и т.д.
- Подвижные — игры, в которых нужно проявлять двигательную активность, одновременно тренируя свои физические навыки:
театрализованные, предполагающие театральную постановку на определённую тему;
игры-тренинги, позволяющие мысленно присутствовать в разбираемой ситуации;
сюжетно-ролевые (дети принимают на себя роли и участвуют и решают поставленную задачу) и др.
При подготовке к проведению игр нужно учитывать возрастной фактор
Детям раннего дошкольного возраста подойдут ознакомительные игры, способные вызвать интерес к дальнейшему изучению основ безопасности (дидактические игры с предметами или игрушками). В старших группах воспитанники способны самостоятельно делать выводы, понимать взаимосвязь событий, поэтому им рекомендованы игры с усложнёнными правилами (настольные игры).
Дети по своей натуре очень любят играть, через игру они знакомятся с окружающим миром и примеряют на себя различные роли.
Возможные игры по безопасности в детском саду
С КАКОГО ВОЗРАСТА РЕКОМЕНДУЕТ-СЯ ПРОВОДИТЬ | НАЗВАНИЕ ИГРЫ | ЗАДАЧИ | СОДЕРЖАНИЕ |
С первой младшей группы | Дидактическая игра «Опасно — огнеопасно» | Учить различать предметы, которые огнеопасны | Воспитатель показывает детям множество карточек, на которых изображены предметы, представляющие опасность. Задача игроков — выбрать из карточек те, на которых нарисованы пожароопасные предметы (например, утюг, спички, плита и т.п.) |
«Собери автомобиль» (из 2-х частей, из 4-х частей) | Закреплять названия видов транспорта и его составных частей | Перед детьми картинка автомобиля (автобуса, грузовика). Выдаётся материал: кусочки-элементы, из которых нужно собрать целостное изображение предлагаемого транспорта, ориентируясь на картинку перед глазами | |
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» | Формировать элементарные представления о действиях на проезжей части | Дети принимают роли шофёров и пешеходов. Разыгрываются различные ситуации: довезти куклу до магазина, доставить строительный материал. Везти машину нужно осторожно, не наезжая на людей | |
Подвижная игра «Тушим пожар» | Формировать элементарные знания о пожарной безопасности | По кругу выстроены стулья, на которых лежат игрушечные огнетушители. Количество стульев с огнетушителями на одну единицу меньше, чем игроков. Дети бегают вокруг стульев. По сигналу ведущего нужно взять огнетушитель в руки и поднять вверх. Из игры выходит тот, кто не добрался до игрушки. Победителем будет игрок, поднявший последний огнетушитель на стуле. | |
Со второй младшей группы | Дидактическая игра «Расскажи, что не так» | Приучать к правилам ПДД | Детям показаны картинки с сюжетами дорожных ситуаций. Нужно рассказать, что на ней персонаж делает неправильно (переходит дорогу на красный свет, в неположенном месте и т.д.) |
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | Учить безопасности в общественном транспорте | Распределяются роли: водитель, пассажиры, пешеходы. Разыгрываются различные ситуации (женщина с ребёнком, бабушка, слепой и т.п.) | |
Подвижная игра «Костёр» | Уточнять порядок действий при пожаре | Игра проводится на детской площадке. Нужно брать совочком (или другой похожей небольшой ёмкостью) песок из песочницы и доносить до места, где лежит картинка с изображением костра | |
Подвижная игра «Переход» | Развивать знания о правилах ПДД | На полу группы нарисована «зебра». Светофор показывает красный свет. Игроки стоят. Загорается жёлтый свет, участники продолжают стоять. На зелёный свет нужно пройти через нарисованную «зебру», посмотрев сначала налево, потом направо | |
Игра-тренинг «Я потерялся…» | Формировать правила поведения, если потерялся на улице | В гости к детям приходит персонаж Зайка и рассказывает детям, что на прогулке потерялся с мамой. Дети вместе с воспитателем рассказывают Зайке, как нужно поступать, если вдруг оказался один в разных ситуациях (на улице, в автобусе, магазине), кого можно просить о помощи, а кого нельзя | |
Подвижная игра-эстафета «Спаси игрушку» | Воспитывать смелость, желание помощь пострадавшему | Игра проходит в спортивном зале. Дети по очереди выполняют комбинацию заданий, выражающих действия по спасению игрушки (достать игрушку с гимнастической лестницы, добежать с ней до определённого места). Во время прохождения этапов игрушку нельзя ронять | |
Со средней группы | |||
«Съедобный грибок положи в кузовок» | Узнавать о разновидностях съедобных и ядовитых грибов; учить отличать съедобные грибы от несъедобных. | Перед игроками раскладываются муляжи грибов. Нужно собрать в корзину только их съедобные виды. Затем из корзины достаётся по одному грибу, игроки должны озвучить его название | |
Сюжетно-ролевая «Мы — пожарные» | Закреплять знание правил пожарной безопасности; учить согласованно работать в команде. | Дети изображают бригаду пожарных. По вызову о случившемся пожаре они спешат на помощь в разных ситуациях (на улице, в квартире, в лесу) | |
Дидактическая игра «В мире опасных вещей» | Продолжать знакомство с опасными свойствами предметов | Воспитатель показывает детям поочерёдно разные бытовые предметы. Если предмет безопасный, дети должны хлопать в ладоши. Если опасный — топать ногами | |
Дидактическая игра «Мы дружим с кошками и собаками» | Расширять представления о правильном обращении с домашними животными | Воспитатель показывает детям карточки, изображающие сюжеты, происходящие с участием кошек и собак. Дети должны прокомментировать картинку: отметить правильные и неправильные действия (например, неправильно дёргать животных за хвост, бить палкой, дразнить) | |
Со старшей группы | |||
Дидактическая игра «Изобрази дорожный знак» | Закреплять знания о видах дорожных знаков | За выделенное время дети должны нарисовать загаданный ведущим дорожный знак | |
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» | Расширять представления об оказании медицинской помощи; учить навыкам оказания первой помощи. | Детьми разыгрываются различные сценки, в которых они в роли доктора помогают пострадавшим: при порезе руки, ушибе ноги, колена, повышенной температуре, заболевшем горле, кровотечении из носа. Нужно последовательно оказать первую помощь | |
Игра-лото «Растения в помощь здоровью» | Закрепить знания о том, что лекарственные растения могут быть помощниками в сохранении и заботе о здоровье | У каждого игрока имеется свой набор карточек с изображениями растений. Ведущий по очереди показывает карточки из своего набора. Игрок, у которого есть карточка с таким же растением, должен рассказать, как оно называется и какую пользу приносит. Если ответ верный, картинка даётся игроку. Победит тот, кто первым соберёт свой набор | |
«Телефон» | Закреплять навыки пользования телефонной связью в экстренных случаях | На столе стоят игрушечные машин автомобилей экстренных служб. Рассматриваются иллюстрации с изображением различных опасных ситуаций. Нужно подобрать к каждой ситуации нужный вид автомобиля и назвать номер телефона, по которому его нужно вызвать | |
Игра-тренинг «Незнакомец» | Тренировать навыки правильного поведения в ситуациях с незнакомым человеком | Разбирается ситуация, которая случается с Карлсоном. Он встретился с незнакомой тётей, которая предлагает ему конфеты и зовёт поехать с ней на машине. Дети размышляют о правильных ответах и поведении, рассматривая возможные исходы ситуации | |
Дидактическая игра «Чтобы не случилось беды» | Закреплять знания о безопасном поведении на улице; повторять дорожные знаки. | В игре используется макет улицы с расположенными на ней различными дорожными знаками, светофорами. С помощью игровых фишек или любых маленьких игрушек обыгрываются различные ситуации на дороге | |
С подготовительной группы | Настольная игра «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знания о сохранении здоровья | Игроки бросают по очереди кубик и делают ход. В зависимости от того, на кружок с каким изображением попала фишка, нужно выполнить определённое задание. Например, объяснить, что нужно делать при кашле, высокой температуре, зубной боли или объяснить, чем полезны движения, витамины, плавание и т.п. Если игрок отвечает неправильно, пропускается ход. Побеждает тот, кто первым доберётся до «страны здоровья» |
Подвижная игра-эстафета «Территория риска» | Совершенствовать представления об опасных предметах и обращении с ними | Игра проводится в спортивном зале. Дети по очереди выполняют назначенные ведущим действия на гимнастической лестнице, скамье т.п. Затем раздаётся звонок — «сигнал тревоги». В группе обнаружено множество опасных предметов. Каждый получает карточку схему с подсказками, где искать предмет (над, под, за, в). Найденные предметы раскладывают в коробки по категориям (острые, пожароопасные, ядовитые и т.д.) | |
Словесная игра «Служба спасения» | Закреплять знание своих личных данных; учить правильно описывать проблему. | Воспитатель по очереди показывает на экране компьютера картинки с различными ситуациями. К каждой картинке дети должны составить короткий рассказ от имени одного из героев происходящего или стороннего наблюдателя. Всё это дети говорят в трубку игрушечного телефона | |
Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения» | Закреплять и систематизировать знания правил дорожной безопасности | Между детьми распределяются следующие роли: сотрудник ГИБДД, водители автомобилей, пешеходы. Разыгрываются ситуации, в ходе которых игроки не должны нарушать правила дорожного движения, за этим следить сотрудник ГИБДД |
Возрастные границы игр, обозначенные в таблице, весьма условны. Использовать ту или иную игру следует, опираясь на особенности развития детей, успешное усвоение материала, их интересы. Например, игра «Нарисуй дорожный знак», которая рекомендована к проведению со старшего дошкольного возраста, может быть использована и в младшей группе. Но потребуется более тщательная подготовка к занятию, а также постоянная помощь воспитателя в корректировке рисунков. Критерии выбора во многом зависят от чутья преподавателя, ведь кто кроме него лучше определит, что сейчас будет нужнее и понятнее ребятам, какой вид игры их заинтересует больше всего.
Структура и временной план игр
Каждая игра имеет несколько этапов:
- Ознакомление детей с содержанием игры, объяснение правил. Это может быть показ картинок или предметов, краткая беседа, в которой выявляется готовность детей к игре (1–2 минуты).
- Игровые действия с обязательным перерывом на физ. минутку.
- Подведение итогов (1–2 минуты).
Следует отметить, что время проведение самой игры меняется в зависимости от возраста детей. Время игры в младших группах не должно превышать 10–15 минут, в таком возрасте ещё тяжело концентрировать внимание на одном виде деятельности продолжительное время. В старших группах игра в среднем занимает 20–25 минут. Это условные временные рамки. Нужно помнить, что всё зависит от особенностей игры, интереса, который дети проявили к ней, степени их усталости. Перерыв на двигательную разминку обычно занимает 2–3 минуты.
В игровой форме детям можно легко и доступно объяснить важные способы безопасности, которые необходимо знать каждому. Для этого используются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Нужно помнить, что опасность легче предотвратить, чем бороться с ней. Важно донести это до детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге
Игры по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге...
Обучающие мультимедийные презентации для детей дошкольного возраста и их родителей
Мультимедийные обучающие презентации могут быть использованиы воспитателем как в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях, так и при организации мероприятий с их родителями....
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Роль игры в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонек пытли...
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...