Статья на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к безопасному поведению на дорогах"
статья по обж (подготовительная группа)
Даннаый материал очень актуален для всех участников образовательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Актуальность темы:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к безопасному поведению на дорогах»
Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его m опасность.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Также дети вырываются из рук родителей при переходе дороги или пытаются перебежать её сами. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил безопасного поведения на дороге, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
* неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
* быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
* процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
* потребность в движении преобладает над осторожностью;
* стремление подражать взрослым;
* недостаток знаний об источниках опасности;
* переоценка своих возможностей.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому автомобиль слева и справа остаются им незамеченными.
Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Если мы научим этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше. Беспечность детей на дороге зависит от нас – взрослых. И в первую очередь, это призваны делать воспитатели дошкольных учреждений. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда. По результатам первичной диагностики, мы видим, что 37% детей находятся на низком уровне знаний безопасного поведения на дорогах.
Непосредственная организованная образовательная деятельность – основная форма воспитательно-образовательной работы в детском саду. На этих занятиях решаются задачи по расширению кругозора детей, совершенствованию умений и навыков. Особенность этих занятий состоит в том, что преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание рисунков, плакатов. Организационные формы занятия могут быть разнообразны и выбираются в зависимости от целей и решаемых задач.
Большое значение для формирования у ребёнка поведенческих навыков оказывает непосредственное общение его с взрослым, с воспитателем. Поэтому я в своей работе по формированию навыков безопасности большое внимание уделяю организации бесед, как групповых, так и индивидуальных. Особенность этой работы заключается в том, что необходимо организовать взаимодействие педагога с ребёнком так, чтобы они оказались друзьями, сотрудниками, спутниками на дороге познания. А это, в свою очередь предъявляет высокие требования к личности самого педагога, который должен стать примером для подражания. Преимущество использования в работе по формированию у детей навыков безопасности бесед обусловлено ещё тем, что такая форма работы позволяет мне осуществлять тактичную корректировку в поиске и выборе ребёнком нравственного пути.
Игра, игровые формы обучения – являются важнейшей формой работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста. Игра вплотную связана с окружающим ребёнка миром. Именно в игре формируются и перестраиваются психические процессы ребёнка. В процессе игры развивается внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, которые перерастают в образ жизни. Познавательные игры расширяют объём информации, получаемой детьми в ходе обучения, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей. В интеллектуальных играх тренируются сообразительность, быстрота реакции, память, умение обобщать и выделять существенные признаки. Сюжетно-ролевая игра в работе по формированию у детей навыков безопасности используется как моделирование реальных действий и ситуаций и выступает мощным противодействием негативного влияния окружающей среды.
Проведение тренингов помогает сделать для детей более понятными смысл запретов и способов безопасного поведения, а также способствует формированию умений и навыков, отработке их на практике. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: поведение в опасных ситуациях и т.д. В игровой тренинг включаю разного вида «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами. Но не следует превращать тренинги в весёлую игру. Дети должны относиться к ним серьёзно.
Художественно-творческая и театрализованная деятельность способствуют закреплению у детей навыков безопасного поведения на дорогах. В процессе этой деятельности ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы, выражать своё отношение к отображаемому им сюжету.
Использование художественной литературы для формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах предполагает отбор произведений соответствующей тематики. Как мы уже отмечали выше именно произведения художественной литературы: стихи, рассказы, сказки – являются в работе по формированию у детей навыков безопасности основным способом сообщения новых знаний. На примере литературных героев и персонажей сказок дети учатся различать правильные и неправильные поступки, видят последствия, к которым могут привести те или иные необдуманные поступки. Нами составлен список литературы, рекомендуемой для работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций
Статья о том, как надо формировать знания у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций.Предложены игры и ситациии для детей , которые ...
«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций».
Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста....
Проект на тему "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге" Май 2016г
Проект был создан и осуществлён с целью формирования у детей умения пользоваться и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде....
Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...
Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».
Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....
Творческий отчет по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.
За последние 10 лет парк легковых автомобилей в России удвоился и продолжает расти. Средний рост количества легковых автомобилей в год составляет 8%, а в крупных городах количество легковых автомобиле...
Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Правила дорожные детям знать положено»
Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учит...