программа по ОБЖ
рабочая программа по обж
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Принципы реализации программы
1.3. Характеристика особенностей развития детей
1.4. Планируемые результаты освоения программы
1.5. Способы проверки ожидаемых результатов
2. Содержательный раздел
2.1. Система и последовательность работы с детьми
2.2. Перспективный план программы младшая группа (3 – 4 года)
2.3. Перспективный план программы средняя группа (4 – 5 лет)
2.4. Перспективный план программы старшая группа (5 – 6 лет)
2.5. Перспективный план программы подготовительная группа (6 – 7 лет)
2.6. Взаимодействия с родителями
3. Организационный раздел
3.1. Предметно – пространственная среда
3.2. Материально – техническое обеспечение
Приложение
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, мною разработана Программа занятий по ОБЖ для детей 3-7 лет.
Проанализировав литературу: Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», пришла к выводу, что необходимо помочь ребёнку сформировать модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, в природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации. Программа «Страна безопасности» является рабочей программой социально – коммуникативной направленности. Содержание данной программы направлено на освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения, начиная со второй младшей группы (3- 4 года) до выпуска детей в школу (7 – 8 лет).
В программе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагога с детьми.
Цель данной программы - формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.
Исходя из поставленной цели, сформированы задачи реализации программы:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
- познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (с незнакомыми людьми, в быту, в окружающей природе, на улице и дороге);
- сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
- активизировать внимание родителей к решению задач по ОБЖ;
- воспитывать стремление уважать свои права и права других, желать добра другому, готовность действовать сообща.
1.2. Принципы реализации программы
Реализация поставленной цели и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
- наглядность;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); ⮚ психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
- Познавательные занятия
- Беседы
- Рассказы (рассказ – объяснение) ✔ Работа с наглядным материалом
- Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
- Игровые ситуации – загадки
- Моделирование ситуаций
- Просмотр мультфильмов
- Конкурсы
- Викторины
- Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
- Праздники, развлечения ✔ Экскурсии и т.д.
1.3. Характеристика особенностей развития детей
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни мы разделили на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа), второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях.
Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а также применением этих знаний в повседневной жизни.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, самостоятельности, выдержки в соблюдении правил поведения;
- знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
1.5. Способы проверки ожидаемых результатов
Исходя из специфики задач формирования основ безопасности и проявлений ее сформированности, основным методом осуществления диагностики является педагогическое наблюдение. Чтобы изучить побуждения, мотивы, уровень понимания явлений, свойств объектов, проблем, наблюдение дополняется беседой, анализом продуктов детской деятельности, проективными методами, игровыми заданиями. Диагностика с детьми дошкольного возраста проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года. Диагностика проводится по следующим показателям:
- Знание о безопасной деятельности в природе.
- Знание правил безопасного поведения.
- Умение принимать решение.
- Коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:
- Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
- Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
- Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
Обследование детей по данной теме проводится на основе Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.
Показатели | Критерии | |||
2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Знание о безопасной деятельности в природе | Ребенок имеет элементарные представления о правилах поведения на природе, при встречи с животными и насекомыми. | Ребенок имеет представления о природных явлениях и правилах поведения в лесу, на водоеме, знает съедобные и ядовитые растения, грибы и ягоды. | Ребёнок имеет представление о природных явлениях, правилах поведения во время различных природных явлений в лесу, на водоёме, при встрече с животными и насекомыми; умеет классифицировать растения, грибы, ягоды на съедобные и ядовитые. | Ребёнок имеет представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встрече с животными и насекомыми; различает и называет съедобные и ядовитые грибы, ягоды, растения. |
Знание правил безопасного поведения | Ребенок знает, что пешеходы должны ходить по тротуару, машины – ездить по дороге; действует в игре в соответствии сигналами светофора. | Ребенок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. | Ребёнок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Пешеходный переход», «Телефон», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», умеет ориентироваться в дородных знаках. | Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Место стоянки», «Круговое движение», «Автозаправочная станция», «Въезд запрещен», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», умеет ориентироваться в дородных знаках. |
Умение принимать решение | Ребенок имеет элементарные представления о безопасном поведении. | У ребенка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. | У ребёнка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. Ребёнок выбирает правильное решение. | Ребёнок осознанно может предвидеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать. |
Коммуника- тивность | Ребенок проявляет интерес к деятельности взрослого, подражает ему, ориентируется на требования взрослого | Ребенок имеет представления о том, как надо (не надо) себя вести, вступает во взаимодействие с взрослыми. | Ребёнок умеет выбирать правильную линию поведения, регулирует своё поведение на основе усвоенных норм. Вступает во взаимодействие с взрослыми. | У ребёнка присутствует саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и правил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым. |
8
2. Содержательный раздел
Данная программа создана опираясь на нормативные документы:
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Устав МБДОУ детский сад «Золотая рыбка».
- СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,
Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.
2.1. Система и последовательность работы с детьми
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
- Ребенок на улице
- Ребенок на природе
- Ребенок дома
- Береги здоровье
Блок «Ребенок на улице»
- Устройство проезжей части.
- «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
- Милиционер – регулировщик.
- Правила поведения в транспорте. ✔ Если ребенок потерялся на улице.
Блок «Ребенок на природе»
- В природе все взаимосвязано.
- Бережное отношение к живой природе.
- Ядовитые растения. ✔ Контакты с животным.
Блок «Ребенок дома»
- Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
- Открытое окно, балкон как источник опасности.
- Экстремальные ситуации в быту.
- О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
- Если «чужой» приходит в дом.
Блок «Береги здоровье»
- Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
- Изучаем свой организм.
- О профилактике заболеваний.
- О навыках личной гигиены.
- Врачи – наши друзья.
- О роли лекарств и витаминов.
- Правила оказания первой помощи.
- Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
- Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
- Перспективный план программы младшая группа (3 – 4 года)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Мониторинг «Стоп, машина! Стоп, мотор! Тормози скорей шофёр» - дать общее представление о способах передвижения людей и транспорта Игры «Собери картинку» - систематизировать знания о профессии людей, работающих на транспорте, о различных видах транспорта. П/и «Цветные автомобили», «Воробышки и автомобиль» - развивать навык бега, умение слушать сигнал. Этюды «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!» — обратить внимание на то, что машина остановиться сразу не может, а человек может. Чтение «Айболит» (про зайчика) К. Чуковского, «Машины» Я. Пишумов - закрепление правила «пропусти машину, а потом иди». Иллюстраций различного транспорта. Наблюдение «Машины на нашей улице» — знакомить с видами транспорта. Беседа «Не попади в беду на дороге» - закреплять правило «не гуляй на дороге» и «будь внимателен при переходе улицы». |
Октябрь | Игры д/и «Подбери игрушку Танюшке» - знакомить предметами быта, с которыми можно / нельзя играть. «Убери на место» - знакомить с правилами безопасности в быту. «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно произносить название предмета, знакомит с тем, как он используется. «Каждой вещи —своё место» (с макетом) — знакомить с правилами хранения предметов. Чтение С. Маршак «Мяч» (14.53) Чтение стихов к демонстрационным картинкам «Как избежать неприятностей дома» Моделирование ситуации: Незнакомый человек угощает конфетой — учить отказываться от угощения. Просмотр м/ф «Волк и семеро козлят» Прогулка «Знакомство с улицей» — уточнять представление об улице, дороге, тротуаре. Знакомить с элементарными правилами поведения на улице. Рассматривание картинок «Как избежать неприятностей дома?» знакомить с правилами безопасного поведения дома. Беседы «Наши детки кружочком сидят, а в кармашках платочки лежат»22 - учить соблюдать правила личной гигиены. |
Ноябрь | «Спички не тронь — в спичках огонь» - дать детям понятие о пользе и вреде огня, закрепить знания о том, что горит, что не горит. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем. Игры П/и «Найди свой цвет». Д/и «Правильно — неправильно» - обучать правильному поведению на улице. Игра- драматизация «Волк и 7 козлят», «Теремок» Моделирование ситуации «Тебя взяли на руки и несут в машину» - обучать правилам самообороны, согласно обстановки (вырваться, закричать, убежать) Показ настольного театра «Красная Шапочка» Ш. Перро, Просмотр м/ф «Варежка» - обсудить поведение героев. Рассматривание иллюстраций из серии «Уроки безопасности»: как избежать неприятностей. Беседы «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» (с использованием иллюстративного материала) Игры д/и «Подбери игрушку Танюшке» - знакомить предметами быта, с которыми можно / нельзя играть. «Убери на место» - знакомить с правилами безопасности в быту. «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно произносить название предмета, знакомит с тем, как он используется. «Каждой вещи —своё место» (с макетом) — знакомить с правилами хранения предметов. Чтение С. Маршак «Мяч» (14.53) Чтение стихов к демонстрационным картинкам «Как избежать неприятностей дома» Моделирование ситуации: Незнакомый человек угощает конфетой — учить отказываться от угощения. Игра- инсценировка по потешке «Тили-бом! Тили-бом!» -учимся принимать участие в драматизации. |
Декабрь | Д/и «Что горит, что не горит» - знакомить с горючими и негорючими материалами. Ситуации Опыт со свечой — показать, что свеча даёт тепло, но может и обжечь, от неё могут загореться предметы. «Как лисички нашли спички», «Спички невелички, но вред от них большой» - дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Чтение «Путаница» К. Чуковский, чтение потешки «Тили- бом, тили-бом...» - уточнить, как героям удалось потушить пожар. «Ты мороз, мороз» - учить выполнять простые движения, соответствующие словам стихотворения Экскурсия по территории детского сада- учить избегать опасностей во дворе. Беседа «В мире опасных предметов» (друзья и недруги) - продолжать учить правила безопасности в быту |
Январь
| Игры д\и «Парные картинки» - развивать способность сравнивать предметы. д\и «Правильно-неправильно» - обучать правильному поведению в быту. П/и «Бегают ножки по разным дорожкам» - профилактика плоскостопия. Ситуация-загадка «Как Мишутка играл» -развивать умение оценивать ситуацию правильного/неправильного поведения на улице. Чтение «Девочка чумазая» А. Барто, чтение стихов к иллюстрациям «Как избежать неприятностей». Стихотворение «Ворона снега съела». Рассматривание картинок на тему «Как избежать неприятностей» - учить правильному поведению зимой на улице. Экскурсия - наблюдение за пешеходами, оценивание поведения пешеходов на улице. Беседа о личной гигиене — развивать понимание необходимости гигиенических процедур.
|
Февраль | Игра П/и «Трамвай» - развитие ориентировки в пространстве. Ситуация «Кто стучится в дверь ко мне?» - учить правильному поведению, если ктото просится войти в дом. Чтение «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка» - обсудить поведение персонажей. Рассматривание картинок на тему «Что нельзя делать в морозную погоду». Беседа «В мире опасных предметов» закрепление правил пользования столовыми приборами. |
Март | «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» - познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать культуру еды, чувство меры, развивать логическое мышление, внимание. Игры д/и «Парные картинки» - развивать способности сравнивать предметы. д/и «Что где растёт» детей развивать внимание, мышление. Ситуация «Собака- друг?» — учить детей правильному обращению с домашними животными. Чтение стихов о пользе витаминов и полезных продуктов. Рассматривание иллюстраций на тему «Пожар» - закрепить знания о причинах возникновения пожара и его последствиях. Экскурсия «Опасности во дворе и на улице» Беседы «О роли лекарств и витаминов» — обогащение знаний детей о пользе витаминов. «Собака бывает кусачей» - учим правила обращения животными. |
Апрель | Досуг «Встреча с Мойдодыром» - закреплять знания о пользе воды, прививать первоначальные навыки личной гигиены, развивать двигательную активность; доставить радость от встречи с любимыми героями сказок Чуковского. Игры д/и «Правильно — неправильно» - обучать правильному поведению на улице. Игра ситуация «Если ты потерялся» - учимся называть свой домашний адрес. «Вызываем доктора» - обучение детей вести диалог. Чтение стихотворений и потешек о личной гигиене. Беседы «Вещи вокруг нас» — учить осторожному обращению с приборами. |
Май | Экскурсия в парк - учить на практике применять правила поведения на природе, полученные ранее. Игры д/и «Парные картинки» развивать умение подбирать к изображению неправильного поступка, поступок правильный. Ситуации «Зайка боится дождя и грома» - вызвать сочувствие к попавшему в беду, помочь ему поступить правильно. Минутка безопасности «Не купайся ты на речке вместе с уткой и овечкой» — рассказать о последствиях от купания в грязной воде. «Как Стобед качался на качелях» Д.Орлов - закрепление правил безопасности во время игр на участке. Чтение Отрывок «Маленький Мук» (как он поел незнакомых ягод) Рассматривание картин из серии «Уроки безопасности» - учить правильно поступать при возникновении ЧС. Беседа «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» - знакомство с правилами поведения, безопасности у водоёмов, в парке Мониторинг |
- Перспективный план программы средняя группа (4 – 5 лет)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Мониторинг «Зеленый огонек» - расширять представления детей о правилах поведения на проезжей части улицы; закрепить умение применять полученные знания в играх и инсценировках; воспитывать стереотипы правильного поведения на улице, дороге. Игры: Д/и «Островок безопасности» развивать внимание, закреплять правила безопасности. Д/и «Так- не так», «Собери знак», «Исправь ошибку» - развивать внимание. Ситуации-загадки на развитие умения оценивать ситуацию правильного поведения на улице. Моделирование ситуации «Играем на дороге» - знакомить с тем, чем опасны игры на проезжей части дороги. Чтение С. Михнлков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер» - закреплять навыки правильного поведения на улице. А. Дмоховский «Чудесный островок» - отгадки. Экскурсия «Перекресток» - знакомить с правилами перехода улицы. Прогулка по групповой комнате - знакомство с правилами поведения в групповых помещениях. Беседы «Как ты шёл в детский сад» - беседа во время экскурсии к перекрестку. «Посмотри налево - посмотри направо» - знакомство с правилами дорожного движения. |
Октябрь | «Путешествие по групповой комнате» - закрепить знания детей о своей группе, развивать умение детей ориентироваться в групповом пространстве. Воспитывать у детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам. Игры д/и «Подбери игрушку Танюшке» - закреплять представления о предметах быта, с которыми можно / нельзя гулять. Д/и «Чего не стало» развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен. П/и «Цветные автомобили» Моделирование ситуации: -найди дорогу в группу; - если ты потерялся (учить называть свои ф.и., домашний адрес). Ситуации-загадки (картины)— учить оценивать ситуации правильного и неправильного поведения. Чтение «Спичка — невеличка» Е. Хоринская, «Путаница» К. Чуковского, загадывание загадок с показом картинки. Рассматривание картинок из серии «Как избежать неприятностей дома?» - с чтением стихов. Беседы «Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок» — обогащать знания детей о безопасном поведении в доме. «Это не игрушки, это опасно» - закреплять правило: не балуйся дома со спичками и зажигалками. «О личной гигиене дома и в детском саду». «Если дома я один» - учить как вести себя, если дома остался. «Люди вокруг нас» - уточнять знания об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними. |
Ноябрь | Игра «Учим Мишутку правильно вести себя в группе» - закрепление правил поведения в групповых помещениях Д/и «Сложи машину» (2-3 части) - развивать интерес к технике, зрительное внимание Ситуация Незнакомый человек приглашает покататься (угощает конфетой, яблоком и т.д.) - обучение приёмам самообороны: закричать, убежать и т.д. Чтение Рассказывание сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» - учим правило «не говори с незнакомыми». В. Клименко «Зайка- велосипедист» - закреплять навыки правильного поведения на улице |
Рассматривание иллюстраций «Как избежать неприятностей» - формировать навыки безопасных игр с мячом, езде на велосипеде. Беседы «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Как мы играем с друзьями в игрушки», «В мире опасных предметов» | |
Декабрь | «Спички не тронь, в спичках - огонь» - формировать представление о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено - спички, газовые плиты, печка, учить поведению в экстремальных ситуациях: привлечь внимание взрослых, позвать на помощь. Игры С/р игра «Семья» - упражнять в проигрывании сюжета «Пожар в доме» продолжать учить ролевому диалогу. П/и «Вода и пламя» - развивать навыки бега, приседания, прыжка, реакцию на сигнал. Ситуации «Как бы ты поступил?» - знакомство с правилами обращения со спичками, эл. приборами. Чтение Е. Хоринская «Спички - невелички» - сформировать понимание какую опасность представляют спички (неосторожное обращение может привести к пожару) Разучивание поговорки «От шалости до беды — один шаг» Сказки «Соломинка, уголь и боб» - показать, как неосторожное обращение с огнём может привести к беде. «Три брата» - показать, что огонь может приносить не только вред, но и пользу. Сюжетная картина «Пожарная машина спешит на помощь» - закреплять знания о назначении пожарной машины; рассматривание игрушки «Пожарная машина» - развивать зрительное внимание. Беседы «Безопасность в нашей группе» - закрепление знаний о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности. «Спички в нашем доме» - закрепить знания о том, какую опасность представляет неосторожное обращение со спичками. «Что может испортить новогодний праздник». Работа с родителями. Зимние каникулы - учить детей правильному поведению на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться, воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям. |
Январь | Игры д/и «Игра-дело серьезное» - упражнять в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими можно играть. Д/и «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен. Ситуации-загадки на развитие умения оценивать ситуацию правильного и неправильного поведения на улице. Обсуждение этюдов «Опасные предметы в руках ребенка» - знакомить детей с правилами безопасного поведения с различными предметами, эл. приборами. Чтение стихов к картинкам «Как избежать неприятностей». Рассматривание демонстрационных картин «Как избежать неприятностей» - учить правилам поведения во время стихийного бедствия. Беседа «Полезные продукты» - рассказать о пользе полезных продуктах и их значении для здоровья человека. «В мире опасных предметов» (инструменты) |
Февраль | «Кошка и собака -наши друзья» - учить понимать состояние и поведение животных, учить общению с ними, воспитывать любовь к животным. Игры д/и «Сложи картинку» - уточнять и расширять представления детей о домашних животных. С/р игра «Ветеринарная лечебница» - закреплять знания о профессиональных действиях ветеринара, учить объясняться в игре, распределять роли. Ситуация «Собаки и кошки - наши друзья» - учить правильно обращаться с животными. |
Чтение К. Чуковский «Путаница» - развивать чувство юмора, закреплять знания об осторожном обращении со спичками. Сказка «Как собака друга искала» Рассматривание альбомов (фото) «Собаки», «Кошки» - знакомить с различными породами животных. Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенятами» Беседы «Мой четвероногий друг», «Опасные ситуации контактов с животными» - дать сведения о мерах к животным, осторожного обращения с животными. Развлечение «Айболит в гостях у детей» - продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах и фруктах. | |
Март | Игры Д/и «Назови правильно» - уточнить знания об овощах, фруктах, их качествах (цвет, вкус, форма, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Ситуации «Источники опасности» - закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, учить выбирать картинки предметов по описанной ситуации. «Если кто-то заболел» - закрепить знания о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражняться в вызове врача. Чтение Г. Зайцев «Крепкие зубы», Л. Зильберг «Полезные продукты» - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя Рассматривание иллюстраций к сказкам К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит». Кукольный спектакль «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке». Рассматривание картин из серии «Уроки безопасности» - учить правильно поступать при возникновении ЧС. Беседы «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать», «Фрукты полезны взрослым и детям». |
Апрель | «Каждому предмету – свое место» - знакомить детей с правилами пользования колющими и режущими предметами; воспитывать аккуратность в работе с опасными предметами. Творческая игра «Автобус» - упражнять в навыках правильного поведения в транспорте, способствовать формированию культуры речевого общения. Игра «Можно- нельзя» Обыгрывание ситуации «Путешествие по улице» Чтение С. Еремеев «Правила движения», К. Кузнецова «Замарашка» - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя. Рассматривание картинок на тему «Можно — нельзя» - добиваться осознанности понимания опасности в определённых ситуациях (игры во дворе, у дороги и т. д.) Беседы «Чистота и здоровье» - развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. «В мире опасных предметов» (бытовые приборы) |
Май | «Насекомые вокруг нас» - расширять знания детей о насекомых, учить выделять их главные признаки. Учить правилам поведения при встрече с насекомыми, воспитывать любознательность. Игры П/и «Цветные автомобили» - закреплять умение начинать движение в соответствии с цветом своего автомобиля, руководствуясь сигналами светофора. «Зоологическое лото» - развивать внимание, помочь детям запомнить название животного и место его обитания. Моделирование ситуаций «Зная азбуку «Ау» - я в лесу не пропаду» «Если ты вдруг потерялся» - закрепление знаний о том, к кому можно обратиться за помощью, знания своего домашнего адреса. Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» - закреплять навыки правильного поведения на улице. |
Т. Волгина «Два друга», В. Рождественский «Подорожник», чтение стихов, загадок о растениях, насекомых. Экскурсия по улице - закреплять знание о правилах поведения на улице и в общественных местах. Экскурсия в парк - учить находить и узнавать лекарственные растения, формировать бережное отношение к природе. Иллюстраций из пособия «Зная азбуку «Ау» - я в лесу не пропаду» Беседы «Не всяк грибок клади в кузовок», «Такие разные Букашки» - формировать навыки осторожности при встрече с насекомыми, незнакомыми растениям. Мониторинг |
- Перспективный план программы старшая группа (5 – 6 лет)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Мониторинг «Огонь – друг или враг?» - закрепить знания о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного. Виртуальная экскурсия в пожарную часть Игра: Д/и «Съедобное - несъедобное» - формировать представления о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, развивать мышление, внимание, речь. П/и «Огонь – друг и враг» - развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку. П/ и «Пешеходы и транспорт» - знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Беседа «Пора, не пора – не ходи со двора» - уточнить знания детей о правилах поведения на улице. Игра – беседа «Спорт – это здоровье» - развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. |
Октябрь | Игра: Д/и «Сбор грибов и ягод» - закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. П/и «Птенчики в беде» - развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животным, желание оказать помощь ближнему. Чтение Сказка В. Даля «Война грибов с ягодами» Игра-ситуация «Если ты заблудился» Беседа «Мостовая – для машин, тротуары – для пешехода» - уточнить представления детей о правилах уличного движения. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их. |
Ноябрь | Беседа «Правила поведения в природе» - закреплять представление о том, что мы можем сделать для того, чтобы сберечь природу, воспитывать бережное отношение к животным. «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «пешеходный переход» - расширять у детей знания правил дорожного движения, напомнить о значении дорожного знака «Пешеходный переход». Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено». Беседа «Правила поведения в чрезвычайной ситуации» (терроризм) Игра П/и «Юные пожарные» - развивать двигательную активность. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Игра – соревнования «Сбей мяч» - закреплять знания о средствах пожаротушения. Развивать глазомер, ловкость. |
Чтение Г. Блинова «Лекарство – не игрушка» | |
Декабрь | Беседа «Правила пользования бытовыми приборам (газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Развивать мышление, речь. «Умеешь ли ты обращаться с животными?» - дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных. «Осторожно, грипп!» - учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с характерными признаками болезни и профилактикой. Игра «Красный, желтый, зеленый» - уточнить знание значений сигналов светофора. Развивать внимание. Чтение Гальченко В. «Первая тревога. Приключение пожарного, Яшин А «Покормите птиц зимой» Сюжетно-ролевая игра «Мы – спасатели» - закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Знакомить с работой службы спасения - МЧС. Наблюдение «Осторожно, гололед!» |
Январь | Беседа «Что такое перекресток?» - Рассмотреть иллюстрацию изображением оживленного перекрестка. «О правилах безопасного поведения при катании на санках, лыжах…» - продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Игра П/ и «Два Мороза» - развивать двигательную активность, закреплять представления о морозной погоде, развивать память, внимание. Просмотр мультфильма «Смешарики»: «Как не замерзнуть в холода» - учить соблюдать правила безопасности на морозе. |
Февраль | Беседа ««Опасные предметы дома» - формировать правила обращения с «опасными» предметами, развивать мышление, речь. Рисование «Кошкин дом» - уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Наблюдение за работой светофора – закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов. Чтение Кушнер А. «Кто сказал, что мы подрались?» Михалков С. «Песенка друзей. Три ветра» Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» - воспитывать привычку к здоровому образу жизни |
Март | Беседа «Природные явления» - знакомить с явлениями неживой природы Беседа «Витамины укрепляют организм» Игра «Найди и расскажи» - упражнять в умении находить названный дорожный знак, рассказывать о его назначении. Игра – беседа «Познакомимся с нашими соседями» - формировать представления о разных насекомых, о правилах поведения с ними. Игра – беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» - познакомить со службами спасения. Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности. Чтение Хармс Д «Бульдог и таксик. Очень страшная история» Просмотр мультфильма «Веселая карусель. Разгром» Беседа «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города» - рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде, самокате, научить детей правилам поведения в таких ситуациях |
Апрель | Беседа «Если ты гуляешь один» - развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без |
взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило «Не трогать на улице незнакомые предметы». Беседа «Лесные опасности» - Закрепить знания о правилах поведения в опасных ситуациях, развивать мышление, внимание. Игра Д/и «Сто бед» - Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Чтение Стеквашова Е. «Друзья. Кто виноват?», Маршак С. «Чего боялся Петя?» | |
Май | Беседа «Осторожна, гроза!» - знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы. «Опасные предметы» - закреплять представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах» - знакомить с правилами поведения на воде. Игры: П/и «При пожаре не зевай, огонь водою заливай» - познакомить детей с огнетушителем, закрепить знания о том, что огонь боится песка и воды. Рисование «Мир вокруг нас» - Закреплять понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Развивать творческие способности. Мониторинг |
- Перспективный план программы подготовительная группа (6 – 7 лет)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Мониторинг Беседа «Знай выполняй правила уличного движения» - закрепить знания уличного движения. Беседа «Понятия «площадь», «бульвар», «проспект» - систематизировать знания детей об устройстве улиц города, понятиях, необходимых для ориентировки в городе. Учить детей составлять рассказ с использованием терминов «площадь», «бульвар», «проспект». Воспитывать патриотические чувства. Беседа «Профессия пожарного» Аппликация «Наша улица» - Формировать представления об одностороннем, двустороннем движении. Закреплять знания о правилах движения для пешеходов. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться в пространстве. Развивать творческие способности. Рассматривание иллюстраций «Знакомство с Красной книгой и отдельными ее представителями» (животный мир). «Один дома» - научить детей правильно вести себя в ситуации, когда он остался один дома, знать своих соседей, номера тревожных телефонов, родителей. Чтение «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, беседа по содержанию, стихотворения Г. Шалаева «Не открывай чужим людям» |
Октябрь | «Человек и его здоровье» - воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Учить заботиться о здоровье. Познакомить с характерными признаками болезни и профилактикой и способах лечения, о пользе витаминов и их значение для жизни здоровья человека. Учить детей не бояться врача, самому уметь оказывать помощь. Чтение Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», М. Миронов «Если ты идёшь из школы». Беседа «История дорожного движения» - познакомить с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению. |
Виртуальная экскурсия в пожарную часть - продолжать знакомить детей с работой пожарных, воспитывать уважение к их нелегкому труду Игры П/ и «Садовник», Д/и «Съедобное – несъедобное | |
Ноябрь | Досуг «Дорожные знаки – наши друзья» - закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Учить детей классифицировать дорожные знаки по группам: «предупреждающие», «запрещающие», «информационно-указательные». Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность. Беседа: «Я знаю, как набрать номер маминого телефона». Цель: Дать детям стимул выучить номер телефона мамы, папы, или он где-то должен быть записан, в доступном для ребёнка месте. Беседы: «Опасные невидимки» (Микробы). «Правила поведения человека в лесу», «Почему нельзя трогать птичьи гнёзда», «Почему нельзя разводить костёр в лесу?» - развивать мышление, речь, прививать любовь к природе родного края, учить правильной модели поведения на природе. Игры Д/ и «Угадай по голосу», «Составь слово» (незнакомец) Моделирование ситуации: «Что будет, если не выключить кран с водой». Цель: Развивать мышление, речь детей, проговорить разные ситуации, умение показать свои действия. Экспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп» Чтение «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков, С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» |
Декабрь | Драматизация «Спичка – невеличка» - углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня Беседы «Небезопасные зимние забавы» - Закреплять навыки безопасного поведения во время игр в зимнее время года (катание на санках, коньках, лыжах). «Для чего нужна зарядка». «Новогодняя елка» - познакомить детей с правилами безопасности во время новогодних праздников, закрепить знания о том, как правильно украшать новогоднюю елку, чтобы не случился в доме пожар, воспитывать желание соблюдать технику безопасности. Игровая ситуация «Переходим дорогу в положенном месте» Ситуации «Если незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями» - проговаривать возможные ситуации, чтобы выработать стереотип поведения у детей при опасных ситуациях. «Мой дом – моя крепость» - обучать детей поведению в различных ситуациях. Воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности Игра «Новый год» - продолжать закреплять знания детей о соблюдении техники безопасности при установке новогодней елки дома и в детском саду. |
Январь | Беседа о службе сотрудников «ГИБДД» - расширять знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Знакомить со значением жестов регулировщика. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика. Рассматривание иллюстраций «Красная книга и отдельные ее представители» (растительный мир). Беседа «Осторожно, сосульки и сход снега с крыши». «Если ты обжегся» - закреплять правила первой помощи при ожогах. Чтение «Воспаление хитростей» А. Милн. Знакомство с пословицами и поговорками о здоровье, Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома» Просмотр мультфильма «Тимка и Димка» |
Февраль | Беседа «Обходи скользкие места» - формировать представления о гололеде. Воспитывать умение вести себя при гололеде, стремление помочь людям, попавшим в беду. Учить соблюдать правила безопасности на льду. Беседа «Как был наказан любопытный язычок»
Игра Д/и «Разложи по порядку» - обучать безопасному поведению в случае возникновения пожара. С/р «Семья» (сюжет «Один дома»). Д/и «Каких людей в форме ты знаешь: военный, милиционер, охранник, продавец» - рассмотреть людей в спецодежде, научиться определять к какой профессии они относятся, как они смогут помочь, если ты потерялся. Чтение А.Дорохон «Подземный переход», В.Семернин «Запрещается разрешается», С.Михалков «Велосипедист». Развлечение «Азбука безопасности» - закрепить знания детей о Правилах дорожного движения, систематизировать знания детей о различных видах транспорта, о правилах поведения на улице, дороге, транспорте. |
Март | Прогулка «Остановка пассажирского транспорта» - расширять представление о пассажирском транспорте, правилах поведения на остановке, в общественном транспорте. Беседа «Сохрани свое здоровье сам». «Осторожно, сосульки и сход снега с крыши» - формировать основы безопасного поведения на прогулке в холодное время года. Развивать умение оценивать опасную ситуацию. Рассматривание схемы местности и нахождение дороги (безопасного маршрута) к детскому саду на схеме - Развивать, закреплять умение ориентироваться в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу (безопасный маршрут) из дома в детский сад на схеме местности. Развивать диалогическую речь. Воспитывать интерес к окружающему. Чтение Маршак С. «Урок вежливости», Некрасов Н «Дедушка Мазай и зайцы» Д/и «Лото осторожностей» - закреплять правила противопожарной безопасности Тренинг. Моделирование опасных ситуаций, связанных с насильственными действиями |
Апрель | Беседа: «Будь осторожен с животными и насекомыми» - формировать представления о способах взаимодействия с животными и растениями. Объяснить детям, что контакты иногда могут быть опасны. Игра – беседа «Смотри во все глаза!» - дать представление о том, что глаза являются одним из самых основных органов чувств человека, привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать помощь. Игра П/и «На пожаре» - совершенствовать волевые качества Беседа «Терроризм – угроза обществу» - В доступной форме объяснить детям, кто такие террористы. Дать понятие кто нас защищает от террористов, как нас защищают. Чтение С. Михалков «Скверная история», С. Маршак «Милиционер». Игра-КВН «Не зная броду, не суйся в воду» - обобщить знания правил поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации. |
Май | Игра: с/р «Улица. Водители и пешеходы» - Обобщить полученные знания о правилах дорожного движения. Формировать навыки осознанного безопасного правильного поведения на улицах города. Развивать наблюдательность. Воспитывать умение играть дружно, распределять. Игра – беседа «Правила безопасного поведения во время игр в летнее время года (купание в водоемах). |
КВН «Как стать настоящим пожарным» - продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Закреплять знания правил пожарной безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость. Развлечение «Дорога к доброму здоровью» - воспитывать интерес к здоровому образу жизни, создать радостное настроение Мониторинг |
2.6. Взаимодействия с родителями
Эффективность данной программы в большой степени зависит от положительного примера взрослых. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей - это личный пример воспитателей и родителей.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: анкетирование, тестирование, опрос.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) во второй младшей и в средней группе
Сроки исполнения | Наименование мероприятия | |
Вторая младшая группа | Средняя группа | |
Сентябрь | Консультации: «Возрастные психологические особенности дошкольника», «Профилактика ДТП. «Ребенок на дороге» Индивид. беседы: «Ответственность родителей за поведение детей на дороге», «Безопасность в вашем доме» Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле» Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Повышение ответственности у родителей по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге» | Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» Папка – передвижка «Если ребенок один дома» Наглядная информация «Правила дорожного движения». Консультирование «Что дети средней группы должны знать о правилах безопасного движения». Рекомендации для родителей: Покажите детям место стоянки автомашин, обозначение его дорожным знаком, объясните возможную опасность перехода проезжей части улицы вблизи стоянки. |
Октябрь | Наглядная информация: «Права и обязанности родителей», «Мои права и обязанности» Индивид. беседы: «О нормативных основных правилах детей и обязанностях родителей». Консультация «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» | Рекомендации для родителей: Учите детей находить место сигналов поворота у автомашин, определять, в какую сторону машина выполняет поворот и возможную опасность для жизни пешеходов. Учите детей определять, где поворачивает транспорт. Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Правила дорожного движения». Информационный стенд «Безопасность ребенка дома» Беседа «Как хранить режуще – колющие предметы». |
Ноябрь | Памятка для родителей «Безопасность вашего ребёнка в быту» Семейный клуб «Чем занять ребенка дома?» Памятка для родителей: «Антитеррор. Информация для родителей» | Информационные листы для родителей: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» Памятка для родителей: «Антитеррор. Информация для родителей» |
Декабрь | Оформление наглядной информации: «Зимние игры и развлечения», «Готовимся к празднику». Памятка для родителей «Чтоб праздник не омрачить бедой», «Осторожно, бенгальские огни». Рекомендации для родителей: Учите ребенка определять безопасное место для катания на санках, лыжах. Проследите, чтобы спуск с горки не выходил на проезжую часть улицы. | Рекомендации для родителей «Правила поведения при пожаре» Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями на тему «Пожарная безопасность» Участие в интерне-конкурсе поделок, выполненных родителями совместно с детьми в рамках организации работы по профилактике ДДТТ. Консультация «Правила поведения на утренниках и в массовых скопления людей». Рекомендации для родителей: Учите ребенка определять безопасное место для катания на санках, лыжах. |
Январь | Проведение конкурса семейного рисунка по безопасности дорожного движения Памятка для родителей «Знакомим детей с правилами дорожного движения». Рекомендации для родителей: Показывайте детям пример поведения на улице. | Памятка для родителей «Осторожно, гололед». Папка-раскладушка: «Безопасность детей на зимней прогулке». Рекомендации для родителей: Учите детей определять предметы, ограничивающие обзор проезжей части двора (кусты, деревья, стоящие машины), и скрытую за ними опасность. |
Февраль | Памятка для родителей «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта». Совместное изготовление альбомов о правилах дорожного движения. Рекомендации для родителей: При переходе проезжей части учите детей прислушиваться к шуму приближающегося транспорта, который может быть опасен (машины, мотоциклы). | Буклет для родителей: «Внимание, родители! Правила дорожные детям знать положено!» Выступление на родительском собрании на тему «Ребёнок и дорога». Рекомендации для родителей: Упражняйте детей в определении скорости движения автотранспорта (быстро - медленно). |
Март | Выпуск газеты «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога» Рекомендации родителям младших дошкольников о ПДД. Рекомендации для родителей: Закрепите с детьми знание знака «Движение пешеходов запрещено». | Информационные листы: «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице». Ширма «Что читать детям о безопасности». Рекомендации для родителей: Формируйте представление, что проход в опасных местах грозит бедой. |
Апрель | Памятка для родителей «Уроки поведения детей на улице» Памятка для родителей по правилам безопасности на дороге. Круглый стол «Значение обучения детей младшего возраста правилам дорожного движения». Рекомендации для родителей: Уточните правила перехода через дорогу. | Консультация «Действия при землетрясении, наводнении, урагане». Памятка для родителей «Антитеррор». Рекомендации для родителей: Пронаблюдайте с детьми на дороге правостороннее движение транспорта. |
Май | Консультации «Отпуск на море и закаливание», «Безопасность детей на воде», «Травма… что дальше?» Родительские встречи «В отпуск с ребёнком». Памятка для родителей «Игры с песком и водой». Консультация «Как сделать путешествие в автомобиле интересным? Поиграйте с малышом!» Индивидуальные беседы: «Профилактика детского травматизма. Как уберечь ребенка от травм», «Оздоровление ребенка летом». | Консультация «Умеем ли мы общаться с животными». Рекомендации для родителей «Безопасность на воде». Тематическая выставка поделок из бросовых материалов, выполненных совместно с родителями. Рекомендации для родителей: Объясните ребенку, что открытый зонт может помешать увидеть приближающийся транспорт при переходе через проезжую часть улицы, поэтому при пользовании зонтом надо быть внимательным. |
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) в старшей и подготовительной группах
Сроки исполнения | Наименование мероприятия | |
Старшая группа | Подготовительная группа | |
Сентябрь | Родительское собрание: «Где прячется опасность». | Работа с родителями: выступление на родительском собрании |
Информационный стенд «Осторожно огонь!». Виртуальная экскурсия в пожарную часть. Рекомендации для родителей: Приучайте детей говорить о месте своей прогулки: где и с кем будут играть. | на тему «Фликеры и безопасность детей на дорогах». Наглядная информация «Правила дорожного движения в стихах». Участие в конкурсе поделок, выполненных родителями совместно с детьми в рамках организации работы по профилактике ДДТТ. Рекомендации для родителей: Постоянно напоминайте детям, что нельзя подходить к незнакомым машинам, открывать их, брать что-то, садиться в них, - это опасно. | |
Октябрь | Памятки для родителей «Правила дорожные, детям знать положено». Консультация медсестры по оказанию первой медицинской помощи. Изготовление альбома «Кто лучше знает свой город»: уточнить знания о родном городе и средствах передвижения в нем. | Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Правила дорожного движения». Игра – КВН «Чтобы не было беды». Рекомендации для родителей: При переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность. |
Ноябрь | Папка-раскладушка «Правили для осторожных детей». Наглядная информация «Осторожно, грипп!». Круглый стол «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания на улице». Рекомендации для родителей: при ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны. | Информационные листы для родителей: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма». Беседа «Компьютер в жизни ребенка». Родительское собрание: «Что нужно знать и что нужно рас- сказывать своим детям о ПДД».
|
Декабрь | Папка – передвижка «Службы «01», «02», «03». Консультация «Правила поведения на детских утренниках». Рекомендации для родителей: Учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте. | Рекомендации для родителей «Чтобы не было пожара». Встреча с интересными людьми (сотрудники ДПС, пожарные). Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями на тему «Пожарная безопасность». Рекомендации для родителей: Приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту. |
Январь | Наглядная информация «Первая помощь при обморожении». Консультация «Безопасность ребенка в зимний период». Помощь родителей в изготовлении атрибутов, для настольной игры | Памятка для родителей «Осторожно, гололед». Папка-раскладушка для родителей «Безопасность детей на зимней прогулке». Рекомендации для родителей: При выезде с детьми за пределы города обратите |
«Построй город» (дома, транспорт, деревья, кусты). | внимание на знаки дорожного движения (форму, цвет, назначение). | |
Февраль | Беседа с родителями «Если хочешь быть здоров». Спортивное развлечение «Смелые, ловкие, быстрые». Рекомендации для родителей: Проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется. | Наглядная информация «Развитие навыков безопасного общения с незнакомцами». Консультация «Безопасность в общественном транспорте». Досуг «Если хочешь быть здоров». Рекомендации для родителей: Вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах и санках. |
Март | Памятка «Действия при землетрясении, наводнении, урагане». Папка-раскладушка «Инфекционные заболевания». Консультация «Чтобы ребенок не пострадал от электричества». Помощь родителей в изготовлении атрибутов для игры «Улица». Рекомендации для родителей: Приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать. | Информационные листы: «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице». Опрос «Общение с природой – прекрасно или опасно?» Буклеты «Правила поведения при пожаре». Рекомендации для родителей: Учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре», по алгоритму. |
Апрель | Консультация для родителей «Безопасность ребенка дома». Памятка «Дорожные знаки». Рекомендации для родителей: Продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до детского сада. Объясните ребенку, что ходить к другу надо всегда одной дорогой. | Памятки «Безопасность ребенка на улице». Консультация «Детские автокресла – залог безопасности». Рекомендации для родителей: Убедите ребенка, что звонить по телефонам «01», «02», «03» или «112» нужно только, если случилась беда, а баловаться категорически запрещено. |
Май | Консультация «Поход в лес. Что ты знаешь о растениях?» Родительское собрание: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма». Рекомендации для родителей: Уточните с детьми правила поведения в транспорте. Если вы купили ребенку самокат, покажите, где на нем можно кататься. Учите ребенка при падении обращаться за помощью к взрослому. Изготовление книжки - малышки «Сказки о правилах дорожного движения». | Буклет «Правила безопасности на воде». Игра с родителями и детьми «Лучший пешеход». Консультация «Меры по предупреждению детского травматизма в летний период». Выставка макетов дорожного движения. |
3. Организационный раздел
Предметно – пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Предметнопространственная среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.
Материально – техническое обеспечение
- плакаты;
- иллюстрации;
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- Разрезные картинки;
- мозаики;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- аудиозапись по ОБЖ;
- игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
- транспортные средства: (самокаты, машинки, велосипеды);
- макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
- настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
- альбомы по ОБЖ;
- дорожные знаки;
- муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- аптечка;
- карточки с телефонами служб спасения;
- телефон;
- картотека подвижных игр по ОБЖ;
- подборка художественной литературы по теме;
- конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- папки-передвижки;
- подборка тематических консультаций и памяток для родителей.
Методическое обеспечение программы
- Авдеева Н. Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность. - М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М.: «ТЦ Сфера», 2009.
- Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. - М.: «Издательский Дом Третий Рим».
- Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: «Просвещение», 1989.
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2
- Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2010.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.
- Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009
- Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
- Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
- Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
- Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
- Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия
«Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
- Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград,
Издательство «Учитель», 2008
- Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» - М.; ТЦ
«Сфера», 2008
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009.
- Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
- Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
- Хромцовой Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту», 2005
- Скоролуповой О.А. «Правила и безопасность дорожного движения», 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Таблица мониторинга
№ | Фамилия, имя ребенка | Знает и соблюдает элементарные правила в природе | Соблюдает элементарные правила безопасного поведения | Умеет принимать решение | Коммуника – тивность | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
п/п | |||||||||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
Средняя группа.
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»: Л. Новогрудский «Движется - не движется»; В. Суслов «Его сигнал для всех закон»; А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо»; С. Михалков «Одна рифма»;
Н. Мигунов «Друг светофора»; Р. Фархади «Светофор»; А. Клименко «Когда мы пассажиры»; Я. Пишумов «Дорожная азбука». А. Барто «Любочка». С. Михалков «Велосипедист».
Старшая группа.
М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»; Н. Носова «Автомобиль»;
А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»; Г. Цыферов «Сказки на колесах»;
С. Маршак «Скверная история»; Д. Денисова «Как перейти дорогу»; Б.Житков «Что я видел»; О. Тарутин «Для чего нам светофор?»; А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный».
СТИХИ ПО ПДД
«Место остановки автобуса
Остановка - это значит Надо здесь стоять и ждать. Еще лучше, если будешь Маму за руку держать. Поиграть всегда успеешь, Будет время для всего. Если нужно сесть в автобус Ты спокойно жди его!
«Пешеходный переход». Вот квадрат, в нем треугольни Это знает и дошкольник. В треугольнике идет По полоскам пешеход. Этот знак нам очень нужен, С пешеходами он дружен. Переходим с вами вместе Мы дорогу в этом месте.
«Место остановки автобуса».
Остановка - это значит
Надо здесь стоять и ждать. Еще лучше, если будешь Маму за руку держать. Поиграть всегда успеешь, Будет время для всего. Если нужно сесть в автобус, Ты спокойно жди его!
«Пешеходный переход». Вот квадрат, в нем треугольник - Это знает и дошкольник.
В треугольнике идет По полоскам пешеход. Этот знак нам очень нужен, С пешеходами он дружен. Переходим с вами вместе Мы дорогу в этом месте.
«Пункт первой медицинской помощи».
Этот знак нам говорит:
«Добрый доктор здесь сидит».
Наша куколка в тревоге:
Нужен доктор ей в дороге. Не смотрите грустным взглядом - Помощь близко! Доктор рядом.
«Пункт питания».
Тут и вилка, тут и нож - Мимо знака не пройдешь. Мы покушаем немного
И отправимся в дорогу.
«Место стоянки». Я знаток дорожных правил, Я машину здесь поставил. На стоянке у детсада
Целый день стоять ей надо.
«Телефон».
Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом - Этот знак к твоим услугам.
«Движение пешеходов запрещено».
В красном кружочке - Пусть твердо все знают - Знаки, которые все Запрещают.
Если знак такой весит, Значит, здесь проход закрыт. Может быть, асфальт кладут Или яму роют. Может быть, кирпич везут, Дом высотный строят. Пешеход чертою красной Перечеркнут поперек.
ЗАГАДКИ
Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед).
Несется и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться За этой тараторкой.
(Мотоцикл).
Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином... (Автобус). Не летает, но жужжит, Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука, Два блестящих огонька.
(Машина).
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой Провезу вас под землей.
(Метро).
Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками.
(Троллейбус)
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?
(Электричка). Что ж, дружочек, отгадай, Только это не трамвай. Вдаль по рельсам быстро мчится Из избушек вереница.
(Поезд). Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдет он, станет гладко, Будет ровная площадка. (Бульдозер).
С края на край
Режет черный каравай,
Бездорожье не преграда, Нет дороги - и не надо: Сам себе кладет под ноги Две широкие дороги.
(Трактор).
Поднимает великан Много груза к облакам.
Там, где встанет он, потом Вырастает новый дом.
(Подъемный кран). Бывают ли у дождика Четыре колеса? Скажи, как называются Такие чудеса?
Приложение 3
Наглядно-информационный материал для родителей
Правила перевозки детей в автомобиле
Примерно каждый третий ребенок, ставший жертвой ДТП, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
- пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем, кто находится в автомобиле, в том числе в чужом, даже при езде на короткие расстояния (если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребенка в привычку);
- дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как отсюда в случае аварии можно безопасно выйти прямо на тротуар; обязательно пользуйтесь автокреслами;
- как водитель или пассажир вы являетесь для детей примером для подражания, поэтому не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий, а спокойно объясните ребенку, в чем их конкретные ошибки (не бойтесь признавать, объяснять детям и исправлять свои собственные ошибки);
- во время длительных поездок чаще останавливайтесь: детям необходимо двигаться, сидя долго на одном месте, они будут стараться освободиться от ремней или отвлекать ваше внимание от дороги;
- автомобиль, несмотря на свою привлекательность для детей и удобство для их перевозки, не должен быть единственным средством передвижения. Прибегайте почаще к альтернативному транспорту (автобусу, железной дороге, велосипеду, ходьбе) - это способствует развитию у детей наблюдательности, двигательно-координационных навыков, умения контролировать ситуацию.
ПОМНИТЕ! Чтоб никогда не попадать в сложные ситуации, надо знать и соблюдать правила движения!
Особенности обучения детей ПДД
Анализ 600 ДТП, в которых пострадали дети, показал, что 80% из них произошли в радиусе одного километра от их дома, т.е. в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки.
И причиной этих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ ПДД и безучастное отношение взрослых. Предоставленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге.
Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Для этого важно знать, что: начиная с 3-4 лет:
- дети могут отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно; начиная с 6 лет:
- обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые;
- большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части, может отвлечь их от всего остального); начиная с 7 лет:
- уверенно отличают правую сторону дороги от левой; начиная с 8 лет:
- уже могут реагировать мгновенно, т.е. тут же останавливаться, когда их окликнут;
- у них начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде: теперь дети постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут определить, откуда доносится шум;
- учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем
(знают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится);
- могут отказываться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар, но по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...