Проект «Безграничная фантазия: новое и полезное из ненужных вещей» (изготовление пособий и игрушек из бросового материала для игровой деятельности по ПДД).
проект по обж (старшая, подготовительная группа)
Авторы: Самодолова Наталья Сергеевна и Леонтьева Татьяна Владимировна, воспитатели МДОУ № 1 «Аленушка» г. Тейково.
Вид проекта: творческий, познавательный
Срок реализации проекта: март – октябрь 2018 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Проблема: Города и поселки нашей страны буквально завалены мусором. В последнее время, мы перестали замечать мусор под ногами. И, когда мы наконец-то обращаем на это внимание, оказывается уже слишком поздно… Для того, чтобы этого не происходило, нам необходимо научиться беречь и охранять окружающую природу. И начинать закладывать основы формирования экологической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте. И только при тесном сотрудничестве с родителями, в целях повышения осведомленности об экологических проблемах.
Гипотеза проекта: Ежедневно мы выкидываем совершенно ненужные, на первый взгляд, предметы, даже не подозревая о том, что это хороший поделочный материал, которому можно дать «вторую жизнь». Поэтому мы решили не выбрасывать мусор, а научиться его использовать (переделывать, трансформировать) для создания игрушек (атрибутов и пособий) по ПДД своими руками, соблюдая одно условие - поделочный материал должен быть безопасным и доступным в обработке.
Актуальность:
Привычка безопасного поведения на дорогах, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. А так как игра является ведущей деятельностью дошкольников, то и обучать детей правилам дорожного движения нужно в игровой форме. В игре ребенок использует разнообразные игрушки, которые помогают ему осуществить свой замысел. И мы стали превращать бросовый материал в поделки и атрибуты для организации ролевых игр и пополнения центра детской активности по дорожной безопасности. Создание игрушек – это всегда творчество, изобретение чего-то нового. Оригинальность, уникальность и неповторимость таких игрушек - несомненное достоинство, которое отличает их от типовых, массовых, магазинных. Потому что, игрушка, созданная своими руками, будет всегда хранить то, чего так не хватает нашему механизированному миру, - тепло души, положительную энергетику, а также любовь, которую мы в нее вложили. Реализация данного проекта позволила расширить и обогатить знания и умения детей и взрослых, приобрести навыки работы с поделочным материалом, развить творческие и художественные способности, сформировать эстетический вкус.
Цель: формирование бережного отношения к окружающему миру посредством изготовления игрушек (пособий и реквизита) из бросового материала, используя разные способы конструирования и преобразования.
Задачи:
- Формировать интерес детей к изготовлению игрушек из бросового материала.
- Воспитывать желание доставлять себе и другим радость от изготовления своими руками атрибутов для игры по дорожной безопасности.
- Развивать творческое мышление, художественный вкус, воображение при создании игрушек – самоделок.
- Использовать разные способы преобразования и конструирования, дополнять предложенный вариант деталями.
- Формировать умение организовать рабочее место, планировать этапы деятельности, выбирать способы действий, доводить начатое дело до конца.
- Педагогическая поддержка семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в рамках проекта.
Интеграция образовательных областей
- Познавательное развитие: обогащать знания детей об игрушках и
расширять представления о возможностях конструирования и создания из бросового материала различных пособий по ПДД.
- Социально-коммуникативное развитие: развивать эмоциональную
отзывчивость, сопереживание, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; вызывать желание делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.
- Речевое развитие: посредством беседы расширять представления
детей об игрушках по дорожной безопасности, о ПДД; совершенствовать умение в игровых действиях выражать свои впечатления и обговаривать действия; обогащать словарный запас.
- Художественно-эстетическое развитие: развивать детское
творчество; приобщать к изготовлению поделок, игрушек и пособий через преобразование бросового материала; побуждать к выражению своих чувств и эмоций при рассматривании получившихся поделок.
- Физическое развитие: побуждать детей к активным самостоятельным
действиям, овладению подвижными играми с правилами по ПДД; развивать двигательную активность.
Ожидаемый результат:
- ребенок умеет организовать рабочее место, планировать этапы своей деятельности, выбирать способы действий, доводить начатое дело до конца;
- у детей сформировано представление о том, что из бросового материала можно изготовить множество полезных и нужных игрушек (пособий и реквизита) по ПДД,
- у детей и взрослых сформированы навыки сотрудничества, при изготовлении (пособий и реквизита) игрушек своими руками для игровой деятельности;
- прививать детям чувство бережного отношения к игрушкам и предметам;
- сотрудничество и сотворчество детей, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта
I этап — подготовительный.
- Определение темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование ожидаемых результатов.
- Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для его реализации, определение содержания деятельности всех участников.
- Поиск различных средств достижения целей: изучение методической литературы по теме проекта, подготовка различного поделочного материала.
II этап — основной.
- Календарное планирование и проведение тематических занятий по конструированию.
- Планирование совместной творческой деятельности по изготовлению пособий, игрушек и реквизита.
- Создание сундучка творчества - «Самоделкин».
- Совместный сбор поделочного материала: коробочки из под сока, кефира, молока (разной формы и размера), катушки, втулки (из под туалетной бумаги и фольги для запекания), тюбики, баночки, большие коробки и т.п.
- Мастер - классы с родителями по изготовлению игрушек и пособий по ПДД своими руками из бросового материала.
- Оснащение развивающей предметно - пространственной среды: центр детской активности «Дорожная безопасность» продуктами совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
- Сюжетно – ролевые, дидактические, настольные игры по ПДД с использованием поделок из бросового материала.
Создание игрушек и игровых пособий – это всегда интересный и увлекательный процесс. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – ее несомненное достоинство, отличающееся от типовых, массовых, магазинных. В нашей группе есть сундучок творчества, назвали мы его «Самоделкин». В сундучок мы собрали различный бросовый материал (коробочки из под сока, кефира, молока (разной формы и размера), катушки, втулки (из под туалетной бумаги и фольги для запекания), тюбики, баночки, большие коробки и т.п.), а так же все необходимые инструменты для его преобразования (скотч, ножницы, ленточки, веревочки, клей, палочки, карандаши простые, фломастеры и т.п.).
Мы с ребятами превращали бросовый материал, который складовали в сундучок творчества, в игрушки (поделки, реквизиты и атрибуты для ролевых и дидактических игр по дорожной безопасности). Большие картонные коробки мы решили превратить - в «Полицейскую машину», «Автобус» и «Грузовичок» для ролевых игр по дорожной безопасности. Из втулок от туалетной бумаги можно изготовить для игры вот такие фигурки - Полицейского, Врача. Пожарного, Работника газовой службы, светофор, а так же другие игрушки, которые понадобятся для игры. Немного фантазии и творчества и из пустых коробочек из под кефира, йогурта, чая, сока, зубной пасты у нас получились специальные машины – газовой службы, полиции и скорой помощи. Дети очень любят играть с различными кубиками. Мы с ребятами придумали необычные кубики, сделанные они из обычных картонных коробок из под сока и дополненные разными элементами. Теперь из них можно создать объемные поделки – «Полицейского-регулировщика», «Полицейского Светофорова», «Мальчика Сашу» и «Девочку Машу». Красочный и привлекательный макет, созданный своими руками, поможет обыграть любую дорожную ситуацию и запомнить правила поведения на улицах города. А дополнительные пособия помогут разнообразить игровые ситуации. Из губок для мытья посуды, мы с ребятами сделали разные машины. Это бюджетный, дешевый вариант. На одну такую машину понадобилось две губки. Все детали вырезаются ножницами и соединяются между собой клеем. Дети с большим удовольствием играют мягкими, яркими, а самое главное безопасными машинками.
Настольный театр «Живой руки» по ПДД делается он легко и просто. Состоит театр из ширмы, в основе которой пластиковые трубы; различных декораций и картонных фигурок. Дети сами придумывают небольшие сюжеты и оживляют своих героев при помощи пальцев и руки.
Практическая работа с таким материалом развивает фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность. Совместно с родителями были изготовлены макеты города, его улиц, а также игровые поля дороги и дополнительный игровой материал для них.
Очень важно было заинтересовать родителей и привлечь их к творческой деятельности. Ведь игрушки - самоделки расширяют игровой опыт детей, учат бережливости, дают знания об окружающем мире и ПДД, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
III этап — заключительный.
- Оформление выставки «Игрушки – самоделки по дорожной безопасности».
- Анализ развивающей предметно - пространственной среды - центра детской активности «Дорожная безопасность» в группе.
- Презентация проекта.
Вывод
Мы живем во времена, когда недостатка в игрушках у детей нет. Вам наверняка приходилось видеть, как ребенок, несмотря на то, что у него дома залежи машинок, все время просит купить новую. Ему вовсе не нужна игрушка, а нужна совместная игра со взрослыми, а как и с чем вы играете – это уже дело вашей фантазии. Ребенок с интересом будет наблюдать за процессом изготовления игрушки, а потом с удовольствием сам примет участие. Такое общение, взаимный энергетический обмен, делает мир уютней и добрей. У нас появился простой выход - собирать бросовый материал и делать из него различные пособия для ролевых игр.
Таким образом, наша проектная деятельность является актуальной, потому что процесс развития ребенка направлен по творческому руслу созидания, самостоятельности, проявления гибкости и оригинальности мышления. Овладение различными техническими и конструктивными приёмами и навыками работы с бросовым материалом является продуктивным видом деятельности, который создает эффективные условия для формирования у детей всех параметров технологической компетентности. А технологическая компетентность в свою очередь предполагает развитие умений - планировать свою деятельность, организовать рабочее место, доводить начатое дело до конца и добиваться результатов, выбирать способы действий, принимать решение самостоятельно и быть инициативным.
Выбирая различные игрушки, в том числе и развивающие, помните, что ни одна игрушка не заменит живого общения ребенка со взрослым. Играйте вместе с детьми и помогайте им изучить правила дорожного движения.
Литература:
- Губанова Н.Ф., Игровая деятельность в детском саду. – М. (2-7 лет): Мозаика-Синтез, 2006г.
- Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. Т. И. Оверчук Гном и Д, 2006г.
- Клименко В.Р., Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973г.
- Панина. Г Игры и игрушки наших детей. /Г. Панина.
- Савка Л. Дети и взрослые в мире современных игрушек // Дошкольное воспитание.2000.№3.
- Смирнова Е. Игрушки: как оценить их качество //Дошкольное воспитание. 2005. №4.
- Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973. 35 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление игр по познавательному развитию «Бросовый материал +фантазия =познавательные игры»
laquo;Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл ...
Мастер-класс с родителями по изготовлению игрушек из бросового материала.
Мастер-класс с родителями детей второй младшей группы проведён в рамках проекта " Эти волшебные крышки". Данный материал будет полезен педагогам дошкольного обр...
Мастер-класс "Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала"
В этом мастер классе я рассказываю и показываю что можно изготовить с детьми из обычной бумажной втулки. Обычно такой материал мы выбрасываем, но если приложить руки и немного фантазии из него п...
Из опыта работы. «Безграничная фантазия: новое и полезное из ненужных вещей» (изготовление пособий и игрушек из бросового материала для игровой деятельности).
Привычка безопасного поведения на дорогах, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми конкретных умений и навыков поведения на дорога...
Мастер-класс с родителями по изготовлению игрушек из бросового материала "Миньоны" (яйцо киндер сюрприза)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27348243","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27348259","attributes":{"alt":"","class"...
Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала
В данной презентации изложены способы и примеры работы с детьми по художественно-эстетическому развитию путем изготовления поделок из бросового материала....
Тема: «Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала»
Ручной труд благотворно влияет на развитие художественно-эстетического развития....