Проект «Безграничная фантазия: новое и полезное из ненужных вещей» (изготовление пособий и игрушек из бросового материала для игровой деятельности по ПДД).
проект по обж (старшая, подготовительная группа)

Самодолова Наталья Сергеевна

Авторы: Самодолова Наталья Сергеевна и Леонтьева Татьяна Владимировна, воспитатели МДОУ № 1 «Аленушка» г. Тейково.

Вид проекта: творческий, познавательный

Срок реализации проекта: март – октябрь 2018 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Проблема:  Города и поселки нашей страны буквально завалены мусором. В последнее время, мы перестали замечать мусор под ногами. И, когда мы наконец-то обращаем на это внимание, оказывается уже слишком поздно… Для того, чтобы этого не происходило, нам необходимо научиться беречь и охранять  окружающую природу. И начинать закладывать основы формирования экологической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте. И только при тесном сотрудничестве с родителями, в целях повышения осведомленности об экологических проблемах.

Гипотеза проекта: Ежедневно мы выкидываем совершенно ненужные, на первый взгляд, предметы, даже не подозревая о том, что это хороший поделочный материал, которому можно дать «вторую жизнь». Поэтому мы решили не выбрасывать мусор, а научиться его использовать (переделывать, трансформировать) для создания игрушек (атрибутов и пособий) по ПДД своими руками, соблюдая одно условие - поделочный материал должен быть безопасным и доступным в обработке. 

 

Актуальность:

Привычка безопасного поведения на дорогах, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. А так как игра является ведущей деятельностью дошкольников, то и обучать детей правилам дорожного движения нужно в игровой форме. В игре ребенок использует разнообразные игрушки, которые  помогают ему осуществить свой замысел. И мы стали превращать бросовый материал в поделки и атрибуты для организации ролевых игр и пополнения центра детской активности по дорожной безопасности. Создание игрушек – это всегда творчество, изобретение чего-то нового. Оригинальность, уникальность и неповторимость таких игрушек - несомненное достоинство, которое отличает их от типовых, массовых, магазинных. Потому что, игрушка, созданная своими руками, будет всегда хранить то, чего так не хватает нашему механизированному миру, - тепло души, положительную энергетику, а также любовь, которую мы в нее вложили. Реализация данного проекта позволила расширить и обогатить знания и умения детей и взрослых, приобрести навыки работы с поделочным материалом, развить творческие и художественные способности, сформировать эстетический вкус.

 

Цель: формирование бережного отношения к окружающему миру посредством изготовления игрушек (пособий и реквизита)  из бросового материала, используя разные способы конструирования и преобразования.

Задачи:

  1. Формировать интерес детей к изготовлению игрушек из бросового материала.
  2. Воспитывать желание доставлять себе и другим радость от изготовления своими руками атрибутов для игры по дорожной безопасности.
  3. Развивать творческое мышление, художественный вкус, воображение при создании игрушек – самоделок.
  4. Использовать разные способы преобразования и конструирования, дополнять предложенный вариант деталями.
  5. Формировать умение организовать рабочее место, планировать этапы деятельности, выбирать способы действий, доводить начатое дело до конца.
  6. Педагогическая поддержка семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в рамках проекта.

Интеграция образовательных областей

  1. Познавательное развитие: обогащать знания детей об игрушках и

расширять представления о возможностях конструирования и создания из бросового материала различных пособий по ПДД.

  1. Социально-коммуникативное развитие: развивать эмоциональную

отзывчивость, сопереживание, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; вызывать желание делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.

  1. Речевое развитие: посредством беседы расширять представления

детей об игрушках по дорожной безопасности, о ПДД; совершенствовать умение в игровых действиях выражать свои впечатления и обговаривать действия; обогащать словарный запас.

  1. Художественно-эстетическое развитие: развивать детское

творчество; приобщать к изготовлению поделок, игрушек и пособий через преобразование бросового материала; побуждать к выражению своих чувств и эмоций при рассматривании получившихся поделок.

  1. Физическое развитие: побуждать детей к активным самостоятельным

действиям, овладению подвижными играми с правилами по ПДД; развивать двигательную активность.

Ожидаемый результат:

  • ребенок умеет организовать рабочее место, планировать этапы своей деятельности, выбирать способы действий, доводить начатое дело до конца;
  • у детей сформировано представление о том, что из бросового материала можно изготовить множество полезных и нужных игрушек (пособий и реквизита) по ПДД,
  • у детей и взрослых сформированы навыки сотрудничества, при изготовлении (пособий и реквизита) игрушек своими руками для игровой деятельности;
  • прививать детям чувство бережного отношения к игрушкам и предметам;
  • сотрудничество и сотворчество детей, родителей и педагогов.

 

Этапы реализации проекта

 

I этап — подготовительный.

  • Определение темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование ожидаемых результатов.
  • Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для его реализации, определение содержания деятельности всех участников.
  • Поиск различных средств достижения целей: изучение методической литературы по теме проекта, подготовка различного поделочного материала.

II этап — основной.

  • Календарное планирование и проведение тематических занятий по конструированию.
  • Планирование совместной творческой деятельности по изготовлению пособий, игрушек и реквизита.
  • Создание сундучка творчества - «Самоделкин».
  • Совместный сбор поделочного материала: коробочки из под сока, кефира, молока (разной формы и размера), катушки, втулки (из под туалетной бумаги и фольги для запекания), тюбики, баночки, большие коробки и т.п.
  • Мастер - классы с родителями по изготовлению игрушек и пособий по ПДД своими руками из бросового материала.
  • Оснащение развивающей предметно - пространственной среды: центр детской активности «Дорожная безопасность» продуктами совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
  • Сюжетно – ролевые, дидактические, настольные игры по ПДД с использованием поделок из бросового материала.

 

Создание игрушек и игровых пособий – это всегда интересный и увлекательный процесс. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – ее несомненное достоинство, отличающееся от типовых, массовых, магазинных. В нашей группе есть сундучок творчества, назвали мы его «Самоделкин».  В сундучок мы собрали различный бросовый материал (коробочки из под сока, кефира, молока (разной формы и размера), катушки, втулки (из под туалетной бумаги и фольги для запекания), тюбики, баночки, большие коробки и т.п.), а так же все необходимые инструменты для его преобразования (скотч, ножницы, ленточки, веревочки, клей, палочки, карандаши простые, фломастеры и т.п.).

Мы с ребятами превращали бросовый материал, который складовали в сундучок творчества, в игрушки (поделки, реквизиты и атрибуты для ролевых и дидактических игр по дорожной безопасности). Большие картонные коробки мы решили превратить - в «Полицейскую машину», «Автобус» и «Грузовичок» для ролевых игр по дорожной безопасности. Из втулок от туалетной бумаги можно изготовить для игры  вот такие фигурки - Полицейского, Врача. Пожарного, Работника газовой службы, светофор, а так же другие игрушки, которые понадобятся для игры. Немного фантазии и творчества и из пустых коробочек из под кефира, йогурта, чая, сока, зубной пасты у нас получились специальные машины – газовой службы, полиции и скорой помощи. Дети очень любят играть с различными кубиками. Мы с ребятами придумали необычные кубики, сделанные они из обычных картонных коробок из под сока и дополненные разными элементами. Теперь из них можно создать объемные поделки – «Полицейского-регулировщика», «Полицейского Светофорова», «Мальчика Сашу» и «Девочку Машу». Красочный и привлекательный макет, созданный своими руками, поможет обыграть любую дорожную ситуацию и запомнить правила поведения на улицах города. А дополнительные пособия помогут разнообразить игровые ситуации. Из губок для мытья посуды, мы с ребятами сделали разные машины. Это бюджетный, дешевый вариант.  На одну такую машину понадобилось две губки. Все детали вырезаются ножницами и соединяются между собой клеем. Дети с большим удовольствием играют мягкими, яркими, а самое главное безопасными машинками.

Настольный театр «Живой руки» по ПДД делается он легко и просто. Состоит театр из ширмы, в основе которой пластиковые трубы; различных декораций и картонных фигурок. Дети сами придумывают небольшие сюжеты и оживляют своих героев при помощи пальцев и руки.

Практическая работа с таким материалом развивает фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность. Совместно с родителями были изготовлены макеты города, его улиц, а также игровые поля дороги и дополнительный игровой материал для них.

Очень важно было заинтересовать родителей и привлечь их к творческой деятельности. Ведь игрушки - самоделки расширяют игровой опыт детей, учат бережливости, дают знания об окружающем мире и ПДД, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

III этап — заключительный.

  • Оформление выставки «Игрушки – самоделки по дорожной безопасности».
  • Анализ развивающей предметно - пространственной среды - центра детской активности «Дорожная безопасность» в группе.
  • Презентация проекта.

 

Вывод

Мы живем во времена, когда недостатка в игрушках у детей  нет. Вам наверняка приходилось видеть, как ребенок, несмотря на то, что у него дома залежи машинок, все время просит купить новую. Ему вовсе не нужна игрушка, а нужна совместная игра со взрослыми, а как и с чем вы играете – это уже дело вашей фантазии. Ребенок с интересом будет наблюдать за процессом изготовления игрушки, а потом с удовольствием сам примет участие. Такое общение, взаимный энергетический обмен, делает мир уютней и добрей. У нас появился простой выход - собирать бросовый  материал и делать из него различные пособия для ролевых игр.

Таким образом, наша проектная деятельность является актуальной, потому что процесс развития ребенка направлен по творческому руслу созидания, самостоятельности, проявления гибкости и оригинальности мышления. Овладение различными техническими и конструктивными приёмами и навыками работы с бросовым материалом является продуктивным видом деятельности, который создает эффективные условия для формирования у детей всех параметров технологической компетентности. А технологическая компетентность в свою очередь предполагает развитие умений - планировать свою деятельность, организовать рабочее место, доводить начатое дело до конца и добиваться результатов, выбирать способы действий, принимать решение самостоятельно и быть инициативным.

Выбирая различные игрушки, в том числе и развивающие, помните, что ни одна игрушка не заменит живого общения ребенка со взрослым. Играйте вместе с детьми и помогайте им изучить правила дорожного движения.

 

 

 

Литература:

 

  1. Губанова Н.Ф., Игровая деятельность в детском саду. – М. (2-7 лет): Мозаика-Синтез, 2006г.
  2. Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. Т. И. Оверчук Гном и Д, 2006г.
  3. Клименко В.Р., Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973г.
  4. Панина. Г Игры и игрушки наших детей. /Г. Панина.
  5. Савка Л. Дети и взрослые в мире современных игрушек // Дошкольное воспитание.2000.№3.
  6. Смирнова Е. Игрушки: как оценить их качество //Дошкольное воспитание. 2005. №4.
  7. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973. 35 с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление игр по познавательному развитию «Бросовый материал +фантазия =познавательные игры»

laquo;Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл ...

Мастер-класс с родителями по изготовлению игрушек из бросового материала.

Мастер-класс с родителями детей второй младшей группы  проведён в рамках  проекта " Эти волшебные крышки".  Данный материал будет полезен педагогам  дошкольного обр...

Мастер-класс "Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством изготовления поделок и игрушек из бросового материала"

В этом мастер классе я рассказываю  и показываю что можно изготовить с детьми из обычной бумажной втулки. Обычно такой материал мы выбрасываем, но если приложить руки и немного фантазии из него п...

Из опыта работы. «Безграничная фантазия: новое и полезное из ненужных вещей» (изготовление пособий и игрушек из бросового материала для игровой деятельности).

Привычка безопасного поведения на дорогах, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми конкретных умений и навыков поведения на дорога...

Мастер-класс с родителями по изготовлению игрушек из бросового материала "Миньоны" (яйцо киндер сюрприза)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27348243","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27348259","attributes":{"alt":"","class"...

Формирование художественно-эстетических способностей детей посредством  изготовления поделок и  игрушек из бросового материала

В данной презентации изложены способы и примеры работы с детьми по художественно-эстетическому развитию путем изготовления поделок из бросового материала....