Образовательная программа дополнительного образования детей «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ» для среднего и старшего дошкольного возраста,
рабочая программа по обж
Статистические данные свидетельствуют, что ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pdd.docx | 194.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
детский сад «Ручеек»
Потапова Галина Юрьевна
Программа принята на заседании
педагогического совета МБДОУ
протокол № 1 от 30.08. 2017 г.
Образовательная программа дополнительного образования детей «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
для среднего и старшего дошкольного возраста, срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Потапова Галина Юрьевна, заведующий МБДОУ
Шиндяпина Ирина
Анатольевна, воспитатель
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» |
2. Полное название программы | «Красный, желтый, зеленый» |
3. Сведения об авторах: |
|
3.1. Ф.И.О., должность | Потапова Галина Юрьевна, заведующий МБДОУ Шиндяпина Ирина Анатольевна, воспитатель |
4. Сведения о программе: |
|
4.1. Нормативная база: | Закон РФ «Об образовании» Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» Положение об образовательном дошкольном учреждении Устав МБДОУ детский сад «Ручеек» |
4.2. Область применения | внеурочная и основная образовательная деятельность дошкольников |
4.3. Направленность | социально-педагогическая |
4.4. Тип программы | экспериментальная |
4.5. Вид программы | образовательная |
4.6. Категория обучающихся по программе | группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4 до 7 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
5. Рецензенты и авторы отзывов: | |
6. Заключение методического совета | Протокол заседания педагогического совета МБДОУ № 1 от 31.08.2017 г. |
Пояснительная записка
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дороге.
Статистические данные свидетельствуют, что ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Безопасное поведение дошкольника на улице определяется уровнем развития у него психофизиологических особенностей поведения
Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Программа разработана в соответствии с рекомендациями ГИББД, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.
Новизна программы заключается в использовании социальнокультурной анимации в системе профилактики ДДТТ, что позволяет обеспечить активизацию психолого-педагогических возможностей ребенка, оживление межличностных и межгрупповых социальнопсихологических отношений.
Отличительной особенностью является погружение детей в процесс изучения правил дорожного движения, что способствует выработке у детей навыков правильно оценивать дорожно-транспортные ситуации, помогает осознать способ своего действия в конкретной ситуации для обеспечения своей безопасности.
Данная образовательная программа носит социальнопедагогическую направленность.
Целью программы является формирование у детей необходимых навыков и выработка положительных привычек безопасного поведения на дороге.
Программа предусматривает реализацию следующих задач:
Обучающие задачи:
- формирование у детей представления о Правилах дорожного движения;
- обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и перехода проезжей части;
- обучение детей различать виды транспортных средств;
- формирование навыков применения правил безопасного поведения в различных дорожных ситуациях. Воспитательные задачи:
- воспитание у детей навыков безопасного поведения в качестве пешеходов и пассажиров;
- знакомство детей с профессией водителя, формирование интереса к ней и стремления освоить ее основы;
- выработка навыков четкого выполнения правил дорожного движения при переходе через проезжую часть. Развивающие задачи:
- развитие у детей умения ориентироваться в меняющейся дорожной обстановке;
- выработка у дошкольников привычки правильно и безопасно вести себя на дорогах;
- расширение и закрепление правильного употребления пространственной терминологии (слева - справа, спереди - сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.).
Организация занятий
Программа предназначена для групп общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4 до 7 лет и рассчитана на 1 год обучения в объеме 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность периода непрерывной непосредственно образовательной деятельности 15-25 минут.
Занятия спланированы с учетом и требованиями нагрузки по возрастным группам. Учебная программа включает в себя 7 тем для создания 36 образовательных ситуаций на игровой основе.
Темы, включенные в программу, содержат теоретическую или практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по правилам безопасного поведения на дороге.
Практическая часть заключается в работе детей с дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, а также в проведении сюжетно-ролевых игр с использованием имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на дороге, занятия на учебной площадке, расположенной на территории нашего образовательного учреждения.
Работа по реализации программы может проводиться с группой детей, подгруппой или индивидуально.
Образовательная деятельность с детьми проводится в соответствии с учебным планом работы, в котором определѐн обязательный минимум программного материала, который может усвоить каждый ребенок, с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Особенно важны такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам: понимание ребенком того, что является правильным или неправильным (хорошо - плохо, можно - нельзя, подражать - не подражать, опасно - безопасно и т.д.).
Решение этих задач осуществляется как в процессе непрерывной непосредственно – образовательной деятельности, так и в процессе организации режимных процессов и свободной деятельности детей.
Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.
Программа предусматривает использование различных форм организации детской деятельности:
- беседы, разъяснения, встречи с сотрудниками ГИБДД;
- экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за движением пешеходов и транспорта;
- рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц и дорог; чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов;
- развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, игры-соревнования;
- праздники, досуги, конкурсы, игры-драматизации и т.д. Методы, используемые при реализации программы:
- словесный;
- наглядный;
- метод познавательной игры;
- практический;
- работа с книгой;
- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Способы проверки знаний и умений детей: собеседование, контрольное упражнение, наблюдение за играми детей, решение проблемных ситуаций, участие в конкурсах, выставках и др. тематических мероприятиях.
Условия реализации программы:
Привлечение родителей и специалистов образовательного учреждения к проведению занятий.
Соблюдение санитарно-гигиенических и иных правил безопасности при организации работы с детьми.
Максимальное использование наглядности при организации мероприятий по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
При формировании предметно-развивающей среды в группах весь наглядно-игровой материал должен обеспечивать психическую безопасность ребѐнка; игровая зона должна отвечать педагогическим и эстетическим требованиям.
Учебно-тематический план программы
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
1. | Улицы нашего поселка. | 5 | 2 | 3 | ||
1.1 | Какие бывают улицы. Моя улица. | Разнообразие улиц нашего поселка. На улице много домов, по улице ходят люди и движутся машины. Дороги, которые нас окружают. Машины движутся по проезжей части дороги, а люди ходят только по тротуару. Роль названий улиц и нумерации домов для обеспечения жизнедеятельности поселка. | Просмотр видеосюжетов на тему «Улицы нашего поселка», беседа с детьми о назначении улиц, создание детского проекта на тему «Улица». | 1 | 1 |
|
1.2 | Как устроена улица? | Составные части улицы: дорога, которая включает в себя проезжая часть и тротуар, дома расположены вдоль тротуара различные по назначению и архитектуре. | Экскурсия на близлежащую улицу. | 1 |
| 1 |
1.3 | Правила безопасного движения и поведения на дороге. | Пешеходы по тротуару и транспорт по проезжей части дороги движутся по правой стороне. Знакомство с возможными травмоопасными ситуациями в случае нарушения данного правила.
| Социально культурная анимация. Моделирование проблемных дорожных ситуаций. | 1 |
| 1 |
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
1.4 | Где можно играть. | Рассмотреть с детьми дворовые площадки, отведѐнные для игр детей. Проанализировать их безопасность. Обратить внимание на возможные опасные для ребѐнка ситуации: выезды из дворов, места парковок транспортных средств. Осмысление, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать. | Просмотр видеосюжетов, слайдов на тему «Дворовые площадки», загадки, беседа с детьми по картинам, что случилось со зверюшками, которые играли в неположенном месте. | 1 | 1 |
|
1.5 | Вечер досуга «Улица полна неожиданнос тей» | Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге, играх во дворе. | Социально культурная анимация, разыгрывание возможных дорожных ситуаций средствами музыкального, поэтического и театрального искусства. | 1 |
| 1 |
2. | Транспорт. | 5 | 3 | 2 | ||
2.1 | Путешествие по земному шару. | Способы передвижения человека по Земле. Привлечение внимания детей к многообразию и значению транспорта в жизни людей, в хозяйственной деятельности.
| Беседа. Просмотр видеосюжетов, слайдов на тему «Транспорт». Создание детского проекта на тему «Транспорт». | 1 | 1 |
|
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
2.3 | Специальны е автомобили | Автомобили специального назначения: пожарные, скорой медицинской помощи, милиции, технической помощи, аварийные газа, уборочные (убирают улицы); их оборудование, значение в жизни людей, что их отличает от других машин. Какие машины и при каких условиях могут не подчинятся сигналам светофора. Знакомство с правилами и телефонами вызова скорой помощи, полиции, пожарных.
| Просмотр видеосюжетов, слайдов на тему «Машины специального назначения». Рассматривание коллекций машин. Социально культурная анимация, разыгрывание проблемных ситуаций на дорогах «Машины спешат на помощь» | 1 | 1 |
|
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
2.4 | Правила поведения в транспорте. | Знакомство детей с правилами пользования общественным транспортом (автобусом, троллейбусом, такси). Уточнить, что общественный транспорт надо ожидать на специальных посадочных площадках - остановках, входить в транспорт с задней площадки, а выходить- с передней. Посадка и высадка разрешается только на остановках, пассажиры не должны придерживать двери, высовываться из окон. Закрепление словаря: салон для пассажиров, кабина водителя, кондуктор. Уточнение понятия "пассажиры". | Беседа, ролевые игры, драматизация сюжетов, придумывание ситуаций детьми на тему «Поездка за город». | 1 | 1 |
|
2.5 | «В музее транспорта» | Обобщение представлений детей о многообразии, видах и значении транспорта в жизни человека. Рассказы детей о транспорте, выражение своих эмоций в стихах, песне, рисунке.
| Вечер досуга. Выставка детского творчества на тему «Транспорт» | 1 |
| 1 |
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
3 | Пешеход. | 5 | 3 | 2 | ||
3.1 | Пассажиры и пешеходы. Какими бывают пешеходы. | Уточнение представлений детей о понятиях «пассажиры», «пешеходы». Отличие маленьких пешеходов от взрослых: путешествуют только с родителями, дорогу переходят только держась за руку взрослого. | Беседа с детьми, ИКТ, видеосюжеты. | 1 | 1 |
|
3.2 | Есть ли правила движения для пешеходов? | Уточнение знаний о безопасном поведении на дороге, необходимости правостороннего движения. Показать детям последствия нарушения правил дорожного движения. | Беседа с детьми, придумывание и разыгрывание Различных дорожных ситуаций. | 1 | 1 |
|
3.3 | Учимся ходить по дороге в колонне. | Закрепление знаний правил безопасного поведения на дороге: вести себя спокойно, не мешать друг другу, идти по правой стороне тротуара; переходить проезжую часть дороги только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. | Прогулка по близлежащим улицам. Наблюдение поведения людей - пешеходов на дороге. | 1 |
| 1 |
3.4 | Одностороннее и двустороннее движение. Правила безопасного | Понятия правостороннее движение, 2-х стороннее движение. Проанализировать разницу в | Рассматривание дорожных знаков, чтение стихов, загадок. Рисование улиц с односторонним и | 1 | 1 |
|
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
движения по дороге. | организации движения по таким дорогам. Проезжая часть дороги при двухстороннем движении может разделяться линией. | двустороннем движении, ролевые игры по теме. | ||||
3.5 | Дорога в дошкольное учреждение. | Изучение на макете безопасных маршрутов движения в детский сад, как правильно и безопасно можно передвигаться по дорогам микрорайона. | Составление с воспитателем безопасных маршрутов, создание макета микрорайона, беседа с детьми. | 1 |
| 1 |
4. | Пешеходный переход. | 5 | 2 | 3 | ||
4.1 | Что такое пешеходный переход. | Понятие пешеходный переход. Обратить внимание детей на поведение людей у пешеходного перехода: люди останавливаются у перехода, наблюдают за сигналами светофора. | Проектная деятельность на тему «Пешеходный переход». Рассматривание книг, иллюстраций. | 1 | 1 |
|
4.2 | Знаки - помощники пешеходов. | Познакомить детей с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Дети», «Автобусная остановка», их назначением, для кого предназначены дорожные знаки. | Рассматривание дорожных знаков, чтение стихов, загадок. Рисование. Ролевые игры на тему «Внимание, знаки» | 1 | 1 |
|
4.3. | Так переходят проезжую часть дороги. Дорожная | Закрепление на практике правила безопасного перехода проезжей части. Обращать внимание | Прогулка к пешеходному переходу. Наблюдение и анализ поведения | 1 |
| 1 |
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
зебра. | на возможные скрытые опасности при переходе дороги без сигнала светофора. | людей-пешеходов при переходе дороги. | ||||
4.4 | Подземные или надземные пешеходные переходы. | Виды пешеходных переходов. Знакомство со знаками: пешеходный переход, подземный переход. В ролевых играх закрепить правила поведения пешеходов на регулируемом перекрестке. | Просмотр видеосюжетов, слайдов с демонстрацией вводов переходов. Социально культурная анимация, разыгрывание проблемных ситуаций по теме «Иду в гости к другу». | 1 |
| 1 |
4.5 | Опасности, которые подстерегают нас на дороге. | Умение видеть возможные опасные ситуации на дороге, прогнозировать, что может случиться на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения. | Социально культурная анимация, разыгрывание проблемных ситуаций. | 1 |
| 1 |
5. | Перекресток. | 5 | 2 | 3 | ||
5.1 | Какие бывают перекрестки. | Уточнение понятия "перекресток". На перекрестках большое движение - это самое опасное место. Виды перекрѐстков, "зебра". Четырехсторонние (крестообразные и Х-образные), трехсторонние (Т-образные и У-образные), многосторонние (от | Беседа. Просмотр видеосюжетов и слайдов на тему «Перекрѐстки». | 1 | 1 |
|
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
которых отходит более 4 дорог). Сложные ситуации на перекрѐстке, правилах перехода перекрѐстка. | ||||||
5.2. | Что такое площадь? | Знакомство детей с понятием «площадь», еѐ назначении в жизни города. Площади нашего города. Правила безопасного поведения на площади. | Беседа. Рассказы детей из личного опыта. Просмотр видеосюжетов и слайдов на тему «Площади». Экскурсия по городу «Площади нашего города» | 1 |
| 1 |
5.3 | Наш микрорайон. | Дать детям обобщѐнные представления о микрорайоне, научить на схеме узнавать знакомые здания, дороги, обозначить дорожные знаки. Учить осознанно распознавать и объяснять опасные места в окружающей дорожной среде. | Создание макета микрорайона, «чтение» схемы микрорайона, прокладывание безопасных пешеходных маршрутов в детский сад. | 1 | 1 |
|
5.4 | Опасности в дорожной среде. | Научить детей моделировать дорожную ситуацию, разыгрывать еѐ, конструировать и разгадывать, замечать скрытую опасность (кусты, дома, деревья, припаркованные автомобили, киоски и т.д.) | Социальная анимация, ролевая игра, режиссѐрская игра. | 1 |
| 1 |
5.5 | Картины дорожного движения. | Учить детей видеть различные дорожные ситуации: светофоры, | Целевая прогулка к перекрѐстку, беседа в процессе | 1 |
| 1 |
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств. Учить рассуждать об увиденном, оценивать ситуации с позиции безопасности. | наблюдения. | |||||
6. | Светофор. | 5 | 3 | 2 | ||
6.1 | Наш помощник – светофор. | Наблюдение за работой светофора, подчинением транспорта и пешеходов его сигналам. Осознание того, что безопасность пешеходов и пассажиров, водителей транспорта зависит от строгого подчинения их сигналам светофора. | Просмотр видеосюжетов движения на регулируемом перекрѐстке. Проектная деятельность по теме «Перекрѐсток». Стихи, рассказы о светофоре. | 1 | 1 |
|
6.2 | Почему у светофоров неодинаковое количество глаз? | Познакомить детей с отличительными особенностями устройства и работы пешеходных и транспортных светофоров, объяснить значение их сигналов и рассказать о действиях людей и машин по этим сигналам. | Беседа. Рассматривание картин, видеосюжетов. Создание макетов двух видов светофоров, обыгрывание ситуаций. | 1 | 1 |
|
6.3 | Светофор и семафор. Железная дорога. | Познакомить детей с работой семафора, объяснить значение его сигналов, сравнить | Рассматривание картин, видеосюжетов о работе семафора и | 1 | 1 |
|
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
с назначением светофора. Рассказать о безопасном поведении и действиях людей и машин по этим сигналам. | светофора, беседа с детьми. Стихи, рассказы о светофоре и семафоре. | |||||
6.4 | Светофор на страже безопасности . | Наблюдение и анализ поведения пешеходов и водителей на регулируемом перекрестке. | Экскурсия к перекрѐстку. | 1 |
| 1 |
6.5 | Мы, знатоки правил дорожного движения. | Систематизация и обобщение знаний детей о правилах дорожного движения (знание жестов регулировщика, сигналов светофора, дорожных знаков в движении транспорта и пешеходов), знаний о безопасном поведении пешеходов на дороге. | Вечер досуга «Что, где, когда?» | 1 |
| 1 |
7. | Сигналы регулировщика. | 6 | 2 | 4 | ||
7.1. | Кто такой регулировщик? | Уточнить правила для пешеходов; роль инспектора - регулировщика. Атрибуты регулировщика - жезл, свисток, жилет. Уточнить знания детей о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значения сигналов регулировщика.
| Беседа. Рассматривание картин, видеосюжетов по теме «Регулировщик». | 1 | 1 |
|
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
7.2. | Дорожная разметка, для чего она нужна? | Познакомить детей с дорожной разметкой и еѐ назначением. | Экскурсия в автогородок. | 1 |
| 1 |
7.3 | Катаемся на велосипедах и самокатах. Нужны ли нам правила движения? | Правила поведения детей при езде на велосипедах и самокатах. Умение оценивать возможные опасности во дворе. Закрепление понимания, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах. | Интерактивные ролевые игры на основе социальнокультурной анимации. | 1 | 1 |
|
7.4. | «В стране дорожных знаков» | Закрепление знаний детей о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Дети», «Велосипедная дорожка», «Место остановки автобуса» и т.д. | Автобусная экскурсия по городу. | 1 |
| 1 |
7.5 | «Знатоки правил дорожного движения» | Обобщение навыков детей по ориентации в дорожной обстановке самостоятельно в соответствии со своей ролью. | Интерактивные ролевые игры на основе социальнокультурной анимации на территории учебной площадки детского сада. | 1 |
| 1 |
7.6. | «Мишка – Топтыжка в большом городе» | Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге, играх во дворе средствами | Театрализованное представление. | 1 |
| 1 |
№ п/п | Раздел и тема программы | Программное содержание | Форма организации занятия | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
музыкального, поэтического и театрального искусства. | ||||||
| ИТОГО: | 36 | 17 | 19 |
Уровень результатов освоения программы: По итогам освоения программы дети должны:
знать: правила перехода проезжей части; значение сигналов светофора; знать элементы дороги;
дорожные знаки «пешеходный переход», «дети», «остановка
общественного транспорта» и др. и их значение для пешеходов и водителей.
уметь: определять опасные ситуации на дороге; определять безопасные места для перехода проезжей части; различать виды транспортных средств;
различать положительные и отрицательные поступки на дороге
давать оценку деятельности человека;
называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении
поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак; отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением
правил безопасности на улице.
иметь навыки и положительные привычки безопасного пове-
дения: осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение
транспорта; переходить проезжую часть на зеленый сигнал светофора; переходить проезжую часть только под прямым углом, а не
наискосок; соблюдать правила посадки и высадки из общественного транспорта.
Тематический словарь для детей дошкольного возраста:
Дорога: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, пешеходный переход, транспортный светофор, пешеходный светофор, регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, машина ДПС, полиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, железнодорожный переезд со шлагбаумом, пешеходный переход, надземный пешеходный переход, подземный пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
Интерактивные ролевые игры:
«Пешеходный переход», «Подземный переход», «Дети», «Велосипедная дорожка», «Место остановки автобуса», «Регулировщик», «Иду в гости к другу», «Зеленый, желтый, красный»
Материалы:
ЖК- телевизор, железная дорога, музыкальный центр, макеты дорожных знаков, мягкие модули ( светофор, пешеходный переход, машины служб -01, 02 ,03, 04)
Атрибуты регулировщика - жезл, свисток, жилет
Список используемой литературы
Для педагога:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2005
- Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.
- Вдовиченко Л.А. Ребенок на улицах города. - СПб.: «ДетствоПресс», 2006.
- Гаврина С.Е. Безопасность вашего ребенка. - Ярославль, Академия развития, 1998.
- Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н.А Извекова и др. - М.: ТЦ Сфера 2005
- Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. - Ростов-наДону: Феникс, 2004.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. - Волгоград:
ИТД «Корифей», 2009.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. - Волглград: ИТД «Корифей», 2009.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М. Мозаика-Синтез, 2007.
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения. – М.: Издательство «Скрипторий», 2003.
Для детей:
- Баряева Л.Б., Женеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. - М.: Дрофа, 2006
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - ТЦ Сфера, 2007.
- Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков. - Волгоград, Учитель, 2000.
Дидактико-методические приложения к программе
Методика построения занятий по обучению безопасному поведению на дороге
Занятия проводятся в соответствии с планом. Сначала важно определить обязательный минимум программного материала, который может усвоить каждый ребенок, с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание.
Основным механизмом формирования прочных знаний на занятии являются повторение и выполнение упражнений. На занятиях по обучению детей Правилам дорожного движения необходимо использовать принцип доступности и наглядности.
Структура занятий: психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, стихи, пословицы и поговорки, художественное слово, физминутки, словесные игры, работа по перфокарте, пальчиковая гимнастика.
Психогимнастика является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Психогимнастику можно проводить не только в начале занятия, но и по мере необходимости, если нужно поднять настроение или снять эмоциональное напряжение у детей.
Для более устойчивого внимания детей необходим прием удивления (сюрпризный момент). Удивить - это значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабевает до конца занятия.
Суть создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставить задуматься, помочь другому в трудной ситуации. Именно это и является очень важным условием для успешного усвоения нового материала.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.
В конце занятия необходимо провести оценку (что нового узн ли дети на занятии, что больше всего понравилось и т.д.). Она помогает правильно спланировать последующие занятия и исправить ошибки, допущенные на предыдущих.
С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Он организует и постепенно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (трамваях, троллейбусах). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину.
Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления вперед, назад, сзади, налево (слева), направо (справа). Например, воспитатель говорит: «Возьмите квадрат, как я, в правую (левую) руку и положите посередине листа».
Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, постоянно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями. Организация всей обстановки в группах, оформление игровых уголков способствует уточнению и закреплению пространственных ориентировок. С этой же целью воспитатель предлагает для игры различные машины (грузовые, легковые, автобус). Количество игрушек должно быть достаточным для всех.
Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля. Показывая рисунки, воспит тель объединяет детей маленькими группами (2-3 ребенка). Он старается активизировать восприятие детей вопросами: «Миша, какая машина нарисована на этой картинке?», «Таня, посмотри внимательно, где у машины колеса (кабина, окна и т.д.)?» Учитывая односложность ответов детей младшей группы, воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка: «Правильно, Таня, у автомобиля есть окна, двери, колеса».
Большое место в ознакомлении детей четвертого года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Тема и содержание их намечаются в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» и учетом окружающих условий. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. Например, на светофоре загорелся зеленый свет - и лишь после этого люди стали переходить дорогу.
В течение года прогулки периодически повторяются, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.
Прогулки проводятся с обязательным участием двух взрослых: воспитатель идет впереди, а сопровождающий замыкает колонну.
С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.
Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.
С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений о транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины.
Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным ш гом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) пешеходный переход».
В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.
На экскурсиях, целевых прогулках закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:
пешеходам разрешается ходить только по тротуару; идти следует по правой стороне тротуара;
пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются дорожная разметка пешеходного перехода и дорожный знак «Пешеходный переход» или установлен светофор; при двустороннем движении смотрят вначале налево, потом
направо, затем снова налево и лишь убедившись в безопасности перехода проезжей части начинают движение, продолжая наблюдать за дорожной обстановкой; пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке; пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней пло-
щадки; в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не ме-
шать остальным пассажирам.
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготовить.
Прежде всего, в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.
С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на дороге. Продолжается знакомство с дорожными знаками и их значениями.
Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.) Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
переходить проезжую часть на перекрестках (где нет указателей) следует в границах полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого; в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы
должны пользоваться только ими; прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в
полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту; там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть
для перехода можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика; пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаим-
но вежливыми; ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине ДОРОГИ).
Методические рекомендации по изучению правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста
Правила дорожного движения рекомендуется изучать в следующей последовательности:
- Улица.
- Транспорт.
- Пешеход.
- Переход.
- Перекресток.
- Светофор. 7. Сигналы регулировщика.
Занятие 1. Улица
Улица - это часть территории города или другого населенного пункта, расположенная между жилыми, культурными, промышленными и парковыми кварталами, предназначенная для движения автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов и пешеходов. Дорога делится на две основные части: проезжую часть и тротуар. По тротуару ходят люди, а по проезжей части движутся машины. Тротуары делают немного выше проезжей части для предотвращения свободного заезда автомобилей на тротуар, поэтому ходить по тротуарам безопасно (плакат).
Трудные для произношения слова: троллейбусы, кварталы, тротуар, предотвращение, автомобили.
Практическое занятие «Улица нашего города»
Форма проведения занятия - рисование, беседа по рисунку. На доске воспитатель схематически рисует улицы, перекрестки, а дети перерисовывают их в свои тетради. На проезжей части рисуют транспорт, а на тротуаре - пешеходов. Вопросы:
- Для чего предназначена дорога?
- На какие основные части делится дорога?
- По какой части дороги разрешается ходить пешеходам?
Занятие 2. Транспорт
По дорогам городов и других населенных пунктов движется много различных автомобилей, автобусов, трамваев, мотоциклов. Они спешат своевременно доставить людей на работу, завезти продукты в магазины, необходимые промышленные товары и различное оборудование на фабрики, заводы, стройки... В зависимости от выполняемой работы транспорт делят на легковой, грузовой, пассажирский и специальный (Рассмотреть иллюстрации).
К грузовикам относятся автомобили, которые перевозят различные грузы.
Пассажирский транспорт (автобусы, автомобили, трамваи, троллейбусы) перевозит людей.
Автомобили пожарные, скорой медицинской помощи, милиции, технической помощи, аварийные газа, уборочные (убирают улицы) называются специальными.
Некоторые автомобили (пожарные, скорой медицинской помощи и милиции) оборудованы специальным сигналом (сиреной). Услышав такой сигнал, все люди, находящиеся на проезжей части, должны немедленно уйти на тротуар и не мешать их быстрому проезду.
Ребята, запомните, что транспорт мгновенно остановить нельзя. Если водитель примет все необходимые меры, чтобы остановить автомобиль, он все равно проходит определенный путь, зависящий от дорожного покрытия, скорости и вида автомобиля.
Трудные для произношения слова: транспорт, промышленные, пассажирские, медицинской, «сирена». Практические занятия.
Воспитатель показывает игрушечные автомобили, автобусы, трамваи, и ребята называют, к какому виду они относятся и какую работу выполняют.
Во время прогулки на улице обращают внимание ребят на проходящий транспорт. Ребята должны сами сказать, что это за автомобиль и что на нем перевозят.
Вопросы:
- Какие бывают автомобили?
- Каким сигналом оборудован пожарный автомобиль?
- На каких автомобилях устанавливается сигнал «сирена»?
- Как называется автомобиль, который убирает улицы?
Занятие 3. Пешеход
На работу, в институт, в школу, в детский сад люди едут в автобусах, трамваях, троллейбусах, автомобилях, на мотоциклах, велосипедах или идут пешком. Когда люди едут, они называются пассажирами, а когда идут пешком,- пешеходами. Пешеходы бывают и взрослые, и маленькие.
Многие из ребят самостоятельно ходят в детский сад, в магазин, аптеку.
Ребята! Наступит 1 сентября, и вам придется ходить в школу и возвращаться домой. Чтобы с вами в дороге не случилось несчастье, вы должны знать правила движения пешеходов и строго их соблюдать.
- Ходить можно только по тротуарам и специальным пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Там, где нет тротуаров и пешеходных дорожек, в светлое время суток детям разрешается ходить по обочине дороги навстречу движению транспорта. Ходить можно не более, чем по два человека в ряд.
- На проезжей части запрещается шалить и устраивать какиелибо игры. Играть можно во дворе или на специально оборудованных площадках.
Трудные для произношения слова: пешеход, самостоятельно, запрещается, специально, устраивать, возвращаться. Практическое занятие.
На учебной площадке, а также во время прогулки по улице показывают ребятам тротуар и проезжую часть. Обращают их внимание на то, что тротуар расположен выше проезжей части. Показывают детям, как следует ходить по тротуару. Вопросы:
- Кого называют пешеходом?
- По какой части улицы должен ходить пешеход?
- Для чего нужно знать правила дорожного движения?
- Где детям разрешается играть?
Занятие 4. Переход
Места, где пешеходы могут перейти улицу, называют пешеходными переходами.
Чтобы пешеход мог видеть, где находится переход на проезжей части улицы, его обозначают белыми широкими линиями, нанесенными параллельно дороге. Кроме этого, в местах пешеходного перехода на специальных подставках или кронштейнах устанавливают знак «Пешеходный переход», который указывает точное место перехода дороги. Он имеет форму прямоугольника голубого цвета. Внутри его изображен треугольник белого цвета, в котором нанесены линии пешеходного перехода и изображен силуэт пешехода. В темное время суток знак освещается, чтобы было видно, где находится пешеходный переход.
При переходе дороги не следует торопиться. Дойдя до края тротуара, смотрят налево, в случае приближения транспорта – пропускают, смотрят направо, затем снова налево и только убедившись в безопасности перехода начинают движение, продолжая постоянно наблюдать за дорожной обстановкой. Дойдя до середины улицы, смотрят направо и, если нет приближающихся машин, заканчивают переход. Так переходят дорогу с двухсторонним движением. При переходе дороги с односторонним движением установите, с какой стороны движется транспорт, посмотрите в ту сторону, и, если нет транспортных средств, - начинайте переход. Переходите спокойно и только шагом. Пешеход не должен переходить дрогу перед близко идущим транспортом. (Помните, машину сразу остановить невозможно).
Во многих городах и населенных пунктах, а также на загородных дорогах имеются пешеходные подземные или надземные переходы, и пешеходы должны пользоваться только ими.
Трудные для произношения слова: переход, параллельно, прямоугольник, треугольник, туннель. Практическое занятие.
На летней площадке, при отсутствии автоплощадки, условно рисуют дорогу: проезжую часть, тротуары. На «дороге» обозначают пешеходные переходы. Дети должны по нескольку раз пройти по «тротуарам», перейти «проезжую часть» в местах, предназначенных для перехода. Если кто-то из ребят перейдет «дорогу» в неустановленном месте, обращают на это внимание всех детей. Вопросы:
- Где разрешается переходить проезжую часть дороги?
- Как определить, где находится пешеходный переход?
- Какую форму имеет знак пешеходного перехода?
- Как безопасно нужно переходить проезжую часть дороги?
- В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переходить дорогу?
Занятие 5. Перекресток
В начале занятия воспитатель рисует на доске, какие бывают перекрестки, где устанавливаются знаки и наносятся линии пешеходных переходов. Для этой цели можно также использовать картины – схемы.
Место, где пересекаются дороги, называется перекрестком.
В зависимости от количества пересекающихся дорог и угла их пересечения перекрестки бывают четырехсторонние (крестообразные и Х-образные), трехсторонние (Т-образные и У-образные), многосторонние (от которых отходит более 4 дорог).
Перекресток, занимающий значительную территорию, называется площадью.
Если нет знаков, указывающих место перехода, и не нанесены линии пешеходных переходов, проезжую часть можно переходить только на перекрестках.
Водители автомобилей подъезжают к перекрестку осторожно и на малой скорости, поэтому переходить дорогу в этом месте менее опасно.
Трудные для произношения слова: пересечение, четырехсторонние, многосторонние, осторожно. Практическое занятие.
Во время прогулки или экскурсии ребят подводят к перекрестку и рассказывают им, что переходить проезжую часть надо по пешеходному переходу и под прямым углом к проезжей части, а не наискосок. Показывают знаки и линии пешеходного перехода и объясняют, как опасно переходить дорогу в местах, где таких знаков и линий нет.
Вопросы:
1.Как называется место пересечения дорог?
2.Какие бывают перекрестки?
3.Что такое площадь?
4.Где нужно переходить дорогу, если нет знаков и линий пешеходного перехода?
Занятие 6. Светофор
На дорогах городов и других населенных пунктов количество автомобилей и пешеходов изо дня в день увеличивается. Чтобы предотвратить аварии и несчастные случаи, на перекрестках устанавливают строгий порядок движения. Надежно помогают водителям и пешеходам светофоры. Их подвешивают в центре перекрестка или устанавливают на его углах.
В большинстве случаев светофор имеет три разноцветных сигнала. Тот, что сверху, горит красным, под ним - желтым, а в самом низу - зеленым. Свои сигналы светофор зажигает попеременно: то один, то другой, то третий.
Если горит красный сигнал, проезжать и переходить через перекресток запрещается. Загорелся желтый сигнал – внимание, все внимательно следят за светофором. Как только загорится зеленый сигнал, водителям и пешеходам разрешается движение через перекресток.
Светофоры бывают транспортные и пешеходные.
Транспортные светофоры регулируют движение автомобилей, троллейбусов, трамваев, т.е. транспорта.
Пешеходные светофоры предназначены для регулирования движения пешеходов. В отличие от транспортных они попеременно светятся красным и зеленым сигналами. На красном фоне светофора светится надпись «Стойте» или силуэт стоящего человека. На зеленом фоне светится надпись «Идите» или силуэт шагающего человека.
Ребята, запомните, что переходить дорогу надо только при зеленом сигнале светофора.
Трудные для произношения слова: светофор, транспортные, пешеходные, разъезжаются, авария, зорко, разноцветные, попеременно, сигналы.
Практическое занятие.
Игра «Зеленый, желтый, красный»
Цель игры: усвоение детьми значения сигналов светофора.
Ребята становятся в круг. Воспитатель в центре с тремя (красным, желтым и зеленым) кругами. Звучит музыка. Воспитатель дает задание ребятам (Встали! Присели! Шагом марш! и т.п.), при этом поочередно поднимает круги. Поднят красный - выполнять задание нельзя, желтый - приготовиться, зеленый - можно. Ребята, которые ошиблись, выходят из игры. Побеждают те, кто дольше всех продержится в кругу.
Вопросы:
1.Как называется устройство, регулирующее движение на дороге?
2.Какие сигналы светофора вы знаете?
3.При каком сигнале светофора разрешается переходить дорогу?
Занятие 7. Сигналы регулировщика
Мы уже знаем, где и при каких сигналах светофора можно переходить проезжую часть. А если движением управляет регулировщик, как тогда поступить? И при каких сигналах переходить дорогу?
Оказывается, запомнить эти сигналы вовсе не трудно.
Регулировщик поворотом корпуса, жестами рук со специальным жезлом или без него подает определенные сигналы, которым должны подчиняться и водители, и пешеходы.
Основные сигналы:
- Регулировщик обращен к пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в обе стороны или опущены. Такое положение соответствует красному сигналу светофора, и пешеходам переходить дорогу запрещается.
- Поднятая вверх рука соответствует желтому сигналу светофора - пешеходам запрещается начинать переход дороги. Пешеходы, застигнутые на перекрестке этим жестом регулировщика, должны продолжать движение и освободить проезжую часть перекрестка.
- Регулировщик обращен к пешеходам правым или левым боком, руки вытянуты в обе стороны или опущены. Это положение соответствует зеленому сигналу светофора, и пешеходам разрешается переходить проезжую часть дороги.
- Вытянутая вперед правая рука обозначает, что пешеходам можно переходить проезжую часть по переходу, расположенному за спиной регулировщика.
Регулировщик может применять и другие жесты, понятные пешеходам.
Если на одном и том же перекрестке регулировщик подает сигналы, которые отличаются от сигналов светофора, то пешеходы должны подчиняться сигналам регулировщика.
Трудные для произношения слова: регулировщик, корпус, жесты, жезл, специальные, положение.
Практическое занятие
Игра «Регулировщик»
Цель игры: усвоение детьми значения сигналов регулировщика.
На летней площадке при отсутствии автоплощадки (плакат) условно рисуют две пересекающиеся улицы и выделяют на них перекресток. Со всех сторон перекрестка обозначают пешеходные переходы. В центре перекрестка ставят «регулировщика». Ребят делят на две группы, одна из которых будет изображать водителей, другая - пешеходов.
«Регулировщик» внимательно следит за движением «водителей» и «пешеходов». Тех, кто нарушил правила перехода или «проезда» через перекресток, он останавливает сигналом свистка, и воспитатель детально разбирает нарушение в присутствии детей.
Во время игры рекомендуется производить замену. Ребята, которые были «пешеходами», становятся «водителями», и наоборот.
Вопросы:
- При каком сигнале регулировщика разрешается переходить дорогу?
- Какие положения регулировщика соответствуют красному и желтому сигналам светофора?
- Как поступать, если на светофоре горит красный сигнал, а регулировщик стоит к вам боком с вытянутыми в обе стороны руками?
- Что должен делать пешеход, если регулировщик обращен к нему грудью или спиной?
Работа с родителями
по правилам дорожного движения
В группе детского сада создан уголок безопасности дорожного движения. Для ознакомления детей с правилами ПДД я использую:
• атрибуты дорожно-постовой службы;
• транспорт функционального назначения;
• разнообразные дидактические игры.
Мною был оформлен макет по обучению детей дошкольного возраста ПДД «Улицы нашего поселка». Он позволяет закрепить в игровых ситуациях знания о ПДД: улицы, дороги, одностороннее и двухстороннее движение. Дети самостоятельно организовывают дорожные ситуации и правильно стараются их разрешить. Макет существенно облегчил работу по ознакомлению детей с ПДД. С помощью этого макета я с детьми моделирую опасные и безопасные
С целью обогащения знаний по БДД провожу целевые прогулки к светофору, проезжей части. Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры.
Полученные впечатлении закрепляем с ребятами в процессе организационной образовательной деятельности. Дети рисуют светофор, транспорт, выполняют аппликации дорожных знаков, конструируют машины. Мои воспитанники принимают участие в праздниках и развлечениях, т. к. в играх дети запоминают и закрепляют правила безопасного поведения на дорогах.
Систематическая работа с детьми по обучению ПДД, использование эффективных, современных методов и приёмов, партнёрские взаимоотношения с родителями дают положительный результат.
Воспитываем устойчивые навыки безопасного поведения детей на улицах; напоминаем взрослым о необходимости завести привычку неукоснительно соблюдать ПДД и учить этому подрастающее поколение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг для детей "Красный, желтый, зеленый"
Физкультурный досуг для детей подготовительной к школе группы«Красный, жёлтый, зелёный»Закрепление знаний детей о правилах и знаках дорожного движения.Развивать силу, ловкость, скорость движений...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Красный, желтый, зеленый …»
Задачи: Образовательные:- Формировать у детей представление о понятиях «зебра», «пешех...
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....
Индивидуальный игровой сеанс для ребенка с особыми образовательными потребностями на тему: "Красный, желтый, зеленый"
Индивидуальный игровой сеанс для ребенка с особыми образовательными потребностями на тему: "Красный, желтый, зеленый"...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...
Развлечение «Прощай, лето красное!» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Звучат детские песни о лете.Дети выходят на площадку. Ведущая (в образе Солнышка): Здравствуйте, дорогие ребята! Какая замечательная песенка собрала нас здесь сегодня вместе! А сейчас я вам...
Интерактивная игра презентация по правилам дорожного движения "Красный,желтый,зеленый" для средней, старшей группы
Игра ориентирована на обучающихся среднего и старшего дошкольного возраста. Может применяться как в индивидуальной работе, так и в групповой. Игра включает в себя 3 блока, содержащих 6 вопросов разной...