Критическое мышление как фактор обеспечения безопасности ребенка
статья по обж

В последние годы  в отечественной педагогической науке стали появляться работы, направленные на выявление путей, средств, методов, условий обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, в том числе и психологической безопасности личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критическое мышление как фактор обеспечения безопасности ребенка

Мареш Светлана Владимировна,

педагог-психолог МБУ детский сод № 43 «Гнёздышко» г.о. Тольятти

Процессы  преобразования в социальной, духовной, политической и экономической жизни, происходящие в настоящее время в России, ставят новые проблемы и задачи перед обществом и государством. Среди них важное место принадлежит проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и психологической безопасности личности, как условию благоприятного развития социума в целом.

В концепции модернизации российского образования одной из приоритетных задач является формирование социально адаптированной личности, способной эффективно адаптироваться в современных условиях, предвидеть трудности, решать их.

В последние годы  в отечественной педагогической науке стали появляться работы, направленные на выявление путей, средств, методов, условий обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, в том числе и психологической безопасности личности.

Что же такое психологическая безопасность?

Психологическая безопасность  –  положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического и физического ущерба личности.

Психологическая безопасность зачастую  оказывается под влиянием различных негативных воздействий со стороны внешних факторов: информационно-психологическое воздействие (воздействие словом, информацией через телевидение, компьютерные игры и пр.), психогенное воздействие (физическое воздействие на мозг человека),   психоаналитическое воздействие (воздействие на подсознание в состоянии гипноза или глубокого сна), нейролингвистическое воздействие,  психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие и психотропное воздействие  (с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ).

При этом информационно-психологическое воздействие обладает наиболее широким уровнем охвата объектов и всеобщим универсальным характером действия.

Анализ научной литературы (Л.В. Астахова, Г.В. Грачев, Л.М., Столбникова; А.В. Федоров и др.) показал,  что одним из средств защиты от негативных воздействий является критическое мышление.

Психологи Р. Эннис и Э. Норрис трактовали критическое мышление как сумму навыков и умений мыслить рационально, контролируя сам процесс мышления, а также умение следовать законам формальной логики, выявляя при этом нарушение этих законов.

В основе защитной  функции критического мышления лежит потребность личности в психологической безопасности, которая создает установку на выявление угроз.

Мыслительные действия критического мышления носят поисковый характер. Начальной фазой является осознание потенциальной угрозы, осмысление проблемы. От осознания мысль переходит к обработке информации, которая совершается посредством критического мышления, включающего в себя логические операции, рефлексию и интерпритацию.

В основном аспекты развития критического мышления  как составляющей психологической безопасности ребенка рассматриваются в рамках школьного образования, упуская из вида дошкольный возраст. А именно в дошкольном возрасте происходит формирование и развитие критического мышления. Это как раз тот период, когда ребёнок начинает задавать кучу вопросов и любимым словом его становится «почему». Ребёнок становится любознательным. И если не отмахиваться от его вопросов, то тяга к знаниям у него останется на всю жизнь, а мышление станет критическим.

К 4-5 годам, когда наглядно-образное мышление уже сформировано, детям достаточно только представить себе нужный предмет — вспомнить его образ. Мы, взрослые, в этот момент отчетливо видим, что у детей проявилась способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Они могут уже не только интерпретировать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение собеседника, всегда сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Однако часто проблема состоит в том, что развитие критического мышления автоматически делает ребенка неудобным для родителей и педагогов. Ведь такой малыш, вместо того чтобы слушаться и делать, что говорят, начинает задавать миллион вопросов, сомневаться в авторитете взрослых. С таким ребёнком трудно.

С другой стороны многие педагоги и родители стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. К сожалению, об этом задумались лишь недавно. Раньше существовал такой стереотип: "Послушный ребенок не спорит со старшими". Во многих семьях и образовательных системах стереотип жив и по сей день. Детям часто приходится слышать: "Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят". Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью.

Таким образом, обеспечение психологической безопасности личности ребенка предполагает решение следующих задач в разрезе данной проблемы:

1. Развитие критического мышления как одного из средств защиты от негативного воздействия внешних факторов на психологическое здоровье и безопасность ребенка.

2. Обучение дошкольников безопасному стилю жизни (умение предвидеть опасное событие, по возможности избежать его, при необходимости действовать).

3. Формирование  умения управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха (страх мобилизует физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание) во благо себе.

Для решения данных задач был разработан цикл тренинг профилактической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Опасность! Помоги себе сам».  

Цель: формирование критического мышления у детей старшего дошкольного возраста, как основы усвоения правил безопасности жизнедеятельности и обеспечения психологической безопасности личности ребенка.

Задачи:

  1. Развивать критическое мышление (логические операции, рефлексию и интерпретацию).
  2. Тренировать навыки правильного поведения в разных критических ситуациях.
  3. Закреплять знание основ безопасности жизнедеятельности человека.
  4. Отработать практические навыки оказания самопомощи в экстремальных ситуациях.
  5. Стимулировать  самостоятельность и ответственность за собственную безопасность.

Тренинг предусматривает  следующие формы работы с детьми:

- просмотр мультипликационных фильмов (созданных по заказу МЧС России)

- беседы;

- психологические игры и упражнения;

- рефлексия.

Тренинг состоит из 4 занятий. Тематика встреч:

  1. «Один дома».

Направлено занятие на отработку навыков безопасного поведения ребенка в быту, находясь дома без взрослого.  Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Бытовые приборы». Игра-инсценировка «Пароль», игра «Эстафета безопасности», дидактическая игра «Что делать, если…» (демонстрация игры)

Игра состоит из двух наборов карточек: проблемные ситуации и решения. Для развития коммуникативной сферы, в процессе занятий карточки с готовыми решениями не использовались. Детям предоставлялась возможность самостоятельно проговорить решение сложной ситуации, коллективно решить ее, помочь сверстнику в решении при затруднении.

  1. «Поведение во дворе».

Направлено на отработку навыков безопасного поведения в процессе самостоятельной прогулки (без взрослого). Просмотр и обсуждение мультфильма «Во дворе». Развивающие игры: «К счастью – к сожалению», «Горячий мяч» (по аналогии «Съедобное-несъедобное»: кататься на качелях, лазить по деревьям, играть во дворе в мяч, играть в мяч около проезжей части, гладить бродячих животных и т.п), дидактическая игра «Что делать, если….)

  1. «Безопасный интернет».

Современное общество уже не представляется без сотовых телефонов, компьютеров; без общения в социальных сетях. Важно научить детей соблюдать элементарные правила безопасности в процессе интерактивных коммуникаций. Занятие направлено на ознакомление с безопасным поведением в процессе коммуникаций в соц. сетях. Алгоритм занятия аналогичен предыдущим.

Просмотр мультипликационного фильма «Компьютер», беседа по просмотренному мультфильму. Игры.

  1. «Опасный незнакомый».

Занятие направлено на актуализацию знаний и отработку умений, обеспечивающих безопасность ребенка в ситуации угрожающей жизни ребенка (преследование, похищение и т.п.)  

Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Незнакомцы», викторина «Сказочная безопасность», игра «Радио», дидактическая игра «Что делать, если…»

Результатом реализации данного цикла занятий является положительная динамика в развитии критического мышления детей старшего дошкольного возраста, усвоение основ правил безопасного поведения и развитие самостоятельности, необходимой в принятии решений в опасных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления как составляющей психологической безопасности ребенка старшего дошкольного возраста

В концепции модернизации  российского образования одной из приоритетных задач является формирование личности, способной эффективно адаптироваться в современных условиях, предвидеть трудности, реш...

Консультация по ОБЖ "Обеспечение безопасности ребенка дома"

Консультация по ОБЖ " Обеспечение безопасности ребенка дома"...

Консультация для родителей "Обеспечение безопасности ребенка дома"

     Полноценность воспитательного процесса заключается не только в постоянном назидании своему ребенку, что можно делать, а чего нельзя, а в том, чтобы ваш ребенок всегда был по...