«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
материал по обж (подготовительная группа)
Что такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения из Америки. В переводе с английского языка «лэпбук» означает «книга на коленях», представляющую собой тематическую папку или коллекцию маленьких книжек с разнообразными кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, интересных игр в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Пример плана лэпбука «Правила дорожного движения»
1. Игра «Застегни ремень безопасности»
2. Творческое задание «Раскрась»
3. Карточки с изображением знаков
5. Рассказ по картине
6. Загадки
7. игра «Пешеходный переход»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_-_konobulova_nm.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №73 «Светлячок»
Воспитатель, Конобулова Надежда Михайловна
Тема: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей
детей дошкольного возраста»
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают,что педагогу необходимо постоянно совершенствоваться, искать новые пути, повышая свой уровень профессиональной компетентности и овладевать необходимыми образовательными технологиями.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, привлекающие интерес дошкольников, учитывая возрастные особенности, а также наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
В связи с этим, в образовательном процессе можно использовать совершенно новую технологию, интересное методическое пособие – лэпбук.
Что такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения из Америки. В переводе с английского языка «лэпбук» означает «книга на коленях», представляющую собой тематическую папку или коллекцию маленьких книжек с разнообразными кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, интересных игр в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Лэпбук можно изготовить совместно с детьми старшего дошкольного возраста, а также использовать как одну из форм работы с родителями, повышая тем самым взаимосвязь ребенок-родитель-педагог.
Для создания лэпбука нужно выбрать тему. Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна.
Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук.
Пример плана лэпбука «Правила дорожного движения»
1. Игра «Застегни ремень безопасности»
2. Творческое задание «Раскрась»
3. Карточки с изображением знаков
5. Рассказ по картине
6. Загадки
7. игра «Пешеходный переход»
Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Для долговечности можно заламинировать.
Лэпбук - отлично подходит для закрепления знаний на определенную тему с детьми, также дает возможность провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки обучения. Таким образом, лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
Лэпбук хорошо использовать для занятий в группах, так как дает возможность одновременно занять несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение рисовать и т.д.).
В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения, такие как :
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Лэпбук – как разновидность метода проекта.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- целеполагание (выбор темы);
- разработка лэпбука (составление плана);
- выполнение (практическая часть);
-подведение итогов (лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения).
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы);
- техническую (фото, видео);
- информационную (сбор информации для лэпбука);
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Чем привлекательна данная форма работы в ДОУ?
Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)
В-пятых, лэпбук очень мобилен и не занимает много места.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Литература:
- Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга»
- Журнал «Обруч № 4 2015 год.
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста – М, Линка-пресс, 2007, 208 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Рекомендовано педагогам ДОУ....
Консультация для родителей "Лэпбук– как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Данная консультация была разработана с целью ознакомления родителей с иновационной педогигической технологией Лэпбук, как средство обучения....
"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...
лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
оригинальное методическое пособие-лэпбук!...
презентация "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Эта презентация поможет логопедам и воспитателям разобраться в том как самомтоятельно сделать интерактивную папку для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Лэпбук - это современное средство д...
"Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука....
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель: 1. Изучение нов...