Проект Безопасная дорогая
методическая разработка по обж (старшая группа)
Пояснительная записка.
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования - формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.
Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bezopasnaya_dorogaya.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования - формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.
Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники: дети, педагоги, родители.
Целевая группа: дети 5-6 лет.
Масштаб проекта: кратковременный.
Вид проекта: групповой.
Основание: Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.
Проблема: отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.
Актуальность: ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
Цель: формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.
Задачи:
- Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.
- Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
- Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Этапы реализации задач:
Первый этап работы (диагностика) - уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап (теоретическая подготовка) - анализ программы, изучение и подбор литературы, создание проекта.
Третий этап (практическая реализация) - расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил стихов, через чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии, посещение комнаты движения, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов.
Четвёртый этап (результаты практической деятельности) - выставки детских рисунков, овладение навыками безопасного поведения на улице (правилами пешехода, знание дорожных знаков).
Содержание этапов:
1 этап. Для определения уровня развития безопасности было подобрано диагностическое сопровождение. Оценке подлежали знания о безопасности поведения в окружающей среде по методике В. Деркунской «Диагностика культуры здоровья детей».
2 этап. Изучение и анализ программы Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» и тематической литературы.
3 этап. Работа с детьми и родителями по 3 направлениям.
Тема: Светофор и дорожные знаки
Задачи:
- Познакомить детей с дорожными знаками.
- Учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
Работа с детьми:
1. Занятия:
- «Дорожные знаки» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»;
- «Дорожные знаки» М. А. Фисенко;
- Дорожные знаки «Дети», «Переход»;
- «Зачем нужны дорожные знаки» К. Ю. Белая, «Как обеспечить безопасность
- дошкольника»;
- «Светофор и его сигналы»;
- «Правила перехода нерегулируемого перекрёстка;
2. Беседы:
- «Внимание! Переходим через улицу».
- «Знаки запрещающие, предупреждающие, разрешающие»,
- «Зачем нужны дорожные знаки».
- «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги»,
- «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»,
- «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД»,
- «Что обозначают сигналы светофора»,
3. Чтение художественной литературы:
- Головко «Дорожные знаки»;
- Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Кожевников В. «Светофор»;
- Дмоховский А. «Чудесный островок»;
- Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
- Маршак С. «Светофор»;
- Мигунова Н. А. «Светофор»;
- Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер»;
- Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
- Пляцковский И. «Светофор»;
- Прокофьев С. «Мой приятель - светофор»;
- Северный А. «Светофор»;
- Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
- Загадывание загадок.
4. Игры:
- «Азбука пешехода»,
- «Виды перекрёстков»,
- «Внимание! Дорога»,
- «Дорожные знаки».
- «Красный, жёлтый, зелёный»,
- «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков»,
- «Найди такой же знак»,
- «Необычный дорожный знак»,
- «Островок безопасности»,
- «Пешеходы и водители»,
- «Поставь дорожный знак»;
- «Светофор»,
- «Теремок»,
- «Угадай, какой знак»,
- «Учим дорожные знаки»,
- «Учись быть пешеходом».
5. Практические занятия: занятия на специально подготовленной на территории детского сада площадке.
6. Сюжетно-ролевые игры:
- «Водители и пешеходы»,
- «Волшебный светофор»,
- «Улица города».
7. Продуктивная деятельность: выставка детских рисунков «В стране дорожных знаков», «Перекрёсток»;
8. Развлечения:
- «Зеленый огонек»;
- «Путешествие в город дорожных знаков».
Работа с родителями:
- Фотовыставка «Как мы учим правила движения».
- Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».
Тема: Транспорт и опасные ситуации.
Задачи:
- Дать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном).
- Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицах города.
- Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Работа с детьми:
1. Занятия:
- «В городском транспорте» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
- «В городском транспорте» М. А. Фисенко;
- «Знакомство с транспортом» К. Ю. Белая;
- «Опасные участки на пешеходной части улицы».
2. Беседы:
- «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;
- «Как надо вести себя в общественном транспорте?»
- «Пассажирский транспорт»;
- «Труд водителей»;
- «Я - пассажир».
3. Чтение художественной литературы:
- Берестов В. «Про машины»;
- Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
- Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
- Дорохов А, «Пассажир»;
- Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
- Носов Н. «Автомобиль»;
- Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
- Семернин В. «Запрещается - разрешается»;
- Загадывание загадок о транспорте.
4. Обсуждение опасных ситуаций.
5. Игры:
- «Угадай вид транспорта»;
- «Водитель и пассажиры»;
- «Кто чем управляет»;
- «На воде, в воздухе, на земле»;
- «Осторожно пешеход»;
- «Сложи картинку»
6. Сюжетно-ролевые игры:
- «Автобус»,
- «Водители и пешеходы»,
- «ГАИ»,
- «Гараж»,
- «Транспорт».
7. Моделирование ситуаций:
- «Авария на дороге»,
- «Будущий водитель»,
- «Помоги старушке».
8. Продуктивная деятельность:
- «Моя улица»,
- «Перекрёсток»,
- «Транспорт на улицах города»,
- «Пассажирский транспорт»,
- Работа со строителем «Гараж»,
9. Развлечение: «Безопасное колесо», «Зелёный огонёк»
10. Рассматривание картины из серии «Кем быть».
Работа с родителями:
- Консультация «Посмотри направо - посмотри налево», «Внимание - дорога!».
- Памятка для родителей «Юному пешеходу».
Тема: Безопасность на улице.
Задачи:
- Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.
- Учить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
- Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
- Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
Работа с детьми:
1. Занятия:
- «Безопасное поведение на улице» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
- «Знай и выполняй правила уличного движения» К. Ю. Белая;
- «Игры во дворе» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
- «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
- «Опасные участки на пешеходной части улицы» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
- «Улица города» К. Ю. Белая.
2. Беседы:
- «Безопасное поведение на улице»,
- «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»,
- «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»,
- «Где можно играть?»,
- «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых»,
- «Почему нельзя играть на тротуаре?»,
- «Правила дорожного движения обязательны для всех».
3. Чтение художественной литературы:
- Гангов А. «Кто храбрей?»;
- Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
- Кончаловская Н. «Самокат»;
- Маршак С. «Мяч»;
- Михалков С. «Скверная история»;
- Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
- Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
- Шорыгина Т. «Волшебный мяч».
4. Обсуждение различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.
5. Моделирование ситуаций: «Найдите дорогу в детский сад», «Авария на дороге».
6. Рассматривание иллюстраций: «Улица города».
7. Игры: «Как избежать неприятностей».
Работа с родителями:
- Памятка родителям «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице».
- Рекомендации для родителей «Школа безопасности».
- Памятка родителям «Ребёнок переходит улицу».
4 этап. Проведение тематических выставок детских рисунков, открытые занятия, создание книги «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!».
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 2004.
- Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
- Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. - М. : Просвещение, 1989.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
- Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2006.
- Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М. : ВАКО, 2006.
- Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
- Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1979.
- Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
- Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
- Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Безопасная дорога"
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма. Проект реализован с детьми старшей группы. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание в группе условий, оптимально обе...
Методическая разработка проекта "Безопасная дорога детства".
Материал раскрывает работу, проводимую в нашем детском саду в рамках образовательной области "Безопасность"....
Педагогический проект "Безопасная дорога"
Педагогический проект "Безопасная дорога" для детей дошкольного возраста по реализации задач ПДД. С диагностическим материалом....
Проект "Безопасная дорога детства"
Проект на тему: "Безопасная дорога детства"...
Проект "Безопасная дорога малышей"
Проект для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей....