Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Электричество"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Ильичева Марина Олеговна

Уважаемые коллеги, хочу предоставить конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_elektrichestvu.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество»

с детьми старшей группы

Технологии:

Здоровьесберегающие

Коммуникативные

Игровые

Развивающего обучения

Цель: Дать представление детям об электричестве, электроэнергии.

Задачи:

-расширять представления детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

-знакомить с причиной появления статического электричества;

-закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;

-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

-учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;

-развивать мыслительную активность, наблюдательность;

-воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.
Материал:  дидактическая игра «Собери картинку», картинки «электричество опасно…», пластмассовые палочки, мелко нарезанная бумага, кусочки шерстяной ткани, мяч, кукла «Золушка»
Словарь: электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода, батарейка. 
Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами. 
Формы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети встают по кругу, берутся за руки. 
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

-Ребята, сегодня у нас необычное занятие.  А тему вы узнаете, отгадав загадки:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество)

Он бежит по проводам,

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы:

Холодильник, мониторы,

Кофемолка, пылесос,

Он энергию принёс. (Электрический ток)

А вы любите сказки? Попробуйте отгадать героиню из одной сказки:

Бедняжка я и замарашка,

К золе привыкла и печам.

Мне днём бывает очень тяжко,

И я мечтаю по ночам.

Но я не плачу, я не плачу,

Я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу

И всех жалею и люблю.


- Про бедную Золушку сказку читаю, Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю. Не справиться Золушке с тяжкой работой, А на балу во дворце оказаться охота. Никто не оценит стараний бедняжки! Однако работает, сил не жалея, Надеется только на добрую фею. - Поможем Золушке? Как помочь ей? Что поможет Золушке быстрее справиться с тяжелой работой? Дети: наши помощники – электроприборы. - Да, действительно, электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас есть дома электроприборы? Назовите их.

( Ответы детей)

Отгадывание загадок. 

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

Посмотри на меня

В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра.

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит. (Чайник) 

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)

Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как ни трудитесь,

Без обеда насидитесь. (Плита)

По сатиновому полю

В рейс пошел электроход.

Он плывет, с волнами споря,

То назад, а то вперед…

Там, где он оставил след,

Ни одной морщинки нет! (Утюг)    Вот так дом — Одно окно:               Каждый день в окне кино! (Телевизор)          

Посмотри на бочок

Во мне вертится волчок.

Ни кого он не бьёт,

Зато всё собьёт. (Миксер)


2.Основная часть.
- А что же такое невидимое заставляет эти приборы трудиться? Дети: Электрический ток. - А откуда берется электричество? 
- Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам.
- Ребята, скажите, а в природе, где можно встретить электричество? 
Молния – это такой мощный заряд электричества. А вы когда-нибудь слышали, как трещит ваша одежда, когда ее снимаешь? В нашей группе тоже есть электричество. По каким предметам можно догадаться о наличии электричества? Дети: розетки, выключатели, музыкальный центр, светильники и т.п. - Сейчас электричество есть в каждом доме. Он - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы.

Воспитатель: Дети, а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал?

Ответы детей.

- Сейчас каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой - вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.

Дидактическая игра "Собери картинку".

Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

Беседа о безопасном обращении с электричеством. 

Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно.  Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята? Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.

1.Электричество опасно –
Это каждый должен знать!
Чтобы пальчик или гвоздик
Вдруг в розетку не совать!

2.Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь!

3.Тостер, миксер, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старший друг!

Правила: 

Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара.

2 Нельзя трогать руками электрический провод, можно брать в руки только вилку;

3 Ничего не втыкать и не засовывать в розетки;

Гвоздики и пальчики в розетку не вставлять. 
Электричество опасно - это каждый должен знать! 

4 Не подходить к оголённым проводам, не дотрагиваться до них-это опасно для жизни;

5 Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

Нужно всем хорошо выучить правила обращения с электроприборами, а то недалеко и до пожара. А разве от электроприборов может возникнуть пожар?

Нередко причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например, оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор. Постарайтесь запомнить простое правило. Уходя из дома, нужно выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет. Нельзя включать все электроприборы сразу. Может произойти короткое замыкание – одна из причин пожара.

Игра с мячом «Для чего это нужно?».

-Давайте вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами:

Феном – сушат волосы,

Утюгом – гладят бельё,

Пылесосом – пылесосят ковры,

Миксером – взбивают крем

Лампой – освещают книгу,

Вентилятором – охлаждают воздух,

В холодильнике – хранят продукты,

По телефону – звонят,

В микроволновке – разогревают еду,

На магнитофоне – слушают музыку.

В чайнике – кипятят воду,

На электроплите – готовят еду,

3.Заключительная часть.

- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. 
Я приглашаю вас в страну волшебных предметов, где мы научимся ловить электричество. Дети подходят к воспитателю. - Чтобы попасть в эту страну надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране! 
Экспериментальная деятельность. 
1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).

Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).

- Давайте и наши шарики превратим в «волшебные», а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

Вывод: в волосах тоже живет электричество.

2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.

- Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно).

- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяной или шелковой ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в тканях из которых шьют одежду

3 опыт. У меня в руках часы, но они не ходят, почему? Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку. Часы заработали? Почему? Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали. 
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. - В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество? 
- Молодцы, ребята! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Закройте глаза, сосчитайте до 10 и обратно. Вот мы в садике опять. 
Подведение итогов. 
- С чем мы сегодня познакомились? (с электричеством) 
- Где «живет» электричество? 
 - Электричество – наш друг или враг? 
- Что будет, если  электричество кончится? 
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.).

Рефлексия.

- Посмотрите, Золушка опять у нас. Она прямо с бала пришла поблагодарить вас за то, что при помощи электроприборов она смогла переделать всю работу и попала на бал. У Золушки прекрасное настроение, и она приглашает вас потанцевать.

Звучит песня "Добрый жук" из кинофильма "Золушка". Дети танцуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"

В ходе занятия расширяются  знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...