Образовательная программа дополнительного образования «В стране безопасности» для детей 4-5 лет
рабочая программа по обж (средняя группа)
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная реакция на опасность. Поэтому одной из основных задач ДОУ является формирование у детей основ безопасности. Данная программа предназначена для детей 4-5 лет. Сроки реализации программы с октября по май. В программе прописано календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни. | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Машенька»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1 « » 2020 г. | Утверждена заведующим МАДОУ «Детский сад «Машенька» _________________ Лощилина Л.М Приказ от 2020 № ____ |
Образовательная программа дополнительного образования «В стране безопасности»
Программа познавательного развития
Возраст детей 4 – 5 лет
Составитель: воспитатель
Горбунова А.О.
п Строитель
2020
Пояснительная записка
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Поэтому обеспечение безопасности детей является одним из основных принципов организации социальной педагогической работы в дошкольном учреждении. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений о вредных и опасных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.
Задачи программы:
- познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях;
- формировать у детей правила безопасного поведения в быту;
- формировать у детей правила дорожного движения;
- формировать у детей правила пожарной безопасности;
-формировать у детей правила безопасного поведения на улице;
- формировать умение самостоятельно применять их в жизни;
- создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;
- вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;
Сроки реализации программы: октябрь-май 2020 – 2021гг.
Программа рассчитана на детей 4-5 лет.
Режим занятий: 1 занятие в неделю.
Длительность занятия: до 20 минут.
В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
• Познавательные занятия
• Беседы
• Рассказы (рассказ – объяснение)
• Работа с наглядным материалом
• Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
• Игровые ситуации – загадки
Чтение художественной литературы
Художественное творчество ( рисование, лепка, аппликация)
Целевые ориентиры по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста
Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное». Знакомить с опасными насекомыми.
Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.
Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
Планируемые результаты освоения программы
К пяти годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
- понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
- знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.
«Ребёнок и природа»
- представления о съедобных и несъедобных грибах;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
- нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.
«Ребёнок дома»
- знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
- знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
- имеет представление о строении тела человека;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
- имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
- знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
- имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
- понимает значения сигналов светофора;
- знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
- имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).
Способы проверки результатов работы: 2 диагностики (октябрь и май (итоговая))
Цель в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:
- Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
- Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
- Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
Календарно-тематическое планирование
Дети 4 -5 лет
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
октябрь | 1неделя | Улица. | Закреплять понятия «улица», «дорога», «транспорт», «тротуар», «переход» |
2неделя | Огонь-наш друг, огонь – наш враг. | Рассказать детям о том, как огонь может приносить людям пользу. Чем опасен огонь. Игра «Хорошо – плохо» | |
3неделя | Запомните ,детки , таблетки – не конфетки. | Дать представление детям о лекарствах, для чего они нужны, чем опасны для человека. | |
4неделя | О правилах пользования электроприборами. | Познакомить детей с электроприборами, сформировать представление о правилах пользования электроприборами, рассказать об опасности электрических приборов. | |
ноябрь | 1неделя | Транспорт | Закреплять знания детей о видах транспорта, познакомить с правилами поведения пассажиров. |
2неделя | Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем | Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Рассказать о причинах пожара, что нужно делать что – бы не случился пожар. | |
3неделя | Бережем свое здоровье. | Рассказать детям о том, что надо делать что бы не заболеть, познакомить с профессией врача. | |
4неделя | Наши маленькие друзья- кошечки, собачки. | Знакомить детей с правилами поведения при общении с животными. | |
декабрь | 1неделя | Светофор. | Закреплять понятие «светофор», знания детей о правилах перехода через дорогу. |
2неделя | Елочка, не зажгись. | Поговорить с детьми о том, что скоро новый год и все будут наряжать елку .Обратить внимание детей на то, что любая елка может загореться от любого источника высокой температуры. | |
3неделя | Осторожно тонкий лед. | Рассказать детям о том, что в начале зимы лед еще не окреп, выходить на него нельзя. | |
4неделя | Чтоб здоровье было в порядке, заниматься будем зарядкой. | Приобщить детей к регулярным занятиям физкультурой, воспитывать дух соревновательности, уважительное отношение друг к другу. | |
январь | 2неделя | Твои помощники на дорогах | Продолжать знакомить детей с знаками дорожного движения. Рассказать для чего придуманы дорожные знаки, как они выглядят, где устанавливают. |
3неделя | Ножницы, катушки – это не игрушки | Продолжать знакомить детей с правилами безопасности дома. Знакомить детей с ножницами и катушкой. Рассказать о том, чем полезны и чем опасны эти предметы. | |
4неделя | Небезопасные зимние забавы. | Рассказать детям какие бывают зимние игры, выяснить у детей какие из них самые любимые у детей. Познакомить с правилами безопасности при катании с горки, катании на коньках, играх в снежки. | |
февраль | 1неделя | Какие бывают машины | Продолжать знакомить детей со специальным транспортом. |
2неделя | Профессия –пожарный. | Рассказать детям о профессии пожарного. Игра « Что нужно пожарным». | |
3неделя | Встреча с незнакомцем. | Рассказать детям какого человека мы называем незнакомцем. Как вести себя если к тебе подходит незнакомец. Чтение сказки «Красная шапочка» | |
4неделя | О правильном питании и пользе витаминов. | Рассказать детям о том, что чтобы расти и развиваться, человек должен правильно питаться. В продуктах содержаться витамины, рассказать чем они полезгны. | |
март | 1неделя | Лучший пешеход | Познакомить детей с движением пешеходов, объяснить, какой вред наносят нарушители правил уличного движения. |
2неделя | Пожарный транспорт | Познакомить детей с пожарным транспортом: машинами, верталетами. | |
3неделя | Не балуйся на балконе. | Поговорить с детьми о правилах поведения на балконе, что можно упасть. | |
4неделя | Наши зубки и уход за ними | Дать детям представление о молочных зубах, познакомить с правилами ухода за зубами, воспитывать желание быть здоровым. | |
апрель | 1неделя | Правила поведения в транспорте. | Рассказать детям как называются люди, которые едут в транспорте, какие знаки мы можем увидеть в транспорте, как надо вести себя в транспорте. |
2неделя | Не бойся и не прячься. | Игра «Тили- бом, тили- бом загорелся Кошкин дом.». Рассказать детям о том, как вести себя если случился пожар. | |
3неделя | А у нас в квартире газ. | Совершить экскурсию по кухне., рассказать какие предметы находятся на кухне. Обратить внимание на газовую плиту. Рассказать что нельзя подходить к газовой плите. | |
4неделя | Опасные насекомые. | Вспомнить с детьми, каких насекомых они знают, рассказать что среди крошечных насекомых есть осы, шершни, оводы, комары укусы которых опасны для человека. Познакомить с правилами поведения при встрече с опасными насекомыми. | |
май | 1неделя | Дорога до детского сада. | Выяснить у детей, как они добираются до детского сада. Повторить элементарные правила дорожного движения |
2неделя | Знает каждый гражданин этот номер- 01 | Продолжать знакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону. | |
3неделя | На прогулку мы идем. | Рассказать детям как как надо вести себя на детской площадке. | |
4неделя | Не все грибы съедобны. | Рассказать детям , что в лесу растет множество грибов, их можно употреблять в пищу, но есть и ядовитые грибы. |
Литература.
1. О. В. Чермашенцева « Обучение дошкольников безопасному поведению». «Учитель» .
2. К.Ю. Белая « Формирование основ безопасности у дошкольников.» М., 2015.
3. Е.А.Романова « Занятия по правилам дорожного движения». М., 2008.
4. Т.А.Шорыгина «. Беседы об основах безопасности с детьми». М. ,2008
5. «Пожарная безопасность» Беседы с ребенком. Издательский дом «Карапуз».
6. Серия стихов Натальи Машиной . Издательство « Учитель».:
- Будь осторожен с огнем;
- Будь осторожен на природе;
- Будь осторожен с незнакомцами:
- Будь осторожен на дороге.
7.Уроки для самых маленьких:
- Безопасность дома и на улице:
- Правила маленького пешехода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа дополнительного образования "В стране оригами" для детей 4-5 лет
Рабочая программа дополнительного образования "В стране оригами" для детей 4-5 лет...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...