Образовательная программа дополнительного образования «В стране безопасности» для детей 4-5 лет
рабочая программа по обж (средняя группа)

Горбунова Анастасия Олеговна

У детей дошкольного возраста отсутствует защитная реакция на опасность. Поэтому одной из основных задач ДОУ является формирование у детей основ безопасности. Данная программа предназначена для детей 4-5 лет.  Сроки реализации программы с октября по май. В программе прописано календарно - тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  «Машенька»

Рассмотрена и рекомендована

 к утверждению педагогическим советом № 1  

«   »           2020 г.

Утверждена                                                                               заведующим МАДОУ «Детский сад «Машенька»

_________________ Лощилина Л.М

Приказ от                    2020 № ____

Образовательная программа дополнительного образования «В стране безопасности»

                                               

Программа познавательного развития

Возраст детей 4 – 5 лет

Составитель: воспитатель

                                                                                                          Горбунова А.О.

п Строитель

2020

Пояснительная записка

У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Поэтому обеспечение безопасности детей является одним из основных принципов организации социальной педагогической работы в дошкольном учреждении. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений о вредных и опасных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.

Задачи программы:

- познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях;

- формировать у детей правила безопасного поведения в быту;

- формировать у детей правила дорожного движения;

 - формировать у детей правила пожарной безопасности;

 -формировать у детей правила безопасного поведения на улице;

- формировать умение самостоятельно применять их в жизни;

- создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;

- вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;

Сроки реализации программы: октябрь-май 2020 – 2021гг.

Программа рассчитана на детей 4-5 лет.

Режим занятий: 1 занятие в неделю.

Длительность занятия: до 20 минут.

В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях.

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:

• Познавательные занятия

• Беседы

• Рассказы (рассказ – объяснение)

• Работа с наглядным материалом

• Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)

• Игровые ситуации – загадки

Чтение художественной литературы

Художественное творчество ( рисование, лепка, аппликация)

Целевые ориентиры по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста

 Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное». Знакомить с опасными насекомыми.

Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).

Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.

Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Планируемые результаты освоения программы

К пяти годам в результате освоения программы ребёнок:

«Ребёнок и другие люди»

  • имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
  • понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
  • знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.

«Ребёнок и природа»

  • представления о съедобных и несъедобных грибах;
  • знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
  • нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.

«Ребёнок дома»

  • знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
  • знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.

«Здоровье ребёнка»

  • знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
  • имеет представление о строении тела человека;
  • имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
  • имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
  • знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
  • имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;

 «Ребёнок на улице»

  • имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
  • понимает значения сигналов светофора;
  • знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
  • имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).

Способы проверки результатов работы: 2 диагностики (октябрь и май (итоговая))       

Цель в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Цель в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).

По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:

  • Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
  • Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
  • Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

                            

                              Календарно-тематическое планирование

Дети 4 -5 лет

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

октябрь

1неделя

Улица.

Закреплять понятия «улица», «дорога», «транспорт», «тротуар», «переход»

2неделя

Огонь-наш друг, огонь – наш враг.

Рассказать детям о том, как огонь может приносить людям пользу. Чем опасен огонь. Игра «Хорошо – плохо»

3неделя

Запомните ,детки , таблетки – не конфетки.

Дать представление детям о лекарствах, для чего они нужны, чем опасны для человека. 

4неделя

О правилах пользования электроприборами.

Познакомить детей с электроприборами, сформировать представление о правилах пользования электроприборами, рассказать об опасности электрических приборов.

ноябрь

1неделя

Транспорт

Закреплять знания детей о видах транспорта, познакомить с правилами поведения пассажиров.

2неделя

Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем

Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Рассказать о причинах пожара, что нужно делать что – бы не случился пожар.

3неделя

Бережем свое здоровье.

Рассказать детям о том, что надо делать что бы не заболеть, познакомить с профессией врача.

4неделя

Наши маленькие друзья- кошечки, собачки.

Знакомить детей с правилами поведения при общении с животными.

декабрь

1неделя

Светофор.

Закреплять понятие «светофор», знания детей о правилах перехода через дорогу.

2неделя

Елочка, не зажгись.

Поговорить с детьми о том, что скоро новый год и все будут наряжать елку .Обратить внимание детей на то, что любая елка может загореться  от любого источника высокой температуры.

3неделя

Осторожно тонкий лед.

Рассказать детям о том, что в начале зимы лед еще не окреп, выходить на него нельзя.

4неделя

Чтоб здоровье было в порядке, заниматься будем зарядкой.

Приобщить детей к регулярным занятиям физкультурой, воспитывать дух соревновательности, уважительное отношение друг к другу.

январь

2неделя

Твои помощники на дорогах

Продолжать знакомить детей с знаками дорожного движения. Рассказать для чего придуманы дорожные знаки, как они выглядят, где устанавливают.

3неделя

Ножницы, катушки – это не игрушки

Продолжать знакомить детей с правилами безопасности дома. Знакомить детей с ножницами и катушкой. Рассказать о том, чем полезны и чем опасны эти предметы.

4неделя

Небезопасные зимние забавы.

Рассказать детям какие бывают зимние игры, выяснить у детей какие из них самые любимые у детей. Познакомить с правилами безопасности при катании с горки, катании на коньках, играх в снежки.

февраль

1неделя

Какие бывают машины

Продолжать знакомить детей со специальным транспортом.

2неделя

Профессия –пожарный.

Рассказать детям о профессии пожарного. Игра « Что нужно пожарным».

3неделя

Встреча с незнакомцем.

Рассказать детям какого человека мы называем незнакомцем. Как вести себя если к тебе подходит незнакомец. Чтение сказки «Красная шапочка»

4неделя

О правильном питании и пользе витаминов.

Рассказать детям о том, что чтобы расти и развиваться, человек должен правильно питаться. В продуктах содержаться витамины, рассказать чем они полезгны.

март

1неделя

Лучший пешеход

Познакомить детей с движением пешеходов, объяснить, какой вред наносят нарушители правил уличного движения.

2неделя

Пожарный транспорт

Познакомить детей с пожарным транспортом: машинами, верталетами.

3неделя

Не балуйся на балконе.

Поговорить с детьми о правилах поведения на балконе, что можно упасть.

4неделя

Наши зубки и уход за ними

Дать детям представление о молочных зубах, познакомить с правилами ухода за зубами, воспитывать желание быть здоровым.

                          апрель

1неделя

Правила поведения в транспорте.

Рассказать детям как называются люди, которые едут в транспорте,  какие знаки мы можем увидеть в транспорте, как надо вести себя в транспорте.

2неделя

Не бойся и не прячься.

Игра «Тили- бом, тили- бом загорелся Кошкин дом.». Рассказать детям о том, как вести себя если случился пожар.

3неделя

А у нас в квартире газ.

Совершить экскурсию по кухне., рассказать какие предметы находятся на кухне. Обратить внимание на газовую плиту. Рассказать что нельзя подходить к газовой плите.

4неделя

Опасные насекомые.

Вспомнить с детьми, каких насекомых они знают, рассказать что среди крошечных насекомых есть осы, шершни, оводы, комары укусы которых опасны для человека. Познакомить с правилами поведения  при встрече с опасными насекомыми.

май

1неделя

Дорога до детского сада.

Выяснить у детей, как они добираются до детского сада. Повторить элементарные правила дорожного движения

2неделя

Знает каждый гражданин этот номер- 01

Продолжать знакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону.

3неделя

На прогулку мы идем.

Рассказать детям как как надо вести себя на детской площадке.

4неделя

Не все грибы съедобны.

Рассказать детям , что в лесу растет множество грибов, их можно употреблять в пищу, но есть и ядовитые грибы.

Литература.

1. О. В. Чермашенцева  « Обучение дошкольников безопасному поведению». «Учитель» .

2. К.Ю. Белая « Формирование основ безопасности у дошкольников.» М., 2015.

3. Е.А.Романова «  Занятия по правилам дорожного движения». М., 2008.

4. Т.А.Шорыгина «. Беседы об основах безопасности с детьми». М. ,2008

5. «Пожарная безопасность»  Беседы с ребенком. Издательский дом  «Карапуз».

6. Серия стихов Натальи Машиной . Издательство « Учитель».:

- Будь осторожен с огнем;

- Будь осторожен на природе;

- Будь осторожен с незнакомцами:

- Будь осторожен на дороге.

7.Уроки для самых маленьких:

-  Безопасность дома и на улице:

- Правила маленького пешехода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа дополнительного образования "В стране оригами" для детей 4-5 лет

Рабочая программа дополнительного образования "В стране оригами" для детей 4-5 лет...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...