Рабочая программа по "Личной безопасности"
рабочая программа по обж (младшая группа)
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально- личностное направление. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lichnoy_bezopasnosti.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №5»
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО
на заседании на педагогическом совете
методического совета протокол № 1 от «30.08.21 г» протокол № 1 от « 30.08 » 21 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «НОШ №5»
___________С.А.Колпакова
приказ № 118 от « 30.08 » 21 г.
Рабочая программа по обучению дошкольников Правилам личной безопасности
( В соответствии с ФГОС ДО)
Составитель:
Иванова Л.А.
Воспитатель МБОУ «НОШ № 5»
Г. Юрга
Содержание программы
1. Пояснительная записка……………………………………………….. ....................3 2. Цели и задачи реализации программы……………………………………………. 4 3. Содержание педагогической работы с детьми по освоению личной безопасности………………………………………………………………..…………..5 4.Результат освоения программы……………………………………………………...7 5. Календарно - тематическое планирование……………………………...................9 6. Взаимодействие с семьями воспитанников…………………………….................11 7. Список использованных источников…………………………………………… .12 |
Пояснительная записка
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально- личностное направление. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому нашей главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим, больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в старшем дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности за свое поведение, становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Цели и задачи реализации Программы:
Цели программы- сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
-создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;
-осуществление систематической работы с детьми по формированию знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностей здорового образа жизни, знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте;
- вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;
-повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей знаний о правилах безопасного поведения.
Срок реализации: 4 года.
Первый год – вторая младшая группа (четвѐртый год жизни).
Второй год – средняя группа ( пятый год жизни)
Третий год обучения - старшая группа (шестой год жизни).
Четвертый год обучения - подготовительная к школе группа (седьмой год жизни).
НОД может планироваться по выбору педагога 1 раз в месяц в разделе «Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе» или по принципу комплексно-тематического планирования, когда под тему безопасность отводится специально выделенная тема. Во второй младшей группе НОД – 15 мин. ,в средней группе НОД — не более 20 минут, старшей группе продолжительностью не более 25 минут. В подготовительной к школе группе – не более 30 минут.
Содержание педагогической работы с детьми по освоению правил личной безопасности:
В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов:
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности. Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.
Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, рассматривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала. Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения. Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.) Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего это касается занятий, но изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, 6 чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы. Например, инструктор по физической культуре, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. Педагог по изодеятельности в содержание отдельных занятий включает такие темы, как ядовитые растения, опасные ситуации, связанные с контактами с другими людьми. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы :
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской активности;
-ребенок научился ориентироваться в окружающей его обстановке и умеет оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения « Опасно-неопасно»
-ребенок научился быть внимательным, осторожным и предусмотрительным
-ребенок сформировал важный алгоритм восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
-ребенок готов к самосохранительному поведению, развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.
Результаты освоения программы:
В результате освоения программы ребёнок по разделу «Ребёнок и другие люди»:
-знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
-знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд, лифт;
-знает, как правильно вести себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с незнакомым по телефону; умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
-знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.
«Ребёнок и природа»:
-различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения;
-знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники; имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
-знает правила поведения при контакте с животными.
«Ребёнок дома»:
-называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
-имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
-знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы; умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.
«Здоровье ребёнка»:
-знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
-знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний; имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела; понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
-имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
-знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
-имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.
" Эмоциональное благополучие ребенка"
-осознанно воспринимает свои чувства, желания, выражает их понятным другим людям образом;
-знает способы выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.
«Ребёнок на улице»
-имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
-соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения;
-понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
-узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»; различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
-знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Календарно - тематическое планирование по ПДД по возрастам:
Возрастная категория | Тема |
Сентябрь | |
Вторая младшая группа ( 3-4 г.) | «Не играй с огнем, спички детям не игрушка». |
Средняя группа ( 4-5 л.) | «Уроки осторожности - огонь». |
Старшая группа ( 5-6 лет) | Круг общения «Не играй с огнем |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | «Правила поведения в детском саду» |
Октябрь | |
Вторая младшая группа ( 3-4 г.) | «Животные и человек». |
Средняя группа ( 4-5 л.) | Проблемная ситуация «Как пользоваться лесными дарами». |
Старшая группа ( 5-6 лет) | «Опасные предметы» |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Беседа «Опасные предметы» |
Ноябрь | |
Вторая младшая группа ( 3-4 г.) | «Осторожно гололёд». |
Средняя группа ( 4-5 л.) | Беседа «Осторожно, гололед». |
Старшая группа ( 5-6 лет) | «Поведение ребенка на улице» |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Беседа «Поведение ребенка на улице» |
Декабрь | |
Вторая младшая группа ( 3-4 г.) | «Осторожно, сосулька!». |
Средняя группа ( 4-5 л.) | Личная безопасность Д/И «Что такое хорошо, что такое плохо?» |
Старшая группа ( 5-6 лет) | «Осторожно, гололед!» |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Беседа «Осторожно, гололед!» |
Январь | |
Вторая младшая группа ( 3-4 г.) | Беседа «Зимой на горке». |
Средняя группа ( 4-5 л.) | Беседа «В гостях у Витаминки». |
Старшая группа ( 5-6 лет) | Моделирование ситуации «Я потерялся» |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Беседа «Осторожно, сосульки!»» |
Февраль | |
Вторая младшая группа ( 3-4 г.) | Беседа «Поведение ребёнка в быту» . |
Средняя группа ( 4-5 л.) | Беседа «Где живут микробы?» |
Старшая группа ( 5-6 лет) | «Осторожно, гололед!»» |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Беседа «Осторожно, сосульки!»» |
Март | |
Вторая младшая группа ( 3-4 г.) | «Дорога не место для игр». |
Средняя группа ( 4-5 л.) | Игровая ситуация «Осторожно, ледоход» |
Старшая группа ( 5-6 лет) | «Опасные предметы» |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Беседа «Опасные предметы |
Апрель | |
Вторая младшая группа ( 3-4 г.) | Беседа «Осторожно- тонкий лед». |
Средняя группа ( 4-5 л.) | Игровая ситуация «Осторожно, ледоход»! |
Старшая группа ( 5-6 лет) | «Безопасность на льду весной» |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Беседа - «Безопасность на льду весной» |
Май | |
Вторая младшая группа ( 3-4 г.) | «Как вести себя во время подвижных игр». |
Средняя группа ( 4-5 л.) | Д/и «Незнакомый предмет». |
Старшая группа ( 5-6 лет) | «Съедобное – несъедобное»» |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Беседа «Правила безопасности при катании с горки, на качели. При проведении подвижных игр» |
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Эффективность данной программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какоголибо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор в работе с родителями уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего у взрослых. Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам: какие книги читать детям, как проводить дома работу с ребенком по безопасному поведению на улице, какие настольные игры купить ребенку. На собраниях обсуждаем вопросы, касающиеся формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Возможны следующие направления работы педагогов с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
-ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
-организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника и т.д.);
-ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Список использованных источников:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. «Безопасность». Рабочие тетради №№ 1, 2. - Спб.: «Детство-Пресс», 2002.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.: «Детство- Пресс», 2009.
3. «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице. -Калининград, 1995.
4. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. / К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.: Просвещение, 1998.
5. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Сост. Н.А. Извекова. А.Ф. Медведева и др.; Под. Ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице». Для среднего и старшего дошкольного возраста. Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей/ К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.Просвещение, 1998.__ 36
7.Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 8. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа безопасности" для подготовительной группы
Программа занятий по основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа "Школа безопасности" для подготовительной группы
Программа занятий по основам безопасности жизнедеятельности...
рабочая программа «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Программа направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, пр...
рабочая программа по безопасности
рабочая программа...
Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)
Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...
Рабочая программа"Страна безопасности"
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы, взрослые, испытываем за самых беззащитных граждан &nd...
Рабочая программа по безопасности
Рабочая программа по созданию безопастных условий при организации образовательного процесса "Будь здоров!"...