«Современные подходы в работе с воспитанниками по изучению основ безопасного поведения в ДОО»
методическая разработка по обж
«Самое дорогое у человека - жизнь» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. На каждом шагу его подстерегает опасность. Опасность-это процесс, явление или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека. Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких животных и природных явлений. Со временем изменялись условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. И оттого, донесём ли мы, взрослые, до сознания современного ребёнка необходимые знания, будет зависеть его здоровье и жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_oyu_osnovy_bezopasnogo_povedeniya_v_doshkolnoy_organizatsii.docx | 128.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы в работе с воспитанниками по изучению основ безопасного поведения в ДОО»
Подготовила : старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №18» г.о. Саранск Кислякова Ольга Юрьевна
«Самое дорогое у человека - жизнь» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. На каждом шагу его подстерегает опасность. Опасность-это процесс, явление или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека. Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких животных и природных явлений. Со временем изменялись условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. И оттого, донесём ли мы, взрослые, до сознания современного ребёнка необходимые знания, будет зависеть его здоровье и жизнь.
Причинить вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое. Поэтому стоит выделить следующие виды опасности:
- природные – стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, понижения и повышения температуры воздуха, солнечное излучение), а также контакт с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями;
- техногенные –связанные с техникой (транспорт, электрический ток, газ, острые колющие и режущие предметы и многое другое);
- социальные – связанные с человеческим обществом (террористические акты, криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.)
Ежегодно и ежедневно из-за детских шалостей или по неосторожности происходят несчастные случаи. Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам безопасного поведения, а, во-вторых, в ДОО необходимо ещё больше уделять внимание ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения. Именно поэтому, одной из главных задач любой общеобразовательной программы дошкольного образования приоритетной является задача укрепления и сохранения здоровья и жизни детей.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию программы дошкольного образования в пяти направлениях (образовательных областях).
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению в обращении с огнём, на дорогах, в быту, на природе. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий по безопасности не так – то просто. Ведь к дошкольникам нужен особый подход. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причём донести так, чтобы он, затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом приходил на занятия. Поэтому в занятия с детьми мы необходимо вносить элементы новизны, включать игровые моменты, использовать театрализованную педагогику, наглядные пособия.
Главная цель работы нашего ДОО в вопросе основ безопасного поведения– формировать у детей, начиная с младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.
Чтобы работа по данной проблеме велась системно и планомерно необходимо:
- постоянно пополнять предметно – развивающую среду в групповых комнатах (дополнять подбор художественной литературы, иллюстраций, атрибутов, игрушек, настольно-печатных игр, альбомов по правилам дорожного движения, противопожарной тематике, безопасности в природе, и т.п., изготовить макет перекрёстка, светофора ,подобрать дорожные знаки, наглядно оформить номера телефонов экстренных служб.);
- подобрать дидактический материал для формирования у детей здорового чувства опасности;
- систематически планировать и проводить совместную деятельность педагога и детей (наблюдения, беседы, дидактические игры, игры-занятия, вечера досуга, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);
- планировать и проводить работу с родителями (тематические родительские собрания, консультации, использовать наглядный материал, опросы и анкетирование);
- поддерживать постоянную связь с работниками безопасности на дорогах, со службой пожарной охраны.
Работа с воспитанниками по формированию основ безопасности жизнедеятельности базируется на материале программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Она проводится в три этапа:2-й-в младшей группе; в средней группе; 3-й-в старшей -подготовительной группе.
Цель первого этапа в работе с младшими детьми- сформировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого необходимо создавать предметную среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно- печатные игры. Ежемесячно работа по основам безопасного поведения включается в календарный планирование, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изобразительную деятельность.
Цель второго этапа в работе с детьми 4-5 лет- сформировать основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, положительное отношение к правилу «Нельзя!».Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведётся по всем разделам программы, формируя у детей:
- личностные качества (дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание);
- определённые знания и умения (ориентировка в пространстве, пользование различными бытовыми приборами, правильное поведение при возникновении чрезвычайной ситуации.)
Цель 3-го этапа в работе с детьми 6-7 лет- формировать правила дорожной, пожарной, бытовой, личной безопасности; расширять знания детей о действиях при опасных ситуациях; воспитывать ответственное отношение к своей и чужой безопасности. В старше – подготовительной группе дети знакомятся с причинами возникновения пожаров, аварий, несчастных случаев, учатся правильно действовать в сложной и опасной ситуации.
Работа с родителями – одно из важнейших воспитательно- образовательных направлений работы в ДОО. Для благополучия ребёнка очень важно выбрать стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим контакт с родителями. Они должны стать заинтересованными партнёрами, и активными помощниками в работе по данному направлению. Работа с семьёй разнообразна. Она включает несколько направлений: информационно- аналитическое, познавательное, наглядно- информационное, досуговое. Это и беседы о различного рода безопасности, и размещение в родительском уголке злободневных статей и материалов, и оформление папок – передвижек, и открытые просмотры занятий для родителей по ОБЖ, и анкетирование, и встречи с инспекторами ГИБДД и пожарной охраны.
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через его внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования. Тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад " Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности"
Докла....
«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности в ДОУ »
«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности в ДОУ »Детский сад - это целостный организм, где все должны осознавать и нести полную ответственность за сохра...
Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ 24.09.2020
Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ...
Мастер-класс для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности»
Мастер-класс для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности» Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных по...
Доклад на тему: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ ОБЖ в ДОУ»
«Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский Детский сад ведет большую работу в этом направлении, ищет поиски новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дош...
«Современные подходы в работе с детьми по формированию основ безопасности и жизнедеятельности и здорового образа жизни дошкольников»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, формированию здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»
Все мы — педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные с...