Дорожная азбука
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Михайлина Любовь Валерьевна

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями. 

 

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры,  ИКТ презентации, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_azbuka_mihaylinoy.docx786.92 КБ

Предварительный просмотр:

BD07304_ «Дорожная азбука»

Азбуку дорожную

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда!

Пояснительная записка

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать дальше. Поэтому обеспечений безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым при несравненно большей интенсивности автомобильного движения

Причиной дорожного - транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Они не умеют еще управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой, они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования  основ безопасного поведения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями.  

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры,  ИКТ презентации, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.

Эту проблему, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД.

Основные задачи по данному разделу.

http://redcap-tash.ru/wp-content/uploads/2013/10/festival.jpg

Подготовительная группа

Цель.

Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения.

Задачи.

Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).

Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.

Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.

Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.

Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Модель выпускника.

http://caduk.caduk.ru/images/lll8

Компетентность.

Знают основные знаки и термины дорожного движения.

Креативность.

Характерна активная, деятельностная  позиция, готовность к неординарным решениям, любознательность, познавательная активность.

Инициативность.

Ребенок может найти занятие, предложить интересное дело.

Самостоятельность и ответственность.

Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях, способен проявлять волевые усилия.

Произвольность.

Способен к волевой регуляции поведения, проявляет настойчивость,

умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям.

Свобода поведения и безопасность.

Ребенок осторожен и предусмотрителен. Избегает травм, знает как вести

себя в экстремальных ситуациях, проявляет разумность в незнакомой

обстановке. Умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

Самосознание и самооценка.

Развито чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию деятельности. Способны адекватно оценить результаты своей деятельности.

Мониторинг качества образования по формированию представлений дошкольников о правилах дорожного движения.

     

   Диагностические материалы, позволяют диагностировать уровень: - сформированности представлений детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.

http://skyslogan.ru/uploads/posts/2013-03/1362641353_2013-03-07_112809.jpg

Вопросник для проверки знаний детей по теме “Дорожная азбука”

1.         Что такое улица?                  

2.         Как регулируется движение на улице?                  

3.         Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?                  

4.         Какие светофоры стоят на улицах города?                  

5.         Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?                  

6.         Как называется человек, который регулирует движение на дороге?          

7.         Что помогает регулировщику управлять движением?                  

8.         Для чего нужны дорожные знаки?                  

9.         Какие дорожные знаки ты знаешь?                  

10.         Где должны ходить пешеходы?                  

11.         Что такое перекресток?                  

12.         Где и как нужно переходить дорогу?                  

13.         Как обозначается пешеходный переход?                  

14.         Какие пешеходные переходы ты знаешь?                  

15.         Где на проезжей части можно переждать поток машин?                  

16.         Где должны ездить автомобили?                  

17.         Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского?                  

18.         Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?                  

19.         Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?          

20.         Какие ты знаешь правила поведения в транспорте?                  

21.         Чего нельзя делать на дороге?                  

 Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Подготовительная группа

Сентябрь 2019

№ п\п

Ф.И. ребенка

Умеет решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе

Имеет представление об основных правила дорожного движения.

Узнает разные виды транспорта, умеет классифицировать; пассажирский, строительный, военный.

Имеет представление о работе регулировщика и его функциях;

Умеет классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

1

2

3

4

5

6

7

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов образования:

- наблюдения

- игры (дидактические, сюжетно-ролевые)

- игровые обучающие ситуации с игровой мотивацией

- моделирование

- проекты и др.

         Методические разработки предусматривают осуществление образовательной работы в разных формах:

- на специально организуемых занятиях (различных типов и видов)

- в играх (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных)

- на прогулках

- в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы)

- развлечения и досуги

          Тематика методических разработок позволяет решить несколько педагогических задач: осуществлять познавательное развитие детей, дать им определенную сумму знаний по правилам дорожного движения, правилам поведения на дорогах, в  автотранспорте, о дорожных знаках.

формировать мотивацию на необходимость безопасного поведения на улицах города, выработке положительных, устойчивых привычек.

сформировать понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от умения самостоятельно решать проблемы; формировать у ребенка способность прогнозировать развитие событий и последствий в условиях нарушений транспортно-дорожного режима.

Перспективно-тематическое планирование

Сентябрь

№ учебной недели

Тема

Цель и задачи

1 неделя

Беседа по ПДД.

"Школа пешехода"

Уточнить знания детей о правилах поведения на улице; играть только во дворе, а не на проезжей части улицы.

2 неделя

НОД

«Улица полна неожиданностей»

Цель. Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.
Задачи:

Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу (правило светофора.)
Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.

3 неделя

Подвижные игры «Цветные автомобили»,

«Светофор», «Перекрёсток».

Научить детей быть внимательными во время игр, уточнить, что это им поможет и в серьёзных ситуациях.

4 неделя

НОД. Чтение рассказа Н. Носова "Автомобиль".

Учить внимательно слушать литературное произведение, понимать его смысл. Закрепить знания о разных частях машины, о правилах поведения на дороге. Учить детей правильно понимать изображённую ситуацию, мотивированно оценивать поступки героев рассказа.

Октябрь

5 неделя

Беседа «Красный, жёлтый, зелёный»

Уточнить у детей значение о значении сигналов светофора: красный свет — стой, жёлтый — жди, зелёный — иди; развивать внимание; воспитывать желание строго соблюдать правила дорожного движения.

6 неделя

НОД

«Знаем   ли мы   правила дорожного движения?»

Цель:    дать детям четкое представление о требованиях п.д.д.,

Задачи:  воспитывать у детей чувство осуждения отрицательных качеств и форм поведения на улице, учить детей логически мыслить, рассуждать, сопоставлять, развивать ориентировку в пространстве.

7 неделя

Дидактические игры «Кто, где работает?»,

«Найди свой домик» 

Учить распределять и раскладывать по классификации.

8 неделя

НОД "Мы пешеходы"

Цель: формирование у детей основ безопасного поведения на улицах города.                             задачи: закрепить знания детей о своем родном городе, дать представление о больших центральных улицах, о работе транспорта; расширить знания о правилах дорожного движения на основе проблемной ситуации; расширить знания детей о правилах безопасности на улице, формируя навыки безопасного поведения; активизировать словарь: пешеход, тротуар, перекресток, "зебра", пешеходный переход, проезжая часть, проспект, переулок; воспитывать умение детей жить по правилам, которые сохраняют им жизнь и здоровье.

Ноябрь

9неделя

Беседа “Мостовая — для машин, тротуар — для пешехода”

Уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их.

Оборудование и материалы: доска, картинки с изображениями дорожных ситуаций, стихотворение “Хорошо на тротуаре” М. Дружининой.

10 неделя

НОД  "Мир профессий. Инспектор дорожного движения"

Цель:  расширение знаний детей о профессии инспектора дорожного движения, о правилах дорожного движения.                                        Задачи: дать детям представление о работе инспектора дорожного движения, объяснить значение его жестов; закрепить знания детей о правилах поведения на улице; уточнить назначение и сигналы светофора; обогащать словарный запас детей новыми словами: жезл, свисток, инспектор, "зебра", "пешеходный переход", светофор; развивать диалогическую речь детей.

11 неделя

Подвижные игры «Цветные автомобили»,

«Светофор», «Перекрёсток».

Научить детей быть внимательными во время игр, уточнить, что это им поможет и в серьёзных ситуациях.

12 неделя

НОД "Изучаем ПДД – предотвращаем ДТП"

Цель:  Помочь детям осознать ответственность каждого пешехода за жизнь и здоровье участников дорожного движения.

Задачи: Закрепить названия и назначения дорожных знаков. Развивать умение самостоятельно находить решение проблем, внимание, память. Формировать умение детей творчески перевоплощаться. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, ответственности.

Декабрь

13 неделя

Беседа  О полосатой “Зебре” и дорожном знаке “Пешеходный переход”

задачи: расширять у детей знания правил дорожного движения; улицу можно переходить в специальных местах /наземный, подземный переход/, напомнить о значении дорожного знака пешеходный переход; воспитывать у детей желание соблюдать правила пешеходов.

14 неделя

НОД "Дорожные знаки"

Цель:        

Формирование представлений детей о дорожных знаках. 

Задачи:        

расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения;

познакомить детей с дорожными знаками:

– указательные («Пешеходный переход»; «Подземный пешеходный переход»),

– запрещающие («Движение пешеходов запрещено»; «Движение на велосипедах запрещено»),

– знаки сервиса («Больница»; «Пункт питания»; «Автозаправка»);

закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак» и рисование дорожных знаков;

 воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.

15 неделя

Проведения новогодней игры

"На елке у светофора"

Закрепить знания полученные ранее. Создать эмоциональный настрой.

16 неделя

НОД "Правила дорожные, совсем-совсем несложные"

Цель:

обобщать знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

Закреплять правила этичного и безопасного поведения в общественном транспорте: уступать места старым и пожилым людям, а также пассажирам с маленькими детьми, не есть, не шуметь, не драться, не кричать.

Закреплять умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков.

Повторить и закрепить знания детей о сигналах и видах светофора и сигналах регулировщика.

Январь

17 неделя

Инсценировка сказки "Красная шапочка".

задачи: Помочь детям осознать ответственность каждого пешехода за жизнь и здоровье участников дорожного движения. Закрепить названия и назначения дорожных знаков. Развивать умение самостоятельно находить решение проблем, внимание, память. Формировать умение детей творчески перевоплощаться. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, ответственности.

18 неделя

НОД "Город безопасных дорог"

Цель:

В занимательной форме обобщить имеющиеся знания, используя дополнительные электронные ресурсы.

Задачи:

Предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.

Воспитывать внимание на дороге и культуру поведения, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к ПДД.

Развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, отзывчивость.

Способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.

19 неделя

Рассматривание альбомов о всех видов транспорте

Сюжетно - ролевая игра «Гараж» со строительным материалом.

Цель:

Закреплять знания о всех видов транспорта.

Выяснить какие виды транспорта дети знают

20 неделя

НОД "Устройство проезжей части"

Цель:

Дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия,  «островок безопасности»).

Задачи:

Закрепление у детей знаний о грузовом, легковом,  пассажирском транспорте и машинах специального назначения.

Расширение знаний о правилах поведения в пассажирском транспорте, переходе улицы,  о дорожных знаках (умение находить их с помощью загадки).

Воспитание  у детей желания знать и соблюдать правила дорожного движения.

Февраль

21 неделя

Беседа «Красный, жёлтый, зелёный»

задачи: уточнить у детей значение о значении сигналов светофора: красный свет — стой, жёлтый — жди, зелёный — иди; развивать внимание; воспитывать желание строго соблюдать правила дорожного движения.

22 неделя

КВН «Зеленый огонек»

Цель: Закрепление у детей знаний ПДД.

Создать эмоциональный настрой.

23 неделя

Игровое упражнение «Не ошибись» - классификация дорожных знаков.

Рассматривание иллюстраций с дорожными ситуациями .

Игра « Нарисуй знак».

Дать  знания о дорожных знаках и научить классифицировать по группам. ( приоритет, запрещающие, разрешающие, сервиз, информационно-указательные).

24 неделя

Наблюдение за спецтранспортом.

Беседа, просмотр альбомов о спецтранспорте и их характерные признаки.  

Словесная игра: «Назови марки машин».

Закрепить для чего, нужен спецтранспорт, что будет, если их не будет. Как дозвониться до милиции, пожарной части, скорой помощи.

Март

25 неделя

Минута радости

Школа юного пешехода - улицы города. «Безопасное поведение на улице».

Цели: Расширять представление о правилах поведения во дворе и на улице. Учить детей видеть опасные ситуации.

26  неделя

НОД "Азбука безопасности". Игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной.

Цели: знакомить учащихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице, расширить знания учащихся по безопасности движения, воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.

27 неделя

Дидактические игры «Собери знак», «Разложи знаки по группам».

Учить правильно, раскладывать дорожные знаки

28 неделя

НОД «Что, где, когда»

Цель: Закрепить и расширить представление о правилах д./движения.

Задачи: Закреплять правильное употребление пространственной терминологии. Развивать умение хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них. Развивать логическое мышление, память, наблюдательность. Воспитывать желание больше узнать   нового.

Апрель

29 неделя

Чтение

С. Михалкова «Моя улица»

Беседа по прочитанному произведению.

Цель: Закрепление у детей знаний ПДД.

30 неделя

НОД "Кто лучше знает Правила дорожного движения".

Цель: Закрепление у детей знаний ПДД.

Создать эмоциональный настрой.

31 неделя

Развивающая игра

«ПДД для маленьких»

Обучающая игра по ПДД «Большая прогулка»

Учить детей как правильно вести себя на дорогах, закрепить дорожные знаки.

Продолжать учить как должен вести себя пешеход.

32 неделя

НОД

«Звёздный    час»

Цель: Закреплять знания детей по дорожным знакам, уметь определять, для   чего   они   предназначены.

Задачи: развивать логическое мышление, память, сообразительность.

Май

33 неделя

Беседа «Мы живём в городе. Прогулка по городу»

Цель. Закреплять и расширять знания детей, учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Задачи:

Развивать любознательность, речь и заботливое отношение к своему городу. Закреплять знания о транспорте и приучать к культуре поведения в

транспорте.

34 неделя

НОД

Обобщающее занятие "Игра-путешествие в страну правил дорожного движения"

Цель. Обобщить знания по ПДД

Задачи:

Образовательные: повторить правила поведения в общественном транспорте, закрепить знания по правилам дорожного движения и названия дорожных знаков, совершенствовать умение решать на модели дорожные ситуации, активизировать словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток);

развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;

воспитательные: продолжать формировать социальные компетентности (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера), побуждать желание соблюдать ПДД.

35 неделя

Викторина:          

«Пешеход на улице»

Закрепления знания о правилах перехода улицы без помощников, пешеходном переходе, светофоре, правила поведения в общественном транспорте.

36 неделя

Диагностика

Определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Реализация планов взаимодействия педагогов с родителями по Обучению детей правилам дорожного движения

№ п/п

Месяц

Тема

Цель

1

Сентябрь

Экспресс-тест для родителей.

Определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям.

2

Октябрь

Интерактивная игра для родителей по правилам дорожного движения "Кто хочет получить приз?"

Выяснить соблюдают ли родители правила дорожного движения, достаточный ли объем их знаний.

3

Ноябрь

«Ребенок и дорога»

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Подвести к пониманию необходимости соблюдения правил дорожного движения.

4

Декабрь

Развлечения для детей и родителей по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Продолжать развивать умение детей находить оптимальный путь следования из дома в детский сад.

Закрепить знание детей дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Велосипедная дорожка», «Подземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка»

Развивать интеллектуальные функции (мышление, память, ориентировку в пространстве) при выполнении заданий «Найди пару», «Весёлые пешеходы».

Воспитывать интерес у детей к накоплению знаний правил дорожного движения, осознанное отношение к своей безопасности.

Стимулировать интерес к двигательной активности у детей и родителей, развивать быстроту, ловкость в большой эстафете.

Способствовать поддержанию благоприятного психологического климата в семье.

Выявить уровень теоретических и практических знаний родителей правил дорожного движения.

5

Январь

Индивидуальные беседы по запросу родителей

Дать определенные знания по обучению детей правилам дорожного движения и основные понятия по теме ПДД.

6

Февраль

Развлечение «Моя семья — за безопасность на дорогах»

Цель: Обобщить знания детей о правилах дорожного движения и систематизировать основные понятия по теме ПДД. Подвести к пониманию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Развивать элементы логического мышления, речь. Закрепить знания о правилах перехода улицы, о подземном и пешеходном переходах, о сигналах светофора, сформировать понятия: пешеход, мостовая, тротуар. Развивать внимательность, любознательность, наблюдательность. Воспитывать у детей интерес к изучению Правил дорожного движения; осторожность, самостоятельность, бережное отношение к своему здоровью, к окружающим, культуру поведения на улице.

7

Март

Консультация по предупреждению детского дорожного травматизма

Дать определенную сумму знаний которые   должен знать родитель по предупреждению дорожно-транспортного травматизма во время экскурсий и прогулок.  

8

Апрель

Анкета для родителей

«Я и мой ребёнок на улицах города»

Определить, насколько дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.

9

Май

Семейный праздник

«Зелёная волна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для средней группы «Дорожная азбука»

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для детей средней группы«Дорожная азбука»Цели:-закрепить знания детей о правилах дорожного движения; -научить соблюдать эти правила, п...

Познавательное занятие в средней группе по обучению правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Данное занятие формирует знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства у детей дошкольного возраста.С помощью ролевой игры "Патрульная служба"...

«Правила дорожного движения» Материал представлен на общем родительском собрании по теме: «Дорожная азбука»

Материал представлен на общем родительском собрании  по теме :"Дорожная азбука" , с участие работников ГИБДД...

Сценарий развлечения в старшей группе по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Цели: Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде. Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. За...

Методическая разработка.Концерт по правилам дорожного движения "Дорожная азбука".

Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, в...

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...