Формирование основ безопасности у дошкольников в ДОУ
презентация к уроку по обж (подготовительная группа)
Данная презентация предназначена для педагогов ДОУ, в ней представлен опыт работы по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_v_dou.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Безопасность - это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I « О безопасности»)
Цель - формирование основ безопасного поведения дошкольников Задачи : Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. 2 . Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. 3 . Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. 4 . Формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение; 5 . Научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости — действовать. 6 . Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности .
В основе организации образовательного процесса по разделу “Безопасность” находится программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста” (авторы: Н. Авдеева, О. Князева, 6. Р . Стеркина ) В соответствии с программным содержанием в нашем ДОУ реализуются шесть основных направлений программы : 1. Ребенок и другие люди. 2. Ребенок и природа. 3. Ребенок дома. 4. Здоровье ребенка. 5. Эмоциональное благополучие ребенка. 6. Ребенок на улицах города.
Ребенок и другие люди Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
Ребенок и природа Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
Ребенок дома В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
Здоровье ребенка Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
Эмоциональное благополучие ребенка Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Ребенок на улицах города Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
Для успешного освоения программного материала в нашем ДОУ созданы оптимальные условия для ознакомления детей с основами безопасности: Комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей . Развивающая предметно-пространственная среда . Игровая среда стимулирующая познавательную активность детей. Нами используются разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы “Опасные предметы дома”, “Профессия пожарных”, “Служба “01”, “02”, “03”, “Спичка - невеличка”, “Пожары”, “Опасные ситуации в жизни детей”. Деятельность являющаяся одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять.
В рамках реализации непосредственной образовательной деятельности по разделу “Безопасность” в нашем ДОУ реализуются все виды деятельности детей дошкольного возраста : Игра дающая ребёнку “доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности” (А.Н. Леонтьев). Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу .
Продуктивная деятельность позволяющая детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни.
Предметная деятельность заключающая в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группах присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Труд обогащающий социальный опыт ребенка. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.
Наблюдение обогащает социальный опыт ребенка. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Сотрудничество с семьей Для повышения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи в нашем детском саду функционирует “Родительский клуб”. Информирование родителей и стимулирование их активного участия в образовательном процессе ДОУ происходит в ходе заседаний родительского клуба, тематических бесед, индивидуальных консультаций, с помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие события, несущие конкретные знания и рекомендации по освоению детьми раздела “Безопасность ”.
Сотрудничество с семьей
Конкурсное движение Достижения и успехи - это общий результат детского сада, педагогов, воспитанников и их родителей. Педагоги нашего детского сада постоянно участвуют в различных профессиональных конкурсах разного уровня, где занимают призовые места «Азбука безопасности», «Образ жизни – здоровый» и многие другие.
Наши воспитанники являются неоднократными участниками и победителями конкурсов , викторин и олимпиад различного уровня, таких как «Опасности вокруг нас», «Наш друг - светофор», «Основные правила безопасности», «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я», «Путешествие в страну Светофорию » и других.
Вывод: Мы согласны с мнением многих педагогов, что необходимо растить детей, умеющих ориентироваться в окружающей жизни. На наш взгляд, безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение безопасно вести себя в различных ситуациях.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования
Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социальное развитие – многоаспектно...
Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность"
ull; дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подго...
Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3-5 лет «Моя безопасность»
Дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с разли...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 4-7 лет « Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью игровой деятельности» 2019-2023
рабочая программа по самообразованию...
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»...
Программа по формированию основ безопасности у дошкольников "Страна безопасности"
СодержаниеЦелевой раздел 3Пояснительная записка… 3Принципы реализации программы&helli...