программа "Ребенок и безопасность"
рабочая программа по обж (старшая группа)

Воронцова Марина Владимировна

Цель программы: формирование основы безопасного поведения и знаний о здоровом образе жизни дошкольников, воспитание ценностного отношения к себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_bezopasnosti_1.docx95.03 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Даша\Downloads\IMG_20211203_145517.jpgОглавление

 

Информационная карта программы ..........................................................................................................

Введение .......................................................................................................................................................

Пояснительная записка ...............................................................................................................................

Планируемые результаты освоения Программы......................................................................................  

Этапы реализации программы ...................................................................................................................  

Содержание программы .............................................................................................................................  

Основные блоки программы «Ребенок и безопасность» ...........................................................................

         Блок «Ребенок дома» ................................................................................................................

         Блок «Ребенок на улице» ..........................................................................................................  

         Блок «Ребенок на природе» ......................................................................................................

         Блок «Здоровье ребенка» ..........................................................................................................  

         Блок «Ребенок и другие люди» ................................................................................................

Описание материально-технического обеспечения Программы ..........................................................

Список литературы ...................................................................................................................................

Приложение 1 Календарно-тематическое планирование.........................

Приложение 2 Анкета для родителей......................................................................................................

 

 

 

 

 

         

Информационная карта программы

 

  1. Полное название программы: «Ребенок и безопасность»
  2. Территория: Смоленская область, г. Смоленск.
  3. Название проводящей организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78 «Исток»

Цель программы: - формирование основы безопасного поведения и знаний о здоровом образе жизни дошкольников, воспитание ценностного отношения к себе.

Форма проведения: фронтальная (групповая) работа

Направленность программы: практико-информационная

Сроки реализации программы: 1 год

Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78 «Исток»

         

Введение

 

Понятие безопасности является актуальным в любом возрасте. Дети дошкольного возраста в силу своей познавательной активности, природного любопытства и неполного осознания возможных угроз здоровью склонны к опасному поведению. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна осуществляться на протяжении всей жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. В данном случае, основная задача, стоящая перед педагогами, не только в том, чтобы уберечь детей от опасности, но еще и в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.  

Правила поведения и меры безопасности изменяются вместе с условиями жизни еловека в настоящий момент жизни  - это может быть крупный мегаполис или небольшой поселок, поездка на дачу или заграничное путешествие, пеший поход в лес или путешествие на поезде в соседний город.  Стремительное изменение привычной для человека среды диктует различные способы поведения и  применяемые  меры предосторожности. В условиях постоянного роста числа автомобилей на дорогах уличное движение становится оживленным, эти условия, в свою очередь, требуют высокой культуры и адекватного поведения детей на улицах города,  для этого необходимы не только хорошие знания правил дорожного движения, но и умений применять их на практике.    Обеспечение безопасности детей на улицах города, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одним из актуальных направлений работы образовательных учреждений.  

          

Пояснительная записка 

Цель программы: формирование основы безопасного поведения и знаний о здоровом образе жизни дошкольников, воспитание ценностного отношения к себе.

 

Задачи программы: 

 

  1. Систематизировать         знания         по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников через разные виды деятельности;
  2. Стимулировать         познавательную         активность,         способствовать         развитию коммуникативных навыков дошкольников;
  3. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах безопасности;
  4. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.
  5. Способствовать применению детьми своих знаний в конкретных ситуациях;
  6. Вовлекать родителей в педагогический процесс по изучению безопасного поведения.  

 

Принципы программы:  

 

Работа по программе осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип системности. Работа проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала. - Принцип сезонности. Используются местные условия, поскольку содержание блока «Ребёнок природа» связан с ознакомлением детей с природными явлениями.
  • Принцип учёта условий местности. Формирование опыта взаимодействия с окружающей средой, осознания источников опасности. - Принцип адресного подхода. Учёт индивидуальных особенностей групп.
  • Принцип интеграции. Содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
  • Принцип координации деятельности педагогов.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

 Планируемые результаты освоения Программы

 

  • Воспитанники умеют правильно выбирать стратегию поведения на улицах города и села, предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода их них, знают правила дорожного движения.
  • Расширение кругозора воспитанников, развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Умеют применять на практике полученные знания в деятельности и игре.  Формирование у родителей гражданской ответственности по отношению к проблеме детской безопасности.  
  • Воспитанники должны знают определенные правила поведения дома;
  • Умеют вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
  • Имеют представление о путях охраны  своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.

Воспитанниками старшей группы (5-6 лет) освоены способы безопасного поведения и применение их на практике без напоминания взрослого.

           

Этапы реализации программы

 

1 этап: Подготовительный.

  1. Изучение теоретической и методической литературы по заявленной тематике.
  2. Разработка плана реализации проекта в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  3. Разработка проекта.
  4. Мониторинг воспитанников
  5. Анкетирование родителей
  6. Организация предметно – развивающей среды, подбор методического и дидактического материала.

2 этап. Основной.

Работа с воспитанниками

Формы работы: проведение мониторинга, чтение, моделирование проблемной ситуации рассматривание иллюстрации, настольная игра, подвижная игра, изготовление игр и пособий на тему безопасности. Сюжетно-ролевая игра, досуг, показ мультфильмов и презентаций. Работа с педагогами

Формы         работы:         пополнение         «копилки»         педагогического         мастерства, сообщения,  индивидуальные опросы  педагогов по выявлению трудностей.

Работа с родителями

Формы         работы:         анкетирование         родителей,         педагогическая         беседа, тематическая консультация – (индивидуальная или групповая),  информационный стенд, тематические выставки, тематические папки, открытые занятия, памятки, буклеты, досуги.

3 этап - Заключительный.

Осуществление контроля и анализа хода реализации проекта.  

Проведение  заключительного мониторинга.

Определение трудностей в ходе реализации проекта пути их решения.

         

Содержание программы

 

Интегративность программы

При составлении перспективного плана по основам программе «Ребенок и безопасность» учитывались природно-климатические, экологические, демографические и социальные факторы влияния внешней среды региона, в котором расположено ДОУ.

Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании образовательной деятельности и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа разработана на основе примерной основной образовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с Федеральными государственными общеобразовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как адаптированный вариант программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Полыновой В.К., Дмитриенко З.С. включающим разделы авторов: «Ребенок на улице»; «Ребенок дома»; «Ребенок и природа», «Здоровье ребенка», «Ребенок и другие люди».

Срок реализации программы – 1 год

         

Формы организации воспитания и обучения 

 

         Материал программы систематизирован по тематическим блокам. Занятия по формированию основ безопасности жизнедеятельности не проводятся в  форме последовательного и систематического разбора возможных несчастных случаев и стихийных бедствий, а осуществляется через наблюдение и анализ проблемных ситуаций. Например, обсуждают, что делать, когда оказывается разбитым стекло в комнате, или как избежать травм, как позвать на помощь взрослых. Учат не бояться совершать ошибки в процессе обучения. Педагог наблюдает и интерпретирует поведение детей, вмешиваясь только для того, чтобы сделать обучение более эффективным, объяснить непонятное. В работе по ознакомлению детей с правилам безопасности используются такие формы, как наблюдение и анализ проблемных ситуаций, которые могли бы привести к неприятным последствиям, дидактические игры, познавательные беседы, экскурсии, игры-беседы, занятия-практикумы на местности, игры-драматизации, игровое моделирование, игровые персонажи, игровые оболочки бесед, досуговые мероприятия. Наиболее эффективной формой работы с детьми является практико-ориентированная деятельность - экспериментирование, проблемные ситуации. Жизненные ситуации, доступные пониманию ребенка, позволяют донести до него важность выполнения правил безопасного поведения. Осознание причины и следствия поступка является регулятором детского поведения.

Программа «Ребенок  и безопасность» может быть полезной педагогам дошкольных учреждений и родителям воспитанников. Определяя основное содержание и направление развития детей, программа оставляет за педагогами право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий. При этом основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.  

         Анализ изученной психолого-педагогической литературы позволяет предположить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для усвоения первоначальных навыков и представлений об основах безопасного поведения. Педагогическая деятельность строится с учетом развития познавательных процессов  и речи у дошкольников,  целостного представления о мире, взаимозависимости различных процессов,  в том числе в сфере безопасности человеческого существования. Результативность формирования  ОБЖ  у          дошкольников         связана         не         только         с развитием          речи  и          мыслительных         операций,         но         и         с         формированием жизненной  позиций, развитием  мировоззрения,         нравственно-волевых         качеств.

         


Основные блоки программы «Ребенок и безопасность»

 

Блок «Ребенок дома»

 

1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.  Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей,  делятся          на          три          группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические          розетки,         включенные  электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться  (иголка, ножницы, нож);  
  • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

         Из объяснений педагога ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Необходимо научить детей пользоваться предметами второй группы. Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей. 2.Балкон,  открытое  окно  как  источники  опасности.

Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

3.Экстремальные  ситуации          в         быту.

       Раздел направлен на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту. Например, важно научить детей пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; потушить  начинающийся  пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло  и  т.д.

4. Телефоны полиции,          скорой         помощи,          пожарной         части

      Обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов.

Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых.

Блок «Ребенок на улице»

 

1.         Безопасное         поведение          на          улице

         Знакомство детей с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения, объяснение, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Беседы с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

2.          Дорожные          знаки для  водителей          и          пешеходов

         Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение,  знакомит  с  сигналами. Детям объясняют, что означает каждый знак,  разыгрывают  дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

3.          Игры  во          дворе

        Педагог беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, почему нельзя играть на тротуаре  и  где  можно  играть. 4.  Если  ребенок  потерялся  на  улице

        Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя  и  фамилию.

5.          Правила          поведения  в          транспорте

        Знакомство с правилами культуры поведения и безопасного поведения в транспорте.

Блок «Ребенок на природе»

  1. Контакты с животными

Объяснение детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными.

  1. Съедобные ягоды и ядовитые растения

Знакомство со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.

3. Съедобные и несъедобные грибы

Учить различать съедобные и несъедобные грибы.

4. Ухудшение экологической ситуации. Восстановление окружающей среды Объяснить детям, что планета Земля в опасности и чем мы можем помочь.

5. На воде, на солнце

Познакомить детей с правилами безопасности на воде, на солнце, о пользе купания, загара для здоровья.

Блок «Здоровье ребенка»

1.          Строение          человеческого          тела

Знакомство детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме дать элементарные знания об анатомии.  

2.          О          роли  лекарств          и          витаминов

Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят и какую опасность могут в себе таить. В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней дать знания         об         источниках         и         пользе         витаминов,         их         значении         для         жизни. 3.          О          ценности          здоровой          пищи

Рассказать детям о взаимосвязи здоровья и питания, о том, какие продукты наиболее полезны,          а          какие  вредны.

3.          Забота          о          здоровье          окружающих

Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Педагог знакомит детей с хроническими заболеваниями, учит их считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, научился сострадать им. Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье  окружающих.

4.          Внутреннее          строение         человека

Знакомство детей с тем, как устроен человеческий организм: физиология, основные системы          и          органы          человека.

5.          Значение          крови          для          живых          существ 

           Рассказывая о кровообращении, детям предлагается послушать, как бьется сердце, объясняется, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь. Детям предлагается проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.

6.          Овощи и          фрукты

       Знания о пользе фруктов и овощей, которые являются для человека главными поставщиками витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови.

8. Личная          гигиена

      Развитие у детей понимания и значения необходимости гигиенических процедур. 9.Правила  оказания  первой  помощи.

      Практические навыки оказания первой помощи при травмах, укусах насекомых и т.д. 10.  Режим  дня

       Дать          знания          о          правильном  режиме,          его          соблюдении.

 

Блок «Ребенок и другие люди» 

 

1. Конфликты и ссоры между детьми

Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Основная задача педагога - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения. Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций. Их цель - научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Любые конфликтные ситуации надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.

2.          Детские          страхи

На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно отнестись к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их.

         

Описание материально-технического обеспечения Программы

 

Реализация программы невозможна без обеспечения программно-методического  материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей предметно-пространственной среды:

  • пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски,  куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
  • настольно-печатные         игры         по         профилактике         детского         дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
  • дидактические         игры         по         всем         разделам         познавательного         направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг,
  • познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
  • стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул;
  • информационные стенды по изучению основ БДД;
  • комплект светофоров «Детский городок» (Комплекс «Зарница»);
  • правильное освещение;
  • магнитофон;
  • компьютер;  DVD;
  • мультимедиа.

Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.

         

Список литературы

 

  1. Авдеева,         Н.Н.,         Безопасность         [Текст]         методическое         пособие,         Князева

О.Л., Стеркина Р.Б. – СПб.: Детство Пресс, 2015 – 144с с. ISBN 978-5- 89814-121-9

  1. Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
  2. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] методическое пособие, Новикова И.М

– М.,2009 - 329 с.

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  2. Полынова, В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст]: планирование работы, З.С. Дмитренко,

С.П.         Подопригорова         -         СПб.:         Детство         Пресс,         2010         –         240         с.         ISBN         978-5-

89814-568-2

  1. Черемшенцева О.В., «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 г.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.

         

Приложение 1

План мероприятий с воспитанниками старшей группы «Катерок» по безопасности поведения во время проведения образовательно-воспитательного процесса

Дата

Мероприятие

Отметка о выполнении

Июль

Беседа «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»

        

        

Август

Беседа « Как вести себя в группе»

Сентябрь

Беседа  « Передвигаемся по детскому саду»

Октябрь

«Как вести себя на занятиях»

Ноябрь

Работа с игровым дидактическим материалом «Как избежать неприятностей?» 

Декабрь

«Безопасность детей на зимней прогулке»

Январь

 

«Осторожно, гололед»

Февраль

«Торопышка, не спеши»

Март

Беседа «Игры на участке детского сада»

Апрель

 

Игра «Запрещается. Разрешается…»

Май

"Будьте внимательны!»

Июнь

Беседа ««Сокровища детских карманов»

Воспитатели: Воронцова М.В.

Манякина Ю.А.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...