Права детей
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Права ребенка
Цель: Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
Формировать представление о собственных правах.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с основными правами и обязанностями, закреплять знания, полученные ранее;
- Подчеркнуть значение знаний о правах ребёнка;
- Помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности;
- Формировать представление о правах и обязанностях через литературные произведения;
- Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности.
Предварительная работа: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка , примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их
родителей, бабушек, дедушек, родственников. Дидактическая игра «Назови ласково». Рассказ о значении имен детей, обсуждение пословиц и поговорок об имени, семье и жилье.
Формы организации: Коллективная работа, совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация), наглядный, практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование: ноутбук; презентация « права ребёнка»; ромашка « Права ребёнка»
Ход НОД
Деятельность взрослого | Деятельность детей |
I. Вводная часть Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. (Показ книги) А вы знаете, какие права есть у детей? II. Основная часть: Знают взрослые и дети, Да и вам узнать пора, Что у всех на белом свете Есть законные права. И не важно, где живёшь ты, Кто богаче, кто бедней, И какого цвета кожа - Право ты имеешь то же, Что и каждый из людей. Педагог обращает внимание детей на стенд с картинками, на которых изображены права детей. Воспитатель приносит сундучок, в котором лежат предметы-символы. Воспитатель: – Здесь лежат предметы-подсказки, по которым вы догадаетесь, о каком праве идет речь. Достается из сундучка картинка с изображением солнца. - Что символизирует солнце? О каком праве мы с вами будем говорить? - Первое и самое главное право – это право на жизнь. Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”? Правильно: каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и др.люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни. От чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право? Ребята, а вы знаете сказки, в которых нарушаются права сказочных героев на жизнь? Из сундучка достается свидетельство о рождении. - Ребята, отгадайте загадку: Нас не было – оно было, Нас не будет – оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у всех оно есть. И у мамы есть, и у папы есть, Чтобы его узнать, Надо вслух назвать. Воспитатель: Правильно, ребята, это имя. А вы знаете, что такое – имя? Это особенное слово - собственное название каждого человека. -Ребята, что это за документ? Правильно, это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку. Здесь записано фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей. Давайте сейчас и мы назовем друг друга ласково. Игра «Назови ласково» - А вы знаете, что каждое имя имеет свое значение. Например, Наталия – родная, Виктор – победитель. Ребята, а вы знаете, что обозначают ваши имена? -Ребята, посмотрите на этих сказочных героев. Они с разными чертами характера, поведения. У них разные имена. А кто объяснит, почему их так назвали?
Фамилия человека тоже может что-то обозначать. Например, русская фамилия Иванов обозначает то, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. А фамилия Кузнецов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном кузнеца. - У граждан нашей страны кроме имени и фамилии есть еще и отчество. Кто дает отчество ребенку? Правильно, если папу зовут Владимиром, то у ребенка будет отчество Владимирович. - А можно по имени определить, чье это имя: взрослого или ребенка? А вы знаете, как будут вас называть, когда вы станете взрослыми? Воспитатель достает из сундучка фотографию семьи. - Вы догадались, о каком праве мы сейчас с вами поговорим: (право на семью). Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье. Родители должны заботиться о благополучии ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение. Попробуйте отгадать загадки о вашей семье: Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша. (мама) Кто же трудную работу Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш. (папа) Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша. (бабушка) Кто веселый карапузик — Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка — Это младший мой. (братишка) Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка — Моя старшая. (сестренка) Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый. (дед) Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Знаете ли вы имена и отчества своих мам и пап? - Семья – это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. И каждый ребенок имеет право житьв семье. Но кроме прав у вас есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас? Воспитатель достает из сундучка игрушечный домик. - Ребята, какое право символизирует этот домик? Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопас-ности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? III. Заключительная часть: Воспитатель загадывает загадки: Всех по-разному зовут: Кот – Мурлыка, Пес – Барбос, Даже нашу козочку Зовут красиво – Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют своё … (имя) Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям. Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная … (семья). Сказка учит нас, друзья Жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно Это право на … (жильё) Вспомните, в каких сказках нарушаются право на жизнь? -право на семью? - право на неприкосновенность жилища | Дети сидят полукругом на стульчиках. Слушают рассказ воспитателя. Ответы детей. Дети называют основные права детей: право на право на семью, на медицинскую помощь, на бесплатное образование и др.) Ответы детей ( право на жизнь) Высказывания детей Ответы детей. Примерные ответы детей ( колобок, Волк и семеро козлят) Дети отгадывают загадку. Ответы детей. дети сидя на стульчиках передают по кругу мяч, называя ласково друг друга. Ответы детей. Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет. Снегурочка – девочка из снега. Незнайка – мальчик, который ничего не знает. Белоснежка – девушка, белая, как снег. Дети слушают рассказ воспитателя Ответы детей ( папа, отец) Примерный ответ детей (детей называют коротким именем, а взрослых по имени и отчеству) Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, тот, у кого мяч, тот говорит «Меня зовут….» . Ответы детей. Дети внимательно слушают воспитателя и отгадывают загадки. Дети называют мам и пап. Примерные ответы детей: Я обязан убирать за собой игрушки после игры. Я заправляю постель. Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома. Дети обязаны слушаться своих родителей. Право на жильё. Дети называют свой домашний адрес. Примерные ответы детей (Колобок, Волк и семеро козлят) ( Гуси-лебеди, маша и медведь) (Три поросенка, Теремок, Заюшкина избушка) |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 г.Вольска Саратовской области»
Улица Революционная, 29, Телефон: 7-10-39
Конспект НОД
тематической беседы
в подготовительной группе «Русалочка»
« Права ребенка»
Воспитатель: Анциферова И.И.
Галиулина А.К.
16.11. 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные права детей. Защита прав детей.
Основные права детей. Защита прав детей....
Права детей " Дошкольнику о правах".
Взрослые часто забывают, что дети такие граждане своего государства, как и они сами! Не думаю, что намеренно, но зачастую нарушают права своих детей и не только используя наказания, а зачастую и...
Права детей " Дошкольнику о правах".
Познакомить детей с их правами очень важно. Именно сейчас формируется предпосылки к развитию правовой культуры у ребенка. Он учится, подражая взрослому. Очень важно, чтобы моральные и этические качест...
Права детей " Дошкольнику о правах".
Познакомить детей с их правами очень важно. Именно сейчас формируется предпосылки к развитию правовой культуры у ребенка. Он учится, подражая взрослому. Очень важно, чтобы моральные и этические качест...
Плакат "Права детей", "Правила дружбы", "Уроки вежливости"
Плакаты социально-коммуникативному развитию детей...
"Права детей.Что нужно знать родителям о правах ребенка?»,
Консультация для родителей Тема: "Права детей.Что нужно знать родителям о правах ребенка?»,...
Раскраски для детей "Мои права" , иллюстративный материал по теме"Права детей"
раскраски для дошкольников и иллюстративный материал по теме"Права ребёнка"...