«Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
материал по обж

Суворова Алла Владимировна

«Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

(презентация опыта работы на педсовете)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 "Малахитовая шкатулка"

«Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

(презентация опыта работы на педсовете)

                                                 

      Суворова Алла Владимировна

воспитатель высшей

квалификационной

категории

 

г. Нижневартовск

Пояснительная записка

Слайд 1.    Наш детский сад является учреждением  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников. В связи с этим физкультурно-оздоровительной работе отводится огромная  роль. Применяя разнообразные здоровьесберегающие технологии мы  реализуем важнейшую задачу Федерального Государственного Образовательного Стандарта в структуре основной образовательной программы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Слайд 2.  Статистика Минздрава Российской Федерации за последние 5 лет показывает увеличение числа заболеваемости среди детей дошкольного возраста. Ведущее место занимают острые респираторные заболевания. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и с низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка.

 В связи с этим врачи рекомендуют детей дошкольного возраста обучать «правильному» дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов и снизить уровень заболеваемости ОРЗ и ОРВИ.

 Слайд 3.  Изучая  и анализируя методическую литературу, я пришла к выводу о том, что наравне с уже проводимой оздоровительной работой с детьми необходимо: 1. Привлечь родителей к профилактике и реабилитации органов дыхания дошкольников.

2. Освоить с детьми здоровьесберегающую технологию дыхательной гимнастики, которая позволит повысить эффективность профилактической работы по предупреждению простудных заболеваний.    

Слайд 4.  Знакомясь с дыхательными гимнастиками разных авторов, моё внимание привлекла методика А. Н. Стрельниковой, которая уже на протяжении многих лет считается универсальной: имеет лечебный и профилактический эффект, восстанавливает силы и улучшает настроение, повышает внимание и память, улучшает речевое дыхание и звучность речи.

Основой этой методики является носовое дыхание, которое стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке. Главным в этой гимнастики вдох, во время которого, грудная клетка ребёнка сжимается, а не расширяется.

Слайд 5. Методика хорошо адаптируется  в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения: не требует больших финансовых затрат; специального помещения;  выполняется как по частям, так и комплексно; индивидуально и с группой детей; исходное положение может менятся:  стоя, сидя, лёжа; во время выполнения упражнений  задействованы все мышцы тела. А самое главное может использоваться   в разных видах деятельности дошкольников.

Слайд 6. Для повышения мотивации и потребности в выполнении дыхательной гимнастики мы пременяли всевозможные методы и приёмы представленные в таблице на слайде. Разнообразили сюжеты, использовали стихи, загадки, сказки, музыкальное сопровождение, наглядно-печатные и мультимедийные пособия и т. п.

 Слайд 7.  Дыхательную гимнастику мы стали применять с детьми 5-ти лет. Были освоены четыре основных упражнения, которые выполнялись в разных режимных моментах. При этом длительность гимнастики составляла 5-7 минут и основной задачей являлось обучение детей выполнять упражнения правильно. После гимнастики у детей появлялась бодрость и жизнерадостность, повышалась работоспособность. Дидактические игры на развитие «правильного» дыхания разнообразили досуг детей и повышали мотивацию к выполнению дыхательных упражнений.

В старшем дошкольном возрасте комплекс гимнастики включал в себя от 7 до 9  упражнений и проводился в минуты «здоровья» за 30 - 40 минут до приёма пищи, длительность гимнастики составляла 10 - 15 минут.

 В профилактических беседах обращали внимание детей на значение воздуха и дыхания для здоровья человека, объясняли понятие правильной осанки, обучали навыкам самоконтроля.

На занятиях совершенствовали элементарные знания детей о своём организме, о роли дыхательных упражнений в его жизни и способах укрепления собственного здоровья.

Слайд 8. В соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами родители являются социальными партнёрами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного  учреждения. Представленные на слайде разнообразные формы работы позволили повысить интерес родителей к методу А. Н. Стрельниковой, и проявить желание участвовать в профилактике и реабилитации органов дыхания совместно с воспитателями. Развивая мускулатуру дыхательных органов в домашних условиях,  дыхательная гимнастика проводилась в выходные дни  дома вместе с родителями.

Слайд 9. Результаты мониторинга заболеваемости детей респираторными заболеваниями за три года показал, что количество случаев заболеваемости ОРЗ и ОРВИ с сентября по май составил:

в  2014г. – 2015г. - в старшей  группе – 22;

в  2015г. 2016г. - в подготовительной к школе группе – 15.

         Анализируя результаты мониторинга заболеваемости, педагогической диагностики и анкетирования родителей можно сделать вывод о том, что профилактическая работа по предупреждению простудных заболеваний с использованием дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой прошла эффективна: снизился уровень заболеваемость детей, воспитанники приобрели навык «правильного» дыхания, изменили отношение к сохранению собственного здоровья; родители стали использовать  дыхательную гимнастику в семье.

Практическая значимость опыта работы состоит в освоении и  применении дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения совместно с родителями в целях профилактики и реабилитации органов дыхания дошкольников.

Литература

  1. Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка /В. Г. Алемовская — М.: 1993 -122с.
  2. Баль Л. В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников:учебное пособие /Л. И. Баль, В. В. Ветрова — М.:ЭКСМО, 1995 -128с.
  3. Бацина Е. Г., Сертакова Н. М., Крылова Л. Ю., Бабчинская В. Ю. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. / Е. Г. Бацина, Н. М. Сертакова, Л. Ю Крылова - Волгоград, - Изд. «Учитель», 2015.
  4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в Доу: методическое пособие / Л. В. Гаврючина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 160с.
  5. Дергунская В. А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ /В. А. Дергунская //Управление дошкольным образовательным учреждением — 2005 - №3, -119-122с.
  6. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/ авт. - сост. Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 170с.
  7. Лавров Н. Н. Дыхание по Стрельниковой. / Н. Н. Лавров – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2003.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редак. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика — Синтез, 2012. - 368с.
  9. Петленко В. П. Валеология и мудрость здоровья / В. Алексеева, В. П. Петленко - Спб, 1994. -301с.
  10. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьёй: методические рекомендации /А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  11. Махнёва М. Д. Воспитание здорового ребёнка/М. Д. Махнёва //Дошкольное воспитание -2002 -№6 -46-49с.
  12. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. / И. М. Новикова. - М.: Мозаика — Синтез, 2009. - 96с.
  13. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: методическое пособие / Т. А. Шорыгина — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  14.  Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей / М. Н. Щетинин– М. : Метафора. – 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников" (презентация на категорию)

Предлагаю вашему вниманию презентацию на 1 квалификационную категорию "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...

Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Дыхание- это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение.От дыхания во многом зависит наше здоровье. Дыхательная система детей дошкольного возраста несовершенна. ...

Картотека "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика....

Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ исп...

Мастер – класс для родителей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Мастер - класс для родителей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»...

Проект "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников "

Данный проект поможет решить такие проблемы как : частая заболеваемость детей; отсутствие у детей мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья; отсутствие понятия у детей о н...

Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников...