Календарно-тематическое планирование «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе»
материал по обж (старшая группа)
Цель:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
- Формировать представление о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
- Формировать представления об опасных ситуациях и способах поведения в них.
- Формировать представления о правилах безопасности дорожного движения.
- Формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение.
- Воспитать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ заведующий
МБДОУ «Детский сад № 40
«Антошка» Ж.А. Соколова
Приказ № от .2019
Календарно-тематическое планирование
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности
в старшей группе»
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Воспитатели: Гришанкова Т.П., Павлочева И.В.
Цель:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
- Формировать представление о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
- Формировать представления об опасных ситуациях и способах поведения в них.
- Формировать представления о правилах безопасности дорожного движения.
- Формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение.
- Воспитать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
Безопасный отдых на природе
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
- Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
- Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах
- Уточнить знания детей об элементах дороги ( проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
- Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
- Знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи»,«Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности
- Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
- Закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.
- Продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)
- Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.)
- Закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде.
- Уточнить знания детей о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
- Знакомить с работой службы спасения – МЧС.
- Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).
К концу года ребенок:
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная команда», «Полиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).
Месяц | Неделя | Тема | Содержание ООД | |||
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Сентябрь | 1 неделя | Безопасное поведение на дороге | - ООД «Дорожная азбука» Цель: выявить уровень знаний по ПДД, сформированных в старшей группе. - Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения». - Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода». - Проблемная ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…». - Семейный проект «Безопасный маршрут от дома до детского сада» Цель: учить ориентироваться в дорожных ситуациях, возникающих на пути от дома до детского сада. | |||
2 неделя | Пожарная безопасность | - Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?». Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя. - Тематическое рассказывание «Пожарный». | ||||
3 неделя | Опасная ситуация «Потерялся» | - Беседа Если ребёнок потерялся» с моделированием ситуации | ||||
4 неделя | На игровой площадке и на улице | - Беседа «На игровой площадке» Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке. - Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки». | ||||
5 неделя | Кто он милиционер | - Беседа с представителем органа внутренних дел «Полиция детям» Задачи: - углублять знания о российской полиции. Воспитывать уважение к сотрудникам полиции; - расширять знания детей о работе сотрудников полиции. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по номеру «02», «020» или «112». - воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. | ||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Октябрь | 1 неделя | Помощники на дороге | - Беседа «Твои помощники на дороге» Цель: расширять знания детей о дорожных знаках, сигналах светофора, выработать у них стереотип безопасного поведения на дороге. - Ситуация общения «Что означают цвета светофора» - Раскрашивание картинок с дорожными ситуациями. - Игра «Наша улица» (введение роли сотрудник ГИБДД, регулировщика). - Настольная игра: «Автотрасса». - Конкурс-викторина «Что бы это значило?» Цель: учить анализировать ситуации из личного опыта (по картинкам), давать моральную оценку своим и чужим поступкам. | |||
2 неделя | Правила пожарной безопасности. | - Беседа «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Цель: закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о возникновении пожара, сформулировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров, научить осторожно обращаться с огнём. - Д/и «Предметы-источники пожара» - Конкурс детских рисунков «Огонь-друг, огонь-враг». - Чтение: С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». | ||||
3 неделя | Опасная ситуация «Незнакомец» | - Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. - Практическое занятие «Не откроем волку дверь» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. - Д/И: «Знакомый, свой, чужой». Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал. | ||||
4 неделя | Несъедобные грибы | - Беседа «Не все грибы съедобны» с рассматриванием плакатов, картинок. Цель: Учить детей узнавать ядовитые растения и грибы дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться. - Д/и «Найди по описанию» Цель: учить находить картинку и называть гриб после описательного рассказа взрослого. | ||||
НОЯБРЬ | ||||||
Ноябрь | 1 неделя | Дорожные знаки | - Беседа «Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные» Цель: знакомить с дорожными знаками, учить их классифицировать по назначению. - Отгадывание загадок о знаках. - Дидактические игры: «Составь рассказ про знак»; «Умная веревочка»; «Собери знак»; «Дорожная грамота». - Д/И «Найди и расскажи». - Д/И«Подбери знак». - Игры на макете «Опасный перекресток» | |||
2 неделя | Правила поведения при пожаре | - Беседа «Правила эвакуации при пожаре». - Д/И «Чем пожар я потушу». | ||||
3 неделя | Бережём свое здоровье | - Беседа «Как устроен мой организм» (используя иллюстрации) Цель: дать первоначальные представления об устройстве организма, учить заботиться о своём здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену. - Наст/печ. Игры: «Предметы гигиены», «Пирамида здоровья». | ||||
4 неделя | Электроприборы. | - Беседа «Осторожно – электроприборы». - Памятка для детей «Правила техники безопасности с электрическими приборами». - Викторина: «В мире электроприборов» Цель: Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования. Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать. Способствовать развитию осторожности и осмотрительности. | ||||
ДЕКАБРЬ | ||||||
Декабрь | 1 неделя | Поведение в транспорте | - Беседа «Поведение в транспорте». - Уроки Светофорика «Правила безопасности в транспорте». | |||
2 неделя | Осторожно газ | - Беседа «Кухня – не место для игр». - С/Р игра «Приготовление пищи». - Чтение Г.Я. Павлова «Разговор на детских посиделках о газе». | ||||
3 неделя | Осторожно гололёд. | - Тематическая беседа «Зимние дороги». Цель: познакомить с явлениями природы «Гололед», «Снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на дорогах». Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как гололед и гололедица. Объяснить разницу, способы избежать травм и переломов. | ||||
4 неделя | Новый год без забот. | - Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет». - Рассказывание детям «Зимние каникулы». | ||||
ЯНВАРЬ | ||||||
Январь | 2 неделя | Зимние забавы | - Беседа «Небезопасные зимние забавы». - Игровой тренинг «Правила поведения на льду». - С/Р игра «Первая помощь при обморожении». Цель: познакомить с опасностями грозящими человеку в зимний период, учить оказывать первую помощь при обморожении, учить играть согласно заданной теме. - Мини – викторина «Что всегда должно быть в домашней аптечке?». | |||
3 неделя | Бережём своё здоровье | - Беседа «Соблюдаем режим дня» Цель: закрепить представление детей о распорядке дня и его значимости для здоровья. | ||||
4 неделя | Службы спасения | - Беседа «Службы спасения». - Д/и «Набери № телефона если…» Цель: Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»), учить набирать №№ экстренных служб по телефону. - Игра – инсценировка: «Спасатели» Цель: побуждать к выполнению в игре определенных действий, оказание первой медицинской помощи. | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
Февраль | 1 неделя | Бережём своё здоровье | - Беседа « Правила доктора Неболейко» Цель: Цель: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости вести ЗОЖ: соблюдать правила личной гигиены, закаляться, заниматься спортом, чтобы противостоять болезням. - Развлечение-игра «Проделки Королевы простуды». Цель: формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда. - Практическая работа с опытами «Осторожно, микробы!» Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах. - Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит» - С/р игра «Вылечи свою игрушку». | |||
Февраль | 2 неделя | Правила пожарной безопасности | - КВН «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня» - Чтение Житкова «Пожар», Н.Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. Экскурсия в пожарную часть. - Опытно – экспериментальная деятельность «Опасная свеча».
- Инсценировка «Лисичка со спичками», «Кошкин дом» | |||
3 неделя | Правила первой помощи | - Беседа с представителем медицинского пункта «Оказание первой помощи» Цель: Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту. Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь другим.Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. - Знакомство с правилами. - Рассматривание иллюстраций, картинок. - Практическая деятельность. | ||||
4 неделя | Осторожно сосульки! | - Беседа «Осторожно сосульки!». Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность. | ||||
МАРТ | ||||||
Март | 1 неделя | Эмоциональное благополучие | - Беседа «Детские страхи». Цель: Рассказать детям, что чаще всего страхи возникают из-за просмотров фильмов-ужасов и что не следует им бояться вымышленных персонажей, так как это фантазия, а не реальные факты. - Д/И «Что такое хорошо, что такое плохо». | |||
2 неделя | Бережём своё здоровье | - Беседа «О правильном питании и пользе витаминов» Цель: закрепить знания детей о рациональном питании, познакомить детей с понятием «витамины», их обозначением и пользе для организма человека. - Игры: «Витамины», «Составляем меню». | ||||
3 неделя | Общение с животными | - Беседа «Не играй с бродячими животными». - Практическая работа: моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным» Цель: Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях. | ||||
4 неделя | Стихийные бедствия | - Беседы: «Правила поведения при грозе», «Как вести себя во время бури, урагана?» Цель: познакомить с такими явлениями природы, как гроза, буря, смерч, ураган, выяснить разницу и степень опасности для жизни человека. Уточнить правила безопасности во время стихийных бедствий. | ||||
АПРЕЛЬ | ||||||
Апрель | 1 неделя | Ребёнок дома | - Беседа «Открытое окно, балкон как источник опасности» Цель: Рассказать детям, что особую опасность в помещениях представляют открытые окна и балконы. Напомнить, что без взрослого нельзя выходить на балкон и открывать окно. | |||
2 неделя | Правила дорожного движения | - Игра – КВН «Лучший пешеход». - Ситуация общения «Мы на улице» - Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения» - Д/и «Я - пешеход», «Я – пассажир» | ||||
Апрель | 3 неделя | Правила поведения на природе | - Беседа «Будем беречь и охранять природу». Цель: воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению. - Продуктивная деятельность: рисование «Природоохранные знаки» | |||
4 неделя | Опасные насекомые | - Разговор о самых маленьких «Насекомые – польза или вред». Цель: дать знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми. Воспитывать чувство самосохранения. | ||||
МАЙ | ||||||
Май | 1 неделя | Катание на велосипеде | - Беседа «Катание на велосипеде». | |||
2 неделя | Ядовитые растения | - Проблемная ситуация «Как пользоваться лесными дарами?». - Экскурсия «На полянку мы пойдём и лечебных трав найдём (ядовитые растения)» - Изготовление гербария. | ||||
3 неделя | Безопасность на воде | - Беседа «Правила поведения на воде». Цель: объяснить детям, что купаться, плавать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности. - Знакомство с правилами. - Рассматривание иллюстраций. - Чтение стихотворения «Рассказ водолаза». |
Список использованной литературы
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе "Безопасность прежде всего!".
Данное занятие было представлено на суд жюри на первом этапе конкурса Воспитатель года 2016....
Перспективное планирование комплексных мероприятий по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе.
Планирование комплексных мероприятий по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе....
Календарно – тематическое планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни в старшей группе
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь имен...
Календарно-тематическое планирование «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе»
Цель:Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:дать представления об опасных для человека ...
Отчет о работе по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе комбинированной направленности
Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&raqu...
Календарно-тематическое планирование «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе» 2020-2021 учебный год
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задачи:Формировать представление...
Отчет о работе по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе комбинированной направленности «Улыбка» на 2021 - 2022 учебный год.
Отчет о работе по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе комбинированной направленности...