Программа по обж
рабочая программа по обж

Ерёменко Инна Васильевна

программа по обж ,цели ,задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obzh.docx496.94 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\IMG_20211115_0001.jpg

I.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Стр.

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ

4

1.3.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

4

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

7

2.1.1.

РАЗДЕЛ: РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ

9

2.1.2.

РАЗДЕЛ: РЕБЕНОК И ПРИРОДА

11

2.1.3.

РАЗДЕЛ: РЕБЕНОК ДОМА

12

2.1.4.

РАЗДЕЛ: ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

13

2.1.5.

РАЗДЕЛ: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА

17

2.2.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

19

2.3.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

44

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

44

ЛИТЕРАТУРА

45

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка с взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике 

Актуальность

Безопасность жизнедеятельности  в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.

Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение основ безопасного поведения в окружающем мире актуально в современном дошкольном образовании.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ

Формирование у детей элементарных правил безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); формирование умения самостоятельно применять их в жизни.

Работа с детьми по формированию безопасного поведения  включает решение целого комплекса задач:

1. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

2.  Формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях.

3.   Учить детей регулировать свои поведенческие реакции.

4.   Учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

5.    Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения.

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, рассматривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.

Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)

Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы. Например, инструктор по физвоспитанию, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. Специалист по изодеятельности в содержание отдельных занятий включает такие темы, как ядовитые растения, опасные ситуации, связанные с контактами с другими людьми.

Если в дошкольном учреждении есть практический психолог, его рекомендуется привлечь к работе по профилактике и психотерапии детских страхов, последствий сексуального насилия, преодолению конфликтов.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса (см. раздел «Ребенок дома»).

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

В результате освоения программы   воспитанники будут иметь представления:  

- о несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека;

- об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми;

- о нормах  поведения  при общении с другими  дети, в том числе подростками;

- о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту;

- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;

- о правилах  безопасного поведения на улице;

-о местах на улице, где позволительно играть;

- о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;

- о ценности   здоровой  пищи;  

- о роли лекарств и  витаминов;

- о пользе  овощей  и фруктов;

- о  значении  крови для живых существ;

- о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;

- о допущении  здоровой дозы страха  в реально опасных ситуациях.

-о необходимости следить за своей внешностью.

знать:

-  домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части;

-правила пользования телефоном;

- правила поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;

- строение человеческого тела  и  его  внутреннее строение;

- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;

-  дорожные знаки  для водителей и пешеходов;

- разные  виды транспорта;  

- разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих.

-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

-какие опасности встречаются в природе.

уметь:

-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;

-бережно относиться к своему здоровью.

№ п/п

Фамилия,

Имя  ребенка

Знание элементарных           правил безопасного поведения

         н.г.                      к.г

 Сформированность у детей сознательного и ответственного отношение к личной безопасности и безопасности окружающих

н.г.                                    к.г

1.

 

             

2.

3.

4.

5.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Ребенок и другие люди 

  • О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
  • Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
  • Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
  • Если "чужой" приходит в дом.


Ребенок и природа 

  • В природе все взаимосвязано.
  • Загрязнение окружающей среды.
  • Ухудшение экологической ситуации.
  • Бережное отношение к живой природе.
  • Ядовитые растения.
  • Контакты с животными.
  • Восстановление окружающей среды.

Ребенок дома

  • Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
  • Открытое окно, балкон как источники опасности.
  • Экстремальные ситуации в быту.

Здоровье ребенка 

  • Здоровье - главная ценность человеческой жизни.
  • Изучаем свой организм.
  • Прислушаемся к своему организму.
  • Ценности здорового образа жизни.
  • 0 профилактике заболеваний.
  • Навыки личной гигиены.
  •  Забота о здоровье окружающих.
  •  Поговорим о болезнях.
  •  Инфекционные болезни.
  • Врачи - наши друзья
  • 0 роли лекарств и витаминов.
  • Правила первой помощи.

Эмоциональное благополучие ребенка 

  • Психическое здоровье.
  • Детские страхи
  • Конфликты и ссоры между детьми.

2.1.1. Раздел  Ребенок и другие люди

Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые.. Некоторые дети думают, что опасность представляют прежде всего мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать примеры из знакомых им сказок и литературных произведений (например, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яблоко; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем). С более старшими детьми имеет смысл организовать беседу с приведением примеров из их собственного жизненного опыта.

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.

Примеры.

  • Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
  • Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.
  • Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь,
помогите, чужой человек!»

Цель педагога — научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Ребенок и другие дети, в том числе подростки. Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию. •

Если «чужой» приходит в дом. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры» , привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».

2.1.2.  Раздел  Ребенок и природа

В природе все взаимосвязано. Педагогу необходимо рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять главное: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы (например, можно познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений). Для этой цели можно использовать книжку-пособие «Окошки в твой мир», соответствующую литературу («Все на свете друг другу нужны» Б. Заход ера).

Загрязнение окружающей среды. Детей следует познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе, рассказать о том, что человек, считая себя хозяином Земли, многие годы использовал для своего блага все, что его окружало (леса, моря, горы, недра, животных и птиц), однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил многих зверей, птиц, рыб; построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву.

Ухудшение экологической ситуации. Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Детям младшего возраста можно, например, напомнить известную сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке («Не пей из копытца — козленочком станешь»), которая поможет им осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, то содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.

Надо рассказать детям о том, что небезопасными для здоровья стали также такие традиционно чистые источники питьевой воды, как колодцы, проточные водоемы, реки, водопровод (особенно весной), поэтому не следует пить воду, где бы то ни было без предварительной ее обработки (длительного отстаивания с последующим кипячением, фильтрации).

Бережное отношение к живой природе. Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Ядовитые растения. Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления
с этими растениями можно использовать картинки, другие наглядные материалы. Детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение. Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от съедобных. Следует объяснить им, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные грибы, которые детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу. Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное — несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон — прогулки в лес, на природу.

Контакты с животными. Необходимо объяснить  детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут при вести к травмам, царапинам и укусам.

Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые оказались в сельской местности. Им надо объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.

И конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

Восстановление окружающей среды. Как известно, одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Педагог должен создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора на участке, в лесу). Необходимо объяснить детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, состоянии растений. Для закрепления навыков, полученных при непосредственной деятельности в созданных практических ситуациях, можно использовать игровой и
дидактический материал.

2.1.3.    Раздел Ребенок дома

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
  • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты). Из объяснений педагога ребенок должен усвоить, что

предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например «Кошкин дом» С.Маршака), играми-драматизациями.

Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.

Открытое окно, балкон как источник опасности. Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

Экстремальные ситуации в быту. В ряде зарубежных программ существуют специальные разделы, направленные на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло).

В отечественной педагогической практике этот опыт пока не получил широкого распространения. К его использованию нужно подходить избирательно, с учетом российских условий. Так, обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо. Педагогам следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.

2.1.4. Раздел  Здоровье ребенка

Здоровье главная ценность человеческой жизни.

Педагогу необходимо объяснить детям, что здоровье — это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Изучаем свой организм. Педагог знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной системах, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств).

Малышам, например, предлагает показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка. Обращает их внимание на то, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова — вверху (в самом надежном месте); руки — на полпути (ими удобно пользоваться и вверху, и внизу); ноги — длинные и крепкие (удерживают и передвигают все тело); в самом низу — ступни (опора). В левой стороне туловища расположен замечательный механизм, который помогает нам жить, — сердце, защищенное грудной клеткой.

Рассказывая о кровообращении, детям предлагается послушать, как бьется сердце, объясняется, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаем, нашему организму нужно больше крови, и биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии, и сердце может отдохнуть и биться медленнее. Детям предлагается проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.

Прислушаемся к своему организму. Целью познания ребенком своего тела и организма является не только ознакомление с его устройством и работой. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе».

Во время проведения режимных моментов важно обратить внимание ребенка на его самочувствие, внутренние ощущения, свидетельствующие, например, о чувстве голода, жажды, усталости, рассказать о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь отдохнуть).

О ценности здорового образа жизни. По традиции педагоги используют различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. В соответствии с новыми тенденциями в работе дошкольных учреждений организуются спортивные секции, клубы, проводится обучение детей плаванию. Эти новые формы работы (в том числе с привлечением родителей) необходимы для формирования у детей правил безопасного поведения и здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом не должны быть принудительными и однообразными. Важно использовать эмоционально привлекательные формы их проведения: музыкальное сопровождение, движения в образе (прыгаем, как зайчики; убыстряем темп: за деревом показалась лисичка), красочные атрибуты (цветы, ленты, обручи), обращая внимание детей на красоту и совершенство человеческого тела, на получаемое удовольствие от движения.

Физическое воспитание ребенка важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Педагог должен способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Например, при проведении физкультурных занятий внимание детей обращается на значение того или иного упражнения для развития определенной группы мышц, для работы различных систем организма. Педагог поддерживает у детей возникающие в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости».

О профилактике заболеваний. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях, массаже, коррегирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье. В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, детям следует объяснить, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют различные «лечебные» запахи, что происходит с организмом человека во время массажа.

О навыках личной гигиены. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за
ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Объясняя ребенку, для чего следует чистить зубы, можно рассказать о мельчайших невидимых глазом микроорганизмах — микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами — это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером. Полезно также с помощью лупы или микроскопа показать детям, какое множество самых различных бактерий «живет» на руках, прячется под ногтями. Тогда они никогда не будут забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.

Забота о здоровье окружающих. Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих.

Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения. Например, чихая и кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны (до 40 тыс.), которые разлетаются на большое расстояние (более 3 м). Они могут долго находиться в воздухе, потом опускаются на пищу, другие предметы, их вдыхают находящиеся рядом люди. Если ребенок или взрослый нездоров (например заболел гриппом), то окружающие могут от него заразиться, так как в капельках слюны находятся микробы, поэтому при кашле и чиханье надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком.

Поговорим о болезнях. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Педагог знакомит детей с хроническими заболеваниями, учит их считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Рассказывая о слепоте или глухоте, можно попросить ребенка закрыть глаза, уши — для того, чтобы он на собственном опыте почувствовал то, что испытывают слепые и глухие, и научился сострадать им.

Инфекционные болезни. Педагог сообщает детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывает об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах. Предлагает под микроскопом рассмотреть, например, капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Рассказывает о том, что в крови есть лейкоциты, которые борются с проникшими в организм микробами. (Можно использовать форму сказки, привлечь собственный опыт ребенка.) Чтобы объяснить, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, рассказывает, что когда в кровь поступает слишком много вредных микробов, защитные силы организма вступают с ними в борьбу. В месте «боя» лейкоцитов с микробами сразу становится жарко, и тогда повышается температура. Возможно, дети и сами замечали, что сильно расцарапанное место краснеет и воспаляется, становится горячим. Значит, там началась «яростная битва» защитников организма с проникшими в него «врагами». А если-«враги» все-таки прорвутся через защитный заслон и борьба распространится дальше, поднимается температура всего тела. Вот почему, придя к больному, врач прежде всего справляется о его температуре.

Врачи наши друзья. Педагог рассказывает детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, педагог использует примеры из жизни, из художественных произведений (например «Доктор Айболит»). При этом важно научить детей не бояться посещений врача, особенно зубного, рассказать о важности прививок для профилактики инфекционных заболеваний.

Дети часто не умеют объяснить причину своего недомогания, рассказать о том, что они чувствуют, переживают, поэтому следует их научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит (болит голова, стреляет в ухо). Для этого полезно организовывать специальные игры (с другими детьми, куклами, мягкими игрушками), в которых ребенок выступал бы попеременно в роли врача и пациента, произнося соответствующие слова и «обучаясь» роли больного.

О роли лекарств и витаминов. Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, педагогу следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарства). Дети должны усвоить, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя.

В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней педагог рассказывает детям о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Он также рассказывает им о том, какие продукты наиболее полезны, а какие вредны. Например: «У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная фигура: овощи и фрукты — главные поставщики витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови. Конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, вредны для здоровья». При этом можно рассказать детям сказку о сладкоежке, у которой заболели зубы.

Правила оказания первой помощи. Педагог знакомит детей с правилами поведения при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.

Первую помощь ребенок может себе оказать и самостоятельно:

закружилась голова на солнце — скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых;

сильно озябло лицо на морозе — растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом;

озябли ноги — побегать, попрыгать, пошевелить пальцами;

промочил ноги — переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.

Каждое из этих правил может стать темой специальной беседы, основанной на опыте детей, игры-драматизации, сценки кукольного театра.

2.1.5. Раздел  Эмоциональное благополучие ребенка

Психическое здоровье. Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), педагоги дошкольных учреждений до конца еще не осознали значения психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Детские страхи. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы педагог:

•   относился к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;

   •   давал детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом    

       оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);

   •   помогал детям выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»);

   •   рассказал о собственных детских страхах;

   •   давал описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду      

         на реке, перебегать улицу в неположенном месте);

  • допускал в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
  • давал возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
  • реагировал на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).

Конфликты и ссоры между детьми.                       

Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Драка — крайний способ решения конфликта, а точнее — неумение из него выйти. Конфликт возникает тогда, когда удовлетворение желаний одного человека ведет к невозможности удовлетворения желаний другого, притом обе стороны к этому стремятся. Проблема рождается тогда, когда конфликт решается силовым способом в ущерб одной из сторон или, что еще хуже, не устраняется, а продолжает нарастать.

Однако конфликты не следует считать абсолютным злом: они неизбежны, так как невозможно всегда безошибочно знать, что думает, чего хочет или что чувствует другой человек. Конфликт проясняет ситуацию: обе участвующие в нем стороны узнают о существовании на первый взгляд несовместимых желаний. Таким образом, основная задача педагога — научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.

При этом педагог может предложить детям следующую стратегию выхода из конфликта:

  • как можно более точно сформулировать проблему, назвать причину конфликта;
  • дать каждой из сторон возможность предложить свой способ решения конфликта, воздерживаясь от комментариев;
  • последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения (предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают);
  • принять решение, против которого не возникает возражений (это не означает, что стороны обязательно будут полностью удовлетворены им).

Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы, драматизации. Их цель — научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Педагогу следует стремиться к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственными. (Например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим.)

Для этого могут быть применены активные игры, требующие согласованности действий игроков («кошки-мышки», различные эстафеты), оказания взаимопомощи, приложения коллективных усилий. Кроме того, педагог может организовывать различные проблемные ситуации и вместе с детьми пытаться найти решения, иногда выступая в качестве посредника. (Педагог предлагает лишь часть решения, а окончательный вариант выхода из ситуации дети находят сами.) Иногда полезно в совместной деятельности специально поставить детей перед необходимостью чем-то поделиться, соблюдать очередность (например, для изготовления коллективного панно кисточек, ножниц, карандашей дается меньше, чем участников деятельности).

Иными словами, не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, относиться к ним как к чему-то только неприятному и обременительному. Любые конфликтные ситуации (несколько детей одновременно хотят играть с одной игрушкой и никто не хочет уступить) надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.

                   

   

2.2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективное планирование образовательной  деятельности  для детей от 4 до 5 лет

     Срок      проведения

Формы работы

Содержание работы

Программное содержание

Работа с родителями

Сентябрь

Беседы

«Что такое безопасность».

Расширить представления о том, какое поведение может быть опасным.

Анкетирование

 Родительское собрание  

 по проблеме обеспечения

 безопасной

 жизнедеятельности детей

Консультации

«Правила безопасности в  квартире»

 «Если ты потерялся или заблудился»

Учить правильно себя вести, если потерялся на улице.

 «Кто заботится о детях в детском саду»

Дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.

Дидактические игры и упражнения

«Подбери игрушку Танюшке»

Закреплять представления о предметах быта, с которыми можно/нельзя  играть

« Что где лежит»

Закрепить знания о необходимости поддерживать порядок в группе; Закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.

Продуктивная деятельность

Рисование, аппликация «Моя любимая игрушка»

Учить детей наносить клей кисточкой на детали аппликации, составлять композиции.

Октябрь

Беседы

«Мудрые советы»,

«Самые простые и важные правила безопасности»

Расширить представления о том, какое поведение может быть опасным.

Консультация

«Баю-баюшки-баю…»

(как укладывать ребенка

 спать)

Экскурсия

В медицинский кабинет

Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медсестры, воспитывать уважение к людям этих профессий.

Дидактические игры

« Покажем мишке, как надо одеваться, чтобы не заболеть»

Закрепить названия зимней одежды и порядок одевания. Формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.

Продуктивная деятельность

Конструирование «Больница для зверюшек»

Учить создавать сооружения из готовых геометрических форм

Ноябрь

Беседы

«Один дома»

«Я знаю, что можно, а что нельзя»

Познакомить детей с предметами, которыми опасно пользоваться. Закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.

Рекомендации

 «Безопасность в вашем  

 доме»

Беседы, рассматривание энциклопедий

«Тело человека»

Уточнить знания, из каких частей состоит тело человека. Дать знания о роли органов чувств.

«Мы разные»

Закрепить знания о частях тела (общие у всех людей), об индивидуальности каждого человека

Дидактические игры и упражнения

«Таня простудилась»

Закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот. Упражнять в пользовании носовым платком.

Просмотр и анализ мультфильмов

 Уроки осторожности с  

 Тетушкой Совой

Закреплять навыки безопасного поведения в быту

Декабрь

 Январь

 Беседы

 «Опасные ситуации с    

 незнакомыми людьми»

Формировать правила поведения с незнакомыми людьми.

Памятка « Правила этикета»

Беседа о необходимости самостоятельного  выполнения ребенком дома правил личной гигиены

 «Чистота и здоровье»

Закреплять представления о необходимости соблюдать правила гигиены

«Будем спортом заниматься»

Способствовать формированию  основ здорового образа жизни, потребности заниматься физкультурой и спортом.

Чтение художественной

литературы

А.Барто «Девочка чумазая»

Развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Продуктивная деятельность

Рисование « Расческа для куклы».

Учить работать карандашом, проводить параллельные линии.

Дидактические игры и упражнения

«Запомни движение», «Угадай вид

спорта по заказу

Закрепить знания об

основных видах движений(ходьба, бег, метание, лазание, прыжки) и их   разновидностях. Продолжать формировать представление о пользе занятий физкультурой и спортом.

Продуктивная деятельность

Рисование, Аппликация, лепка «Мой веселый звонкий мяч».

Учить правильно использовать формообразующие движения. Развивать мелкую моторику руки.

Февраль

 Беседы

 «Если ты потерялся» 

 

Учить правильно себя вести, если потерялся на улице.

Консультация:

«Детские страхи»

« Один на один с улицей»

« Врачи помогают нам быть здоровыми»

Закреплять представления о труде медицинских работников Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым.

Просмотр и анализ мультфильмов

 Уроки осторожности с  

 Тетушкой Совой

Закреплять навыки безопасного поведения

Март

Беседы

 «Витамины

полезны для здоровья»

Дать знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

 Консультация:  

 «Безопасность в вашем  

 доме»

 

Дидактические игры и упражнения

 «Найди и назови»

«Назови правильно»

Уточнить названия фруктов, Учить определять их на ощупь, называть и описывать.

Продуктивная деятельность

 Лепка, аппликация «Витаминки, чтобы не болеть»

Объяснять пользу витаминов. Учить скатывать комочки круговыми движениями между ладонями.

Апрель

 Беседы

 «Разговор по телефону»

 

Учить ребенка пользоваться телефоном; развивать

диалогическую речь.

 Папка-передвижка

« Опасные предметы»

«Где нужно хранить

лекарства»

«Хранение опасных

предметов»

Ознакомление с окружающим

«Опасные предметы»,

Закрепить правила обращения с опасными предметами. Формировать правила безопасного поведения в быту.

 «Болезни и первая помощь»

Дать представление об оказании первой помощи и службе «03» Продолжать формировать элементарные представления о здоровом образе жизни.

Дидактические игры и упражнения

«Не бери предметы, которые трогать нельзя», « Можно- нельзя»

Формировать представление о том, что нельзя брать лекарственные препараты без разрешения взрослых. Закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.

Май

Беседы

«Помоги Незнайке сберечь здоровье».

Закреплять первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности.

Консультация:

«Клещевой энцефалит»

«Микробы и вирусы»

«Гроза»

Знакомить детей с правилами поведения во время грозы

Дидактические игры и упражнения

« Кому что нужно для работы»

Закреплять знания о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Июнь

Беседы

«Насекомые»

 

Дать знания о правилах поведения при встрече с различными насекомыми; Формировать представления о разнообразных насекомых.

Увлекательное путешествие в мир здорового безопасного образа жизни

 Дидактические  

 игры и

 упражнения

«Кто где живет?»

«Отгадай, какое это насекомое»

Учить узнавать среду обитания насекомого.

Учить описывать характерные признаки насекомых

Июль

         Июль

Беседы

«В мире опасных предметов»

Закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.                                                    

Консультация:

 «Внимание – бродячие

собаки»

«Съедобные и несъедобные грибы и ягоды» 

Формировать

представления о ядовитых растениях и грибах.

Дидактические игры и упражнения

« Вершки- корешки»

Формировать

представления о ядовитых растениях и грибах.

Продуктивная деятельность

Рисование, лепка, аппликация «Грибы съедобные и несъедобные»

Развивать умение располагать детали аппликации на листе бумаги, наклеивать их, развивать мелкую моторику рук.

Август

 Беседы

« Чужая собака»

Формировать у детей знания, как вести себя при встрече с незнакомой собакой.

Консультация для родителей

«Правила безопасности при

грозе»

«На воде, на солнце…»

« Растения, которые лечат»

Рассказать детям о лекарственных растениях, их употреблении.

Дидактические игры и упражнения

« Распутай путаницу»

«Что где растет»

Учить детей узнавать

лекарственные растения по внешнему виду.

Развлечение

« День Здоровья»

Прививать детям санитарно-гигиенические навыки;

Потребности быть здоровыми, закаленными; умение в случае заболеваний не бояться лечиться; воспитывать уважительное отношение к докторам.

Просмотр и анализ мультфильмов

 Уроки осторожности с  

 Тетушкой Совой

Закреплять навыки безопасного поведения  в природе

Перспективное планирование образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет

Срок     проведения

Формы работы

Содержание работы

Программное содержание

Работа с родителями

Сентябрь

Беседы

«Самые простые и важные правила безопасности».

Расширить представления о том, какое поведение может быть опасным.

Анкетирование

 Родительское  

 собрание по проблеме

 обеспечения

 безопасной

 жизнедеятельности

 детей

«Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

«Хранение опасных предметов»

Рассказать детям, что существует много предметов, которыми нужно уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах.

Просмотр мультфильмов

 Уроки осторожности с  

 Тетушкой Совой

Закреплять навыки безопасного поведения в быту.

Чтение художественной литературы

Пословицы и поговорки про осторожность.

Расширить знания о личной

безопасности в быту, на природе, на воде, при обращении с животными.

Дидактическая игра

«Четвертый- лишний»

Обсудить различные ситуации; учить находить выход из них, аргументировать его.

«Продолжи ряд»

Закреплять умение называть предметы по определенной теме (электроприборы и др.)

Октябрь

Беседы

«Хранение опасных предметов»

Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специальных местах.

 Консультация « Как

 провести выходной

 день с ребенком»

Контакты с животными

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Познакомить детей с правилами обращения с животными

Выставка

«Дары леса»

Формировать представления о ядовитых грибах, ягодах, плодах деревьев, о лекарственных травах.

Дидактическая игра

«Съедобное- несъедобное»

Формировать представления о ядовитых и съедобных грибах, ягодах, о том, какие действия человека вредят природе, а какие -помогают.

Просмотр и анализ мультфильмов

 Уроки осторожности с  

 Тетушкой Совой

Закреплять навыки безопасного поведения при контакте с животными.

Ноябрь

Беседы

«Как устроено тело человека»

Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека

 Предложить  

 поговорить детям по

 телефону (например с

 родственниками).  

 Беседа по  

 профилактике ложных

 вызовов

Игра-тренинг

«Скорая помощь»

Познакомить детей с номером « 03», научить вызывать» скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес) «Скорая помощь»

Продуктивная деятельность

Измеряем рост детей (в начале и в конце года)

Закреплять знания о частях тела человека, формировать адекватное отношение к посещению медицинского кабинета»

Декабрь

   Беседы

«Опасные ситуации контактов незнакомыми людьми»

Учить узнавать ситуации, которые могут быть опасны, учить избегать их.

Консультация:

 «Ребенок один дома»

«Встреча с незнакомцем»

Развивать умение анализировать проблемные ситуации вне дома. Учить соблюдать осторожность, избегать заведомо опасных ситуаций.

Продуктивная деятельность

Рисование по сказкам «Приключения Буратино», «Красная Шапочка»

Учить передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки, взаимодействие персонажей.

Январь

Игровое упражнение

Игра-конкурс «Какими способами можно очистить кожу»

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Памятка «Оказание первой медицинской помощи»

Беседы

«Личная гигиена»

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур

«Здоровые и нездоровые привычки»

Формировать интерес к здоровому образу жизни (ЗОЖ)

Февраль

   Беседы

 « Опасность вредных  

 привычек»

Формировать негативное отношение к курению, наркотикам.

Консультация:

«Детские страхи»

Чтение художественной литературы

 К.Т.Зайцева « Уроки  

 Айболита»

Расширять знания о гигиене, о бережном отношении к своему здоровью.

Дидактическая игра

« Я начну, а ты продолжи»

Формировать навыки самоконтроля за выполнением правил личной гигиены.

Беседы

 Витамины и полезные продукты

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

Март

Беседы

« Запомните, детки: таблетки- не конфетки»

Объяснять, какой вред можно нанести своему здоровью при неосторожном и неправильном обращении с предметами в быту.

 Рекомендация «Где  

 нужно хранить

 лекарства»

Витамины и здоровый организм

Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека

Продуктивная деятельность

Рисование «Наши друзья и недруги» (электроприборы,

лекарственные препараты, бытовая химия и т.д.)

Учить располагать рисунок на всем листе, аккуратно пользоваться красками.

Апрель

Чтение художественной литературы

 Ю.А.Соколов «Правила  

 безопасности»(рассказы)

Уточнять знания о разных видах безопасности: личной, в доме, на воде, при обращении с животными.

 Консультация:

 «Внимание – бродячие  

 собаки»

 

Беседы

Режим дня

Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

Дидактическая игра

«Мой день»

Знакомить с понятием «режим дня», отмечать важность выполнения режима.

Май

Беседы

«Здоровые и нездоровые привычки» «Опасность вредных привычек»

Формировать интерес к здоровому образу жизни, негативное отношение к курению, наркотикам.

 Консультация:  

«Правила  

 безопасности при

 грозе»

 

Папка-передвижка

«Что делать, если случилась беда»

(оказание элементарной помощи при порезах, ушибах, ожогах, отравлении, носовом кровотечении и т. д.)

«Здоровье  и болезнь»

Учить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью.

«Безопасность на природе»

Познакомить детей с теми опасностями, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, парк, на реку.

«Правила безопасности при грозе»

Побеседовать с детьми о том, что такое гроза и как вести себя во время грозы.

Просмотр и анализ мультфильмов

 Уроки осторожности с  

 Тетушкой Совой

Закреплять навыки безопасного поведения в  природе

Июнь

Беседы

 « Съедобные и несъедобные грибы».

Учить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду

Продуктивная деятельность

Рисование, аппликация, лепка « Грибы»

Развивать умение составлять композиции на листе бумаги, наклеивать детали аппликации, развивать мелкую моторику руки, умение пользоваться ножницами.

Беседы

«Насекомые»

 

Дать знания о правилах поведения при встрече с различными насекомыми; Формировать представления о разнообразных насекомых.

Июль

Беседы

«Съедобные ягоды и ядовитые растения»

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть

 Консультация:  

 «Опасность на воде»

 Дидактическая  

 игра

«Сбор грибов и ягод»

Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах

Беседы

 «Ты один на улице» 

Учить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть

Чтение художественной литературы

Т.А.Шорыгина «На лесной тропинке» (другие по выбору педагога)

Расширять и обогащать знания о бережном отношении к природе.

Август

 Беседы

 «Мудрые советы» 

Формировать навыки разумного поведения;

Учить адекватно вести себя в различных ситуациях.

 Консультация для  

 родителей

 «Правила поведения в

 лесу», «Отдыхаем на  

 даче»

Просмотр и анализ мультфильмов

 Уроки осторожности с  

 Тетушкой Совой

Закреплять навыки безопасного поведения.

Береги природу

Закреплять правила безопасного поведения во время пребывания на природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Продуктивная деятельность

Рисование «Наша прогулка на природу»

Учить изображать родную природу, отражая на рисунке свое отношение к ней

Экскурсии

Игры

Учить получать радость от полученных впечатлений на прогулке, экскурсии.

2.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Изучение причин травм показывает, что в большинстве своем они происходят по прямой или косвенной вине взрослых.  

«Вакцина против травматизма - воспитание», - так сказал один из известных ученых. Эта формула справедлива не только по отношению к детям, но и адресована взрослым. Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, взрослые ежеминутно должны являть достойный образец в этом отношении.

Как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Поэтому  разработана система работы с родителями, в которую вошли следующие мероприятия:

  • беседы о мерах безопасности в частном доме, о поведении в лесу, на природе, у костра;
  • консультации об основных правилах обращения с елочными гирляндами, фейерверками, бенгальскими огнями, свечами и другие. Взрослые должны научить правильно: пользоваться бытовыми приборами, соблюдать меры безопасности и осторожности, научить детей какими предметами можно пользоваться, а какими нельзя. То есть родители и все взрослые самые главные учителя в этой сложной и опасной жизни.
  • папки- передвижки, стенды, библиотечка.
  • выставки по пожарной безопасности и безопасности на дорогах, где родители используют свой творческий потенциал
  • участие и помощи в проведении экскурсий, походов, развлечений,
  • помощь в создании игровой среды.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

В групповых помещениях детского сада оформлены центры «Безопасность», оснащение которых проводится в соответствии с возрастными особенностями детей:

-познавательно–агитационные материалы;

-подборка литературы;

-подборка иллюстрационного материала;

-атрибуты к сюжетным играм;

-информационный уголок для родителей;

-подборка дидактических игр;

-подборка обучающих мультфильмов

В группе собрана большая коллекция агитационных и предупредительных листовок, буклетов, памяток по соблюдению правил безопасного поведения;  сформирован материал для работы с семьей по привитию детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающем мире.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева Н. Н., Нязева Н. Л.,  Стеркина.Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
  2. Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие / науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
  3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
  4. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  5. Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. "Азбука безопасности ", конспекты занятий, игры.- Волгоград: Учитель, 2015
  6. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
  7. . Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010
  8. Радзиевская Л.И.  «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009.
  9. Фисенко М.А. ОБЖ  разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...