КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
картотека по обж

Свентик Анна Дмитриевна

Подборка дидактических игр по пожарной безопасности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

C:\Users\dell\Downloads\il_1588xN.2147062536_96ry.jpg

1.«Раньше и теперь»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

  1. Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше

Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

Как поступают сегодня

Звонят по телефону 01.

  1. Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня

На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

  1. Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

Как поступают сегодня

Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

  1. Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

Как поступают сегодня

Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

2. «Горит – не горит»

Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.

Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

3.«Что нужно пожарным?»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

4.«Диалоги по телефону»

Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

5.«Если возникает пожар» (доскажи словечко)

Игровая задача: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.

Образовательная задача: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..( утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жег…(траву0

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

6.«Хорошо – плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

 Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

7. «Лото- пожарная безопасность»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре ( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.

8. «Карточная викторина»

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

- Назови возможную причину пожара;

- как правильно вызвать пожарных;

- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

- что нужно делать, если в доме запахло газом;

- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

- можно ли поджигать тополиный пух;

- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

- как правильно покинуть задымлённое помещение;

- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

9.«Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры: из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

10. «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель, ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электрическая розетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

11.«Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара, развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: из четырёх предложенных картинок, изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

12.«Сложи картинку»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

13.«Найди ответ»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.

ХОД ИГРЫ: вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.

Ситуации-ответы:

Возник пожар. Звони по телефону «01».

В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу.

На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.

Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом.

Горит старая трава. Забросай землей, залей водой.

Почувствовал запах газа. Открой окно, позвони «04».

Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.

14. «Разложи по порядку»

ЦЕЛЬ: Ознакомить детей с порядком действий при пожаре.

ХОД ИГРЫ: используются карточки с изображениями:

• Сообщение по телефону «01» о пожаре;

• Эвакуация людей;

• Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;

• Встреча пожарных;

• Работа пожарных;

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

15. «С чем можно играть»

ЦЕЛЬ: Развивать внимание, мышление, закреплять знания о пожарной безопасности.

ХОД ИГРЫ: перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.

16. «Опасные предметы – источники пожара»

Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.

Ход игры: детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например, свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.

17. «Отгадай слово»

На улице столбом, в избе скатертью. (Дым)

Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два. (Огонь)

Это темный – темный дом.

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (Коробок спичек)

То назад, то вперед

Ходит – бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море. (Утюг)

С языком, а не лается,

Без зубов, а кусается. (Огонь)

Кто опасен всей округе

Знойным днем, в шальную вьюгу?

Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый? (Пожар)

От огня бывает

И от огня сгорает. (Уголек)

Огневые стрелы пускает,

Никто их не поймает. (Молния)

В одном амбаре сто пожаров. (Коробок спичек)

В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски

Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)

Что встретит – пожирает.

Но если дать ему воды,

Он мигом погибает. (Огонь)

Вокруг глаз и рук вьется,

А в руки не дается (Дым)

18. "Слушай внимательно"

Воспитатель задает вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я,    это все мои друзья».

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.

-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

-Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.

- Какое у вас настроение? (Хорошее)  

-Покажите настроение. (Все улыбаются)

19. «Что перепутал художник»

Цель. Развивать внимание детей, мышление, память, воображение, разговорную речь.

Ход игры. Воспитатель показывает рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Педагог называет число нарушений и предлагает ребятам назвать и показать их. Побеждает тот, кто правильно назовёт наибольшее количество нарушений. На картинках нарисованы: пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимается не по своей профессии. Ребёнок должен рассказать, что перепутал художник.

20. «Запрещается-разрешается»

Цель. Закрепить знания об основных требованиях пожарной безопасности; повысить личную ответственность за свои поступки.

Ход игры. Воспитатель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают основные цвета «светофора». (красный цвет-запрещается, зелёный цвет-разрешается) Воспитатель задаёт вопросы:-играть со спичками; -вызвать пожарную охрану по телефону «01», если возник пожар; -выбрасывать горящую золу вблизи строений; -пользоваться повреждёнными розетками;-эвакуировать детей, больных, престарелых из очагов пожара; -подать сигнал тревоги; -кричать и звать на помощь взрослых в случае пожара; -знать план эвакуации на случай пожара; -пользоваться электрическими утюгами без подставки; -вызвать для пострадавшего «скорую помощь» по телефону «03», отправить его в больницу и т.д и т.п.

21. «Добрый и злой гном»

Цель. Закрепить с детьми правила безопасного обращения с огнем, учить моделировать ситуации, когда огонь несет хорошее, а когда огонь выступает врагом, может стать причиной пожара и гибели животных и человека, воспитывать нравственные качества. Развивать логическое мышление, устную связную речь, обогащать словарный запас.

Материал: Карточки с изображением ситуаций с огнем, добрый и злой гномики.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, и предлагает командам разобрать карточки, одна команда ищет карточки, огонь- добро (добрый гномик), вторая- огонь зло (злой гномик).

 Я- огонь! Я – друг ребят,

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом!

Команда доброго гнома выбирает карточки: 1 Огонь добро- печка для тепла, для приготовления пищи, для изготовления металлов, свеча- свет в доме, сварочные работы, запуск ракеты в космос, камин для тепла, керосиновая лампа для сета, костер для приготовления пищи. 2 Огонь зло- дети играют со спичками, свеча, оставленная без присмотра, включенный в розетку утюг, ребенок включает газовую плиту, открытая печка, оставленный костер в лесу, дети поджигают пух, листву. После того как команды справятся с заданием, воспитатель проверяет, дети аргументируют свой выбор устно.

22. «Юные пожарные спешат на помощь»

Цель. Обучение детей основам пожарной безопасности; развитие логического мышления.

Ход игры. Одни дети называют чрезвычайную ситуацию, другие - её возможные последствия и действия, которые необходимо предпринять. Например: «Горящая бумага упала на мягкое кресло… Кресло начало бы тлеть и загорелось. Если никого нет дома, мог бы случиться большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме. В случае возникновения огня нужно быстро вызвать пожарных по телефону 101».

Ситуационный ряд:

 Горящая бумага влетела в открытое окно квартиры…

 Горящая бумага упала на сухую траву у дома…

 Взрослые неосторожно обращаются с камином…

 Мальчики играют со спичками…

 На горящей плите вспыхнуло пламя в сковороде…

 На праздничном столе остались непогашенные свечи …

И т.п.

23. Дидактическая игра «Пожарный щит»

Цели: Дать детям первичные знания о пожарном щите и средствах борьбы с пожаром.  Закрепить знания об орудиях труда для борьбы с пожаром. Помочь обобщить знания у детей о предметах, необходимых пожарным.

Ход игры: Для детей на столе разложены предметы, относящиеся к пожарному щиту и не имеющие отношение к нему. Дети по очереди подходят к столу, выбирают нужное изображение и вешают его на пожарный стенд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности в детском саду

Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Детские дидактические игры – главное средс...

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности в детском саду.

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности в детском саду....

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности .

СОДЕРЖАНИЕ 1.«Раньше и теперь»2.«Горит – не горит»3.«Что нужно пожарным?»4.«Диалоги по телефону»5.«Если возникает пожар»6.«Хорошо – плохо»7.«Лото- пожарная безопасность»8.«Карточная викторина»9.«...

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности .

Картотекадидактических игр по пожарной безопасности ....

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности...

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности...

картотека дидактических игр по пожарной безопасности в детском саду

картотека дидактических игр по пожарной безопасности...