Программа "Страна безопасности"
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.
Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Страна безопасности». Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана на основе Программы «Детства», основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада №293 на 2019 – 2022 г., программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., включающим разделы авторов: «Ребенок и другие люди»; «Ребенок на улице»; «Ребенок дома»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и природа»; «Эмоциональное благополучие ребенка»; «Пожарная безопасность»; Формирование культуры безопасности» Тимофеева Л.Л.; «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Полынова В.К., Дмитриенко З.С.; Азбука «Ау!»».
Срок реализации программы 2 года и предполагает проведение цикла занятий с детьми 5-7 лет в рамках дополнительной образовательной услуги «безопасность».
В данной программе предложены различные формы, как с детьми, так и с родителями и педагогами. Программа предназначена только для детей старшего дошкольного возраста.
Работа строится в трех направлениях: « Правила дорожного движения», «Общая безопасность», «Правила пожарной безопасности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_programma.docx | 99.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю:
на заседании педагогического совета Заведующий МКДОУ протокол № 6 от «28» августа 2014 г Детский сад № 239 «Лесная полянка»
приказ № от «29» августа 2014 г. _____________В.И.Серикова
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 239 «Лесная полянка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Тихонова Т.А.
Новосибирск, 2020 г.
Содержание образовательной программы: стр.
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка…………………………………………... 5
- Цели и задачи реализации программы………………………….. 5
- Принципы и подходы к формированию программы………. 5 - 7
- Планируемые результаты освоения программы…………….7 - 8
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Разделы программы…………………………………………….8 - 9
- Правила дорожного движения………………………………...10
- Общая безопасность…………………………………………...10
- Пожарная безопасность………………………………………..11
- Перспективное планирование образовательной деятельности 12-24
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 24 – 25
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально – техническое обеспечение программы 25
- Характеристика предметно-пространственной развивающей среды 26
- Педагогическая диагностика 26 - 28
- Литература 28
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.
Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Страна безопасности». Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана на основе Программы «Детства», основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада №293 на 2019 – 2022 г., программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., включающим разделы авторов: «Ребенок и другие люди»; «Ребенок на улице»; «Ребенок дома»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и природа»; «Эмоциональное благополучие ребенка»; «Пожарная безопасность»; Формирование культуры безопасности» Тимофеева Л.Л.; «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Полынова В.К., Дмитриенко З.С.; Азбука «Ау!»».
Срок реализации программы 2 года и предполагает проведение цикла занятий с детьми 5-7 лет в рамках дополнительной образовательной услуги «безопасность».
В данной программе предложены различные формы, как с детьми, так и с родителями и педагогами. Программа предназначена только для детей старшего дошкольного возраста.
Работа строится в трех направлениях: « Правила дорожного движения», «Общая безопасность», «Правила пожарной безопасности».
Актуальность
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, требующей обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в различных аспектах жизнедеятельности (социальных, техногенных, природно-экологических).
Сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, которые особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости.
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение основ безопасного поведения в окружающем мире актуально в современном дошкольном образовании.
- Цели и задачи программы
Цель программы:
формирование у детей элементарных правил безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми), развитие умения самостоятельно применять их в жизни; воспитание ценностного отношения к себе, своему здоровью и окружающему миру;
Задачи программы:
1. Формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях.
2. Учить детей регулировать свои поведенческие реакции.
3. Учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.
4. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения.
5. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
- Принципы и подходы к формированию программы
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.
Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, рассматривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей).
Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности использую разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы. Например, инструктор по физвоспитанию, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. По изо деятельности в содержание отдельных занятий включаю такие темы, как ядовитые растения, опасные ситуации, связанные с контактами с другими людьми.
В дошкольном учреждении есть практический психолог, он привлечен к работе по профилактике и психотерапии детских страхов, преодолению конфликтов.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Основные разделы программы становятся достоянием родителей, которые не только продолжают беседы с ребен7ком на предложенные педагогами темы, но и выступают активными участниками педагогического процесса.
- Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
-о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о значении крови для живых существ;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
-о необходимости следить за своей внешностью.
Знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
-правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих;
-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению:
-какие опасности встречаются в природе.
Уметь:
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
-бережно относиться к своему здоровью.
Определяя основное содержание и направление развития детей, программа оставляет за нами, педагогами, право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Разделы программы
Правила дорожного движения
- Транспорт;
- Безопасность на дорогах;
- Безопасная дорога;
- Дорожные знаки;
- Бережное отношение к себе.
Общая безопасность
- О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
- Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
- Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
- Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
- Если "чужой" приходит в дом.
- В природе все взаимосвязано.
- Ядовитые растения.
- Контакты с животными.
- Здоровье - главная ценность человеческой жизни.
- Изучаем свой организм.
- Прислушаемся к своему организму.
- Ценности здорового образа жизни.
- 0 профилактике заболеваний.
- Навыки личной гигиены.
- Поговорим о болезнях.
- Инфекционные болезни.
- Врачи - наши друзья
- 0 роли лекарств и витаминов.
- Правила первой помощи.
- Поговорим о болезнях.
- Инфекционные болезни.
- Врачи - наши друзья
- 0 роли лекарств и витаминов.
- Правила первой помощи.
Пожарная безопасность
- Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
- Экстремальные ситуации в быту.
Хорошим подспорьем в работе с детьми будут разработки игровых занятий, включающих физкультурные упражнения на ловкость и реакцию ребенка. В этой работе помогут следующие материалы:
- литературные произведения на нужную тематику;
- праздничные сценарии на данные темы;
- сценарии спортивных праздников с атрибутикой;
- папка передвижки - материалы для работы с родителями;
- выставка детского рисунка;
- стенд «Безопасность прежде всего»;
- детские иллюстрации по ПБ;
- устное народное творчество о безопасности (пословицы, поговорки, загадки).
- Правила дорожного движения.
Ежедневно по улицам идут тысячи людей и едет не меньшее количество транспорта. Чтобы на дороге царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как родители, так и воспитатели ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.
…Актуальность раздела связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.
- Общая безопасность старших дошкольников.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появление человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища, террористическими актами.
В отечественной дошкольной педагогике проблема охраны жизни и здоровья детей была признана всегда очень важной.
В настоящее время вопрос формирования основ безопасности детей дошкольного возраста исследуется Р.Стеркиной, Н.Авдевой, О. Князевой и другими. В Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной образовательной программы дошкольного образования выделена одна из образовательных областей «Безопасность»:
-создание предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС,
-умение использовать в практической деятельности комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса на основе целостности и интеграции дошкольного образования,
-участие в смотрах, конкурсах на уровне ДОУ.
Однако, как показывает практика, уровень несчастных случаев как на улице так и в помещении среди детей дошкольного возраста по-прежнему высок.
Данный факт обусловил проблему нашего исследования «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
- Пожарная безопасность
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
- Перспективное планирование образовательной деятельности
Срок проведения | Тема | Программное содержание и форма работы | Работа с с родителями |
Сентябрь 1 неделя Сентябрь 2 неделя Сентябрь 3 неделя Сентябрь 4 неделя | Тема: «Правила поведения в детском саду». Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения» Тема: «Служба 01» Тема: «Витаминная семья» Тема: «Съедобные и несъедобные грибы» | Цель: закрепить с детьми правила поведения в детском саду. (Проблемная ситуация «Хрюша пришел в детский сад», чтение Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазанова «Правила поведения для воспитанных ребят в детском саду») Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.( просмотр мультфильмов «Светофор», «Гармония светофора», «Пляшущие человечки», «Мигающие человечки» из серии «Смешарики. Азбука безопасности дорожного движения», подвижная игра) Цель: познакомить детей со службой 01; сформировать представления о правилах поведения с огнем, электроприборами (рассматривание иллюстрации по пожарной безопасности, с изображением улицы города, просмотр мультфильма «Игры с огнем» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», рисование на тему «Огонь – друг». Цель: расширять представления детей о пользе овощей и фруктов; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу овощи и фрукты. ( рассматривание картинок с овощами и фруктами, презентация «Витамины с грядки», н/игра «Аскорбинка и ее друзья»). Цель: учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).(рассматривание картинок с изображением разных грибов, презентация «Съедобные и несъедобные грибы», бумажное конструирование грибы, заучивание стихотворения «Сентябрь принес нам грибов урожай…», д/и «Съедобный гриб кладем в корзину», раскраски, рисунки. | Анкетирование Родительское собрание по проблеме обеспечения безопасной жизнедеятельности детей Консультация: «Берегись огня». Консультация «Витаминчики». Папка – передвижка «Съедобное – не съедобное». |
Октябрь 1 неделя Октябрь 2 неделя Октябрь 3 неделя Октябрь 4 неделя | Тема: «Опасные участки на пешеходной части улицы» Тема: «Кошка и собака – наши соседи». Тема: « Контакты с незнакомыми людьми на улице». Тема: «Чудесное яблоко, или «Зеркало души». | Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. (просмотр мультфильмов «Пограничная территория» и «Безопасное место» из серии «Смешарики. Азбука безопасности дорожного движения»). Цель: учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться. (Рассматривание картинок с изображением разных пород кошек и собак, просмотр мультфильма «Бродячие животные» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы». Чтение рассказа «Беспризорная кошка», Б.С.Житкова). Цель: объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Чтение худ. литературы: Шарль Перро «Красная шапочка». Повторение домашнего адреса и Ф.И.О. родителей. Д/игра «Узнай по описанию». Цель: формировать познавательный интерес к организму человека; познакомить с органом зрения – глазом; расширять представления о положительных и отрицательных факторах, воздействующих на зрение. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье», д/и «Хорошо, плохо». | Тестирование о знании родителями ПДД «Охрана жизни и здоровья при общении с собакой/кошкой» - объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны, дать знания о правилах поведения при встрече и общении с ними. Консультация: «Ребенок и незнакомые люди». Папка – раскладушка «Здоровый образ жизни семьи». |
Ноябрь 1 неделя Ноябрь 2 неделя Ноябрь 3 неделя | Тема: «Правила поведения в транспорте». Тема: «Если дома ты один». Тема: «Электроприборы». | Цель: Познакомить детей с правилами эстетического и безопасного поведения в транспорте. С - р. игра "Автобус". Тема: «Если дома ты один» Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасности в быту, познакомить с простыми правилами поведения в данной ситуации. Д/и «Опасно – безопасно». Образовательная ситуация» Хрюша остался один дома. Цель: закрепить представления детей об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.(рассматривание картинок с изображением утюга, пылесоса, электроплитки, миксера, электрической лампы, магнитофона, телевизора, розетки, электрошнура, вилки, разгадывание загадок об электроприборах; просмотр мультфильмов «Тушение электроприборов» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», «Бытовые приборы» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы»). | Информационный стенд «Почему дети попадают в ДТП?» Безопасность в транспорте. Консультация «Один дома». Памятка для родителей «Безопасность ребенка дома». Информационный стенд «Опасным предметам – недоступные в доме места». |
Ноябрь 4 неделя | Тема: «Самая быстрая улитка в мире». | Тема: «Самая быстрая улитка в мире» Цель: расширять представления с важным органом чувств – ухом; об основных функциях уха; продолжать формировать бережное, ответственное отношение к своему здоровью. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье», д/и «Хорошо, плохо». | Консультация «Закаливание детского организма». |
Декабрь 1 неделя Декабрь 2 неделя | Тема: «Опасный лед». Тема «Зимняя дорога». | Цель: продолжать формировать представления об опасности гололеда, опасности ходьбы по замершему пруду, опасности не аккуратного катания с горки. Просмотр видеороликов с сайт спас экстрим «Поведение зимой», «Опасности на льду», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «На тонком льду…» из серии «Смешарики, « Безопасность зимой» с сайта Спас Экстрим. Цель: Познакомить детей с особенностями передвижения машин по зимней дороге. | Консультация «Осторожно, тонкий лед!». Консультация «Зимние травмы». Папка – раскладушка «Будьте осторожны! Зимние забавы без травм!». |
Декабрь 3 неделя Декабрь 4 неделя | Тема: «Спички – детям не игрушки». Тема: «Новогодние игрушки – фейерверки и хлопушки». | Цель: объяснять детям предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность при попадании в неумелые руки (дидактическая игра «Горит -не горит», чтение стихотворения Е.Хоринского «Спичка-невеличка»). Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при самостоятельном использовании фейерверков. (просмотр мультфильма «Невеселые петарды» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ»). | Консультация «Если вдруг случится пожар». Консультация «Детская шалость с огнем». |
Январь 2 неделя Январь 3 неделя Январь 4 неделя | Тема: «Ребенок дома. "Что лечит, а что калечит?». Тема: «Для чего человеку нос». Тема: "Виды транспорта и специальные машины". | Цель: Учит детей не брать без разрешения медикаменты. Рассказать о вреде и пользе витаминов. С-р. игра "Аптека". Цель: расширять представления детей с важным органом чувств – носом, его функциями, продолжать формировать бережное, ответственное отношение к своему здоровью. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье». Цель: Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта и преимуществах специальных машин. Довести до сведения детей понятие "тормозной путь" и способствовать сознанию его при перебежке перед идущим транспортом. Рисование "Виды транспорта". | Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровый образ жизни!». Информационная страничка: «Профилактика гриппа и ОРВИ». Беседа «В городском транспорте» - познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, научить безопасному поведению. |
Февраль 1 неделя | Тема: «Зачем нужны дорожные знаки». | Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.( рассматривание картинок с изображением дорожных знаков, просмотр мультфильма «Недетский знак» из серии «Смешарики. Азбука безопасности дорожного движения»). | Консультация «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?». |
Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Февраль 4 неделя | Тема: «Наши помощники – органы чувств». Тема: «Скажи микробам – НЕТ». Тема: «В мире опасных вещей». | Тема: «Наши помощники – органы чувств» Цель: сформировать у детей представления о различных средствах и способах познания окружающего мира, определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Формировать представления почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками. Рассматривание иллюстраций из цикла, «Организм человека», «Моё здоровье», разгадывание загадок, д/и «Хорошо – плохо». Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат). Узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями. (просмотр мультфильмов «Скажи микробам-нет», «Личная гигиена» из серии «Смешарики. Азбука здоровья»). Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту. (Рассматривание картинок с изображением - ножниц, шила, скрепок, булавок, кнопок, циркуля, перочинного ножика, гвоздя, молотка, ножовки, клещей). | Памятка «Режим дня – залог здоровья». Рекомендации «Личная гигиена». Информационный стенд «Опасным предметам – недоступные в доме места». |
Март 1 неделя Март 2 неделя Март 3 неделя Март 4 неделя | Тема: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений». Тема: «Первичные средства пожаротушения». «Знаки безопасности». Тема: «Безопасность на льду весной». Тема: «Что и как ест человек». | Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, учить быть осторожными в общении с ними.(просмотр мультфильма «Незнакомцы» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы»). Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара, продолжать знакомить со знаками пожарной безопасности, формировать негативное отношение к нарушителям этих правил. (игра-драматизация «Кошкин дом», чтение рассказов Л.Толстого «Пожар» и Б. Житкова «Пожар в море», рисование на тему «Огонь-друг, огонь – враг»,просмотр « Поведение при пожаре», «Первичные средства пожаротушения» сайт спас Экстрим). Цель: рассказать детям о том, как надо вести себя у водоемов весной, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду. Наблюдение по картинкам «Что бывает, когда трескается лёд». Д/игра «Да-нет» Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. Цель: продолжать формировать у детей представления о правильном питании, об необходимости обрабатывать сырую пищу. Проблемная ситуация «У Карлсона заболел живот». | Консультации «Как разговаривать по телефону», «Кто там». Консультация «Ребенок и огонь». Папка – передвижка «На тонком льду». Консультация «Детское питание». |
Апрель 1 неделя Апрель 2 неделя Апрель 3 неделя Апрель 4 неделя | Тема: «Если ты потерялся на улице». Тема: «Маленький шофёр». Тема:"Опасность на балконе, опасность на подоконнике - окна". Тема: «В гостях у Айболита». | Тема: «Если ты потерялся на улице» Цель: продолжать формировать правильное поведение, если потерялся на улице и к кому обратиться за помощью в данной ситуации. Образовательная ситуация «Хрюша потерялся». Цель: познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде; научить детей правилам поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде. (просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы».) Цель: продолжать формировать безопасное поведение дома, показать опасность нахождения на балконе без взрослых. Цель: формировать умение оказывать первую помощь при ушибах , порезах и ожогах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03. | Консультация «Мама, я потерялся». Информационный стенд «Уважаемые взрослые, вы в ответе за то, что делают на дорогах ваши дети!» Памятка «Безопасность ребенка дома». Консультации Рекомендации для родителей: «Родителям о физическом воспитании детей дошкольного возраста». |
Май 1 неделя Май 2 неделя Май 3 неделя Май 4 неделя | Тема: «Безопасность при отдыхе на природе». Тема: «Лекарственные и ядовитые растения». Тема: «Гроза». Тема: «Безопасность на воде». | Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения на природе; о влиянии погодных условий на человека, подборе одежды по погоде, а также рассказать про клещей, какую опасность представляют последствия присасывания клеща. Цель: расширять представления детей о лекарственных и ядовитых растениях, о простейших способах использования лекарственных растений, рассказать детям о последствии прикосновений, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться. (рассматривание картинок «Лекарственные растения», «Ядовитые растения».) Рассматривание иллюстраций, кукольной спектакль «Зеленая аптека». Цель: продолжать формировать у детей безопасное поведения во время грозы. (рассматривание картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И.К. Айвазовского «Гроза», чтение стихотворения Н.М. Рубцова «Во время грозы», рассказа А. Платонова «Июльская гроза»). Цель: формировать у детей с правилами поведения на воде. (рассматривание картинок, просмотр мультфильма «Водоемы» из серии «Уроки осторожности. У тетушки Совы»). | Консультация «Лето - лучшее время для закаливания» (о здоровье и охране жизни). Папка- передвижка «Лекарственные и ядовитые растения». Консультация «Безопасное лето». Памятка «Безопасность на воде». |
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении нас взрослых. Поэтому нам, воспитателям, следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они взрослые сами не всегда ему следуют (например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают). А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предлагаю родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу эффективно провожу с родителями. Таким образом, выделяю то основное, что требует совместных усилий нас воспитателей и родителей.
Рассматривая и обсуждая полученные результаты, приняли совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, раскрыли их на конкретных примерах. Такие тренинги проводим каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов постоянно меняется в зависимости и от времени года, и от изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей.
Кроме того, учитываю такие направления работы с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия)
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарного);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках для родителей»).
3. Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение программы.
Организация работы программы осуществляется в старшей группе «Землянички» на 1 этаже здания МКДОУ №293 «Лесная полянка» города Новосибирска.
Группа оснащена современным оборудованием ( магнитофон).
3.2. Характеристика предметно-пространственной развивающей среды.
Используются:
• различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
• настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ по ПБ («Осторожно, огонь!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
• дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
• стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника – детский стол и стул;
• правильное освещение;
• магнитофон.
3.3.Педагогическая диагностика результатов освоения программы «Страна безопасности» в старшей группе.
1 направление – Правила дорожного движения
Выводы: Было обследовано 29 детей. Из них на начало года имели: высокий уровень – 8 детей, средний уровень – 15 детей, низкий уровень – 6 детей. Рост уровня развития составляет: Высокий: 30%; Средний: 50%; Низкий: 20%.
Уровень На конец года показатели изменились: высокий уровень – 23 ребенка, средний уровень – 5 детей, низкий уровень – 2 ребенка. Рост уровня ребенка составляет: Высокий: 80%; средний: 15%; низкий: 5%. Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности дошкольников увеличился с 30% до 80%, а низкий снизился с 20% до 5%
2 направление – Пожарная безопасность
Выводы: Было обследовано 29 детей. Из них на начало года имели: высокий уровень – 9 детей, средний уровень – 8 детей, низкий уровень – 16 детей. Рост уровня развития составляет: Высокий: 20%; Средний: 26%; Низкий: 54%.
На конец года показатели изменились: высокий уровень – 24 ребенка, средний уровень – 3 ребенка, низкий уровень – 2 ребенка. Рост уровня ребенка составляет: Высокий: 85%; средний: 10%; низкий: 5%. Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности дошкольников увеличился с 20% до 85%, а низкий снизился с 54% до 5%
3 направление – Общая безопасность
Выводы: Было обследовано 29 детей. Из них на начало года имели: высокий уровень – 12 детей, средний уровень – 6 детей, низкий уровень – 11 детей. Рост уровня развития составляет: Высокий: 42%; Средний: 22%; Низкий: 36%.
На конец года показатели изменились: высокий уровень – 25 детей, средний уровень – 2 ребенка, низкий уровень – 2 ребенка. Рост уровня ребенка составляет: Высокий: 90%; средний: 5%; низкий: 5%. Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Высокий уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности дошкольников увеличился с 42% до 90%, а низкий снизился с 36% до 5%
Таким образом, в детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Страна безопасности» в результате чего, у детей имеются знания:
-Об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
-О необходимости соблюдения мер предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности;
-О здоровом образе жизни.
Кроме того, развиты познавательные, коммуникативные и регуляторные навыки детей в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
В результате проекта у детей:
-Повысилась личная уверенность каждого ребенка, его самореализация через проживание «ситуации успеха»;
-Дети стали внимательнее друг к другу, руководствуются не только собственными мотивами, сколько установленными нормами;
-Возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформированные навыки самостоятельного творческого мышления;
-Повысился экологический уровень детей.
Идет накопление опыта по подбору необходимой информации по данной теме. Полученный опыт позволяет избежать несчастных случаев. Анализ мониторинга позволяет сделать вывод, что 90% детей в достаточной степени владеют понятиями, определениями, умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами, т. е. обеспечен базисный минимум, заложенный в программе и готовы к самостоятельному пребыванию вне ДОУ. Однако 20% детей определяют «группу риска» - низкий уровень информированности. Это дети, которые не регулярно посещают детский сад и для самостоятельного существования в социуме, вне дошкольного учреждения и семье не готовы. Решением проблемы может стать поиск и реализация новых технологий и форм работы с родителями.
3.4.Литература:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014г.
2. Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников», издательство «Детство-Пресс», 2012г.
3. Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь картинках»: Мир человека. М. Школьная Пресса, 2010г.
4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. 5-е изд. М. Просвещение, 2005г.
5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», М.: Просвещение, 2011г.
6. Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет» М.Сфера, 2005г.
7. Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности» -2015г.
8. Полынова В.К. Дмитриенко З.С. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» -2009г.
9. Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. – «Азбука «Ау»» - 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...