Прогулка-обучение правилам дорожного движения "Пассажиры и пешеходы"
учебно-методический материал по обж (подготовительная группа)

Межова Светлана Леонидовна

Цель:

формирование у дошкольников знаний Правил дорожного движения через практическое знакомство с ролью пешехода и пассажира

Задачи:

  • познакомить детей с ролью пешехода и пассажира, с правилами поведения на улице и в транспорте;

  • развивать мышление, память, умение дифференцировать сигналы светофора (транспортного и пешеходного);

  • закрепить знания детей об известных(основных) дорожных знаках и их значении;

  • воспитывать внимание, культуру поведения в общественном транспорте, умение ориентироваться на улице.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект прогулки ПДД212 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. Конспект обучающей экскурсии-прогулки
  2.  для детей старшего дошкольного возраста:
  3. «Пешеходы и пассажиры»

Цель:

формирование у дошкольников знаний Правил дорожного   движения через практическое знакомство с ролью пешехода и пассажира

Задачи:

  • познакомить детей с ролью пешехода и пассажира, с правилами поведения на улице и в транспорте;
  • развивать мышление, память, умение дифференцировать сигналы светофора (транспортного и пешеходного);
  • закрепить знания детей об известных(основных) дорожных знаках и их значении;
  • воспитывать внимание, культуру поведения в общественном транспорте, умение ориентироваться на улице.

Ход прогулки

1. Часть 1. Начало экскурсии.

Педагог выходит на улицу с детьми на площадку детского сада и предлагает совершить необычное путешествие вне детского сада по улице, в роли пешехода.

Педагог: Ребята, сегодня наша прогулка будет необычной, мы с вами отправимся прогуляться по улицам нашего города, вблизи которых расположен детский сад. Для этого для начала мы с вами будем пешеходами, а потом пассажирами (автобус нашего детского сада будет ждать нас в определенном месте и потом на нем мы вернемся назад). Согласны? Итак, в путь!

Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,

Ее переходи! 

Педагог объясняет детям, что ходить по улице надо очень аккуратно и быть внимательными.

Педагог: Мы с вами сейчас ПЕШЕХОДЫ. Пешеход — это человек, который передвигается пешком. Настоящий пешеход – это тот, кто уверенно ведет себя на дороге, спокойно идет по шумному городу, не мешает машинам и сам никогда не попадет под машину. А чтобы стать настоящим пешеходом, нужно знать, какие правила нужно соблюдать, чтобы правильно перейти через дорогу и не оказаться под колёсами автомобиля. 

А как называются дорожки, по которым передвигаются пешеходы? (ТРОТУАР). Правильно, тротуар — это каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая проезжей частью и обрамлённая бордюром, для отделения от неё. Пешеходы по тротуару должны передвигаться с правой стороны. Мы с вами сейчас проходим по тротуару, а теперь внимание! У нас остановка (остановка № 1), нужно перейти через узкую дорожку, где двигаются автомобили.

2. Часть 2. Нерегулируемый пешеходный переход.

Педагог: Вспомните как нужно переходить дорогу. (Дети отвечают).

 Посмотрите внимательно

По обочине дороги,

Как солдатики стоят.

Все мы с вами выполняем,

Все, что нам они велят. Что это?

Правильно, это дорожные знаки. Сейчас перед нами какой знак?

(Знак «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД»)

Этот знак такого рода,

Он на страже пешехода,

Переходим с вами вместе

Мы дорогу в этом месте.

Пешеходный переход – это специальное место, где пешеход имеет право пересекать проезжую часть.

Объяснение педагога. Пешеходные переходы бывают разные: надземные, подземные и наземные.

        Наземные пешеходные переходы бывают регулируемые (где движение регулируется светофором или регулировщиком) и нерегулируемые (где светофор отсутствует, не работает или включен жёлтый мигающий сигнал)

        Подземный и надземный пешеходные переходы – это самый безопасный способ перехода дороги.

Надземные – в виде мостов и подземные переходы (в виде тоннелей), они построены в местах самого оживлённого движения. При движении по лестнице подземного или надземного перехода, как и на тротуаре, надо придерживаться правой стороны.

Педагог: при пересечении дороги по наземным пешеходным переходам человек подвергается большей опасности. Какой переход перед нами? Это нерегулируемый пешеходный переход, здесь есть только знак «Пешеходный переход». Чтобы перейти такой переход  нужно остановиться на краю тротуара (не наступая на бордюр). Для чего это нужно? (Ответы детей). Посмотреть сначала налево,  потом посмотреть направо – убедиться что транспорта рядом нет и спокойно перейти дорогу. Пешеход, не успевший закончить переход, должен остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

(Дети с педагогом переходят дорогу).

Педагог: а теперь обратите внимание на еще один знак — этот знак для водителей.

Я хочу спросить про знак,

Нарисован он вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

        Это знак «ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!» Такой Знак  устанавливается на участках дорог, на которых возможно неожиданное появление детей. Например возле школ и детских садов. Этот знак предупреждает водителей о том, чтобы они были особенно внимательными в том месте, где установлен такой знак. Почему этот знак расположен здесь? (предположительные ответы детей: рядом находиться наш детский сад и школа).

        Но такой знак может быть прикреплен и на стекле автомобиля и автобуса, он означает, что в этом транспорте есть дети, и другие водители на дороге тоже должны быть внимательны, если едут по дороге рядом с таким автомобилем.

Дети продолжают движение по тротуару вместе с педагогом до следующего перехода.

3. Часть 3. Регулируемый пешеходный переход.

Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят. 

Педагог: У нас остановка (остановка № 2), нужно перейти через многополосную дорогу, где  автомобилей гораздо больше. Поэтому перед нами «Регулируемый пешеходный переход». Что вы видите здесь, какие знаки помогают пешеходу на таком переходе перейти дорогу? (предположительные ответы детей: Знак «Пешеходный переход», Светофор для пешеходов и светофор для автомобилей, пешеходная дорожка «Зебра»)

Объяснение педагога: этот пешеходный переход регулируется двумя светофорами.

Один из них трехцветный — для водителей.

С тремя глазами живет,

По очереди мигает,

Как мигнет- порядок наведет.

Вспомните что означают эти три цвета светофора? (предположительные ответы детей). Для водителей красный сигнал — запрещает движение, желтый — велит приготовиться, зеленый означает — движение открыто.

А вот светофор для пешеходов — двухцветный. Зеленый человечек означает — путь открыт, а красный — нам стоять велит. А на нашем светофоре есть еще и цифры, они означают сколько секунд пешеходу осталось для перехода через дорогу или сколько нужно подождать, до начала перехода. А это что такое?

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.

        Это «ЗЕБРА» - разлинованный белыми или желтыми широкими полосами пешеходный переход. Именно в этом месте пешеход должен переходить дорогу. Но бывает, что для регулирования движения автомобилей и пешеходов, помогает полицейский — работник ГИБДД — РЕГУЛИРОВЩИК. Он появляется, когда повышена оживлённость дорожного движения, сложная ситуация на дороге, требующая присутствия представителя охраны правопорядка или светофор выходит из строя.

        Но чтобы даже на регулируемом пешеходном переходе перейти дорогу нужно обязательно соблюдать следующие правила:
Не переходите дорогу, если у вас плохой обзор приближающегося транспорт;

Если переход неудобный – лучше ребенку дождаться кого-то, кто поможет перейти дорогу;

Трамваи нужно обходить спереди;

Троллейбусы и автобусы стоит обходить сзади;

Переходить дорогу нужно быстро, не отвлекаясь;

Если выронили что-то из рук не нужно пытаться вернуться и забрать эту вещь – пусть потеря станет  уроком: свои вещи нужно крепко держать или отдавать родителям;

Дорога – не место для игр.

Но самое главное, дети дошкольники не должны выходить на

проезжую часть больших дорог без сопровождения взрослых!

Дети с педагогом переходят через дорогу.

4. Часть 4. Островок безопасности.

Педагог: ребята, а как называется место, где мы сейчас с вами находимся? Это «ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ». На больших широких улицах, или сложных перекрестках, где машины движутся по кольцу, есть такие островки — это возвышение над проезжей частью дороги. Если пешеходы не успели перейти широкую дорогу, они могут остановиться на островке безопасности. Водителям нельзя заезжать на островок безопасности, даже если на нем нет пешеходов.

        Дети с педагогом пересекают  «островок безопасности» и останавливаются на остановке.

5. Часть 5. Остановка автотранспорта.

Педагог: ребята мы с вами пришли на автобусную остановку. Здесь останавливается Пассажирский транспорт. Какой транспорт вы знаете? (Ответы детей).

        А сейчас мы с вами из роли пешехода переходим к роли пассажира. А поедем мы с вами на нашем автобусе.  ПАССАЖИР — это человек, который передвигается на общественном или личном транспорте, автомобильном или каком-то другом. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд .Тебя случайно могут толкнуть под колёса. Не нужно толкаться, а заходить в транспорт по очереди.

6. Часть 6. Пассажиры автобуса.

        Педагог с детьми садятся в автобус, водитель пристегивает детей.

Объяснение педагога: Пассажиры, как и пешеходы должны соблюдать правила поведения в транспорте. В личном автомобиле или в такси обязательно пристегиваться ремнями безопасности. Рекомендуется занимать свободные места, чтобы не мешать проходу. Но при этом помните, что надо уступать места пожилым пассажирам, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми. Нельзя громко разговаривать в транспорте т.к. это мешает водителю.  Во время движения автобуса - не вставать и не ходить. Нужно держаться за поручни или спинки сидений. С другими пассажирами надо быть вежливым.

Педагог: итак, мы отправляемся в путь, будьте внимательными пассажирами. Наш автобус совершит небольшую поездку по ближайшим улицам, и мы с вами вернемся в детский сад. Во время движения старайтесь соблюдать все правила грамотного пассажира.

        Автобус совершает поездку по ближайшим улицам Жукова, Московский Проспект, бульвар Победы.

7. Часть 7. Остановка «Детский сад».

        Автобус подвозит детей на площадку к детскому саду, дети с педагогом выходят из транспорта.

Педагог: ребята, вот наше путешествие в роли пассажиров автобуса подошло к концу. Мы вернулись в детский сад.  Вам понравилось наше путешествие? Мы сегодня с вами узнали много полезного, побывали сначала пешеходами, а затем пассажирами. Какие правила вы запомнили? (Ответы детей).

Желаю вам быть грамотными пешеходами и пассажирами!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми по правилам дорожного движения для пешеходов.

Познакомить детей с правилами дорожного движения для пешеходов....

Конспект интеллектуальной игры по правилам дорожного движения «Я – пешеход и пассажир» с детьми подготовительной группы с участием родителей.

Предложенный материал нацелен на формирование у детей социокультурных компетенций, связанных с приобретением опыта участника дорожного движения в условиях мегаполиса....

конспект развлечения по правилам дорожного движения "Мы - пешеходы"

закрепить с детьми знания о правилах дорожного движения...

Сценарий викторины по правилам дорожного движения «Юный пешеход» для детей подготовительной группы

сценарий викторины по ПДД для детей подготовительной группы  для двух команд в игровой форме...

Конспект занятия в средней группе по правилам дорожного движения «Юный пешеход»

Занятие, направленное на формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улице....

КВН по правилам дорожного движения "Юные пешеходы"

КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста "Юные пшеходы"...

Ознакомление младших дошкольников с правилами дорожного движения "Воспитываем пешехода".

Обучая детей правилам дорожного движения, необ­ходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это — беседы, обсуждение ситуаций, наблю­дения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художе­стве...