ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
консультация
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О дисциплине и глубинные причины серьезных нарушений поведения детей. | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Воспитание дисциплины
Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Что делать, если, несмотря ни на какие ухищрения, ребенок не подчиняется?
И может настать тот момент, когда нам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение.
Естественное следствие непослушания – это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме самого себя. Малыш, оцарапанный кошкой, может быть, впервые почувствует смысл и жизненную необходимость родительского требования.
Второй тип наказания – более привычен, он исходит от родителя. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а кончается выполнением обещанного. Такие наказания называют условными следствиями непослушания.
Как к ним относится? Думаю, их все равно не избежать. Однако, применяя такие наказания, хорошо придерживаться одного очень важного правила: наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Но для этого нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий и дел регулярными, чтобы ребенок ждал и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком. Она одновременно – и зона его ближайшего развития, и основа вашего с ним доброжелательного общения, и залог бесконфликтной дисциплины.
Обсудим самые трудные случаи, когда родители, по их словам, не могут справиться с ребенком, когда непослушание и конфликты на почве дисциплины становятся скорее правилом, чем исключением. «Трудными» чаще всего бывают подростки, но могут быть и дети любого возраста.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Отсюда вывод: такие причины надо знать.
Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая – борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Родитель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще. Показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это главное!
Третья причина – желание отомстить. Дети, испытавшие потери и утраты в жизни очень часто бывают обижены на весь окружающий мир. В глубине души ребенок переживает и страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения можно выразить так: «Все относятся ко мне плохо – пусть и вам будет плохо!»
Четвертая причина – потеря веры в собственный успех.
Из-за накопившихся неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится»
Беда «трудных» детей в том, что они, во-первых, что они остро страдают от не реализации своих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют. Почему же они так неразумны? Да потому, что не знают, как это сделать иначе.
И все же выяснить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным: родителю стоит обратить внимание на собственные чувства. Посмотрите, какая реакция возникает у вас самих при непослушании и неподчинении ребенка.
Мотив плохого поведения ребенка | Ответные родительские чувства |
внимание | раздражение |
противостояние, власть | гнев |
месть | обида |
Потеря веры в себя | безнадежность, отчаяние |
Что же делать дальше? Это, конечно, ключевой вопрос.
Дело в том, что в подобных ситуациях образуется порочный круг. Чем больше взрослый не доволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией.
Значит, задача родителя – перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.
В заключение несколько дополнительных замечаний. Бесполезно ждать, что старания наладить мир и дисциплину в семье, в детском коллективе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немало терпения. Вы, наверное, заметили: главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. В каком-то смысле придется менять себя. Очень важно знать: вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.
Материал подготовлен Сливной Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Стремление к деятельности - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное р...
Консультация «Воспитание дисциплины и организованности у детей младшего возраста»
Дисциплинированность детей есть результат всей воспитательной работы. Одновременно дисциплину можно рассматривать и как необходимое условие успешного воспитания .Ведь ,действительно ,если ребенок не п...
Воспитание дисциплины
В презентации расскрываются основные принципы оптимального взаимодействия с ребенком при обучении его дисциплине....
Консультация для родителей "Воспитание дисциплины, обучение правилам поведения и формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ"
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» детей к...
Воспитание дисциплины у детей старшего дошкольного возраста
воспитание дисциплины у детей старшего дошкольного возраста...
«Воспитание дисциплины, подготовка к школе»
Дисциплина для детей – это не причуды взрослых. Она необходима для здорового развития ребенка: его полноценного физического, эмоционального и умственного развития.Без установленных правил д...
"Воспитание дисциплины, подготовка к школе"
Консультация для родителей...
- Мне нравится (2)