Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
статья по обж

Аткач Анна Александровна

Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведенияприобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  дошкольного возраста

 

      Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведенияприобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

     Для работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников была разработана система планирования. Был составлен перспективный план занятий и мероприятий по формированию основ безопасности с учётом возрастных особенностей детей старшей и подготовительной группы для работы над совершенствованием знаний детей о безопасности поведения в окружающей среде. В него мы включили основные направления нашей работы:

     - «Незнакомец звонит в дверь»;

     - «Огонь – друг, огонь - враг»;

     - «Опасности в быту»;

     - «Безопасность на дорогах и улицах»

     - «Бережём своё здоровье»

     Составлен тематический план ознакомления детей с правилами дорожного движения «Дорога без опасностей». Разработан цикл спортивных развлечений с элементами ОБЖ, подобран иллюстративный материал, перечень художественной литературы по данной теме с учётом возрастных особенностей детей, подобраны и разработаны художественные и дидактические материалы, составлен перспективный план мероприятий работы с родителями для старшей и подготовительной группы.

     С целью выявления уровня, культуры безопасного образа жизни дошкольников, нами была проведена соответствующая диагностическая процедура.

     Применялись следующие методы педагогических исследований:

     - Беседы.

     - Тестирование

     - Устный опрос

     - Наблюдение за ребёнком.

     - Мониторинг уровня сформированности знаний по разделам программы.

     Формы организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности:

        непосредственно образовательная деятельность;

        беседы;

        чтение художественной литературы;

        рассматривание иллюстраций по теме;

        наблюдения;

        экскурсии;

        сюжетно – ролевые игры;

        настольные, дидактические, подвижные игры;

        игры - тренинги;

        трудовая деятельность;

        продуктивная деятельность;

        развлечения с элементами ОБЖ;

        досуги;

        спортивные развлечения с элементами ОБЖ;

        тематические физкультурные занятия.

 

     Наряду с различными формами организации процесса нами использовались следующие методы:

     • Наглядные (использование иллюстраций, репродукций, плакатов);

     • Словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение художественной литературы, заучивание)

     • Игровой (дидактические игры, игры драматизации, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, спортивные игры)

     • Метод «Тематического погружения»

     Дальнейшая работа проводилась согласно намеченному плану.

     Так как ребёнок дошкольного возраста познаёт жизнь через игру, основной упор в нашей работе мы сделали на использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, проведение спортивно-развлекательных мероприятий.

     Мы создали в группе комфортный, благоприятный климат, атмосферу эмоционального благополучия, способствующую развитию уверенной в себе личности, устойчивой к «стрессам». В группе есть место, где дети могут посидеть за журнальным столиком, отдохнуть, посмотреть, книги и разнообразные альбомы по ознакомлению детей с основами безопасности («Опасные предметы дома», «Профессия пожарный». «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей», поиграть в спокойные интеллектуальные игры.

     Большой популярностью у детей пользуются сказочные персонажи -  Незнайка, Буратино и др. Именно с ними дети отгадывают ребусы, кроссворды, загадки, разучивают стихи, пословицы, повторяют правила безопасного поведения. Герой сказки «приходит» к детям каждую неделю, и за разговором, в беседе, объясняет правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность, а затем закрепляем их в свободной самостоятельной деятельности.

     В книжном уголке периодически пополняется содержание произведений по теме, и дети имеют возможность на примере героев произведений, сказочных героев, определять, как можно попасть в неприятные ситуации. Так, работая по первому разделу «Незнакомец звонит в дверь», через чтение книг, беседы, инсценировки рассказывали детям о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. На примере сказок «Красная Шапочка»«Волк и семеро козлят» рассматривали и обсуждали возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого и объясняли детям, как следует вести себя в подобных ситуациях.

     Игры-инсценировки помогали уточнить представление о различных бытовых ситуациях, и о поведения при встрече с незнакомцем.

     В группе есть место и для коллективных игр, место для экспериментов. Для развития познавательной активности в группе отведено место, где расположены дидактические игры «Умники и умницы»«Добрые и плохие поступки»«Что необходимо пожарному»«Собери картинку»«Дорожная азбука»«Транспорт»«Что было – что стало»«Предметы источники пожара».

     Заучивание стихотворений об опасных предметах, использование дидактических игр «Найди опасные предметы», «Выбери место для хранения» помогает детям усвоить прямые запреты на пользование предметами домашнего обихода (розетки, электроприборы, лекарства и) и научиться правильно с ними обращаться.

     В непосредственно образовательной деятельности на тему «Моя безопасность в моих руках» дети усвоили, что есть предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Ребёнок, ни при каких обстоятельствах не должен зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электроприборам, а также открывать дверь незнакомым людям. Для того чтобы научиться пользоваться предметами, которые могут быть опасными, вначале мы определили, какие предметы, можно считать опасными, загадывали загадки о предметах (нож, иголка, пила, кнопки, булавка и т. д). Объясняли, почему они могут быть опасными? Умеют ли дети правильно пользоваться предметами? А можно ли отвлекать другого, если тот режет, шьёт или забивает гвоздь? Что может при этом при этом случиться? Где хранятся инструменты? В специально подготовленной ситуации предлагали детям найти в группе, какие правила безопасности нарушены: (на полу рассыпаны скрепки, на подоконнике лежат молоток и гвозди, на столе лежат иголки.) Предлагали рассмотреть сюжетные картинки с нарисованной квартирой, в которой находятся различные бытовые предметы и разобрать ситуацию:

      - В этой квартире оставили малышей. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак

     Х – нельзя пользоваться.

     ! – осторожно пользоваться.

     

     Особое место в нашей работе было отведено теме «Электроприборы». Цель этой деятельности состояла в том, чтобы познакомить детей с предметами, которые «служат человеку»и что они могут быть опасными, если не выполнять правила безопасности. Дети отгадывали загадки, сами описывали предметы, указывая на характерные признаки предметов, их назначение. Мы организовали экскурсию на пищеблок, где дети познакомились с электроприборами, которыми пользуются повара.

     Дети знакомились не только с электроприборами, их назначением, но и как они работают, узнали, что такое ток и где он «живёт», познакомились с историей открытия электричества, с историей развития электроприборов. Все полученные знания закрепляли, играя в дидактические игры «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны», «Что было – что стало».

      В процессе работы создавали игровые, обучающие ситуации. Например, «Бабушка забыла выключить утюг».  (Что может произойти?)

    Составляли творческие рассказы на темы:

        «Откуда может прийти беда»,

        «Почему это случилось?»

        «Саша и Маша дома одни».

     В процессе такой деятельности у детей расширяется кругозор, повышается уровень знаний об окружающем мире, обогащается словарный запас и главное - формируются навыки безопасного обращения с предметами и умение находить выход из ситуации.

     Беседы с детьми о правилах пожарной безопасности сопровождали демонстрацией красочно оформленных иллюстраций с изображением любимых персонажей детских произведений, интересными рассказами, чтением произведений, показом мультфильмов.

     Была подготовлена драматизация сказки «Кошкин дом»где дети проявили не только творческие способности, но и знания правил поведения на пожаре. Дети дали уверенные ответы на такие вопросы, как: чем можно погасить огонь, по какому номеру вызвать пожарных. И в заключении рассказали, какие надо выполнять правила, чтобы не случился пожар.

     В процессе НОД на темы «Как возник огонь», «Юные пожарные спешат на помощь», дети узнали, какая польза и вред от огня, экспериментируя, познакомились со свойствами огня, его качествами, чего «боится» огонь. Дети узнали,  что в умелых руках огонь приносит пользу (огонь – повар, доктор, строитель, а в не умелых он превращается во врага (пожары).

      Главная наша задача состояла в том, чтобы познакомить детей с правилами безопасного обращения с огнём, подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

     Были проведены беседы на следующие темы: 

        «Будь осторожен с огнём», 

        «Отчего происходят пожары»,

        «Человеку друг - огонь, только зря его не тронь»;

        «Добрый и злой огонь».

 

     При помощи иллюстраций, плакатов, художественной литературы были сформулированы правила поведения при пожаре и правила, которые должны соблюдать дети, чтобы не случился пожар.

     Для закрепления знаний был проведен конкурс рисунков и поделок, выполненных детьми как на занятиях в ДОУ, так и совместно с родителями на темы:

1.     «Спичка – невеличка»

2.     «Огонь наш друг, но не всегда – бывает от него беда».

 

     В процессе проводимой работы у детей не только формируется культура безопасного поведения, но и расширяются представления о труде взрослых, обогащается словарный запас, что очень необходимо для детей с ОНР, а также стимулируется развитие самостоятельности и ответственности.

     В подготовительной группе больше внимания уделяли таким разделам как:

     - «Огонь друг – огонь враг»

     - «Бережём своё здоровье»

     - «Безопасность па дорогах и улицах»

     В течение учебного года одну неделю в квартал посвящали этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в одну проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка, в течение недели, объединённые одной темой «Наш город»«Наша улица»«Транспорт»«Дорожные знаки – наши друзья» позволяют детям как можно глубже усвоить материал.

      Знания, полученные в рамках тематической недели, закрепляются в течение всего года в играх, спортивных конкурсах, беседах. Чтобы активизировать внимание детей, побудить их к деятельности, всегда создаётся игровая мотивация. Например, предстоит прийти на помощь затерявшемуся в большом городе Колобку, помочь кукле Кате выбрать предметы, с которыми можно играть и те, которые для игр не предназначены. Также, чтобы не случилась беда на дороге, необходимо выполнить задания «Бабы – Яги» и спасти дорожные знаки. Спортивные соревнования «Путешествие по городу дорожных знаков» закрепляют знания детей, полученные в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с правилами поведения на проезжей части, развивают двигательную активность, ответственность, вырабатывают положительные привычки безопасного поведения на улицах города.

     Проводились целевые прогулки по близлежащим улицам города, где дети наблюдали за транспортом, за работой светофора (постового-регулировщика), взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомились со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками.

     Полученные знания, навыки и умения систематизировались на индивидуальных и коррекционных занятиях.

     Работа в разделе «Ребёнок и здоровье» планируются 1 раз в месяц и направлена на формирование представлений детей о человеческом организме, зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания. Что нужно человеческому телу, чтобы оно было крепким и здоровым: физические упражнения и отдых, здоровая еда, свежий воздух, внимательное отношение к своему здоровью.

     Беседуя с детьми на темы «Мойте руки перед едой», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Советы доктора Айболита», «Овощи и фрукты - полезные продукты», объясняли детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипячёную воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой и т. д.)  может уберечь от болезней.

     Организовывались опыты с лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. В зимнее время наблюдали за снегом.

     Было проведено спортивное развлечение «Мои друзья всегда со мной». Совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания, мы организовали спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», а также конкурс рисунков на тему: «Вместе дружная семья»

     Формируя представления о здоровом образе жизни, мы знакомили детей со строением человеческого организма, условиями для нормального его функционирования. В работе над лексической темой «Я – человек» уточняли и систематизировали знания детей о внешнем строении тела человека. Также обобщали имеющиеся знания у детей о функции органов, уточняли с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы. Например, «Зачем нужны руки?». Ребенку было предложено убрать руки за спину и взять со стола книгу. Взять не получается. Просим ребенка ответить – зачем тебе руки?

     Путём экспериментирования формировали бережное отношение к своему телу. В процессе такой деятельности возникает понимание ценности организма. Экспериментальная деятельность помогает дошкольникам осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление о человеке, знания о здоровом и безопасном образе жизни. Участие в экспериментальной деятельности обеспечивало мыслительную активность каждого ребёнка.

     Для создания игровой мотивации в гости к детям «приходил» любимый персонаж Лунтик. В каждое наше приключение были включены физкультминутки, упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, тематически связанные с учебными заданиями, играющие положительную роль в усвоении программного материала. Это позволяло переключить активность (умственную, двигательную, речевую, не выходя из игровой ситуации.

     Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Эффективности в работе с детьми можно достигнуть только совместными усилиями ДОУ и семьи, поэтому важную роль мы уделяем работе с родителями.

     Воспитательно-образовательная работа с детьми строилась в тесном взаимодействии с родителями. Чтобы обеспечить безопасный и здоровый образ жизни мы решили, что нужно дать знания не только детям, но и взрослым - родителям. Одной из форм обучения детей и родителей стала «Минутка в детском саду» Почему «минутка»? Потому что родитель может ознакомиться с её содержанием, в то время, когда ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой. А так как тема «минутки» всегда совпадала с тем, о чём говорили в группе, то данная информация закрепляется. В «минутках» обращали внимание ребёнка на разные поучительные моменты бытовых или дорожных ситуаций. Весь материал «минуток» размещали в «Уголке безопасности» для родителей.

 

     Для этого мы на видном месте оформили стенд «Дошкольник в безопасной среде», где помещались для родителей:

     • Советы родителям по охране жизни и здоровья детей;

     • Памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения;

     • памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых»,

     • буклеты «Основа безопасности жизни детей»,

     • консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями»,

     «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма».

    

     Также было проведено анкетирование родителей на темы «Знаете ли вы правила дорожного движения», «Здоровый образ жизни».

 

     Формирование у детей навыков безопасного поведения способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, коммуникативных навыков. В процессе работы дети не только приобретают новые знания и навыки об общепринятых нормах безопасного поведения, но и применяют их на практике. Было достигнуто главное – дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учеб. пособ. По основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева. – СПб. Детство-Пресс, 2007.

2. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. – М.: Просвещение, 2001.

3. Вдовиченко, Л. А. Ребёнок на улице / Л. А. Вдовиченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

4. Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Здоровьесберегающая система ДОУ / сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград, 2009 г.

6. Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий / авт. -сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Москва, 2005.

8. Шинкарюк, С. А. Правила безопасности дома и на улице / С. А. Шинкарюк. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.

9. Шорыгина, Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

10. Шорыгина, Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

11. Черепанова, С. Н. Правила дорожного движения – дошкольникам / С. Н. Черепанова. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

12. Чермашенцева, О. В. Основа безопасного поведения дошкольников / О. В. Чермашенцева. – Волгоград, 2010

13. Казаковцева Т. С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». – Киров, 1997.

14. Карепова Т. Г., Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!”. -Психолог в детском саду. -2006. -№3. -с. 52-80.

15. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАМ, 1998.

16. Кряжева Н. Л. «Кот и пес спешат на помощь». Ярославль: Академия развития. 2000.-176с.

17. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского. М.: Физкультура и спорт. 1991. 592с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»      Неделя «Специалист»...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Творческий отчёт «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельностидетей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострил...

презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»

Презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»...

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по в...