Дидактические игры по правилам дорожного движения
картотека по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по правилам дорожного движения
Угадай транспорт Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом. Дети сидят полукругом. Воспитатель. Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит. | Играй да смекай! Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах. В игре участвуют 4—6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. |
Подумай — отгадай Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость. Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Дети сидят полукругом. В о с п и т а т е л ь: Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего. Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре) Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один) Кто ходит по тротуару? (Пешеход) Кто управляет автомобилем? (Водитель) Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток) Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.) По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.) Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП) Какой свет верхний на светофоре? (Красный) С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14-ти лет) Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два) Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три) На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру) Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз) Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту) Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.) Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.) Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.) | Мы — водители Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и ее специфику (на примере дорожных знаков), видеть ее основные качества — образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы. Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку — зеленый кружок. Выигрывает тот, кто наберет большее количество кружков. Материалы: 1) карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идет в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. — 6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта — 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов); 2) кусок мела, если разветвленная дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги; 3) маленькая машина или автобус; 4) зеленые кружки — 30 шт. Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвленная дорога из бумаги. Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя. Затем начинает описывать ситуацию: Машина быстро мчится по дороге и вдруг... срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладет его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зеленым кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки. А сейчас мы должны подвести итоги нашей игры и узнать победителя. Дети считают свои зеленые кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых. |
Веселый жезл Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни. Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл. Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила. Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится. Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила. Д е т и. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущем транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить. | Законы улиц и дорог Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения. Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца. Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки. Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности. 1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т.д. 2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т.д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т.д. Человеку — до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т.д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк... 3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин. 4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.
При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и дает задание ее исправить. |
Час пик Задачи: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом. Правила: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации. Материалы: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих — «работники», 12 желтых — «посетители», 7 розовых — «ситуации»), Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности. 1. Проводится по типу лото. Воспитатель знакомит детей с объектами на игровом поле: аэропорт, больница, милиция, цирк, парикмахерская, почта, школа, магазин, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие «посетители» и «работники» там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и желтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает. Например, «Театр» — балерина и зрители театра, «Стадион» — спортсмен и болельщик, «Парикмахерская» — парикмахер и клиент, «Больница» — врач и больной и т.д. 2. Синие и желтые карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Игроки поочередно бросают кубик и двигаются по полю в нужном направлении, забрав пассажиров со стартовой остановки. Водитель должен как можно скорее развезти своих пассажиров по нужным остановкам и, закончив работу, вернуться на конечную остановку. Выигрывает тот, кто первым справится со своим заданием. 3. Желтые и синие карточки разложены по объектам. Водители должны собрать всех посетителей, затем работников и довезти их до конечной остановки. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков (т.е. пассажиров). | Собери дорожные ситуации Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца. Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию. Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика. Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рассматривали. Воспитатель. Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части и наклеили на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней — что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему? Дети поочередно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней. |
Научим Незнайку ПДД Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга. Правила: четко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь и не перебивая друг друга. Воспитатель рассказывает детям о Незнайке — мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации. Воспитатель. Скоро Незнайка идет в школу в 1 класс и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать? Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге. Незнайка. Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошел на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал... Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности. Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали — не знаю... Дети объясняют, как нужно правильно переходить улицу. А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что — я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины. Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит еще несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД. Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут». | Что будет, если... Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление. Правила: не мешать друг другу слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы. Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы...». Воспитатель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем участникам дорожного движения? Ответы детей. А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если...». Я вам буду задавать вопросы, а вы — на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю. Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается? Д е т и. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может по пасть под колеса. Воспитатель. Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки? Д е т и. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением. Воспитатель. Что будет, если водитель не знает сигналы светофора? Дети. Водитель поедет на красный свет и собьет пешехода. Воспитатель. Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части? Дети. Его автомобиль столкнется с другим автомобилем, который двигается правильно — по правой стороне. Воспитатель. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если...» и сами дайте ответ. Дети по одному задают вопросы, другие — находят ответ. В конце игры воспитатель подводит итог. Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения. |
Огонь в очаге Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту. Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Оп выходит из своего жилища — очага и ходит вокруг остальных игроков. Огонь. Я — Огонь, меня не тронь! Игроки (в ответ): Ты зачем ушел из очага, Превратился в нашего врага? Огонь: Я, Огонь — ваш друг и враг, Со мной не справиться никак. После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живет Огонь, и бегают на его территории. За кругом ловить детей запрещается. Если Огонь поймал своим «пламенем» (кто нарушил покой его очага), то превращает его в Уголек и сажает в свой очаг. Тот, кто остается не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь. | Огненный Дракон Цели: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, точность, ловкость, смелость. Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый круг говорят: «Огонь-дракон, уходи вон!» Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются. Дракон: Языки огня все ближе, ближе. Нагибайтесь ниже, ниже! Все игроки увертываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел. Те, кого не задел, возвращаются в круг. |
Вода и огонь Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы между мальчиками и девочками. На расстоянии 10 м друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой — мальчики (Огонь), ведущий между ними. По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода!» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду соперника. | Хозяин озера Цели: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе: совершенствовать координацию движений. На расстоянии 10—15 м от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу ведущего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими ведерками. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте). Только один раз в сутки, когда хозяин спит, можно зачерпнуть воды. Водящий при этом считает до пяти. Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера и храпит). В момент неожиданного просыпания хозяин ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера. |
Птенчики в беде Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему. На площадке чертится несколько кругов, в них гнезда с птенчиками (детьми). Выбирается Злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих (юных защитников леса) — поймать на лету ленточки-«искорки», чтобы они не попали в гнезда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все «искорки» потушены. | Носильщики Участники занимают места на стульях. От них на расстоянии 10—15 шагов расположена скамья с 5—7 предметами (свеча, елочное бумажное украшение, детский утюг, чайник, газета, спички и т.п.). Кто быстрее перенесет на противоположную сторону предметы, которые каким-то образом могут спровоцировать пожар или опасную ситуацию, тот побеждает. |
Мяч в кругу Участники стоят в кругу, ведущий поочередно бросает мяч каждому ребенку. Участник ловит мяч и называет правила поведения при пожаре или легковоспламеняющиеся вещества. | Кто быстрее потушит пожар По кругу расставлены стулья, на которых находятся по одному огнетушителю (предмету-заменителю, например, полиэтиленовому баллону из-под минеральной воды, окрашенному в красный цвет). Количество стульев на один меньше, чем участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен успеть взять в руки огнетушитель. Не успевший совершить это действие, выбывает. Количество стульчиков и участников уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель (тот, который завладеет огнетушителем, чтобы быстрее потушить пожар). |
Я — пожарная машина В кругу назначаются два наблюдателя. По условиям игры никто не должен смеяться, улыбаться. Все идут друг за другом по кругу, полуприсев, и, поравнявшись с наблюдателем, поочередно произносят: «Я — пожарная машина № 1», «Я — пожарная машина № 2» и т.д. Выигрывает участник, оставшийся последним, кто ни разу не засмеялся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по правилам дорожного движения
Мною разработаны дидактические игры по правилам дорожного движения. Любому педагогу ДОУ можно пользоаваться материалом, а так же дорабатывать его по своему усмотрению....
Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста
Эти дидактические игры помогут в простой игровой форме познакомить ребенка с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. Ведь, именно в играх, дети легко и быстро запоминают то, что может им ...
Дидактические игры по правилам дорожного движения (для детей старшего дошкольного движения)
дидактические игры...
Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей старшего и подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемушка»
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения с профессором «Почемушка» представляет собой картонную папку, обклеенную самоклеющейся бумагой. На странице папки имеют...
Методическая разработка дидактической игры по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдать положено!"
Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдпть положено!". Разработка стала победителем районно...
Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»
Дидактическая играпо правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста«Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»...
Сюжетно — дидактическая игра по правилам дорожного движения «Умный пешеход» Цель: Расширять знания о правилах поведения на улице: объяснить алгоритм перехода проезжей части по нерегулируемому переходу. Учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозиро
: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста...